Кадровое обеспечение
УДК 355.23 М.Г. Заика*
Инновации в обучении как фактор повышения престижа образования курсантов ВВ МВД России
В статье раскрывается необходимость применения инноваций в обучении как важного фактора повышения престижа образования курсантов ВВ МВД России.
Ключевые слова: инновация, инновационные технологии, дистанционные образовательные технологии, Интернет-образование, электронный учебник, мультимедийная установка, интерактивные доски.
M.G. Zaika*. The innovation in education as the factor of prestige increasing of education of the cadets of internal troops of the ministry of interior of Russia. To show the necessity of application of educational technologies as the most important factor in increasing the prestige of education of the cadets of St- Petersburg military institute of Internal troops of the Ministry of Interior of Russia some efforts have been taken in the article.
Keywords: innovation; distance controlled educational technologies; internet-education; electronic textbook; multimedia device; interactive board.
«Мастерство офицера интеллектуально, овладение им требует напряженны1х занятий. Проверкой его профессиональны1х способностей служит применение знаний в условиях человеческой деятельности»1.
Очевидный процесс падения престижа военной службы в последнее время приостановлен, возможно, в ближайшие годы быть кадровым военным вновь станет не только престижно, но и почетно. Основой военной организации любого уровня являются офицерские кадры, подготовка которых в нашей стране ведется в высших военных заведениях и имеет давние традиции, восходящие еще к правлению Петра Первого. Трехсотлетний опыт развития русской военной школы прошел испытание временем и может считаться национальным достоянием. И в те далекие времена, и сейчас военноучебные заведения настойчиво держат курс на совершенствование качества, эффективности обучения и воспитания курсантов, слушателей, уделяя особое внимание усилению практической направленности обучения, повышению военно-профессиональной подготовки выпускников.
«В период реформирования и становления гражданского общества в новой России вопросы армии и образования получили неожиданно новое звучание. Необходимостью стало эффективное усиление процесса реформ, как в армии, так и в образовании при взаимном сочетании интересов» [2].
Что такое «инновационная армия», о которой говорил на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года» наш президент? «Инновационная армия — это кардинальное улучшение всех качественных параметров, профессионализма каждого военнослужащего, технической обеспеченности, слаженности органов военного управления, всех видов обеспечения. Т.е. повышение этих качественных параметров до такого состояния, которое обеспечит должное функционирование сложнейшей системы» [3].
Начало профессионализма военнослужащего — это то военное учебное заведение, где он получил образование. Чем определяется престиж высшей военной школы для молодого человека, решившего
* Заика, Марина Геннадьевна старший преподаватель кафедры математических и естественнонаучных дисциплин, соискатель Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России, майор. Адрес: Россия, 198206, Санкт-Петербург, ул.
Пилютова, д. 1. (812) 730-16-10.
* Zaika, Marina Gennadievna, the senior teacher of the chair of mathematical and natural-science disciplines of St.-Petersburg military institute of Internal troops of the Ministry of Interior of Russia, major. Address: Russia, 198206, St.-Petersburg, Pelyutova, 1.
Статья поступила в редакцию 10 июня 2010 года.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
отдать всего себя служению отечеству? Прежде всего для такого выбора необходимы призвание или желание, позитивный образ защитника отечества, последовательное соблюдение государством социальных гарантий для военнослужащих, реализация возможностей, заложенных в самом учебном процессе. Профессия должна быть востребована в обществе, а для этого получаемые знания должны соответствовать самым высоким современным мировым стандартам. Для того чтобы образование курсантов было разносторонним, кроме военно-профессиональных дисциплин необходимо уделять внимание гуманитарной, естественнонаучной и общей профессиональной подготовке. Для выполнения своих задач на высоком уровне будущий офицер должен представлять себе как эти области знаний могут способствовать его службе. Если он будет изучать только военно-профессиональные дисциплины, то не сможет по-настоящему развить свои аналитические способности, интуицию и воображение.
Научно-технический прогресс XX в., особенно его конец, вызвал бурный рост объема информации и развитие новых информационных технологий. В начале XXI в. потребность в высококлассных специалистах будет только нарастать, следовательно, уровень образования курсантов должен быть таков, чтобы обеспечивать им возможность использования новейших высокоэффективных систем вооружения и военной техники.
