УДК 130.2 : 1404 Бобрик Дарья Владимировна
аспирант кафедры философии Астраханского государственного университета [email protected]
ПОСТМОДЕРНИСТСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ КУЛЬТУРЫ В ЛАТИНОАМЕРИКАНСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ НА ПРИМЕРЕ «ИГРЫ В КЛАССИКИ»
ХУЛИО КОРТАСАРА
Bobrik Daria Vladimirovna
PhD student of the Philosophy Department, Astrakhan State University [email protected]
POSTMODERN CONCEPT OF CULTURE IN LATIN AMERICAN LITERATURE: CASE STUDY OF JULIO CORTAZAR’S “HOPSCOTCH”
Аннотация:
В данной статье рассматривается постмодернистская концепция культуры и ее выражение в латиноамериканской литературе, выделяются основные составляющие данной концепции. Автор проводит анализ постмодернистской концепции на примере романа аргентинского писателя - Хулио Кортасара «Игра в классики». Большое значение уделяется термину «новая литература» в понимании Х. Кортасара.
Ключевые слова:
Хулио Кортасар, постмодернизм, литература Латинской Америки, культура, язык, общество потребления, массовое общество, «игра в классики».
Summary:
The article considers postmodern conception of culture and its expression in the Latin American literature, as well as constituents of the conception. The author analyzes the postmodern conception by study a novel of the Argentine writer Julio Cortazar’s “Hopscotch”, emphasizing Cortazar’s interpretation of the “new literature” term.
Keywords:
Julio Cortázar, postmodernism, literature of Latin America, culture, language, consumer society, mass society, “Hopscotch".
Хулио Кортасар - известный аргентинский писатель, который большую часть жизни прожил во Франции. Данную статью мы посвятим анализу его произведения «Игра в классики», которое было опубликовано в 1963 г. и стало воплощением как стиля, так и духа постмодернизма.
Для анализа постмодернистской концепции культуры мы не случайно выбрали это художественное произведение, поскольку, на наш взгляд, многие философские проблемы, разрабатывавшиеся в латиноамериканской философии, нашли свое непосредственное отражение в нем, например, идеи философии освобождения или проблема национальной идентичности, присущая всем латиноамериканцам.
Роман Х. Кортасара «Игра в классики» ^ауие1а, 1963) заслужил мировое признание, он является одним из центральных произведений всего латиноамериканского литературного «прорыва» в европейскую культуру. В кембриджской истории испанской литературы было отмечено влияние латиноамериканской литературы на испанскую: «В то же время влияние латиноамериканского романа, которое возросло в 1960-х, все еще было очень сильным. Без этого влияния, прямого или непрямого, нелегко объяснить успех таких работ, как «Сага-полет Х.Б.», 1972, Гонзало Торренте Бальэстера (1910-1999) и «Глаз кошки Агаты», 1974, Хосе Мануэля Кабальэро Боналда (1926)» [1, р. 691].
В своем произведении Х. Кортасар затрагивает многие философские проблемы - аксиологические, онтологические, гносеологические, антропологические и т. д., погружая философские рассуждения в разделы, которые сам Х. Кортасар относит к «мореллиане».
Морелли - это герой «Игры в классики», по мнению В. Андреева, его фамилия отсылает нас «к фантастическому роману аргентинского прозаика Адольфо Бьой Касареса (1914-1999) «Изобретение Мореля» и к новелле Борхеса «Жестокий освободитель Лазарус Морель» [2, с. 785]. С другой стороны, многие исследователи творчества Х. Кортасара, находят в Мо-релли самого автора, пытающегося донести до читателя смысл литературного творчества и то, каким образом следует создавать современную литературу: «Литература, согласно Кортасару, - тоже вымысел, но не репрезентация реальности, а ее часть; и именно поэтому, считает Кортасар, нельзя писать по-старому, необходимо уйти «прочь от традиционного повествования к поэтическому образу событий»» [3].
