Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Региональная экономика
УДК 364.48 ББК 65.011.2 Т 47
КЛИНИНГОВЫМ БИЗНЕС КАК ИНСТРУМЕНТ МОДЕРНИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ
(Рецензирована)
Тищенко Андрей Николаевич,
аспирант кафедры экономики и управления Волгоградского института бизнеса, г. Волгоград Тел.: (961) 878 3931 96, е-mail: [email protected]
Аннотация. В статье предложено рассматривать отрасль клининговых услуг как подсистему инфраструктуры региональной социально - экономической системы. Рассмотрены формы влияния клинингового бизнеса на формирование и перераспределение добавленной стоимости в региональной социально - экономической системе.
Ключевые слова: клининг, инфраструктура региональной социально - экономической системы, добавленная стоимость.
CLEANING BUSINESS AS A TOOL OF MODERNIZATION OF REGIONAL SOCIO - ECONOMIC SYSTEM
Andrey Tishchenko,
post-graduate student of the Volgograd Institute of Business,Volgograd. Ph.: (961) 878 3931 96, e-mail: [email protected]
Summary. The article describes the cleaning services industry as an infrastructure subsystem of regional socioeconomic system. The author discusses the forms of influence of the cleaning business on the formation and distribution of value added in the regional socio-economic system.
Keywords: deaning, infrastructure of regional socio-economic system, value-added.
Логическую и методологическую базу российской региональной стратегии модернизации образует парадигма: экономика России - не монообъект, а многорегионалъный организм, функционирующий на основе вертикальных (центр - регионы) и горизонтальных (межрегиональных) взаимодействий и входящий в систему мирохозяйственных связей. Поэтому путь России - это неизбежный и непрерывный поиск единства в региональном многообразии при усиливающемся воздействии процессов глобализации1. Модернизация отрасли предусматривает глубокое обновления всех трансформационных (работники, техника и материалы) и трансакционных (институции, организации и информация) факторов деятельности участников
агропромышленного комплекса. Те есть это обновление, которое заменяет экономический объект -материальный, организационно - управленческий качественно новым, соответствующим образцам более высокого современного уровня2. В этой связи, необходимо выстроить организационную систему инфраструктуры региона, обеспечивающую высокий уровень добавленной стоимости и производительности труда в сферах производства и обращения.
Целью модернизации регионального экономического пространства должен стать компромисс между стремлением к большой экономической эффективности и поддержанием социальной справедливости в территориальном развитии.
1 Гранберг, А.Г. Стратегия территориального социально - экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2001. - № 9. - С.15.
45
2 Черковец, В.Н. Тенденции, типы и виды модернизации современной российской экономики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2011. - № 2. - С. 6-7.
Региональная экономика
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Необходимость модернизации клинингового бизнеса в региональной социально - экономической системе связана со значимостью определенных направлений развития, последствия которых для качества регионального экономического пространства неоднозначны:
- необходимость продолжения экономического роста на новой качественной основе;
- усиливающаяся зависимость российских регионов от мирового хозяйства;
- переход к постиндустриальному и информационному обществу с особыми функциями различных регионов;
- изменение образа жизни и связанные с этим требования к развитию социальной сферы;
- ужесточение экологических требований с переходом мирового сообщества на парадигму устойчивого развития.
Главными внутренними проблемами стратегии модернизации регионального экономического пространства на национальном уровне являются:
- модернизация системы расселения на основе новой градостроительной доктрины и аграрной реформы3;
- обеспечивающее реальную интеграцию экономического пространства развитие транспортных, энергетических, телекоммуникационных, логистических, сервисных систем на новой технической основе;
- адаптация хозяйственных структур регионов к требованиям ВТО и устойчивого развития (включая структурную перестройку промышленности, развитие инфраструктуры обслуживания, экологизацию производства и т.п.);
- регулирование миграционных потоков с учетом предпочтений населения и потребностей рынков труда.
Модернизация экономики регионов и межрегиональной инфраструктуры создаст условия для эффективного участия каждого субъекта Российской Федерации в общероссийском и глобальном рынках.
Все проектировки стратегии территориального развития следует увязывать с прогнозами и мероприятиями социальной, макроэкономической, промышленной, структурной политики. Система государственного регулирования экономики должна подвергнуться испытанию с точки зрения ее соответствия целям и задачам стратегии территориального развития и региональной политики. Применительно к клининговому бизнесу, государственное регулирование должно выполнять следующие функции: регулирующую, ценобразующую,
3 Жилина В.И. Территориальные рынки жилья: теория и практика регулирования: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - С.24
информационную, посредническую, стимулирующую, санирующую.