Содержание образования, изменение его объема требуют постоянного поиска новых организационных форм обучения. Изменяется и отношение преподавателей к самому факту освоения и применения педагогических нововведений. Сейчас инновационная деятельность приобретает более исследовательский, творческий характер и именно поэтому является важным создание условий для их успешной разработки и применения.
Самые прогрессивные идеи в системе образования зачастую отрабатывались на переднем крае
— в сфере военного образования. Так, например, в середине XVIII в., когда были созданы кадетские корпуса, особое внимание уделялось квалификации военных преподавателей. На службу привлекались учителя с педагогическим, а позднее и с университетским образованием. В учебный план были включены такие науки, как математика, история, география, механика, гидравлика, основная экспериментальная физика и химия, иностранные языки, тактика, фортификация, артиллерия и др. Математика к тому же преподавалась на очень высоком уровне, включая передовые для того времени достижения этой науки. Т.к. конечная цель существования сильной армии не война, а мир, то военный вуз должен готовить не только эффективный боевой механизм, но и ответственного гражданина, и в этом его цели совпадают с гражданскими приоритетами.
Однако жизнь не стоит на месте и ставит перед нынешней военной школой новые проблемы, т.к. и сегодня вооруженные силы, в т.ч. внутренние войска, по-прежнему являются главным элементом системы национальной безопасности. В XXI в. их мощь будет определяться не только технической оснащенностью, выучкой личного состава, моральным духом войск, но и образованностью, искусством командного состава управлять войсками. Отличительной особенностью нынешнего военного образования является его двойственность: первое — как неотъемлемая составная часть государственной образовательной системы и получение гражданами профессионального образования; второе — как составная часть военной организации государства и получение военного образования. Однако проблема обучения по двум специальностям, особенно при подготовке командных кадров, не может считаться до конца решенной. Для улучшения качества обучения необходимо решить целый комплекс вопросов. В их числе обновление учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса, переход на эффективное использование инновационных технологий, развитие необходимой инфраструктуры телекоммуникаций.
Если говорить о мировом опыте последних десятилетий по совершенствованию подготовки военных кадров, то удельный вес общественно-политических, социальных дисциплин в учебных планах военных вузов мира существенно возрос. Иначе говоря, профессия военного руководителя наряду с военной подготовкой теперь предполагает высокую политологическую, экономическую, социологическую, духовно-нравственную подготовку, умение работать с людьми и управлять ими не только в боевых условиях, но и в мирное время, особенно в новой идеологической и политической обстановке. Что касается, например, США, то там считают, что выпускник военного колледжа, университета должен быть в первую очередь высокоинтеллектуальным, широко образованным офицером.
«Новое время требует других подходов к самой организации образовательной деятельности, т.к. с сентября 2011 года российские вузы переводятся на федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения... Это позволит перейти от массового обучения к подготовке «штучного товара» с учетом формирования общекультурных, психологических, управленческих, общевоенных и военно-профессиональных компетенций с акцентом на заданную специальность» [4].
Престижное образование для современных молодых людей означает не только то, чему они учатся, но и каким образом учатся. Переход на государственные образовательные стандарты третьего поколения требует инновационных преобразований в обучении: новых информационных образовательных технологий, различных режимов общения и форм контроля. Неизбежная модернизация образования неразрывно и органично связана с наукой и на современном этапе развития общества является важнейшим фактором национальной безопасности страны. Именно современные инновационные технологии и методы, на взгляд автора, позволяют повысить мотивацию обучения, интерес к будущей профессии и поднимают престиж военного образования. Внедрение в процесс
обучения курсантов инноваций помогает вывести на качественно новый уровень существующую систему подготовки, а также сам механизм отношения к знанию. Важно осознавать и предчувствовать перемены, уметь адаптироваться и в чем-то даже предопределять их. Все более активно протекают процессы глобализации многих сторон экономической и социально-политической жизни, стремительно возрастает поток информации, быстрыми темпами происходит развитие технологий, особенно в информационно-коммуникационной сфере. Все эти процессы естественным образом оказывают влияние на изменения в образовании. Сегодня для повышения своего качества нарождающаяся модель образования в высшей школе должна располагать механизмами динамичного саморазвития, т.е. обладать таким фактором, как инновационность.
