УДК 371(045)
Kobozeva I.S., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk,
Russia), Е-mail: [email protected]
Borisov V.O., master student, Mordovian State Pedagogical Institute n.a. M.E. Evseyev (Saransk, Russia),
Е-mail: [email protected]
COMPREHENSION OF ESSENTIAL CHARACTERISTICS STAGE PERFORMANCE IN THE MUSICAL SPACE OF EDUCATION AND CULTURE. The article studies one of the important problems of solo and collective musical performance, connected with the public socialization of music - a stage performance. The authors show the need to comprehend the essential characteristics of the process of stage performance as an important component of musical education and culture. A stage performance is one of the specialized forms of musically-carrying out activity. The authors understand a "stage performance", as directed action of performer (subject) as an information transfer to the spectator (to the object) on the place (to the stage) specially taken for this purpose. The structure of a stage performance, including such components, is examined in the article, as a performer is a subject of performance; transferrable information; a spectator is an object of performance; the stage is a place of performance. The research reveals the meaning of these notions.
Key words: culture, education, solo and collective musical performance, stage performance.
И.С. Кобозева, д-р пед. наук, проф., Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева,
г. Саранск, Е-mail: [email protected]
В.О. Борисов, магистрант, Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е. Евсевьева,
г. Саранск, Е-mail: [email protected]
ПОСТИЖЕНИЕ СУЩНОСТНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК СЦЕНИЧЕСКОГО ВЫСТУПЛЕНИЯ В МУЗЫКАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ И КУЛЬТУРЫ
Статья посвящена одной из важных проблем сольного и коллективного музыкального исполнительства, связанной с публичной социализацией музыки - сценическому выступлению. Авторы показывают необходимость постижения сущностных характеристик процесса сценического выступления, как важнейшей составляющей музыкального образования и культуры. Сценическое выступление есть одна из специализированных форм музыкально-исполнительской деятельности. Авторы понимают «сценическое выступление», как направленное действие выступающего (субъекта) в виде передачи информации зрителю (объекту) на специально отведенном для этого месте (сцене). В статье рассматривается структура сценического выступления, включающая такие компоненты, как выступающий - субъект выступления; передаваемая информация; зритель - объект выступления; сцена - место выступления; показывается их содержание.
Ключевые слова: культура, образование, сольное и коллективное музыкальное исполнительство, сценическое выступление.
Музыкальное образование на всех ступенях системы включает в себя сольное и коллективное музыкальное исполнительство.
Сольное и коллективное музыкальное исполнительство в мировой культуре приобрело большой размах. В общечеловеческой природе музыкальной практики сольное и коллективное музыкальное исполнительство является важной областью, где проявляются духовно-нравственные и художественно-эстетические стремления народов как в прошлом, так и в настоящем.
Единство духовно-нравственного и художественно-эстетического составляет основную закономерность развития музыкально-исполнительского искусства, реализацию его социально-воспитательной функции, обусловливает исключительную силу его художественного воздействия на слушателей. Можно утверждать, что музыкально-исполнительского искусство, становится «зеркалом культуры, её самосознанием потому, что является самосознанием тех, кто его создает» отмечает Л.Н. Сто-лович [1, с. 133]. Из этого следует, что, являясь одним из видов искусства, сольное и коллективное музыкальное исполнительство подчиняется его законам, а, следовательно, отвечает закономерности единства нравственного и эстетического. Данное видение, обусловлено мировоззрением, системой эстетических и нравственных ценностных ориентаций самих исполнителей.
Сольное и коллективное музыкальное исполнительство гуманистично по своей природе, поскольку является воплощением творческих сил, духовного потенциала человека, его неустанного самосовершенствования; носителем и утверждением общечеловеческих и национальных ценностей; извечным стремлением к идеалу. Сольное и коллективное музыкальное исполнительство, оказывает огромное влияние на миллионы слушателей и зрителей. Оно играет значительную роль в художественном пространстве культуры, имеющим следствием, по мнению И. С. Кобозевой, «изменения в ценностных ориентациях, деятельности, личностном миропонимании и поведении, развитии соответствующих знаний, умений и навыков» [2, с. 296].
