ЭКОНОМИКА, УПРАВЛЕНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА
УДК 338.45:69
Г.Г. Малыха, А.Ю. Решетова*, В.Н. Черных*
ФГБОУВПО «МГСУ», *ООО «Фирма ГИПРОКОНЛ-Д»
ПОСТРОЕНИЕ МЕТОДИКИ КРИТЕРИЕВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ТОРГОВ НА ПРОЕКТИРОВАНИЕ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
Дана оценка существующим критериям торгов на проектирование. Для модернизации механизмов оценки качества проектных работ предложены новые компоненты критериев. Проведен анализ критериев при взаимодействии друг с другом. Показаны преимущества предложенных критериев (подкритериев) оценки.
Ключевые слова: торги, проектирование, открытый конкурс, критерии оценки заявок, значимость критериев.
Оптимизация критериев, позволяющих объективно оценить опыт претендента (проектной организации) и качество продукта проектирования (проектной документации), — актуальная задача.
Предлагаемая методика основана на введении новых критериев (под-критериев), которые во взаимодействии с действующим, определенным Законом о контрактной системе, позволят разработать оптимальную методику оценки конкурсных заявок участников торгов и определить оптимального кандидата [1].
Часть 1 статьи 32 Закона о контрактной системе определяет критерии оценки заявок на участие в конкурсе. В соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013 г. «Об утверждении правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» они определены как стоимостные и нестоимостные.
Стоимостные: цена контракта; расходы на эксплуатацию и ремонт товаров (объектов); использование результатов работ; стоимость жизненного цикла товара (объекта); предложение о сумме соответствующих расходов заказчика, которые он понесет по энергосервисному контракту.
Нестоимостные: качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок; квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов; наличие деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации [1, 2].
В силу своей специфики перечень критериев для оценки заявок на участие в открытом конкурсе сокращается до трех. Таким образом, остаются такие критерии, как «цена контракта», «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок», «квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необхо-
димых для исполнения контракта материальных ресурсов, наличие деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» [1, 2].
В настоящее время стоимостные критерии имеют наибольший вес (более 70 %) при проведении оценки заявок на конкурс. Эта ситуация приводит к тому, что победителем в конкурсе выбирается малоопытная проектная организация, которая значительно снижает стартовую цену. Следует отметить, что расчет стартовой цены конкурса производится заказчиком на основании сметы на проектно-изыскательские работы, выполненной по федеральным или территориальным расценкам, что само по себе никак не может содержать существенных резервов по затратам на выполнение работ. Процент снижения стартовой цены для качественного выполнения работ может быть достигнут только за счет опыта и квалификации участника и не превышает 5 % от расчетной стартовой цены. Все остальные дисконты появляются исключительно в ущерб качеству работ. Заказчику, получившему такого исполнителя, приходится через какое-то время расторгать государственный контракт из-за невыполнения сроков и объемов работ и заново проводить торги. Такая ситуация ведет к срыву сроков реализации федеральных инвестиционных программ и к увеличению стоимости объекта.
Для предотвращения такой практики настоящая методика предлагает стоимостным критериям оставлять не более 30 % веса при оценке заявки.
Основными критериями оценки заявки претендента должны стать качественные критерии. Это, прежде всего, — качество продукта проектирования (проектной документации) и квалификация претендента.
Новые компоненты критериев (подкритериев) отнесены к показателям нестоимостного критерия «квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, наличие деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» [1, 2].
Первый предлагаемый подкритерий будет отвечать требованию — «наличие у участника размещения заказа положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы аналогичных предмету конкурса работ». Здесь заказчику необходимо довести до участника размещения заказа необходимость представления только тех заключений, где участник торгов не только являлся генеральным проектировщиком по выполнению работ, аналогичных предмету конкурса, но и разработчиком основных разделов проекта. Этот критерий может сказать о качестве выпускаемой участником конкурса проектной документации. При оценке заявок данный факт сможет дать организации-участнику преимущество в баллах перед другими участниками торгов, не имеющими таковых заключений.
