ф
гиональное развитие: образование как сфера интересов инновационных сообществ: Матер. 6-й Всерос. науч.-практ. тьюторской конференции. -Томск, 2002.
7. Открытое образование и региональное развитие: Образование как сфера интересов инновационных
сообществ: Матер. 6-й Всерос. науч.-практ. тьюторской конференции. - 5-7 февр. 2001 г.
8. Тьюторство: концепции, технологии, опыт: Юбилейный сборник, посвященный 10-летию тьюторских конференций. 1996-2005. - Томск: М-Принт, 2005.
ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЗИКА КАК ОСНОВА СОВРЕМЕННОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ
POSTNONCLASSICAL PHYSICS AS THE BASIS FOR THE MODERN WAY OF THINKING
Г.Ф. Михайлишина
Существующая в настоящее время методическая система изучения физики не соответствует современному состоянию физической науки и, таким образом, не способствует формированию современного стиля мышления, которым должен обладать гармонично развитый, активно действующий специалист-профессионал. В статье приводится анализ феномена современного стиля мышления и обсуждаются принципы, которые должны лечь в основу создания методической системы изучения постнеклассической (современной) физики.
Mikhailishina G.F.
The author argues that the existing physics teaching system does not correspond to the current state of physical science and thus does not contribute to developing the modern way of thinking that should be typical of a harmoniously developed, actively operating professional. The article provides analysis of the phenomenon of modern way of thinking and discusses the principles that should form the basis for developing methods of teachingpostnonclassical (modern) physics.
Ключевые слова: постнеклассическая физика, Keywords: postnonclassical physics, way of thinking. стиль мышления.
Историю научного познания в области физики можно условно разделить на четыре этапа [1]. Каждый из них отличается, в частности, нормами исследования, доминирующими в науке. Это приводит к появлению определенного стиля мышления.
1. Предыстория физики характеризовалась близостью и даже слиянием физических и философских представлений о природе, что, несомненно, сказалось на доминирующем стиле научного мышления.
2. Этап «классической» физики (ХУН-ХУШ вв.). Идеалом физического исследования в рамках классического стиля мышления было построение завершенной, логически замкнутой и самодостаточной картины природы. В обоснование включалась идея о сведении знаний о природе к фундаментальным принципам и представлениям механики. В XIX в. место механики занимает электродинамика.
3. Этап квантово-релятивистской физики (конец XIX - середина XX вв.). Здесь в противовес идеалу единственно истинной теории допускается существование нескольких отличающихся друг от друга конкретных теоретических описаний одной и той же реальности, поскольку в каждом из них может содержаться момент объективно-истинного знания.
4. На сегодняшнем этапе развития науки мы являемся свидетелями радикальных изменений в основаниях физики, связанных с вовлечением в круг исследований качественно новых объектов. Эти изменения можно охарактеризовать как предтечи очередной научно-технической революции, в ходе которой рождается новая, пост-неклассическая физика. В дальнейшем мы будем называть ее современной физикой.
Основными характеристиками современного этапа развития физики являются:
1) междисциплинарность исследований (являющаяся следствием реализации идеи единства физического мира), которая предполагает существование взаимосвязи, преемственности, взаимопревращаемости различных объектов, изучаемых в ряде естественных наук: математике, физике, химии, биологии и т. д.; это касается, естественно, и физических свойств мега-, макро- и микромира, что является следствием единых закономерностей, проявляющихся по-разному в зависимости от временных и пространственных масштабов;
2) идея глобального эволюционизма - ответ на стремление современной науки (в частности физики) к комплексному изучению природы в ее саморазвитии [2].
#
Ярким проявлением междисциплинарного подхода
к изучению объектов является зародившаяся в естественных науках (в первую очередь в физике) синергетика. Она изучает наиболее общие законы эволюции и, главное, самоорганизации сложных физических систем. Само слово синергетика в переводе с греческого означает совместное действие, то есть она исследует те явления, которые возникают при совместном действии нескольких различных факторов, в то время как каждый фактор в отдельности к реализации этого явления не приводит [3].
