схема мозга предприятия
построение инструментария управления инновационной деятельностью
производственного предприятия
Аристархова М.К.
д-р экон. наук, профессор зав. кафедрой налогов и налогообложения
Порошин Ю.Г.
соискатель кафедры налогов и налогообложения, руководитель машиностроительного предприятия
Уфимский государственный авиационный технический университет
Инновационная направленность становится сегодня приоритетным вектором развития экономики государства, что находит свое отражение и в научных исследованиях и в практической деятельности хозяйствующих субъектов. Особая роль в этой связи отводится промышленности и, в частности, крупным производственным объединениям, на протяжении многих десятилетий составлявшим основу экономики. Однако, в связи со сменой экономических формаций они утратили свои позиции, а развитие инновационной деятельности, которая некогда была флагманом таких предприятий, в настоящее время затруднено из-за отсутствия действенной системы управления, способствующей эффективному внедрению последних достижений науки в производство.
Существующий сегодня на большинстве подобных предприятий котловой метод управления не позволяет планировать и контролировать общие результаты работы в разрезе ассортиментной политики, выявлять перспективные, с точки зрения развития предприятия, направления совершенствования товара. Следовательно, первоочередная задача для крупных промышленных корпораций на сегодняшний день заключается в модернизации инструментария управления, переориентации его на стимулирование инновационной деятельности. В этой связи наиболее целесообразным представляется переход к управлению, объект
которого будут составлять инновационные продуктовые центры (рис. 1). В отличие от традиционного проектного управления, подход к управлению ИПЦ предполагает смещение акцентов с управления процессами по достижению отдельных задач к комплексной системе управления производственным комплексом. При этом проектный менеджмент можно рассматривать как один из элементов управления ИПЦ, методики которого реализуются на оперативном уровне. Предметом управления становятся не характеристики проекта, а отношения, вкладывающиеся при реализации инновационными процессов производственного комплекса.
Инновационный продуктовый центр (ИПЦ) - обособленная совокупность подразделений, ориентированная на выполнение комплекса работ в рамках жизненного цикла товара. В целом же предприятие модернизируется в производственный комплекс, в рамках которого на основе общей стратегии реализуются продуктовые программы.
Инновационный продуктовый центр должен сосредотачивать в себе значительно больший комплекс работ, чем простое подразделение предприятия, организованное по предметному, технологическому или предметно-технологическому принципу. На ИПЦ предполагается возложить полный комплекс работ в рамках закрепленного за ним товара: от проведения
Рис. 1. Условия перехода к инновационным продуктовым центрам
_первоочередная
задача для крупных _промышленных
корпораций
_на сегодняшний
день заключается _в модернизации
инструментария _управления
маркетинговых исследований до организации производства продукции и создания технологии материального обеспечения и реализации созданного продукта. Кроме того, должна быть создана комплексная система логистических взаимосвязей этапов работ, имеющих самостоятельность и крупномасштабность. Ключевыми элементами механизма управления инновационной деятельностью производственного комплекса, как показано на рисунке 2, являются: построение организационной структуры управления ИПЦ, формирование производственной структуры, внедрение системы контроллинга, разработка системы стимулирования инновационных процессов.
Переход к управлению ИПЦ предполагает трансформацию существующей системы вления промышленным предприятием и выделение в ее рамках двух блоков (рис.3):
1. структуры высшего менеджмента производственного комплекса, выполняющей функцию обеспечения стабильности и реализации стратегических основ управления предприятием,
2. комбинации инновационных продуктовых центров, которая позволит оптимизировать затраты на инновационную деятельность, заинтересовать все элементы предприятия в эффективности своей работы, а также чутко реагировать на изменившиеся внутренние и внешние факторы, влияющие на инновационный продукт.
Высший уровень управления производственным комплексом имеет линейную структуру управления, элементы которой выполняют свои функции в рамках стратегического управления предприятием. Каждый сектор производственного комплекса, в свою очередь, подразделяется на отделы, отвечающие за выполнение функциональных обязанностей. Эти подразделения можно разделить на две группы:
1) формирующие состав ИПЦ,
2) работающие на уровне всего производственного комплекса.
