Ю. С. Матросова
ПОСТРОЕНИЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОСНОВНОЙ ШКОЛЕ КАК УСЛОВИЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОТ УЧЕБЫ
В статье рассматривается проблема отчуждения современных подростков от школы и от учения, раскрываются возможности личностно-ориентированного образовательного процесса в преодолении отчуждения.
Ключевые слова: отчуждение от школы, личностно-ориентированный образовательный процесс, преодоление отчуждения, подростки, школа.
Yu. Matrosova
BUILDING A PERSONALITY-ORIENTED EDUCATIONAL PROCESS AT THE BASIC SCHOOL AS A CONDITION OF OVERCOMING OF ALIENATION
OF PUPILS FROM SCHOOL
The article consider the problem of the alienation of teenagers from school and from learning and reveals the possibilities ofpersonality-oriented educational process in overcoming exclusion.
Keywords: alienation from school, student-centered educational process, the overcoming of alienation, teenagers, school.
В современном мире образование является неоспоримой ценностью, его место и роль уникальны. Образование сегодня становится основным ресурсом развития любой страны, фактором, обеспечивающим ее стабильность и прогресс. В то же время именно образование оказывается самым масштабным социальным институтом, через который осуществляются трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. По мнению В. И. Слободчикова, фактически речь идет о постановке беспрецедентной для образования задачи: оно должно стать универсальной формой становления и развития базовых способностей человека, позволяющих ему быть и отстаивать собственную человечность; быть не только материалом и ресурсом социального производства, но прежде всего — подлинным субъектом культуры и исторического действия [8]. В таких условиях возрастает личностная значимость образования для каждого человека, увеличивается мера свободы и ответственности человека за собственное благополучие и за благополучие общества. В этой связи все более непонятным кажется характерное для многих российских школьников нежелание учиться, устойчивое и возрастающее с переходом из класса в класс. Многие из них учатся только потому, что не учиться — нельзя.
Анализ исследований школьного образования (О. В. Акулова, Е. В. Пискунова, О. Б. Даутова, М. А. Пинская, Д. И. Фрумин, В. В. Сериков, М. М. Поташник, М. В. Левит, Б. И. Хасан и др.), а также современной образовательной практики убеждает, что одна из причин такой ситуации связана с тем, что образовательные потребности и ожидания современных школьников вступают в противоречие с формами жизненных практик, транслируемых школой, которая уже не обеспечивает в необходимой степени позитивную со-
циализацию ученика. Школа начинает утрачивать свои образовательные функции, что порождает отчуждение обучающихся от школы и от знаний.
«Отчуждение» — понятие многозначное и многоаспектное. Оно является предметом исследования в культурологии, философии, психологии, социологии. Значительный интерес к изучению феномена отчуждения отмечается в трудах западных и отечественных философов Х1Х-ХХ веков. В современном мире проблема отчуждения приобретает особую актуальность в связи с растущим отчуждением подрастающего поколения от традиционных ценностей, от взрослых, друг от друга. Зачастую это приводит к обостренной конфликтности подростков, агрессивности, падении интереса к учебе, участившихся побегах из дома и др.
Именно эти проявления выступают основанием того, что в психологической, педагогической науках феномен отчуждения становится предметом исследования применительно к подрастающему поколению. В этом случае исследователи говорят об «отчуждении в образовании», «отчуждении от учебного процесса», «отчуждении от школы» и т. п.
Анализ исследований (Е. А. Александровой, В. В. Горшковой, Э. Н. Гусинского, О. Е. Лебедева, Е. Ю. Федоренко, И. Д. Фрумина, А. А. Остапенко, К. Н. Поливановой, Г. К. Селевко, М. Скотта, В. И. Слободчикова, А. Н. Тубельского) позволил определить сущность понятия «отчуждение школьников от учения», которую выражает следующее утверждение: «отчуждение — это процесс превращения ученика в объект для достижения чуждых ему целей учителя, школы, заключается в «разрыве» ценностей-ожиданий ученика и условий его образовательной деятельности в школе».
К наиболее типичным проявлениям этого явления у подростков можно отнести следующие:
- утрату чувства свободы, автономии;
- слабую социальную активность личности, отсутствие стимулов к самосовершенствованию;
- отсутствие мотивации к учению;
- психологический дискомфорт, напряжение, комплекс вины;
- чувство страха, одиночества, собственной ненужности;
- нежелание посещать школу, школьную фобию;
- неуверенность в будущем, невозможность осознать свои возможности, нежелание продолжать образование (в том числе получать профессию);
- неприятие «взрослых» ценностей, сопротивление поручениям.
В исследовании современной ситуации отчуждения школьников от учебы установлено, что для многих учителей характерно недостаточное знание своих учеников, ориентация на обыденное мнение о современных подростках, а не на современные профессиональные знания, что не позволяет в достаточной мере реализовать важнейшую функцию профессиональной деятельности современного учителя — функцию содействия образованию школьника и поддержки учеников в образовательном процессе [6].