Сегодня сольное и коллективное музыкальное исполнительство представляется в сравнении с прошлым значительно обнов-
лённым, расширенным, в нем отразились все сложности и достижения в развитии, например, инструментария. Сложившаяся на протяжении длительной истории инструментальная традиция в современном представлении охватывает явления, которые показывают её обогащение в области исполнительского репертуара, профессионально-технических возможностей и форм музицирования.
Значительное воздействие «на формирование опыта общения с музыкальным искусством, - пишут И.С. Кобозева и Ю.В. Величко, - имеет внешняя среда в виде средств массовой коммуникации (радио, телевидение, глобальные компьютерные сети т. д.), через которые распространяются произведения искусства и господствующие в обществе взгляды и предпочтения» [3, с. 23 - 27].
Сольное и коллективное музыкальное исполнительство, направленное на освоение произведений как фольклорной, так и профессиональной традиции, стремится внести свой вклад в созидание нового художественного мироздания. Вся деятельность исполнителя предназначена слушателю. Произведение, как ценность музыкальной культуры общества, получает жизнь в сознании слушателя, им переживается и оценивается. Поэтому общение между исполнителем и слушателем - необходимое условие существования музыкального искусства и одной из основных форм этого общения является восприятие слушателем музыкального произведения во время выступления исполнителя на публике. Именно в процессе сценического выступления осуществляется непосредственный контакт между исполнителем и слушателем.
Экстраполяция обозначенной проблемы в сферу образования (например, музыкально-педагогического) показывает необходимость осмысления феномена сценического выступления как явления, уникального в силу двойственности своего родства одновременно и с педагогической, и с музыкальной деятельностью. Такой подход к рассмотрению сценического выступления педагога-музыканта позволяет непосредственно связать его с профессиональным опытом в области музыкально-исполнительской деятельности, что, в свою очередь, согласуется с идеей
подготовки специалистов, сочетающих владение разнообразными знаниями, умениями и навыками со способностью к их многофункциональному применению сообразно требованиям музыкально-образовательной практики. «Как наиболее высокоорганизованная форма общения с музыкой, - пишут исследователи, - концерт (как форма сценического выступления) имеет большую значимость и востребованность в музыкальном образовании» [4]
Что же представляет собой сценическое выступление? Какова сущность данного понятия?
Сценическое выступление - понятие двусоставное, включающее в себя понятия «выступление» и «сцена», «сценическое». Рассмотрим данные понятия.
В словаре Дмитрия Николаевича Ушакова «выступления, ср. действие по глаг. выступить во 2, 3, 7 и 8 знач. - выступать, выступление оратора (выступления этого актера, пользовались большим успехом, выступление войск из лагеря, антисоветское выступление эмигрантского публициста)» [5, с. 89].
Понятие «выступление» в словаре С. И. Ожегова, имеет несколько определений: «выступление - 1. отделившись, выйти, выдаться вперёд. 2. Выйти за свои пределы, наружу; появиться. (Вода выступила из берегов. Слезы выступили на глазах.). 3. Сделать, исполнить что-нибудь публично. Выступить с концертом, с лекцией. 4. Произнести речь, высказать своё мнение, высказаться (на собрании, перед публикой, в печати). 5. Исполнение, игра перед публикой. Выступление ансамбля. 6. мн. Массовые проявления недовольства» [6, с. 254]. Основная часть определений понятия «выступление» сводится к действию кого-либо на обозрение других.