Развитие синергетики влечет за собой глубокие изменения в подходах к изучению мира. Это означает концептуальный переход от бытия к становлению, от стабильности к управляемому развитию, от образов порядка к хаосу, генерирующему новые упорядоченные эволюционирующие структуры, от систем, поддерживающих свое равновесие посредством отрицательной обратной связи (гомеостазис), к быстрым процессам эволюции, благодаря нелинейной положительной обратной связи, от эволюции к коэволюции, взаимно согласованной эволюции различных сложных систем [4]. Идеи синергетики плодотворны и в понимании феномена современного стиля мышления [5]. Нам представляется, что синергетические эволюционные нелинейные модели поведения сложных систем могут быть применены и к пониманию творческой активности человеческого мышления. У самоорганизующихся систем и креативных процессов мышления есть общие черты. И те, и другие устремлены к творческому обновлению и совершенствованию, при этом синергетика раскрывает извечную эволюционную мудрость природы и мышления.
Осознание единства и взаимосвязи всех элементов глобального мирового процесса, характерное для современного этапа развития физики, ведет к коренной перестройке мышления, отказу от дуального видения мира и формированию недуальной системы мышления, возрождая на новом уровне синкретическое видение мира [6].
Синкретическое (греч. synkrëtismos - соединение, объединение) мышление выражается в стремлении находить связи между самыми разнородными явлениями, создавать всевозможные гипотезы о причинах вызвавших их событий. В этом случае понимание начинается не с анализа деталей явления, а с осознания его в целом и дальнейшего определения смысла существования отдельных частей.
Конечно, в исследовательской деятельности не следует руководствоваться одной лишь установкой на поиск фундаментальных структур и элементов целого и отбрасывать альтернативную ей установку на поиск его интегральных характеристик. Эти установки дополнительны (в смысле Н. Бора) и обе они необходимы для адекватного описания природы [2]. Но накопление в настоящее время эмпирических и теоретических результатов, обострение проблем и противоречий в современных научных теориях и концепциях вынуждает выдвигать на передний план развитие фундаментальных исследований, приближающих новую научную революцию, связанную с кардинальным изменением стиля мышления, видения самих научных проблем.
В свою очередь, современное общество все больше осознает необходимость формирования у людей нового целостного миропонимания и научного мировоззрения, которые были бы адекватны последним достижениям фундаментальной науки. Науки о природе не только обеспечивают развитие технологий, но и развивают менталитет людей, в частности, формируют особый тип научного мышления, дефицит которого остро ощущается в современном обществе.
Сказанное выше свидетельствует, что новый современный (синергетический) стиль мышления является одновременно нелинейным, эволюционным, творческим и холистическим (целостным). Формирование стиля мышления является одной из основных целей изучения любой науки, в том числе физики. Фактически именно сформированный стиль мышления определяет в дальнейшем успех проведения научных исследований. Поэтому чрезвычайно важным становится вопрос: «Соответствует ли существующая в настоящее время методическая система изучения физики современному состоянию физической науки?» Анализ показывает [7], что ответ на этот вопрос отрицательный. Структура и содержание традиционного курса физики являются консервативными. Курс физики достаточно часто ограничивается изучением механистических воззрений классического этапа развития науки. Некоторое внимание уделяется изучению идей квантово-релятивистского этапа истории физики. В то же время, идеи и методы, сопровождающие обсуждавшийся выше синергетический стиль мышления, отсутствуют в курсе физики практически полностью. Поэтому методическая система изучения физики, принятая в настоящее время, создает лишь минимальные условия для формирования современного стиля мышления, которым должен обладать гармонично развитый, активно действующий специалист-профессионал.
Кризис современной системы образования, являющийся составной частью глобального кризиса цивилизации начала XXI в., в немалой степени обусловлен узкодисциплинарными установками сегодняшнего образования. Как следствие этого - фрагментарность видения реальности, что в условиях нарождающегося постиндустриального информационного общества не позволяет людям адекватно реагировать на все обостряющийся экологический кризис, девальвацию нравственных норм и духовных ценностей, нестабильность политической и экономической ситуаций. Сегодня под лавиной информации мы страдаем от неспособности охватить комплексность проблем, понять связи и взаимодействия между явлениями, находящимися для нашего сегментированного сознания в разных областях. Отсюда потребность в радикальной реформе образования на современном этапе, которая привела бы к тому, что выпускник учебного заведения стал компетентным специалистом-профессионалом, способным к реальному взаимоувязыванию знаний [8].
