Научная статья на тему 'Постмодернистские факторы аддиктивного риска'

Постмодернистские факторы аддиктивного риска Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
477
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИДЕНТИЧНОСТЬ / АДДИКТИВНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дмитриева Наталья Витальевна, Левина Лариса Викторовна, Перевозкина Юлия Михайловна, Сигаева Анна Владимировна

В статье рассматриваются факторы аддиктивного риска, к числу которых относятся биологические, личностные, социально-психологические и культуральные факторы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Дмитриева Наталья Витальевна, Левина Лариса Викторовна, Перевозкина Юлия Михайловна, Сигаева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Постмодернистские факторы аддиктивного риска»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ВОСПИТАНИЕ

УДК 159.963.27

Дмитриева Наталья Витальевна

Доктор психологических наук, профессор кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, dnv2@mail.ru, Новосибирск

Левина Лариса Викторовна

Старший преподаватель кафедры инновационного менеджмента, Восточно-казахстанского государственного технического университета им. Д. Серикбаева, larisa_levina@mail.ru, Усть-Каменогорск

Перевозкина Юлия Михайловна

Кандидат психологических наук, доцент, заведующая кафедрой психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, per@brk.ru, Новосибирск

Сигаева Анна Владимировна

Ассистен кафедры психологии личности и специальной психологии Новосибирского государственного педагогического университета, sigaeva.anna@gmail.com, Новосибирск

ПОСТМОДЕРНИСТСКИЕ ФАКТОРЫ АДДИКТИВНОГО РИСКА

Аннотация. В статье рассматриваются факторы аддиктивного риска, к числу которых относятся биологические, личностные, социально-психологические и культуральные факторы.

Ключевые слова: идентичность, аддиктивная идентичность.

Dmitrievа Natalia Vitalevna

The doctor of psychological sciences, the professor of chair of psychology of the person and special psychology of Novosibirsk state pedagogical university, dnv2@mail.ru, Novosibirsk

Levina Larisa Viktorovna

The senior teacher of chair of innovative management, the East Kazakhstan state technical university of D. Serikbaeva, larisa_levina@mail.ru, UstKamenogorsk

Perevozkina Julia Mihajlovna

The candidate ofpsychological sciences, the senior lecturer, managing chair ofpsychology of the person and special psychology of Novosibirsk state pedagogical university, per@brk.ru, Novosibirsk

Sigaeva Anna Vladimirovna

Assistant of chair ofpsychology of the person and special psychology of Novosibirsk state pedagogical university, sigaeva.anna@gmail.com, Novosibirsk

POSTMODERN FACTORS OF ADDICTION RISK

Abstract. In article factors of dependent risk which number concern biological, personal, socially - psychological and cultural factors are considered.

Keywords: the identity, dependent identity.

Резкое увеличение распространенности аддиктивных расстройств, разнообразие их форм и появление новых разновидностей -одна из характеристик постмодернистского общества XXI века. Медико-психологические службы и общество не в состоянии

разрешить остроту аддиктивной ситуации. Невысокая эффективность терапевтических и реабилитационных программ порождает прогностический пессимизм. Существенную помощь в повышении эффективности мероприятий, проводимых с вовлекающи-

мися в наркотизацию лицами, может оказать учет в этой работе факторов аддиктивного риска, к числу которых относятся биологические, личностные, социально - психологические и культуральные факторы.

К биологическим особенностям относят:

1. Возраст. Наркотизация чаще всего начинается в подростковом возрасте. Согласно статистике, примерно у 15% 12-14-летних городских школьников знакомство с наркотиками происходит в школе, во дворе, на дискотеках, в значимых для них группах сверстников. Именно в этот период жизни происходит их социализация путем проб и ошибок, включающих и эксперименты с психоактивными веществами.

Известно, что после прохождения пубертатного периода вероятность вовлечения в наркотизацию значительно снижается.

2. Частые нарушения общепринятых правил поведения и наследственность, отягощенная алкоголизмом, наркоманией или психическим заболеванием близких родственников. К этой группе факторов можно отнести и перинатальную патологию, вызывающую минимальную мозговую дисфункцию.

Наркотические заболевания, особенно со злокачественным течением, вне всякого сомнения, наследуются. Отец или мать, страдающие алкоголизмом, передают в наследство ребенку не просто сходную, а более выраженную и тяжелую, по сравнению с родительской, симптоматику. При этом наследуется не наркозависимость как таковая, а определенная нейропсихическая организация, черты характера, которые при контакте с одурманивающими веществами будут предрасполагать к их неумеренному потреблению. Считается, что риском приобщения к наркотикам является неустойчивый тип характера с патологической, слабой волей.