В словаре Д. Н. Ушакова «зритель - очевидец, наблюдатель, тот, кто смотрит на что-н. Я также вмешался в толпу зрителей. Смотрящий на сценическое представление, зрелище. «Места для зрителей. - Это была необыкновенная минута, спектакль великолепный! И между тем только один был зрителем». Гоголь [5, с. 180]. Сергей Иванович Ожегов в своем словаре дает толкование понятию «зритель», как «тот, кто наблюдает происходящее со стороны. Тот, кто смотрит представление, фильм, спортивное состязание. Театральные зрители» [6, с. 523].
Основываясь на изложенном, мы делаем вывод, что выступающего следует считать субъектом, а зрителя объектом выступления. Понятие «выступление» многогранно, но его суть сводится к одному - это направленное действие выступающего, т. е. субъекта, в виде передачи информации зрителю, т. е. объекту.
Выступления следует разделять по количеству выступающих и публики, содержанию информации, месту и цели проведения. Выступления могут быть одного человека перед многотысячной аудиторией и полноценного симфонического оркестра перед высокопоставленным гостем города (республики, страны). Также к выступлениям следует отнести рассказ стихотворения ребенком-дошкольником Деду Морозу и обращение Президента страны к своим соотечественникам.
Следующие понятия «сцена», «сценическое». Татьяна Федоровна Ефремова в словаре русского языка толкует понятие сцена как «место, где происходит театральное представление». б) перен. театр, сценическое искусство, театральная деятельность. 2) отдельная часть действия, акта театральной пьесы;
3) а) отдельный эпизод, изображаемый в пьесе, романе, картине, б) случай, наблюдаемый в жизни; происшествие, эпизод;
4) перен. крупный разговор, излишне эмоциональное объяснение, ссора» [7, с. 935].
В словаре Д.Н. Ушакова «сцена - место, где происходит театральное представление. (Оборудование сцены. Сцена отделена от зрительного зала занавесом. Театр, театральная деятельность. Полвека на сцене. Работник сцены.) 2. Отдельная часть действия, акта театральной пьесы, явление. Действие второе, сцена четвертая». [5, с. 664]. В обоих словарях толкование понятия «сцена» сводится к тому, что - это место, где происходит выступление.
Понятие «сцена» заимствованно в начале XVIII в. из латинского языка, где scaena (греч. Skene) - театральные подмостки, театральное произведение, шатер, палатка [8, с. 433]. Обратим внимание на то, что в Древней Греции сценой служила хорошо утоптанное место недалеко от храма, вокруг которого располагался зритель. Позднее стали строить специальные помосты, здания, где проходили празднества, собрания, состязания. История показывает, что с самого начала сцена - это место, пред-
назначенное для действий на обозрение. Отсюда можно заключить, что сцена-это место для выступлений.
Из вышеизложенного следует, что понятие «сценическое выступление» следует толковать, как направленное действие выступающего, т. е. субъекта, в виде передачи информации зрителю, т.е. объекту на специально отведенном для этого месте (сцене). Вышеизложенное подчеркивает необходимость обстоятельного рассмотрения вопроса о компонентах сценического выступления. Исходя из сформулированного нами определения сценического выступления, выделим его компоненты:
• выступающий(ие) - субъект выступления;
• передаваемая информация;
• зритель - объект выступления;
• сцена - место выступления;
Опираясь на труды ученых А.У. Хараша, Ю.А. Цагарелли, в той или иной мере рассматривающих отдельные аспекты исследуемой проблемы, а также собственные теоретические и практические поиски, мы выделили составляющие компонентов сценического выступления. Выступающий, как субъект сценического выступления, осуществляет функцию передачи информации, соответственно у него есть возможность пользоваться различными средствами передачи, такими как голос, жесты и мимика, движения тела (танец), музыкальные инструменты. От выбора средства зависит вид передаваемой информации.