Рис. 2. Модель реализации элементов инструментария управления ИПЦ
ВЫСШИМ УРОВЕНЬ УПРАВЛЕНИЯ ИПЦ
РУКОВОДИТЕЛЬ производственного комплекса
продуктово-техническии совет
сектор маркетинга
т
коммерческий сектор
т
финансово-экономический сектор
т
Производственный сектор
т
технический сектор
Со
отдел
исследований'
отдел проектирования
рекламный
отдел
отдел сбыта
отдел снабжения
бухгалтерия
финансово-экономичесю й отдел
и >-|
ЛЬ
Производственные цеха (1 тип)
Производственные цеха (2 тип)
складское хозяйство
отдел главного механика
отдел НИОКР
Конструкторский отдел
Технологический отдел
т^'--1
I___
РУКОВОДИТЕЛЬ ИПЦ,
ИПЦ,
и
Маркетолог
Ж
Специалист по снабжени
Ж
Специалист по сбыту
экономист
ж
ж
Производственные участки
Ж
ж
Конструктор
иТПТГ
Рис, 3• Организационная структура производственного комплекса
В первую группу входят отделы, выполняющие функции, характерные для продуктовых центров. Их сотрудники составляют структуру продуктового центра и получают двойное подчинение: в методическом плане они связаны с руководителем своего функционального подразделения, в организационном - подчиняются руководителю ИПЦ. Состав этих функциональных подразделений соответствует работам, выполняемым продуктовым центром (отделы маркетинговых исследований, рекламы, проектирования товара, сбыта, закупок, финансово-экономический, конструкторский, технологический, а также часть цехов, выполняющих работы необходимые только для конкретного продуктового центра).
В то же время, целостность функционирования всего производственного комплекса обеспечивается работой подразделений, которые не имеют связей подчинения с инновационными продуктовыми центрами (бухгалтерия, отдел НИОКР, общие производственные цеха, диспетчерская служба и др.). На построение организационной структуры производственного комплекса также влияют и косвенные факторы внешней среды. Так, например, при неопределенности законодательной системы, в составе элементов ИПЦ необходимо выделить юридическую службу, в противном случае, наличие такого подразделения достаточно на высшем уровне управления. После определения состава элементов ИПЦ, закрепления за ними характерных признаков, а также определения взаимосвязей внутри центра и с топ-менеджментом, формируется производственная структура, то есть совокупность производственных единиц ИПЦ, входящих в его состав и формы взаимосвязей между ними.
Центральным элементом инструментария управления инновационным продуктовым центром становится контроллинг, который на системной основе координирует производственные, технические, маркетинговые, коммерческие и экономические процессы функ-
инновационный продуктовый центр должен сосредотачивать в себе значительно больший комплекс работ, чем простое подразделение предприятия
Рис. 4. Реализация процессов контроллинга деятельности ИПЦ
ционирования ИПЦ. Он позволяет обеспечить выполнение взятых на себя обязательств в установленные сроки и с выполнением принятых значений показателей деятельности, то есть создает условия для повышения оперативности, что для инновационного продуктового центра является ключевым понятием.
\ика, 2008, № 8
В то же время, если в классическом понимании контроллинг выступает в качестве инструмента управления ходом производства, то в рамках ИПЦ его понимание расширяется до охвата всех стадий деятельности продуктового центра от маркетинговых исследований до процессов реализации товара (рис. 4). Построение системы контроллинга ИПЦ базируется на формировании нормативов работы его элементов, которые должны отражать как специфику деятельностьи данного элемента, так и его вклад в общую цель работы центра (рис.5).
При этом необходимо учитывать, с одной стороны вклад элемента ИПЦ в достижение целевой функции этапа деятельности продуктового
высший уровень
управления
производственным комплексом имеет линейную структуру
управления,
элементы которой
выполняют свои
стратегического
управления
предприятием
Рис. 5. Процесс формирования нормативов деятельности инновационного продуктового центра
_целостность
функционирования всего
производственного
_комплекса
_обеспечивается
_работой
_подразделений,
_которые не имеют
_связей подчинения
_с инновационными
_продуктовыми
_центрами
центра, а с другой особенности закрепленных за этим элементом специфических функций (маркетинг, производство, сбыт и т.д.). Разработанные нормативы также выполняют роль контрольных показателей, определяющих размер бюджета ИПЦ и вознаграждения его элементов, определяя четвертый элемент управления ИПЦ - систему стимулирования инновационного продуктового центра. Таким образом, представленный подход к совершенствованию системы управления производственным комплексом заключается в формировании инструментария управления, ориентированного на повышение эффективности деятельности всего предприятия за счет переключение внимания системы управления на создание и реализацию инновационного продукта в рамках продуктового центра, элементы которого заинтересованы в конечном результате своей работы.
Литература
1. Аристархова М.К., Матягина Т.В., Зуева О.К. Контроллинг как элемент оперативного управления производственным предприятием. Уфа. Изд-во: УГАТУ, 2005. - 116 с
2. Либерзон В. Управление проектами - основные понятия и методы. http://balans.ru
3. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление проектами. Справочник для профессионалов. - М.: Высшая школа, 2001. - 875 с.