Ребенок, как правило, перенимает особенности поведения у родителей. Если хотя бы один из них принимал или продолжает принимать наркотики, ребенку могут передаться психологические особенности и особенности социального поведения родителей. Вероятность того, что такой ребенок в будущем станет употреблять наркотики, высока.

3. Осложненная беременность матери и трудные роды.

4. Многократные сотрясения головного мозга.

Из личностных особенностей для аддик-тов различных групп характерны:

1. снижение фрустрационной толерантности (переносимости трудностей) повседневной жизни, наряду с хорошей переносимостью кризисных ситуаций.

2. скрытый комплекс неполноценности, сочетающийся с внешне проявляемым превосходством.

3. внешняя социабельность, сочетающаяся со страхом перед стойкими эмоциональными контактами.

4. стыд, вина, стремление обвинить других, зная, что они не виноваты.

5. попытка уйти от ответственности в принятии решений.

6. стереотипность, повторяемость поведения; зависимость; тревожность и др. [6].

Вышеперечисленные личностные особенности формируют аддиктивную личность. Когда речь идет об аддиктивной личности, имеются в виду не базисные личностные особенности, а особенности новой личностной структуры, новой аддиктивной идентичности, которая формируется как результат хронических аддиктивных реализаций. Характер и динамика особенностей этой новой личностной структуры позволяет говорить об аддиктивной личности, как в достаточной степени специфичной структуре с особым восприятием себя и окружающей действительности, характерными мотивациями, системой ценностей и формой межличностных отношений.

Социально-психологические факторы, повышающие риск возникновения аддикций:

1. Дисфункциональная семья (неполная семья; экономический статус семьи; дисгармоничные искаженные отношения -у мальчиков с отцами, у девочек - с матерью, приводящие к неадекватному усвоению социальных ролей; бесконтрольность со стороны родителей, раннее начало самостоятельной жизни подростков, преждевременно освободившихся от опеки родителей, гиперопека). Перечисленные факторы разрушают не только отношения, но и личностные свойства. Дети из дисфункциональных семей испытывают трудности с принятием объективной сложности окружающего мира, полноценной адаптацией к изменяющимся условиям, с умением принимать на себя ответственность и делать выбор.

Развитию аддиктивного поведения способствует нарушение эмоциональных контактов в семье с нарушенной эмоциональной функцией. Считается, что эта функция реализуется в удовлетворении потребностей членов семьи в симпатии, уважении, любви, признании, почитании, эмоциональной поддержке, психологической защите. Эмоциональная нестабильность семьи приводит к возникновению повышенной тревожности, страха перед действительностью, потере чувства безопасности и недоверию к окружающим.

Уже в пренатальном периоде ребенок способен воспринимать изменения эмоционального состояния матери. Дестабилизации эмоционального состояния способствуют разные факторы: повышенная тревожность матери во время беременности, продолжительные стрессы, переживания по поводу нежелательной беременности и др. Привязанность матери и ребенка играет детерминирующую роль в развитии ребенка и формировании его взаимоотношений. Ребенок появляется на свет с чувством базальной тревоги. Если во время первых контактов родители не удовлетворяют потребность в безопасности, то реальность для ребенка может всегда оставаться фрустрирующим фактором.

Постоянная занятость родителей, проявление безразличия, отвержения, враждебности, неуважения, предъявление завышенных требований, подвергание ребенка систематическим наказаниям способствуют формированию базовой враждебности к родителям, отстраненности, недоверию. Подобное отношение к родителям может переноситься на отношение к взрослым вообще.

2. Искаженность психооберегающих подходов в воспитании. Неадекватная реализация некоторых психооберегающих подходов в воспитании может осложнить процессы адаптации. Часто детская психика не оберегается там, где это необходимо, и, наоборот, с особой тщательностью оберегается в тех случаях, когда целесообразней дать ребенку возможность стать полноправным участником тех или иных событий, деятельности с правом выбора и формированием собственной позиции, своего мнения, с приобретением жизненного опыта (не пустить на похороны, блокировать развитие сексуальности) [4].