Организационные факторы модернизации клинингового бизнеса реализуются в таких формах, как освоение принципиально новых видов услуг очистки, новых форм учета и планирования, работы с персоналом. Современные российские клининговые компании являются лидерами в области использования современных форм найма, организации труда и оценки персонала, что особенно важно с точки зрения рабочих мест для малоимущих слоев населения. Технологии клининга являются примером сектора услуг, активно внедряющим современные технологии очистки промышленных, коммерческих, жилых объектов, формируют стимулы для развития отечественной химической промышленности и внедрению патентов российских специалистов в хозяйственную практику.
У правленческие факторы модернизации клинингового бизнеса включают в себя: метод нормирования требований к безопасности, методы подтверждения соответствия требований безопасности, методы, направленные на создание условий, при которых наступает ответственность за нарушение требований безопасности, метод формирования стандартов по уровню обеспеченности профессиональными клининговыми услугами общественных зданий. В этой связи повышается актуальность законотворческих действий выражаемых в виде следующих подзаконных актов: инструкции, приказы министерств и ведомств РФ, акты местных органов государственной власти, акты местных органов государственного управления, акты муниципальных органов управления. По нашему мнению, региональное законодательное регулирование оказания услуг очистки помещений позволит более полно учитывать местные климатические, экологические и иные условия производства услуг при разработке нормативных и методических документах. Также деятельность органов регионального и муниципального управления должна сосредоточится на установления справедливых тарифов на очистку объектов региональной и муниципальной недвижимости. Реализация управленческих факторов модернизации клинингового бизнеса невозможна без лицензирования деятельности организаций, государственного и общественного надзора и контроля.
Дополнительно можно выделить социально -воспитательные факторы модернизации клинингового бизнеса, выражаемые в вовлечении населения в процесс регулирования предоставления услуг очистки, формировании психологии собственников производственных, коммерческих и жилых помещений, моральное стимулирование социального взаимодействия.
46
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
Региональная экономика
Модернизация в системе предоставлении клининговых услуг имеет эффекты во всей региональной социально - экономической системе вследствие:
- переложив заботу о производственной, коммерческой или жилой недвижимости на клининговую компанию, потребитель может сосредоточиться на собственных бизнес - процессах. Не надо заниматься поиском уборочного персонала, контролировать его работу, вникать в технические параметры оборудования, планировать пополнение запаса химических средств;
- качество работы у профессионалов всегда выше. Даже самая лучшая собственная служба уборки не добьется тех же результатов, что у специализированной клининговой компании, с тем же уровнем затрат;
- престиж организации будет подкреплен, ведь в ее помещении будут работать квалифицированные, трудолюбивые, опрятные и вежливые уборщики;
- стоимость услуг клининговой компании не выше расходов на собственную службу уборки. Клининговые компании закладывают в стоимость контракта свою прибыль, но, при этом, экономят на масштабах при закупке химических средств и оборудования, а также минимизируют затраты на рабочую силу и расходные материалы, оптимально рассчитывая процессы уборки;
- расходы на услуги клининговой компании вычитаются из налогооблагаемой прибыли. При зачислении же уборщиков в собственный штат придется, наоборот, платить налог на фонд заработной платы;
- только клининговая компания может выполнять такие сложные специализированные работы, как, например, кристаллизация мраморных покрытий, химическая чистка мебели и мойка фасадов. Ни одна собственная служба уборки не сможет эффективно распорядиться соответствующим оборудованием или специалистами, поскольку потребность в них возникает лишь несколько раз в год, и стоимость их высока.
Таким образом, результатом модернизации предприятий клинингового бизнеса должно стать получение качественных услуг очистки в необходимом количестве и по эффективной цене. Цена на клининговые услуги с точки зрения регионального экономического пространства будет эффективной в том случае, если она обеспечит повышение эффективности производственной или коммерческой деятельности потребителя услуг очистки помещений.