Основной причиной отчуждения подростков от учебного процесса и от школы остается ориентация процесса обучения на усвоение предметного содержания образования, оторванность его от реальной жизни и, как следствие, отсутствие у школьников мотивации к учению. О. Е. Лебедев указывает, что сегодня в условиях утраты школой позиций монополиста в сфере образовательной информации снижается значимость сложившегося содержания школьного образования. Попытка же школы удержать свои позиции за счет использования привычных механизмов принудительного обучения успеха не имеет: в школе
учатся «другие дети». По мнению О. Е. Лебедева, смыслом образования является формирование у учащихся опыта решения проблем, который может быть использован за рамками образовательного процесса — в познавательной, трудовой, общественно-политической, культурно-досуговой, семейно-бытовой и других сферах деятельности. Однако в современной школе наблюдается «предметная» целевая ориентация, следствием которой и становится отчуждение учащихся от школы. При таком подходе процесс образования превращается в накопление «строительного материала», школьники приобретают даже не систему знаний, а их совокупность [2].
Поиск путей предупреждения и преодоления отчуждения современных школьников от учебы, на наш взгляд, следует начинать с выявления возможностей современного образовательного процесса. Основной особенностью современного образовательного процесса является его личностно-ориентированный характер. Такой образовательный процесс предполагает ориентацию на выявление, раскрытие и реализацию личностного потенциала учащихся, исходя из природного потенциала каждого ребенка. Построение личностно-ориентированного образовательного процесса обеспечивает становление индивидуально-неповторимого опыта, выработку своего личностного знания, собственного мнения, собственного стиля поведения, собственной структуры деятельности. В этом случае в качестве главной цели своей деятельности учитель выдвигает цель содействовать развитию личности ученика средствами своего предмета.
Подчеркнем, что предупреждение и преодоление отчуждения школьников от учебы во многом зависит от сформированности умения учителя «видеть» ученика в образовательном процессе. Решение этой профессиональной задачи предполагает, что учитель способен:
• отбирать показатели освоения предмета в соответствии с возрастными особенностями;
• отбирать и использовать диагностический инструментарий изучения индивидуальных особенностей школьников;
• создавать у школьников мотивацию к учению;
• отслеживать результативность освоения школьниками образовательной программы, выявлять их достижения и проблемы [4].
Другими словами, для успешного проектирования личностно-ориентированного образовательного процесса современному учителю необходимы умения учитывать многообразие учащихся и сложности учебного процесса, потребности учащихся, различные контексты, в которых проходит обучение. Реализация этой задачи возможна, если учитель обладает умением осуществлять педагогическую диагностику. Основное ее назначение заключается в определении механизмов поддержки ученика в процессе самоопределения путем анализа данных диагностики о личностных качествах ученика, его профессиональных намерений, отношения к учебным предметам, что, в свою очередь, предполагает использование учителем гуманитарных (качественных) методик диагностики, поскольку они направлены на познание человеческой субъективности, индивидуальности, духовного мира ученика, его личностных ценностей. К основным методам гуманитарной диагностики, которые может использовать учитель в образовательной практике, относятся методы включенного наблюдения, беседы, анализа продуктов деятельности, биографический метод.
В этом случае педагогическая стратегия построения образовательного процесса существенным образом меняет характер взаимодействия учителя и ученика, создавая атмо-
сферу сопереживания, событийности, эмоциональной и ценностно-смысловой насыщенности образовательного процесса. Неслучайно психологи отмечают возрастание значимости коммуникативного аспекта как мотивирующего учебную деятельность [7].
Известно, что образовательный процесс можно с достаточной полнотой раскрыть через основное дидактическое субъект-объект-субъектное (Б-О-Б) отношение, которое является «ядром» процесса обучения, отражая все основные связи и существенные противоречия преподавания и учения [9].
Поэтому, помимо особенностей взаимодействия учитель — ученик, необходимо рассмотреть особенности содержания учебного материала. При проектировании личностно-ориентированного образовательного процесса знание учеников позволяет определить совокупность тех учебно-познавательных и учебно-практических задач, которые интересны, значимы для школьников. Такими задачами являются ситуационные задачи. Специфика ситуационных задач заключается в том, что они:
• носят ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для их решения необходимо конкретное предметное знание;
• позволяют интегрировать знания, полученные в процессе изучения разных предметов;
• требуют использования знаний разных видов (информационных, процессуальных, оценочных, рефлексивных), освоение которых способствует накоплению и преобразованию личностного опыта школьника.
Решение ситуационных задач позволяет школьнику овладеть умениями быстро ориентироваться в разнообразной информации, самостоятельно и быстро отыскивать необходимые для решения проблемы сведения и, наконец, научиться активно, творчески пользоваться своими знаниями.
Построение образовательного процесса на основе учебных задач позволяет школьнику самостоятельно или с помощью учителя выбирать временные, пространственные, информационные, коммуникативные и технологические ресурсы, что создает предпосылки для перерастания учебно-познавательной деятельности школьника в познавательную или самообразовательную деятельность [1].