3. Родительское программирование. Согласно концепции жизненных сценариев,

наследуются не только заболевания, но и способы взаимодействия со средой. Если родители испытывают страх перед реальностью и ищут утешение и защиту в ощущениях, получаемых при контакте с аддиктив-ными агентами, их дети унаследуют и этот страх, и такой способ защиты, как уход от реальности. В выборе аддиктивных агентов ребенок может пойти по линии родителей или найти свои средства.

Структура и динамика поведения формирующейся при этом аддиктивной личности направлены на реализацию аддиктивных сценариев, которые находятся в прямом противоречии с психобиологическими законами здоровья и выживания [1].

4. Снижение уровня вовлеченности подростка в социальную активность (спорт, учеба, общественная деятельность).

5. Аддиктивная субкультура-наличие друзей, одобряющих прием или принимающих наркотики.

6. Отсутствие контроля над доступом к деньгам и материальным благам, недооценка труда, с помощью которого они приобретаются.

7. Нарушение идентичности нации. Современная нестабильная ситуация в России с отсутствием сформированных целей, идеалов, неясностью представлений и путей развития приводит к дезинтеграции общественного самосознания к деструкции идентичности нации, оказывающих негативное психологическое воздействие на детей и подростков.

8. Кризисная идентичность личности. Через кризис идентичности проходит практически каждый индивидуум. В предыдущих монографиях мы доказали, что кризисная идентичность может служить косвенной причиной приобщения к психоактивным веществам и формирования аддиктивной идентичности [3;4].

Возраст от 12 до 18 лет - это период, когда происходит процесс формирования эго-иден-тичности. Именно в это время для подростка, юноши важно объединить все знания о себе, своих социальных ролях в единое целое, осмыслить и связать его со своим прошлым и спроецировать в будущее. При успешной реализации данного процесса появляются ответы на вопросы и ощущение «Кто Я», «Где Я нахожусь», «Куда Я иду» [3].

У более младших подростков (12-14 лет) перспектива будущего отсутствует или невелика. Чем старше и сформированнее личность, тем больше различий находит она между собой и сверстниками, тем больше сопротивления может оказать при попадании в аддиктивную среду, сохраняя при этом собственную идентичность, в противовес групповой идентичности аддиктивной группы.

Известно, что сроки начала употребления и формирования зависимости прямо коррелируют со сроками формирования эго-иден-тичности, периодом «кризиса идентичности» по Эриксону.

Трудности с разрешением кризиса идентичности препятствуют созданию условий, необходимых для развития нормальной идентичности на различных этапах раннего развития и подростки оказываются неподготовленными к переживанию психосоциального моратория. Они по-настоящему не задумываются о своей будущей жизни, их жизненный выбор в отношении профессии, обучения, работы осуществляется пассивно, без сколько-нибудь значительной внутренней работы над собой, анализа своих истинных интересов, импульсивно под влиянием случайных обстоятельств, в результате суггестии родителей. Несформировавшаяся диффузная идентичность является в подобных случаях основой формирования аддик-тивной идентичности и личностных расстройств [2; 4].

Вмешательство наркотиков на любом этапе развития личности искажает процесс формирования ее идентичности, приводя к возникновению аддитивной идентичности, для которой наркотик становится неотъемлемой частью Я. Любая аддикция нарушает процесс формирования идентичности. Анализ ситуации с позиций теории Эриксона показывает, что на первом этапе вовлечения индивидуума в круг потребителей может включаться так называемый механизм отрицательной идентичности, то есть отождествление своего «Я» с образом, противоположным тому, который хотели бы видеть родители или другие близкие подростку люди. Если молодому человеку на этапе кризиса идентичности, связанного с недостатком ясного представления о своей социальной роли и напряженным принятием и решением экзистенциальных вопро-

сов, удается на фоне приема наркотиков расширить границы понимания своего «Я», почувствовать себя, свою целостность, получить обратную связь от группы в том, что он тождественен самому себе, то прием психоактивных веществ практически сразу связывается с ядром личности. Наркотик уже воспринимается не как чужеродный агент, а как средство выражения собственной идентичности.

Приведем интересный, с нашей точки зрения, пример. Как известно, у автора недирективного гипноза Милтона Эриксона было много детей. На их вопросы типа: «А что это такое?» Эриксон отвечал: «Попробуй!». Вызвавшее, например, интерес детей садовое удобрение оказалось неприятным на вкус и у них постепенно формировалось очень осторожное отношение к тому, что предлагалось пробовать.