Философский дискурс в романе Х. Кортасара проявляется прежде всего в критике массового общества, свойственной постмодернистской философии: «Критика Кортасара «массового
общества» совпадала с критикой буржуазной калькулируемой рациональности <...>. По Кортасару, необходимо отказаться от империализма рассудка, покоящегося на бинарном мышлении и псевдодиалектической дихотомии, и перейти на мышление по аналогии, поэтизировать мир» [3], - отмечают современные исследователи его творчества.
Иными словами, автор должен прежде всего деконструировать свой собственный текст, создать такое произведение, которое могло бы быть написано в соавторстве с читателем, именно к этому и стремился Х. Кортасар в своих романах «Игра в классики» и «62. Модель для сборки»: «Попытка такого рода есть фактический отказ от литературы; отказ частичный, поскольку она опирается на слово, но она должна скрывать в себе этот отказ в каждой операции, которую предпринимают автор и читатель... Странным образом автор создает себя сам через свое произведение» [4, c. 398].
Большое значение уделяется в романе «Игра в классики» не только процессу творческого созидания современной литературы, но и значению слова и дискурса в современном мире: «Насилие слова над человеком, высокомерная месть слова по отношению к своему творцу. Без слов прийти к слову (как это далеко и как невероятно), без рационального сознания научиться глубокому единению с собой.» [4, c. 86].
Важную роль в творчестве Х. Кортасара играет тема значения языка в культуре: «Без языка нет человека. Без истории нет человека» [4, c. 175] - говорит один из героев «Игры в Классики», и на это утверждение сам автор отвечает: «Твои представления об истине и добре чисто исторические и основываются на этике, унаследованной поколениями. А мне и история, и этика представляются в высшей степени сомнительными» [4, c. 180].
Именно поэтому так важно создать новый тип литературы, литературы деконструирован-ной, понятной читателю-соавтору. Так, используя Морелли, Х. Кортасар предлагает нам разделить всех читателей на два вида - читатель-самка и читатель-соучастник. Занимаясь проблемой роли языка в культуре человечества, герой пытается сконструировать новый вид романа, не зависящий от культуры, тем самым отсылает нас к постмодернистской парадигме: «Таким образом, читатель может стать соучастником и сопереживателем авторского опыта, в тот же момент и в той же форме. Любые эстетические ухищрения в этом случае бесполезны: важен только материал, причем в процессе его вынашивания, непосредственный жизненный опыт.» [4, c. 399].
Пытаясь создать литературу нового типа Х. Кортасар, как и его герой Морелли, экспериментировал со словами, как отмечает В. Андреев: «игра со словами: анаграммы (перестановка букв), палиндромы (перевертыши), неологизмы и т. п. - один из главных элементов всего кортасаровского творчества» [5, c. 6]. В этом опыте заключена попытка деконструкции самого языка, который, будучи моделью реальности, способен вызвать изменения в ее понимании и интерпретациях.
Сам роман «Игра в классики» построен по данному принципу, его можно начинать читать с любой главы, есть два варианта, обозначенных автором, но также существует бесчисленное множество возможностей, зависящих только от самого читателя, - иными словами, Х. Кортасар стремился к созданию «нового» романа, который бы смог обрести своего читателя-соучастника, даже более, сам автор ищет его: «только одно - я спрашиваю себя, удастся ли мне когда-нибудь заставить читателя почувствовать, что подлинный и единственный персонаж, который мне интересен, - это читатель и есть, в той мере, в какой все то, что я пишу, может хоть как-то изменить его, заставить переменить позицию, удивить его, свести его с ума» [6, c. 434]. В этой авторской идее во многом впервые проявился ставший определяющим для постмодернизма принцип плюрализма, многоальтернативности прочтений реальности (в творчестве Борхеса подобные опыты мы встречаем в новелле «Сад расходящихся тропок»).
Важнейшую роль в философии постмодернизма играет Герой, который одновременно и субъект истины, и автор, и зритель, и критик произведения (жизни). В «Игре в классики» не только сам писатель становится героем, есть еще третий герой, кроме автора и читателя: «этот «герой» занимает целую треть романа и зовется культурой. Кортасар собрал ряд чужих текстов, которые выступают как полноправные главы» [6, c. 779].