Инновационность предполагает прежде всего специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Сюда можно отнести личностно-ориентированный подход в обучении, включающий интенсивное и разноуровневое обучение. Личностно-ориентированное обучение представляет собой дифференцированный подход к обучению с учетом уровня развития, подготовки к предмету, способностей и задатков курсанта. Ранее используемые традиционные технологии при реализации личностно-ориентированного подхода на практике доказали свою эффективность на протяжении многих лет как в нашей стране, так и за рубежом. Возможности современного периода позволяют более эффективно реализовывать личностно-ориентированные технологии через инновационные, которые вселяют уверенность в своих силах, помогают развитию навыков самообучения, дают возможность получать и обрабатывать необходимую информацию. Такая образовательная деятельность изначально привлекательна для курсантов новизной и перспективностью. Трудность заключается в том, что к началу обучения в военном вузе курсанты имеют разный входной уровень знаний. Поэтому в обучении необходимо наличие дифференцированного представления учебного материала и индивидуальных способов включенности курсантов в учебную деятельность. В этом случае происходит стимулирование у курсантов интереса к предмету, развиваются их способности, логическое и творческое мышление, формируются правильные представления о роли той или иной учебной дисциплины в военной службе.
Широкое внедрение дистанционных образовательных технологий (ДОТ) во всем мире и их постоянное совершенствование объясняется тем, что традиционные формы обучения в современном информационном обществе не в полной мере справляются с быстрым обновлением и постоянными возрастающими запросами в области знаний. Использование ДОТов на базе компьютерных, видео, мультимедиа и коммуникационных технологий позволяет эффективно решать указанную задачу.
«Дистанционное образование (ДО) — комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям специалистов и населения с помощью специализированной информационнообразовательной среды на любом расстоянии от учреждений образования» [5]. В его основу положены определенные способы передачи знаний. Источниками знаний могут быть информационные ресурсы сети — как специальным образом подготовленные, так и уже существующие в базовой телекоммуникационной среде, например, базы данных. С помощью ДО можно организовать систематическое обучение и дополнительное повышение общеобразовательного и культурного уровня курсантов. Принципиальным отличием ДО от традиционного является то, что в его основе лежит познавательная деятельность курсанта, которая формирует навыки самостоятельной учебной работы, критическое мышление, исследовательский подход в обучении. В ходе такого обучения курсанты могут научиться приобретать и применять знания, искать и находить нужные для них средства обучения и источники информации, уметь работать с этой информацией. Преподаватель, в свою очередь, может задать любую форму представления и последовательность изложения учебного материала, что позволяет использовать его для обучаемых разной степени подготовленности и для различных видов учебной деятельности. В такой организации процесса важно обеспечение обратной связи, которая позволяет осуществлять постоянный контроль над деятельностью курсантов и проблемами, которые у них возникают.
У дистанционного обучения много плюсов. Однако использование ДО во время самостоятельной подготовки к занятию или самостоятельной отработки пропущенного занятия малоизученно, особенно в условиях военного вуза, где время и место, отведенное на самостоятельную подготовку к занятию, ограничено. Как лучше организовать процесс подготовки к занятию? Каковы функции педагога и обучаемого при этом? Ответы на многие вопросы еще предстоит найти.
Таким образом, процесс дистанционного образования можно охарактеризовать как новый, перспективный вид обучения в вузах МВД. Это школа будущего, где присутствует гибкое сочетание самостоятельной познавательной деятельности курсантов с различными источниками информации, учебными материалами, специально разработанными по данному курсу, например, по математике. Наши курсанты должны иметь возможность и умение взаимодействовать со всем миром с помощью электронных коммуникаций.
В современном учебно-воспитательном процессе нельзя обойти стороной Интернет-образование, т.к. именно через этот вид образования можно прийти к дистанционному обучению. Современные информационные технологии позволяют обеспечивать занятия в стационарных условиях и в системе Интернет. При этом следует понимать, что дистанционное обучение и Интернет-образование — это понятия близкие, но не тождественные. «Интернет-образование» осуществляется с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет и оно не обязательно предполагает удаленность преподавателя и обучаемого. По отношению к понятию «дистанционное образование»
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России №9 3 (47) 2010
оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения, т.е. непосредственное использование сети Интернет.
Инновационные технологии в образовательном процессе постепенно начинают вытеснять классические формы оценки знаний, заменяя их тестовыми. Так, при аттестации вузов комиссии делают основные выводы не по итогам посещения и анализа лекций, семинарских и практических занятий, а беря в расчет преимущественно итоги тестирования обучаемых. Этим и задается направление работы высших учебных заведений. В этой связи важно ясно представлять плюсы и минусы такой системы контроля. Положительная сторона ее в том, что она позволяет осуществлять масштабный, доступный и быстрый контроль состояния уровня знаний обучаемых и своевременно вносить коррективы в организацию работы вуза, содержание образовательного процесса.