Для формирования цены на клининговые услуги необходимо учитывать следующие особенности ее предоставления потребителям:
- зависимость технологического процесса от сложной инженерной инфраструктуры, привязанной к конкретной территории (сетей водопровода, канализации, теплосетей, устройств по передаче электроэнергии и т.д.);
- неразрывность или строгая последовательность процесса производства, передачи и потребления материальных носителей клининговой услуги;
- невозможность компенсации недопроизводства услуг в один период за счет более интенсивного их производства в другой;
- влияние сезонных и климатических условий на интенсивность потребления клининговых услуг;
- необходимость четкой взаимосвязи услуг очистки со всеми стадиями производственного или коммерческого процесса.
Особую значимость в эффективности предоставления клининговых услуг играет зависимость от объектов жилищно - коммунального хозяйства. Объекты жилищно - коммунального хозяйства характеризуется пониженным уровнем надежности4. При этом для модернизации и ремонта основных фондов в сфере жилищно - коммунального обслуживания региона необходимы значительные капитальные вложения. Ограниченность бюджетных ресурсов не позволяет регионам самостоятельно модернизировать и реконструировать коммунальное хозяйство, поэтому актуальным является разработка программ социального партнерства региона и бизнеса, вовлекающего частных инвесторов в сферу коммунального хозяйства. Крупные клининговые компании заинтересованы в создании данного механизма для расширения своей клиентской базы, повышения качества и безопасности предоставляемых услуг и снижение их себестоимости.
Для реализации экономически эффективного и технологически современного процесса оказания клининговых услуг необходимо на уровне региона осуществить следующие мероприятия:
- сформировать систему территориального планирования развития клинингового бизнеса, с точки зрения формирования доходной базы регионального бюджета, создания рабочих мест и потребления клининговых услуг, применительно к объектам региональной недвижимости;
- усовершенствовать процедуру тарифного регулирования в системе региональных и муниципальных закупок клининговых услуг;
- обеспечить развитие конкуренции и снижение административных барьеров на рынке регионального и муниципального заказа, создание эффективных механизмов борьбы с высоким уровнем монополизации и административного протекцио-
4 Жилина, В.И. Территориальные рынки жилья: теория и практика регулирования: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - С.26.
47
Региональная экономика
Научный вестник ЮИМ №3' 2014
низма, усиление прозрачности конкурентных процедур регионального и муниципального заказа;
- создать условия для создания системы льготного кредитования для организаций клинингового бизнеса, участвующих в финансировании реконструкции и модернизации объектов инженерной и жилищно - коммунальной инфраструктуры;
- стимулировать применение эффективных технологий строительства производственных, коммерческих и жилых объектов;
- предоставлять заинтересованным клининговым организациям информацию из системы государственного учета объектов недвижимости;
- сформировать и реализовать систему защиты прав потребителей клининговых услуг.
При определении форм развития клинингового бизнеса в региональном экономическом пространстве необходимо учитывать принципы:
1. Комплексность, предусматривающую нацеленность на все стороны общественного развития, а не только экономическую.
2. Долговременность, основанную на обеспечении многолетнего эффекта всей региональной экономической системы.
3. Сопряженность с глобальной государственной стратегии общественного развития в условия членства России в ВТО.
4. Централизованность, направленных на уровень государственных интересов в сфере формирования государственных доходов и обеспечения безопасности труда и жизнедеятельности.
Таким образом, клининговый бизнес, являясь отраслью повсеместного размещения, создает положительные эффекты для развития социально - экономической системы региона. При этом клиниговый бизнес является не только объектом модернизации процесса оказания услуг, но и сам выступает инструментом модернизации для таких региональных подсистем как жилищно - коммунальное хозяйство, региональное и муниципальное управление, производственная и коммерческая инфраструктура.
ИСТОЧНИКИ:
1. Гранберг А.Г. Стратегия территориального социально -экономического развития России: от идеи к реализации // Вопросы экономики. - 2001. - № 9. - С.15-17.
2. Жилина В.И. Территориальные рынки жилья: теория и практика регулирования: монография. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2008. - 550с.
3. Черковец В.Н. Тенденции, типы и виды модернизации современной российской экономики // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. - 2011. - № 2.
- С. 6-12.
4. Хашева З.М., Молчан А.С. Стратегии и инструменты управления устойчивым развитием региональных социально-экономических систем. - Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2014.
5. Хашева З.М. Функциональное преобразование внутренней среды экономической системы региона // Региональная экономика: теория и практика. - 2013. - № 39.
- С. 2-8.
48