Изначально Хулио Кортасар хотел назвать свой роман «Мандала» (Mándala), но впоследствии передумал и дал ему название «Rayuela», классики, которые в аргентинском варианте имеют такое прочтение: «1, 2, 3, 4: Земля, Небо! 5, 6: Рай, ад! 7, 8, 9, 10: Нужно уметь ходить». Название несет в себе не только игру со словами, но и аллегорический подтекст. Под игрой в классики подразумевается иная проблема экзистенциального порядка - человеческая жажда обретения Эдема, небо в классиках - рай. Некоторые главы «мореллианы» посвящены именно этой проблеме - поиска рая, поиска самого себя. Главный герой романа Орасио Оливейра тщетно пытается достичь этого неба; небо, в понимании Х. Кортасара, - это осмысление сути своего существования: «Проблема состояла в том, чтобы обрести единение с собой, не будучи
ни героем, ни святым, ни знаменитым преступником, ни чемпионом по боксу, то есть не будучи видным лицом или духовным наставником. Обрести единство среди множественности, где оно было бы похоже на крутящийся столб вихря, а не на остывший осадок выпитого мате» [6, а 86].
Общество потребления приводит к ожидаемым последствиям, забвению Эдема, иными словами - забвению самого себя: «истинное наказание - это то, что уже началось: забвение Эдема, а это значит стадный конформизм, дешевые радости, грязная работа до пота на лбу и оплаченный отпуск» [6, а 495-496].
Проблема потери своей сущности заключается в вышеупомянутом рабстве слов и власти рационального над всем остальным в человеке, всей культуры, которая привела современное общество к состоянию застоя, обществу потребления. Х. Кортасар пишет: «Зачать бы расу, которая выражала бы себя в рисунке, в танце, в макраме и в абстрактной мимике. Может, тогда эти люди избежали бы подтекста, творящего обман?» [6, а 423]. Иными словами, этот поиск поэтического, иного способа восприятия мира, нерационального (отсюда критика Р. Декарта) является самоцелью всего романа: «Подобное насаждение иррационального казалось ему, в определенном смысле, правомерным, ибо уничтожало те структуры, на которых зиждились западные ценности, ту ось, которая корнем проросла в историческое сознание человека и которая в аналитическом мышлении (включая эстетическое чувство и даже поэтическое) предполагает инструмент выбора» [6, а 426].
«Игра в классики - это когда носком ботинка перебрасывают камешек. <...> Поскольку ты уже вышел из детства. то забываешь - для того чтобы добраться до Неба, необходимы такие составляющие, как камешек и носок ботинка. <...> Это прекрасно знала Мага, а он не так прекрасно, а в Клубе кто как, - со времен его детства в Бурсако или в предместье Монтевидео они указывали прямой путь на Небо, и не надо было прибегать ни к индийским ведам, ни к дзен-буддизму, ни к какой-либо другой изощренной эсхатологии» [6, а 228-229]. Проблема заключается в том, что с выходом из детства человек в какой-то степени теряет свою способность к удивлению, принимая культурно-социальные характеристики среднего гражданина какого-либо общества, социализация и обретение идентичности уничтожает в человеке воображение, рационализм завершает начатое.
Кроме поиска самого себя и предназначения человека в современном мире, Х. Кортасар также придает большое значение проблеме идентичности, на что повлиял личный жизненный опыт писателя, которому пришлось покинуть свою родину: «Как далеко отсюда моя страна, че, просто невероятно, что в этом безумном мире оказалось столько соленой воды» [6, а 457-458]. Сам роман написан с использованием темы двух берегов - Франция и Аргентина, Париж и Буэнос-Айрес, главный герой вместе с автором ищет свое место, тоскует по родине, но в то же время ненавидит ее: «.он был убежден, что Аргентину можно взять, только пригвоздив ее к позорному столбу, вызвать у нее краску стыда, спрятанную под целым столетием разного рода узурпаций, о которых наперебой пишут ее очеркисты, и показать таким образом, что ее не стоит воспринимать всерьез, как она того желает» [6, а 245].
Творчество Х. Кортасара пронизано смесью фантастического и реального: «.для Кортасара, личностно включенного в социально-политическую практику, наибольший интерес представляет то, каким образом фантастическое вплетается в текстуру повседневной жизни и тем самым взрывает (карнавализирует) ее» [7].