Большинство пытавшихся курить в раннем детстве, чаще всего в последствии не курят вообще. Негативные реакции, связанные с неприятными воспоминаниями от первой сигареты (кашель от дыма, тошнота, рвота), как правило, надолго сохраняются в памяти. А вот фраза, которую произносят некоторые мамы: «Не пей, ты еще маленький!» может запрограммировать ребенка на будущие проблемы с алкоголем. По логике этой директивы, употребление спиртного ассоциируется со взрослостью (а какому же ребенку не хочется скорее повзрослеть?).

9. Созависимость. В семье с аддиктивны-ми родителями формируются личности двух типов: аддикты и те, кто о них заботится. Такое воспитание создает определенную семейную судьбу. Вырастая, дети становятся аддиктами и выбирают супругов, которые заботятся о них, или женятся на аддиктах, о которых начинают заботиться сами (формирование диффузной аддиктивной идентичности и генерационного цикла аддикции).

Лица с диффузной аддиктивной идентичностью нуждаются в постоянной психологической поддержке, они проявляют четкую тенденцию к развитию признаков созави-симости, что обусловлено сознательно-бессознательным стремлением усилить свое egо за счет его объединения с egо другого человека, к которому и формируется созави-симость. Однако такой симбиоз ненадежен, развивается на достаточно поверхностном

уровне, требует постоянных усилий для его сохранения. Эмоциональная фиксация на конкретном человеке требует особой тактики и стратегии поведения и, естественно, связана с поведением и реакциями другого участника созависимых отношений. В структуре самого процесса реализации со-зависимости часто возникают аффективные нарушения, состояния тревоги, депрессии, а порою и отчаяния, в связи с неудачами, поражениями, страхом покидания. Такая ситуация стимулирует к использованию других, более доступных, хотя и кратковременных форм аддиктивных реализаций. К последним относятся аддиктивное употребление алкоголя, наркотиков, других веществ, изменяющих психическое состояние.

10. Некоторые образовательные системы и подходы могут способствовать формированию и укреплению аддиктивных механизмов. Современная система традиционного образования, испытывающая серьезные проблемы, с нашей точки зрения, несет в себе следующие аддиктивные черты, направленные на разотождествление с действительно стью:

• подача учебного материала вне интеграции с реальным миром;

• ориентированность на приоритетность знания учебных предметов, акцент на полезности знаний в контрасте с непредсказуемостью межличностных отношений;

• нацеливание школьников на сверхзанятость, на всепоглощающий учебный труд и др.

Загруженность учебной деятельностью, безграничное стремление педагогов и родителей занять детей настолько, чтобы у них не оставалось времени на «всякие глупости», приводят к тому, что у детей нет времени на то, чтобы принадлежать самим себе, играть и общаться со сверстниками. Таким образом постепенно формируется неумение жить «здесь и сейчас».

11. Профессиональные деформации педагогов. Деформированная личность «растворяясь» в своей специальности, транслируя знания, невольно транслирует и часть своей деформации.

Под профессиональной деформацией мы понимаем полную идентификацию с профессией, при которой над личностной и социальной идентичностью начинает доминировать профессиональная идентич-

ность, занимая в структуре личности главенствующее место и приводя к утрате или деструкции личностных особенностей. От профессиональной деформации чаще всего страдают педагоги, предпочитающие авторитарный, директивный, доминантный методы общения.

12. Средства массовой информации вносят определенный вклад в отрыв людей от реальности, предлагая обширную индустрию ярких ощущений, заменяющих полноценные взаимоотношения, демонстрируя готовые образцы мыслей и поступков. Для многих телезрителей телевидение является эффективным средством ухода от проблем. При этом теряются навыки общения, сокращается время, отведенное для общения, развивается социальная изоляция.

Культуральные факторы.

1. Повреждающая психическая организация и теневые синдромы. Постмодернистская культура нового века создает условия, благоприятствующие развитию различных форм аддикций, которые, как уже отмечалось, в последние десятилетия широко распространяются в популяции. Описанные нами в предшествующих монографиях "повреждающая психическая организация" и "теневые синдромы" психических нарушений не включают нарушений, столь выраженных, чтобы быть диагностированными в качестве симптомов или синдромов формальной психической патологии. Практика показывает, что отдельные проявления этих состояний можно с уверенностью отнести к факторам аддиктивного риска [5].