Наиболее существенным в плане инноваций в современном обучении является максимальное использование возможностей, заложенных в практических занятиях, поскольку при современном уровне развития коммуникативных средств большое значение приобретает не только Интернет, но и электронные учебники, мультимедийные установки.
Использование компьютеров на занятиях практического и теоретического обучения оправдано прежде всего в тех случаях, в которых оно обеспечивает существенное преимущество по сравнению с традиционными формами обучения. Несомненной инновацией в образовательном процессе является использование многофункционального электронного учебника (наличие гипертекста, анимационных блоков видеосюжетов, интерактивных моделей, справочных материалов) для реализации различных дидактических целей. Большинство электронных учебников по любой дисциплине являются компьютерной поддержкой обычных учебников. Электронные версии учебников часто уже приспособлены к проведению контроля знаний учащихся с использованием персональных компьютеров. Указанная технология, бесспорно, позволяет интенсифицировать процесс обучения, дает возможность оперативно оценивать знания. После работы с электронным пособием, содержащим лекционный материал, курсанту можно проверить то, чему он научился и пройти тестирование в режиме самоконтроля по теме последней лекции (занятия). При этом немаловажен тот факт, что оценка компьютера является лишь рекомендательной, и преподаватель всегда имеет возможность, получив от тестируемого разъяснения по интересующим вопросам, скорректировать полученные результаты. Вследствие этого, наиболее целесообразным представляется выставление оценки преподавателем после устного собеседования, но с учетом результатов компьютерного тестирования. Мировой опыт современных высших учебных заведений однозначно приводит к выводу, что тест должен являться лишь составной частью проверяемого задания, и исключение обучающего из процедуры выставления оценки вредит всему образовательному процессу.
Сейчас в большинстве вузов появилась возможность мультимедийного представления учебной информации на занятиях. Мультимедиа, несомненно, потенциально расширяют объем и разнообразие информации. Использование мультимедиа в обучении требует обоснованного комбинирования средств информации так, чтобы получать максимальную отдачу от их использования. Исследования показали, что, действительно, мультимедиа помогают обучаться легче и быстрее, поскольку обеспечивают большую готовность к различным предпочтениям в обучении. На практических занятиях при помощи мультимедийной установки в ряде учебных дисциплин можно проводить занятие в режиме реального времени, что значительно облегчает понимание, а, следовательно, происходит более глубокое усвоение материала. Онлайновые занятия могут включать пояснения, ссылки на ресурсы, иллюстрации, фотографии и множество вариантов действий, которые, в свою очередь, могут включать различные медиафрагменты.
Быстрое распространение получают также средства «ЗО-технологий» — трехмерных объемов в Интернете. ЗО-модель в плане проведения занятий можно рассматривать как дальнейшее усовершенствование способов представления учебного материла, значительно стимулирующих познавательный интерес. При этом курсанту вполне достаточно просто владеть интернет-технологиями на уровне пользователя — в отличие от преподавателей, которым заведомо требуются более глубокие знания и умения по организации любых видов инновационных работ.
В последние годы наряду с компьютерной техникой в образовательном процессе используют интерактивные доски. Интерактивная доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и легка в управлении, т.к. достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере.
Практика применения интерактивных досок позволяет выделить следующие направления их использования в учебном процессе.
1. Презентации, демонстрации и создание моделей. Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей, т.к. интерактивная доска помогает преподавателям излагать новый материал более увлекательно.
2. Активное вовлечение учащихся. Работа с интерактивной доской может помочь проверить знания учащихся, развить дискуссию для прояснения изучаемого материала.
3. Интенсификация занятия. Использование интерактивной доски может значительно интенсифицировать занятия. Файлы или страницы можно подготовить заранее и привязать их к другим ресурсам, которые будут доступны на занятии. Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент «перо» и сохранять записи для нового материала. Программное обеспечение для интерактивных досок позволяет четко структурировать занятия. Но важно понимать, что
эффективность и интенсивность работы с доской зависит в первую очередь от ее наличия, а во-вторых, от самого преподавателя и от того, как он применяет те или иные ее возможности. Если курсант от мотива «обязан изучить» придет к мотиву «мне интересно, я хочу это знать, мне необходимо», то это также будет являться небольшой ступенькой к повышению престижа военного образования. Решению этой задачи в значительной мере могло бы помочь использование в процессе обучения курсантов интерактивных досок. Интеграция всех инновационных технологий в образовании стимулирует познавательную деятельность, творческую инициативу, активную позицию курсантов по отношению к себе и к своему образованию.