Осознание необходимости модернизации педагогической теории, приведения ее в соответствие с основными требованиями постнеклассической науки пришло в научную среду в конце 1980-х гг. Выступая в 1989 г. на меж-
$
дународном симпозиуме в Вене, канадский профессор Р. Рамзей утверждал, что состояние теоретико-методологических основ педагогической науки, опутанных паутиной механистических воззрений и концепциями прошлого века, вызывает глубокие опасения [5]. По его мнению, необходимо искать ответ на серьезные вызовы новейших достижений естественных наук, брошенные всем прочим областям науки. Возникает необходимость переосмыслить, придать новое понимание и выработать новые основания для педагогики и всей социально-педагогической деятельности общества.
Все вышесказанное свидетельствует о том, что технология формирования в курсе физики современного целостного стиля мышления учащихся станет более эффективной, если:
- спроектировать систему физического образования на основе нового подхода, который раскрывает сущность и содержание учебной дисциплины «Физика» как системного понятия, формирующего целостный образовательный процесс, направленный на развитие компетентности в области физических знаний, современного стиля мышления и познавательной активности обучаемых;
- использовать эвристический, концептуальный, методологический и гуманитарный потенциал современной физики для развития образовательной активности и креативности обучаемых, их познавательной рефлексии и самостоятельности, формирования современного естественно-научного мировоззрения.
Первый шаг к решению этой проблемы мы видим в том, чтобы не разбрасывать отдельные разрозненные достижения и открытия современной физики по различным «местам» традиционно выстроенного курса, а определить методологическую важность самостоятельно существующих в современной физике разделов и сделать их равноправными частями нормативных курсов. Следующим шагом, который должен стать нормой во всех высших учебных заведениях, является создание системы преподавания современной физики, особенности и формы реализации которой варьируются в зависимости от профиля учебного заведения.
Система преподавания современной физики в вузах должна включать:
- детально разработанные цели и задачи преподавания современной физики в вузе;
- нормативные, специальные и элективные курсы;
- специальный физический практикум;
- организацию самостоятельной работы студентов (работа на научных стендах, курсовые работы, дипломные работы, магистерские диссертации);
- современную методику оценки знаний, основанную на компьютерных технологиях;
- разработку включения в учебный процесс собственных научных достижений кафедры (лаборатории) и конкретных преподавателей;
- разработку общих положений методики преподавания современной физики в вузах, в основе которых лежат мультимедийные технологии, а также выявление осо-
бенностей методики преподавания современной физики в вузах разного профиля.
Реализация такого подхода при изучении физики -это задача организации учебно-воспитательного процесса, разработки и использования соответствующих образовательных технологий. Основные принципы, которые должны лечь в основу при создании таких технологий, на наш взгляд, следующие.
1. При обучении студентов вузов разных профилей необходимо создать условия для формирования у обучающихся естественно-научного рационального мышления и представлений об окружающем мире в целом, воплощенных в современной естественно-научной картине мира, то есть для приобретения широкого базового фундаментального образования, позволяющего достаточно быстро переключаться на смежные области профессиональной деятельности, и обеспечение потребности в новом уровне научной грамотности.
2. Для создания мотивации к обучению необходимо добиваться понимания смыслообразующего влияния предметного и социального контекстов будущей профессиональной деятельности на процесс и результат учебной деятельности, в первую очередь, на занятиях, посвященных изучению современных достижений физической науки.
3. Методика преподавания современной физики должна соответствовать общим дидактическим принципам обучения и обладать своей спецификой, которая заключается, прежде всего, в использовании качественных методов обучения и широком применении мультимедийных технологий.
4. Современная физика может и должна выступать как концептуально и мировоззренчески обобщающая структура всего содержания физического знания.
5. Должна быть создана система преподавания современной физики, особенности и формы реализации которой варьируются в зависимости от профиля учебного заведения.