2. Отчуждение человека от других, от самого себя и своих собственных переживаний. Ключевые характеристики постмодернистской культуры включают в себя феномен отчуждения. Постмодернистская культура со все большей интенсивностью захватывает различные слои популяции в развитых странах. Члены постмодернистского общества живут в ситуации, в которой разрушена традиционная семейная структура и во многом потеряна эмоциональная, социальная и экономическая поддержка за пределами ядерной семьи (родители, дети). Преобладающие стили воспитания детей не содержат необходимых условий для формирования зрелой когезивной (спаянной) идентичности и приводят к увеличению числа

лиц с диффузной фрагментарной идентичностью [4].

Диффузная идентичность оказывается благоприятной почвой для развития аддик-тивного поведения как средства ухода от психологического дискомфорта и экзистенциальной пустоты. Сама аддикция по своему существу представляет процесс нарастающего отчуждения. Переживание отчуждения является одним из ее основных проявлений. Аддикты отчуждены по разным параметрам [1]. Они отчуждены от своих семей, друзей, социальной среды. Аддикты отчуждены также от своих внутренних переживаний. В ее основном аспекте аддикция является отчуждением аддикта от самого/самой себя. Аддикция делает человека чуждым себе, отнимает способность быть хозяином/хозяйкой своей судьбы. Самоотчуждение ад-дикта ведет к невозможности установления основанных на взаимности эмоциональных отношений, лишает человека переживания интимности. Самоотчуждение аддиктов таким образом значительно усиливает их внутреннее чувство тотального отчуждения [5].

Аддиктивная идентичность. Проведенные нами исследования позволили определить данный феномен как осознание личностью, стремящейся к уходу от реальности посредством изменения психического состояния, своей принадлежности к той или иной отклоняющейся от нормы социально-личностной позиции в рамках аддиктивных социальных ролей и эго состояний.

В постмодернистской культуре фрагментарная идентичность перестала быть маргинальным явлением. Все большее число лиц переживает свою идентичность как множество ролевых поведений, ролей, которые появляются на сцене попеременно, смешиваются друг с другом, теряются и снова возникают, в зависимости от постоянно меняющихся условий повседневной реальности. Формирующаяся при этом аддиктивная личность имеет аддиктивную идентичность.

Новая аддиктивная идентичность является патологическим образованием, хотя на какое-то время может быть привлекательной, освобождая от переживания многих накопившихся и постоянно появляющихся психологических, социальных и бытовых проблем. Жизненный маршрут, система ценностей, присущие аддиктивной личности,

в целом деструктивны, так как противоречат основным требованиям психобиологии. Аддиктивная идентичность вытесняет недостаточно спаянную базисную диффузную идентичность, на основе которой и развилась аддикция.

Поскольку, как уже отмечалось, процент излечений от наркомании во всем мире крайне невысокий, эффективность терапии достигается посредством одновременного воздействия на вышеперечисленные факторы риска и общие для всех аддикций психодинамические механизмы. Воздействие на общие механизмы является, по существу, процессом изменения глубоких личностных структур, включающих эго-систему, супер-эго и бессознательную сферу.

Библиографический список

1. ДмитриеваН. В., КороленкоЦ. П., Перевоз-кина Ю. М. Организационная идентичность как аддиктивная фиксация // Сибирский педагогический журнал. - № 3. - 2012. - С. 162-167.

2. Дмитриева Н. В., Дубровина О. В. Аддиктивная идентичность виртуально зависимой личности: монография - Ишим: Изд-во ИГПИ им. Ершова, 2010. - 200 с.

3. КороленкоЦ. П., ДмитриеваН. В. Личностные и диссоциативные расстройства: расширение границ диагностики и терапии: монография. -Новосибирск: Издательство НГПУ, 2006. - 448 с.

4. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Homo postmodemicus. Психологические и психические нарушения в постсовременном мире. Монография. - Новосибирск: Издательство НГПУ, 2009. - 248 с.

5. Короленко Ц. П., Дмитриева Н. В. Аддик-ции в культуре отчуждения. Фрагментарная идентичность в зазеркалье постмодернизма: Монография. - Новосибирск: изд. НГПУ, 2012. - 434 с.

6. Левина Л. В., Дмитриева Н. В. Специфика индивидуально-психологических особенностей личности с различными видами отклоняющегося поведения // Мир науки, культуры, образования. - Барнаул: ARTИКА, №1 (26). - 2011 -С. 201-208.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.