Развивая мысль о том, что выступающий пользуется определенными средствами передачи информации можно сделать вывод, что от того какие он использует, будет зависеть вид его деятельности: музыкально-исполнительский, ораторский, танцевальный, театральный и т. д. Из сказанного становится очевидным то, что выступающий, который пользуется голосом и музыкальными инструментами передает звуковую информацию. Музыка, как частный случай звука, является одним из видов информации. Музыкант-исполнитель - живой передатчик или коммутатор музыки на сцене. Это подтверждается словами А.У. Хараша «публичное сообщение - это не что иное, как зримая и слышимая деятельность коммуникатора, включающая в себя два взаимопроникающих процесса: предъявление коммуникатором самого себя и предъявление текста» [9, с. 85].
Обратим внимание на то, что деятельность выступающего требует определенной подготовки, это было известно еще во времена Конфуция: «во всяком деле успех зависит от степени готовности к делу; без предварительной подготовки к делу можно заранее предвидеть неудачу. Если бы заранее обдумали то, что хотят сказать, то не было затруднений в речи...» [10]. Педагогическая практика показывает возникновение определенных трудностей у музыкантов-исполнителей (в качестве которых проявляют себя и учителей музыки) во время сценического выступления и на этапах подготовки к нему, чем и обусловлена актуальность выбранной темы.
Следует отметить, что сцена и зритель являются изменяющимися компонентами сценического выступления. В данном контексте представляется убедительным говорить о том, что сценическое выступление - это деятельность музыканта-исполнителя, которая осуществляется в условиях, отличающихся от обычных повседневных, репетиционных.
Музыкально-исполнительская деятельность как компонент культуры личности включает в себя занятия, репетиции, сценические выступления [11]. Данный вид деятельности характерен не только для профессионалов-музыкантов и педагогов-музыкантов, но и для обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях дополнительного и среднего профессионального образования.
Эффективность музыкально-исполнительской деятельности выступающего обусловлена внешнесредовыми и внутренними человеческими факторами. К внешним факторам мы относим особенности зала, состояние музыкального инструмента, подготовленность слушательской аудитории, конкуренцию, компетентность преподавателя и др. К внутренним следует отнести физиологические особенности музыканта, свойства нервной системы, физические качества, врожденные и приобретенные свойства человека. Данные факторы влияют на все этапы деятельности музыканта-исполнителя. Ю.А. Цагарелли делит деятельность исполнителя на два раздела: репетиционный и концертный. Репетиционный, в свою очередь включает в себя несколько этапов: создание целостного мысленного образа, работа над деталями
произведения, создание целостного музыкально-слухового образа [9, с. 7].
Сценическое выступление следует считать стрессовой ситуацией для музыканта-исполнителя. Это обусловлено повышенной психологической напряженностью, связанной с необычной ситуацией. Соответственно в рамках сценического выступления повышаются требования ко всем профессиональным качествам музыканта-исполнителя, таким как интеллектуальная, эмоциональная и физическая отдача. Также в связи с появлением публичности, в отличии от репетиционного характера деятельности, предъявляются новые требования к стрессоустойчивости, помехоустойчивости, саморегуляции исполнителя, а также к стабильности исполнения.
Рассмотрим внешние факторы, влияющие на эффективность сценического выступления музыканта-исполнителя. Особенности акустики и освещения зала влияют на слуховые и зрительные ощущения выступающего. Практика показывает, что множество залов построено без соблюдений критериев, влияющих на качество звука. Например, негативное влияние на звуковое восприятие исполнителя оказывает чрезмерная реверберация. Также недостаточное или чрезмерное освещение могут дезориентировать выступающего. Немаловажным фактором для исполнителей пианистов и органистов является качество музыкального инструмента. Не редки в практике сценических выступлений случаи невозможности познакомиться выступающему с фортепиано. Подготовка к неожиданным негативным внешним факторам является одной из важнейших задач деятельности музыканта-исполнителя.