Такой показатель оценки, как «наличие у участника размещения заказа свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительных решений, аналогичных предмету конкурса работ», может дать ему дополнительные баллы, победу в конкурсе и заключение контракта. Здесь участник конкурса должен предоставлять только те свидетельства, в которых он закреплен как
автор архитектурно-градостроительного решения аналогичного предмету конкурса.
В соответствии с Постановлением Правительства Москвы № 284-ПП от 30.04.2013 г. «Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве» данное свидетельство является документом, выдаваемым Комитетом по архитектуре и градостроительству города Москвы (Москомархитектуры) или его структурными подразделениями. Документ удостоверяет соответствие местоположения объекта и его функционального назначения объемно-планировочным, архитектурным, композиционным и другим характеристикам объекта [3].
Без получения такого свидетельства проект не сможет пройти государственную вневедомственную экспертизу и получить положительное заключение.
Такое свидетельство является неотъемлемой частью проекта и вследствие прохождения согласования в государственных органах РФ, необходимого для его получения, — важной составляющей контроля качества выполняемых проектных работ и соответствия требованиям и нормам проектирования.
Подкритерий «наличие у участника размещения заказа разрешения на ввод в эксплуатацию аналогичных предмету конкурса работ» позволит заказчику судить об участнике конкурса как об организации, которая смогла не только запроектировать тот или иной объект, но и сопровождать его на всем этапе строительства, реализовать принятые проектные решения. На основании этого, заказчику, помимо документа, подтверждающего выполнение работ в полном объеме (разрешение на ввод объекта в эксплуатацию), необходимо требование акта итоговой проверки вневедомственной комиссии, который подписан генеральным проектировщиком (участником торгов).
«Наличие у участника размещения заказа договора на ведение авторского надзора» — заключительный нестоимостной подкритерий оценки качества работ. Авторский надзор за проектом осуществляют для того, чтобы выполняемые строительно-монтажные работы соответствовали принятым проектным решениям объекта капитального строительства. Добросовестные организации-участники, заинтересованные в устойчивой репутации и стремящиеся обеспечить высокое качество строительной продукции и услуг, принимают собственные стандарты системы менеджмента качества, в которые входит обязательное осуществление авторского надзора и ведение соответствующего журнала. Наличие данного требования у организации-участника говорит о ее заинтересованности соответствия хода строительства объекта принятым проектным решениям, ответственного отношения к выполненным проектам.
Представим введенные показатели более наглядно.
По критерию «квалификация участников закупки, включая наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и иных необходимых для исполнения контракта материальных ресурсов, наличие деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации», установлено, например, 10 подкритериев общей значимостью 100 баллов. Подкритериями могут выступать такие показатели, как наличие у участника размещения
заказа «положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы аналогичных предмету конкурса работ», «свидетельства об утверждении архитектурно-градостроительных решений аналогичных предмету конкурса работ», «разрешения на ввод в эксплуатацию аналогичных предмету конкурса работ», «договора на ведение авторского надзора» [1, 2]. При этом для оценки по данному критерию участнику конкурса необходимо представить документы, которые подтверждают его квалификацию. В случае непредставления таких документов заказчик не может отказать в допуске к участию в торгах такому участнику, но вправе оценить его квалификацию со значимостью в 0 баллов. Более подробно подкритерии оценки и их значимость представлены в таблице.
Подкритерии оценки торгов на проектирование в форме открытого конкурса
Подкритерии Значимость, балл
Подкритерий 1. Наличие у участника размещения заказа положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы аналогичных предмету конкурса работ за 2012—2014 гг. При этом установлено, что под наличием положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы подразумеваются проекты по работам, выполняемым ранее участником, виды которых соответствуют основным видам работ согласно конкурсной документации. В качестве документов, подтверждающих квалификацию участника размещения заказа за 2012—2014 гг., принимаются во внимание заверенные копии положительных заключений государственной вневедомственной экспертизы 40
Количество имеющихся у участника размещения заказа положительных заключений — свыше 11 (одиннадцати) 40
Количество имеющихся у участника размещения заказа положительных заключений — от 7 (семи) до 11 (одиннадцати) 25
Количество имеющихся у участника размещения заказа положительных заключений — от 5 (пяти) до 6 (шести) 10
Количество подтверждений — до 3 (трех) 5
Информация по указанному подкритерию не предоставлена 0
Подкритерий 2 25
Количество подтверждений — У 25
Информация по указанному подкритерию не предоставлена 0
Подкритерий 3 20
Количество подтверждений — Ш 20
Информация по указанному подкритерию не предоставлена 0
Подкритерий N 15
Количество подтверждений — 2 15
Информация по указанному подкритерию не предоставлена 0
Итого 100
Более того, в качестве показателей по данному критерию заказчик может указать также такие предусмотренные законом подкритерии, как «квалификация трудовых ресурсов компании, участвующей в конкурсе (руководители и ключевые специалисты)»; «опыт участника по выполнению аналогичных видов работ»; «наличие у участника материально-технических ресурсов для необходимого ведения работ»; «наличие трудовых ресурсов у участника закупки»; «деловая репутация».