Система преподавания современной физики в вузах не только помогает формированию физических знаний как фундаментальной базы для дальнейшей профессиональной подготовки студентов, но и способствует развитию современного целостного стиля мышления обучаемых.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ильин ВА. История физики: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М: Академия, 2003.
2. Степин В.С. Научное познание и ценности техногенной цивилизации // Вопросы философии.
- 1989. - № 10.
3. Новая иллюстрированная энциклопедия. В 20 т.
- Т. 16. - М.: Большая российская энциклопедия, 2001.
4. Хакен Г. Информация и самоорганизация. Макроскопический подход к сложным системам: Пер. с англ. - М.: КомКнига, 2005.
ф
5. Кузнецов МА. Философия творчества: Учеб. пособие. - М.: ВГМАМНС России, 2003.
6. Шарыпов О.В. Об актуальности создания постне-классической физики // Гуманитарные науки в Сибири. - 1998. - № 1.
7. Михайлишина Г.Ф. Изучение современной физики в педагогическом вузе: содержание, мето-
ды и формы обучения: Дис. ... канд. пед. наук. -М., 2002.
8. Лапушкина Л.И. Роль математического довузовского образования в формировании мировоззрения и стиля мышления молодого человека в условиях информационного общества: Дис. ... канд. филос. наук. - М., 2003.
СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР КАК КРИТЕРИЙ РАЗВИТИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
SYNTACTIC ANALYSIS AS A CRITERIA OF STUDENTS' ANALYTICAL SKILLS DEVELOPMENT IN RUSSIAN LANGUAGE LESSONS
М.П. Целикова
Определяется развитие аналитических способностей учащихся на уроках русского языка как умения выделять элементы в структуре языковых единиц (словосочетания, простого и сложного предложения, сложного синтаксического целого и текста). Эти способности формируются поэтапно и служат критерием уровня знаний.
#
Ключевые слова: синтаксический анализ, аналитические языковые способности, синтаксические понятия, творческий потенциал, одаренность, интуиция, этапы формирования аналитических умений.
Tzelikova M.P.
The article defines the development of students' analytical skills in Russian Language lessons as an ability to single out the elements in the structure of linguistic units (phrase, simple and compound sentences, compound syntactic unit and text). These skills develop gradually and can be used as a criteria of knowledge assessment.
Keywords: syntactic analysis, analytical language skills, syntactic notions, creative potential, talent, intuition, stages of developing analytical skills.
Понимание школьниками грамматических законов родного языка и осознанное следование нормам грамматики являются необходимым условием их умственного развития.
Дети имеют разные интеллектуальные возможности, и учебно-воспитательный процесс должен обеспечить каждому ученику индивидуализированную педагогическую помощь, чтобы научить его продуктивной умственной деятельности, то есть научить анализировать, обобщать, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать знания, обосновывать свою точку зрения.
Формирование синтаксического строя речи всегда связано с грамматическим анализом предложения и текста. Синтаксический разбор мы определяем как вид теоретического исследования синтаксических коммуникативных единиц, включающий в себя перечисление в определенной смысловой последовательности грамматических дифференцирующих признаков отдельных словосочетаний, предложений и целого текста: сначала указываются наиболее общие признаки (например, деление по интонации и
по цели высказывания; по структуре: простое предложение или сложное); затем такие, которые характеризуют только данную синтаксическую единицу (предложение простой, осложненной структуры: с однородными членами, обособленными второстепенными членами и т. д.).
Известно, что анализ (от греч. analisis - разложение, расчленение) - это прием умственной деятельности, связанный с мысленным (или реальным) расчленением предмета, явления, процесса на части; анализ - первая стадия научного исследования. При этом анализ есть важная сторона мыслительной деятельности учащегося в процессе овладения языком и деятельности преподавателя при объяснении учебного материала. Как познавательный процесс анализ изучается психологией, теорией познания.
Умственное воспитание ребенка - важнейшая составная часть психического развития, формирования личности. В.А. Крутецкий пишет о том, что у младших школьников наблюдается «слабость аналитических функций при восприятии» [1].
Учителю важно помнить, что человек мыслит понятиями. Понятие как форма мышления, отражающая общие и существенные свойства, связи и отношения предметов и
#