Не стоит забывать и о внутренних факторах, влияющих на эффективность сценического выступления музыканта. В условиях сценического выступления предъявляются новые требования
Библиографический список
к компонентам надежности музыканта-исполнителя. Ю.А. Цага-релли относит к ним помехоустойчивость, психологическую готовность, саморегуляцию, стабильность исполнения [9, с. 84]. Одной из важнейших проблем является повышение уровня компонентов стрессоустойчивости (надежности) музыканта-исполнителя в условиях сценического выступления, чему способствуют тренировки, медитация, упражнения.
Следует подчеркнуть, что решающую роль в деятельности учащегося музыканта-исполнителя играет компетентность преподавателя, о чем свидетельствует и педагогическая практика. Действительно, прослеживается связь между профессионализмом преподавателя и эффективной деятельностью ученика [12]. Важным, с нашей точки зрения, является не только уровень образования и опыт работы педагога, но и его саморазвитие, которое обусловлено участием в конференциях, курсах повышения квалификации, написанием статей, исследовательских и методических работ. То как педагог доносит содержание своего предмета аудитории (а особенно детской) имеет огромное значение и тем более, если этим предметом является искусство - музыка.
Сценическое выступление есть одна из специализированных форм музыкально-исполнительской деятельности, обусловленная процессом социализации искусства музыки, конкретизирующей понимание музыкально - исполнительской деятельности как процесса взаимодействия человека с музыкой, звеньями которого являются исполнение и восприятие музыкальных произведений. Показательно, что восприятие музыкальных произведений всегда являлось и является неотъемлемой частью развития музыкальной культуры человека. Поэтому сказанное логически оправдывает рассмотрение интересующего нас феномена с позиций образования и культуры.
1. Столович Л.Н. Жизнь. Творчество. Человек. Москва, 1985.
2. Кобозева И.С. Музыкальное образование в контексте современной культурной политики. Ярославский педагогический вестник. 2011; 3; Том I: 295 - 298.
3. Кобозева И.С., Величко Ю.В. Активизация музыкально-познавательной деятельности детей в процессе обучения игре на фортепиано. Актуальные проблемы высшего музыкального образования. Научно-аналитический и научно-образовательный журнал. Нижний Новгород: Изд-во ННГК (академия) им. М.И. Глинки, 2012; 5 (26): 23 - 27.
4. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11, № 8: 37 - 43. Available at: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/ article/view/46533/25075
5. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка: Около 100000 слов. Москва: Аделант, 2013.
6. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка: Около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений. С. И. Ожегов; Под ред. Л.И. Скворцова. Москва: ОНИКС-ЛИТ, Мир и Образование, 2012.
7. Ефремова Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-образовательный. Москва: Рус. яз. 2000. В 2 т.
8. Краткий этимологический словарь. Сост. Н.М. Шанский, В.В. Иванов, Т.В. Шанская. Москва, 1971.
9. Цагарелли Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности: учебное пособие для преподавателей, студентов, аспирантов-психологов. Санкт-Петербург: Композитор, 2008.
10. Васильев В.А. Конфуций о добродетели. Социально-гуманитарные знания. 2006; 6: 132 - 146.
11. Мигунова Н.И., Кобозева И.С. Музыкально-исполнительская деятельность как компонент культуры личности в теоретической педагогике XX века. Международный студенческий научный вестник. 2017; № 4 (часть 4); 433 - 434.
12. Борисов В.О., Кобозева И.С. Сценическое выступление как психолого-педагогическая проблема. Международный студенческий научный вестник. 2018; 3 - 5: 741 - 743. Available at: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18481
References
1. Stolovich L.N. Zhizn'. Tvorchestvo. Chelovek. Moskva, 1985.
2. Kobozeva I.S. Muzykal'noe obrazovanie v kontekste sovremennoj kul'turnoj politiki. Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik. 2011; 3; Tom I: 295 - 298.
3. Kobozeva I.S., Velichko Yu.V. Aktivizaciya muzykal'no-poznavatel'noj deyatel'nosti detej v processe obucheniya igre na fortepiano. Aktual'nye problemy vysshego muzykal'nogo obrazovaniya. Nauchno-analiticheskij inauchno-obrazovatel'nyj zhurnal. Nizhnij Novgorod: Izd-vo NNGK (akademiya) im. M.I. Glinki, 2012; 5 (26): 23 - 27.