Анализ образовательной практики свидетельствует, что изменения содержания образования обусловливают необходимость внедрения в практику работы учителя новых образовательных технологий, прежде всего исследовательских, проектных, групповых и рефлексивных технологий. Предупреждению отчуждения может способствовать применение гуманитарных образовательных технологий как разновидности социальных технологий, основанных на практическом использовании знаний о человеке в целях создания условий для свободного и всестороннего развития личности; гуманитарные технологии базируются на ценностях жизни, уважении личности, человека и создают положительные жизненные стратегии, приводящие к успеху. Важно отметить, что ядром гуманитарных технологий является понимание, причем для педагогической деятельности особое значение имеет такой вид понимания, который был назван Ф. Шлеймахером конгениальным пониманием. Этот вид понимания является непосредственным и реализуется лишь через искреннее чувство. Гуманитарные образовательные технологии могут трактоваться как технологии производства, упаковки и внедрения смыслов [3]. С их помощью учитель может создавать условия для проявления открытости в оценках, свободы мнений в диалоге, осуществлять содействие ученику в его самореализации и развитии.
В последние два десятилетия возникает сбалансированный взгляд на школу как на одно из конкурирующих воздействий на жизнь ребенка и подростка, недостаточно мощное, чтобы перевесить все остальные влияния (генетические, семейные, социальные, финансовые), но достаточно сильное, чтобы позитивно менять жизнь индивида [5]. Реализация в практике идей личностно-ориентированного обучения позволяет усилить в современных условиях влияние школы на самоопределение школьника и предупредить отчуждение школьников от учебы. Ориентация исследований на изучение происходящих системных изменений образовательного процесса позволит обнаружить и новые педагогические стратегии содействия и поддержки процессов развития личности ученика, которые, в свою очередь, обусловят и нахождение путей преодоления отчуждения школьников от учебы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Даутова О. Б. Изменения учебно-познавательной деятельности школьника в образовательном процессе: Монография. СПб., 2010. 300 с.
2. Лебедев О. Е. Размышления о целях и результатах // Вопросы образования. 2013. Вып. 1. С. 7-24.
3. Междисциплинарные научные исследования в инновационной системе подготовки специалистов в области гуманитарных технологий: Учебно-методическое пособие / Под науч. ред. В. В. Лаптева. СПб., 2008.
4. Педагогика: Учебник для студентов бакалавриата по направлению «Педагогическое образование» / Под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Питер, 2014.
5. Пинский А. Образование свободы и несвобода в образовании. М., 2001. С. 200.
6. Современная школа: проблема отчуждения учащихся: Коллективная монография. СПб., 2014.
7. Современный подросток: проблемы жизнедеятельности: итоги социол. исслед. / С. В. Дармо-дехин, В. Н. Архангельский, Г. М. Иващенко, Ю. И. Муратов. М.: Гос. НИИ семьи и воспитания, 2000.
8. Слободчиков В. И. Инновации в образовании: основания и смысл. [Электронный ресурс] // Городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании: [сайт] / Департамент образования г. Москвы. М., 2004-2006. URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php? action=article&id=2 (26.10.2006).
9. Тряпицына А. П. Герценовский университет новой школе: дидактические исследования кафедры 2000-2011 гг. // Вестник Герценовского университета. 2011. № 9(95).
REFERENCES
1. Dautova O. B. Izmenenija uchebno-poznavatel'noj dejatel'nosti shkol'nika v obrazovatel'nom processe: Monografija. SPb., 2010. 300 s.
2. Lebedev O. E. Razmyshlenija o celjah i rezul'tatah // Voprosy obrazovanija. 2013. Vyp. 1. S. 7-24.
3. Mezhdisciplinarnye nauchnye issledovanija v innovacionnoj sisteme podgotovki specialistov v oblasti gumanitarnyh tehnologij. Uchebno-metodicheskoe posobie / Pod nauch. red. V. V. Lapteva. SPb., 2008.
4. Pedagogika: Uchebnik dlja studentov bakalavriata po napravleniju «Pedagogicheskoe obrazovanie» / Pod obsfch. red. A. P. Trjapicynoj. SPb.: Piter, 2014.
5. PinskijA. Obrazovanie svobody i nesvoboda v obrazovanii. M., 2001. S. 200.
6. Sovremennaja shkola: problema otchuzhdenija uchashhihsja: Kollektivnaja monografija. SPb., 2014.
7. Sovremennyj podrostok: problemy zhiznedejatel'nosti: itogi sociol. issled. / S. V. Darmodehin, V. N. Arhangel'skij, G. M. Ivashhenko, Ju. I. Muratov. M.: Gos. NII sem'i i vospitanija, 2000.
8. Slobodchikov V. I. Innovacii v obrazovanii: osnovanija i smysl. [Jelektronnyj resurs] // Gorodskoj jekspertnyj sovet po jeksperimental'noj i innovacionnoj dejatel'nosti v obrazovanii: [sajt] / Departament obrazovanija g. Moskvy. M., 2004-2006. URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 (26.10.2006).
9. Trjapicyna A. P. Gercenovskij universitet novoj shkole: didakticheskie issledovanija kafedry 20002011 gg. // Vestnik Gercenovskogo universiteta. 2011. № 9(95).