Применение такой методики оценки конкурсных заявок позволит не только соединить новые ее компоненты с законодательно действующими, но и дать реальный результат во взаимодействии их друг с другом при определении победителя в пользу более достойного кандидата (участника торгов).
Участник размещения заказа сможет показать себя организацией высококвалифицированной, добросовестной, качественно выполняющей работы по проектированию, умеющей выполнять работы в поставленные сроки в строгом соответствии с действующими на территории РФ нормативами. В силах такой организации создавать проекты, отличающиеся как архитектурно-художественной эстетикой, так и высокой технологичностью.
Библиографический список
1. О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ. с изм. и доп. от: 02.07, 28.12.2013 г., 04.06, 21.07.2014 г. Режим доступа: http://base.ga-rant.rU/70353464/1/#block_1000. Дата обращения: 20.07.2014.
2. Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд : Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 г. № 1085. Режим доступа: http://ivo.garantш/SESSЮN/PILOT/main.htm. Дата обращения: 20.07.2014.
3. Об оптимизации порядка утверждения архитектурно-градостроительных решений объектов капитального строительства в городе Москве : Постановление Правительства Москвы № 284-ПП от 30.04.2013 г. с изм. и доп. от 14.05.2014 г. Режим доступа: http://base.garant.ru/70373462. Дата обращения: 20.07.2014.
Поступила в редакцию в августе 2014 г.
Об авторах: Малыха Галина Геннадьевна — доктор технических наук, профессор, профессор кафедры строительства объектов тепловой и атомной энергетики, Московский государственный строительный университет (ФГБОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8 (495) 781-80-07, [email protected];
Решетова Анна Юрьевна — заместитель руководителя отдела развития, ООО «Фирма Гипрокон Л-Д», 129090, г. Москва, ул. Гиляровского, д. 7, 8 (495) 933-87-21, [email protected];
Черных Виктория Николаевна — руководитель отдела развития, ООО «Фирма Гипрокон Л-Д», г. Москва, ул. Гиляровского, д. 7, 8 (495) 933-87-21, [email protected].
Для цитирования: МалыхаГ.Г., РешетоваА.Ю., ЧерныхВ.Н. Построение методики критериев при проведении торгов на проектирование в строительстве // Вестник МГСУ 2014. № 9. С. 116—122.
G.G. Malykha, A.Y. Reshetova, V.N. Chernykh CRITERIA PROCEDURE DEVELOPMENT FOR TENDER IN CONSTRUCTION DESIGN
This article deals with the problem of criteria optimization in order to objectively evaluate the experience of an applicant (a project organization) and the quality of a design product (project documentation).
The methodology to be developed is based on introduction of new evaluation criteria (sub-criteria) that in conjunction with the applicable criteria specified by the Law on the Contract System will allow developing the optimal procedure to evaluate competitive bids of the participants in tenders and determining the most appropriate candidate, with whom the contract will be further concluded.