Проанализировав различные методы и организационные формы обучения в военном вузе с применением инновационных технологий, можно сделать некоторые предварительные выводы:
— применение инновационных технологий в военном вузе способствует качественному изменению форм, методов и содержания обучения;
— изменяется роль педагога и курсантов при использовании инновационных технологий в обучении;
— необходимо продолжать исследование возможностей разработки и внедрения новых программных средств и технологий в обучении;
— использование инновационных технологий поднимает качество обучения на новый уровень, соответственно, и престиж образования военного вуза в целом.
Стремительное усложнение всех аспектов профессиональной деятельности, острая потребность в овладении большим объемом разноплановых знаний, с одной стороны, и ограниченные возможности человеческого мозга, низкая производительность труда курсантов, с другой, приводят к парадоксальной ситуации: человеку не хватает жизни, чтобы приобрести объем профессиональных и общекультурных знаний, необходимых с точки зрения объективных потребностей общества. В то же время сущность профессиональной квалификации усложняется и состоит не только и даже не столько в овладении формализованными методами, сколько в развитой интуиции, так называемом профессиональном чутье, опирающемся на знание фундаментальных свойств объектов и процессов предметной области и умение глубоко анализировать эти свойства. Подобные профессиональные качества всегда ценились в военных специалистах, а к настоящему времени их роль в связи с широким внедрением инноваций еще более возросла. Для того чтобы военное образование стало по-настоящему качественным и престижным и молодые люди стремились его получить, необходимо интеллектуальную составляющую военной профессии поднять до уровня мировых стандартов. Для этого, наряду с профессиональными дисциплинами, нужно делать упор на обладание высокими знаниями в гуманитарной и естественнонаучной областях, а также на способность к аналитическому мышлению для специфических условий практической деятельности по подготовке специалистов для ВВ МВД России.
Автор убежден в том, что необходимо стремиться синтезировать уже наработанный инновационный образовательный опыт, выбирая из него все самое лучшее и наиболее подходящее для национальных условий и совмещать его со своей практической деятельностью, своим опытом обучения, тем самым повышая престиж образования курсантов ВВ МВД России до должного уровня.
Список литературы
1. Боголюбов, В. И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. — 2005.
- № 1. - С. 39-58.
2. Волынкина, М. В. О месте инноваций в образовании [Электронный ресурс] // Центр развития инноваций: [сайт] / Институт гуманитарного образования. — М., 2005. — Режим доступа: http:// www.innovatika.ru/bibl/st2.html (26.10.2006).
3. Елизаров, Л. И., Ястребов, А. Ю., Гужеля, Л. Л. Дистанционное образование. Характеристика понятия. [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/ f82505dbb1679f7fc32571da0031c56f.
4. Кочнев, Л., Лхмадуллин, М., Лверко-Лнтонович, И. и др. Инновационная образовательная деятельность // Высшая школа в России. — 2004. — № 8. — С. 75-87.
5. Личностно-ориентированный подход в педагогической деятельности: опыт разработки и использования / под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ Сфера, 2004. — 128 с.
6. Микрюков, В. Ю. Инновации в образовании в контексте военно-патриотического воспитания учащихся // Инновации в образовании. — 2006. — № 4. — С. 233—241.
7. Новикова, Т. Г. Условия эффективности инновационной деятельности в образовании: зарубежный опыт и взгляд на российскую практику / / Школьные технологии. — 2005. — № 5. — С. 96—105.
8. Слободчиков, В. И. Инновации в образовании: основания и смысл [Электронный ресурс] // Городской экспертный совет по экспериментальной и инновационной деятельности в образовании: [сайт] / Департамент образования г. Москвы. — М., 2004-2006. — Режим доступа: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 (26.10.2006).
9. Хуторской, Л. В. Дистанционное обучение и его технологии // Интернет-журнал «Эйдос».
— 2005. — 1 сентября. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.eidos.ru/joumal/2005/ 0910-18.htm.