«Игра в классики» Х. Кортасара стала воплощением сути постмодернистской парадигмы, при этом плюрализм постмодернизма выразился в множественности интерпретаций текста, но не в утверждении «массового человека». Напротив, Х. Кортасар противостоит «конформизму», всему тому, что превращает человека в набор социальных характеристик, противопоставляя поэтическое восприятие мира современной культуре, он пишет: «Неизлечимые, безнадежно неизлечимые, мы выбираем своей турой Великий Винтик, мы склоняемся над ним, проникаем в него, каждый день выдумываем его снова и снова» [8, а 388]. Трансформация языка и создание нового типа литературы в творчестве Х. Кортасара было попыткой возродить личность, героя из индивидуума, части системы, конформиста. Культура, по Кортасару, многомерна, подобна гипертексту, полному смыслов, открытому для интерпретаций, внутри которого живет Герой, полный свободы, с одной стороны, и обреченный ходить по лабиринту жизни - с другой. Но его величие в том, что он не запрограммирован и его прочтение жизни / текста / культуры - его собственное творчество и выбор.
На основании всего вышесказанного мы можем выделить основные составляющие, присущие постмодернистской концепции культуры, которые нашли свое отражение в латиноамериканской философии и литературе, соответственно: 1. Деструкция / деконструкция / антисинтез. 2. Критика общества потребления и массовой культуры. 3. Атомизация общества. 4. Нонкон-
формизм. 5. Игра. Перфоманс. 6. Текст / интертекст. 7. Контринтерпретация / неверное прочтение. 8. Перфомативная коммуникация, дискурс и т. д.
Таким образом, постмодернистская концепция культуры в латиноамериканском дискурсе не может быть противопоставлена европейскому логосу и относится к универсальному типу философии. Несомненно, европейский логос оказал большое влияние на развитие философии Латинской Америки, что впоследствии привело к созданию нового направления - «философии освобождения». С другой стороны, латиноамериканский дискурс оказал заметное влияние на европейский логос, что свидетельствует о том, что нельзя противопоставлять философию региональную - универсальной, они полностью взаимосвязаны и дополняют друг друга. Именно поэтому мы не можем согласиться с идеями, защищающими независимость региональной философии.
Основной целью данного исследования являлось доказательство того, что европейский логос взаимосвязан с латиноамериканским логосом и их отношения построены по принципу дополнительности. Мы полагаем, ХХ век показал, что не только универсальный логос может влиять на развитие логоса регионального, но и наоборот, их взаимодействие порождает новые проблемы и задачи для философского знания.
Ссылки:
1. The Cambridge History of Spanish Literature. Edited by David T. Gies. Cambridge, 2008.
2. Кортасар Х. Игра в классики ; 62. Модель для сборки. СПб., 2004.
3. Кортасар // Постмодернизм : энциклопедия / сост. А.А. Грицанов, М.А. Можейко ; Н.Л. Кацук. [Электронный ресурс]. URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/kortasar.html (дата обращения: 10.11.2011).
4. Кортасар Х. Игра в классики. СПб., 2004.
5. Кортасар Х. Эпомы и мэопы. СПб., 2004.
6. Кортасар Х. Игра в классики.
7. Кортасар // Постмодернизм : энциклопедия...
8. Кортасар Х. Игра в классики.
References (transliterated):
1. The Cambridge History of Spanish Literature. Edited by David T. Gies. Cambridge, 2008.
2. Kortasar H. Igra v klassiki ; 62. Model' dlya sborki. SPb., 2004.
3. Kortasar // Postmodernizm : entsiklopediya / comp. by A.A. Gritsanov, M.A. Mozheyko ; N.L. Katsuk. [Electronic resource]. URL: http://www.infoliolib.info/philos/postmod/kortasar.html (date of access: 10.11.2011).
4. Kortasar H. Igra v klassiki. SPb., 2004.
5. Kortasar H. Epomy i meopy. SPb., 2004.
6. Kortasar H. Igra v klassiki.
7. Kortasar // Postmodernizm : entsiklopediya.
8. Kortasar H. Igra v klassiki.