The article analyzes the existing criteria and their interaction with each other and describes the specifics of tenders for design in the form of open competition. The list decreases to three criteria, such as "contract price", "quality, functional and environmental characteristics of a procurement facility", "qualification of procurement participants, including availability of financial resources, equipment and other material resources necessary for the execution of the contract material resources, the presence of goodwill, professionals and other employees of a certain experience level". However, in order to upgrade the quality of assurance procedures for the design works to be performed, it was decided to apply new evaluation criteria (sub-criteria) components, such as "availability of positive findings of the state out-of-departmental examination that are similar to the subject of competition, on a participant in placement of order", "availability of the certificate on approval of architectural and urban planning decisions that are similar to the subject of competition, on a participant in placement of order", "availability of the permit for the commissioning of facilities that are similar to the subject of competition, on a participant in placement of order", "availability of the contract for designer's supervision with a participant in placement of order". The article describes in detail the above evaluation criteria (sub-criteria) and presents a new procedure of evaluation of competitive bids, which will allow combining its new components with those existing under the law and giving the actual result of their interaction with each other in determination of a winner, i.e. a more well-deserved candidate (a tenderer).
Thus the requirements given above are met, the participants in order placement will be able to declare themselves as organizations that are highly skilled, fair and able to perform the high-quality design works, know how to perform work in due time and in strict compliance with the current regulations of the Russian Federation and are able not only to show a creative approach to solving the objectives, but also to create a project characterized by both architectural and artistic aesthetics and its high technological effectiveness.
Key words: tender, design, open competition, tender evaluation criteria (sub-criteria), significance of criteria.
References
1. O kontraktnoy sisteme v sfere zakupok tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd : Federal'nyy zakon ot 05.04.2013 № 44-FZ. s izmeneniyami i dopolneniyami ot: 02.07, 28.12.2013 g, 04.06, 2107.2014 g. [Federal Law No. 44-FZ from 05.04.2013 On the Contract System in the Procurement of Goods, Works and Services to Meet the State and Municipal Needs. With Amendments and Additions from 02.07, 28.12.2013, 04.06, 2107.2014]. Available at: http://base.garant.ru/70353464/1/#block_1000. Date of access: 20.07.2014.
2. Ob utverzhdenii Pravil otsenki zayavok, okonchatel'nykh predlozheniy uchastnikov zakupki tovarov, rabot, uslug dlya obespecheniya gosudarstvennykh i munitsipal'nykh nuzhd: Postanovlenie Pravitel'stva RFot 28.11.2013 g. № 1085 [Resolution of the Government of the Russian Federation No. 1085 dated 28.11.2013 On Approval of the Rules for Evaluating Bids and Final Offers of the Participants of Procurement of Goods, Works and Services to Meet the State and Municipal Needs]. Available at: http://ivo.garant.ru/SESSION/PILOT/main.htm. Date of access: 20.07.2014.
3. Ob optimizatsii poryadka utverzhdeniya arkhitektumo-gmdostroitel'nykh resheniy ob"ektov kapital'nogo stroitel'stva v gorode Moskve : Postanovlenie Pravitel'stva Moskvy № 284-PP ot 30.04.2013 g. s izmeneniyami i dopolneniyami ot 14.05.2014 g. [Resolution of the Government of Moscow No. 284-PP dated 30/04/2013 On Optimization of the Procedure for Approval of Architectural and Town Planning Concepts of Capital Construction Projects in the City of Moscow. With Amendments and Additions from 14.05.2014]. Available at: http:// base.garant.ru/70373462. Date of access: 20.07.2014.
About the authors: Malykha Galina Gennad'evna — Doctor of Technical Sciences, Professor, Department of Thermal and Nuclear Power Plants Construction, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; +7 (495) 781-80-07; [email protected];
Reshetova Anna Yur'evna — Deputy Director, Development Department, Giprokon L-D, 7 Gilyarovskogo str., Moscow, 129090, Russian Federation; +7 (495) 933-87-21; [email protected];
Chernykh Viktoriya Nikolaevna — Head, Development Department, Giprokon L-D,
7 Gilyarovskogo str., Moscow, 129090, Russian Federation; +7 (495) 933-87-21; giprokon@ awax.ru.
For citation: Malykha G.G., Reshetova A.Yu., Chernykh V.N. Postroenie metodiki kriteriev pri provedenii torgov na proektirovanie v stroitel'stve [Criteria Procedure Development for Tender in Construction Design]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2014, no. 9, pp. 116—122.