10. Шлыков, В. Перевод печатается с разрешения издательства: Reprinted by permisson of the publisher from «Officership as a Profession» in the THE SOLDIER AND THE STATE: THE THEORY
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 3 (47) 2010
AND POLITICS OF CIVIL-MILITARY RELATIONS by Samuel P. Huntington, pp. 7-18, Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, Copyright © 1957 by the President and Fellows of Harvard College.
Literature:
1. Bogolyubov, V. I. The innovative technologies in pedagogy // School technologies. — 2005.
2. Volynkina, M. V. About a place of innovations in education {Electronic resource} // the Center of innovation development: / The institute of humanitarian education. — {Moscow, 2005} —URL: http: / / www.innovatika.ru/bibl/st2.html (10.26.2006).
3. Elizarov, L. I., Yastrebov, D. Yu., Gugelya, A. A. The distance controlled education. The characteristic of
concept. {Electronic resource} http://emag.iis.ru/arc/infosoc/emag.nsf/BPA/
f82505dbb1679f7c32571da0031c56f.
4. Kochnev, A., Akhmadullin, M, Averko-Antonovich, I., etc. The innovative educational activity // Higher school in Russia. - 2004. - № 8.
5. The personal directed approach in pedagogical activity: the experience of development and application / Published by E.N. Stepanov - Moscow, 2004. - 128 p.
6. Mikryukov, V. Y. The educational innovations in a context of a military-patriotic upbringing of pupils / / The Innovation in education. - 2006. - № 4.
7. Novikova, T. G. The efficiency conditions of the innovative activity in education: a foreign experience and a vision at the Russian practice // School technologies. - 2005. - № 5.
8. Slobodchikov, V. I. The innovations in education: fundamentals and sense {Electronic resource} // City expert council on experimental and innovative activity in education: {site} / Moscow educational department.
- Moscow, 2004-2006. - URL: http://www.experiment-dom.ru/index.php?action=article&id=2 (10.26.2006).
9. Khutorsky, A. V. The distance controlled education and its technologies // Internet-journal «Eidos». -2005. - The 1-st of September. http: // www.eidos.ru/journal/2005/0910-18.htm.
10. Shlykov, V The translation is printed with the permission of the publisher: «Officership as a Profession» in the THE SOLDIER AND THE STATE: THE THEORY AND POLITICS OF CIVIL-MILITARY RELATIONS by Samuel P. Huntington, pp.7-18, Cambridge, Mass.: The Belknap Press of Harvard University Press, Copyright C 1957 by the President and Fellows of Harvard College.
1 Сэмюэл Хантингтон. Офицерская служба как профессия [10].
УДК 378. 14 Э.Х. Карсанов*
Профессиональная ориентация как педагогическое условие подготовки курсантов к самообразовательной деятельности
В статье анализируется необходимость профориентации курсантов как реальное явление и конкретная научная категория, имеющая сложную интегративную структуру.
Ключевые слова: профориентация, мотивация, объективные и субъективные факторы, престиж, профессиограмма.
E.H. Karsanov*. Professional orientation as a pedagogical condition of cadets’ training for self-educational activities. In article necessity of vocational guidance of cadets as the real phenomenon and the concrete scientific category having difficult integrative structure is analyzed.
Keywords: vocational guidance, motivation, objective and subjective factors, prestige, professiogram.
Актуальность проблемы профессиональной ориентации заключается в необходимости подготовки высококвалифицированных специалистов для ВВ МВД, которая обусловлена сложностью задач, выполняемых сегодня войсками по защите интересов личности, общества и государства, конституционных прав и свобод граждан. Деятельность высшей военной школы направлена на создание условий, способствующих формированию разносторонней, социально-активной личности военного специалиста и обеспечивающих высокое качество его профессиональной подготовки. Одной из важнейших задач вузов внутренних войск является совершенствование профессиональной подготовки
* Карсанов, Эдуард Хаджимуссаевич, командир курсантского батальона Санкт-Петербургского военного института внутренних войск МВД России. Адрес: Россия, 198206, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. Тел. 744-70-62.
* Karsanov, Edward Hadzhimussaevich. The commander cadet battalion of the St.-Petersburg military institute of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 198206, Saint-Petersburg, street of Letchika Pitjutova, 1. Ph. 744-70-62
Статья поступила в редакцию 24 мая 2010 г.