4. Kobozeva I.S., Mironova M.P., Chinyakova N.I. Communicative Competency as Teacher's Integrative Ability for Musical Communication. Asian Social Science. 2015; Vol. 11, № 8: 37 - 43. Available at: http://www.ccsenet.org/journal/index.php/ass/ article/view/46533/25075
5. Ushakov D.N. Tolkovyjslovar'sovremennogo russkogo yazyka: Okolo 100000 slov. Moskva: Adelant, 2013.
6. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka: Okolo 100 000 slov, terminov i frazeologicheskih vyrazhenij. S. I. Ozhegov; Pod red. L.I. Skvorcova. Moskva: ONIKS-LIT, Mir i Obrazovanie, 2012.
7. Efremova T.F. Novyj slovar'russkogo yazyka. Tolkovo-obrazovatel'nyj. Moskva: Rus. yaz. 2000. V 2 t.
8. Kratkij 'etimologicheskijslovar'. Sost. N.M. Shanskij, V.V. Ivanov, T.V. Shanskaya. Moskva, 1971.
9. Cagarelli Yu.A. Psihologiya muzykal'no-ispolnitel'skoj deyatel'nosti: uchebnoe posobie dlya prepodavatelej, studentov, aspirantov-psihologov. Sankt-Peterburg: Kompozitor, 2008.
10. Vasil'ev V.A. Konfucij o dobrodeteli. Social'no-gumanitarnye znaniya. 2006; 6: 132 - 146.
11. Migunova N.I., Kobozeva I.S. Muzykal'no-ispolnitel'skaya deyatel'nost' kak komponent kul'tury lichnosti v teoreticheskoj pedagogike XX veka. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2017; № 4 (chast' 4); 433 - 434.
12. Borisov V.O., Kobozeva I.S. Scenicheskoe vystuplenie kak psihologo-pedagogicheskaya problema. Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. 2018; 3 - 5: 741 - 743. Available at: http://www.eduherald.ru/ru/article/view?id=18481
Статья поступила в редакцию 31.05.18
УДК 372.8
Korosteleva O.T., Doctor of Sciences (Sociology), Professor, Department of General Sociology, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
Mezhenin Ya.E., Cand. of Sciences (Sociology), senior lecturer, Department of General Sociology, Altai State University
(Barnaul, Russia), E-mail: [email protected]
THE PROPORTION OF GENERAL AND PROFESSIONAL TEACHING SOCIOLOGY. This article discusses the general and professional aspects of the study of sociology by students of different specialties. The work compares the contents of competencies formed by sociology and the differentiated approach to the place and role of sociology in the process of teaching and educating students of different faculties. The authors identify the most important aspects of professionalization: correspondence of the content of the material for training to the tasks of future professional activity, taking into account the already existing professional knowledge of students, taking into account the peculiarities of the style of thinking of students in the context of the specialty. Special attention is paid to professional sociological education, which acquires a special theoretical and practical significance for the development of humanistic-oriented and effective state policy.
Key words: teaching sociology, competence, future sociologists, students, training.
О.Т. Коростелева, д-р соц. наук, проф. каф. общей социологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
Я.Э. Меженин, канд. соц. наук, доц. каф. общей социологии, ФГБОУ ВО Алтайский государственный университет,
г. Барнаул, E-mail: [email protected]
СООТНОШЕНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО В ПРЕПОДАВАНИИ СОЦИОЛОГИИ
В данной статье рассматриваются общеобразовательные и профессиональные аспекты изучения социологии студентами разных специальностей. Сравнивается содержание компетенций, формируемых социологией и анализируется дифференцированный подход к месту и роли социологии в процессе обучения и воспитания студентов разных факультетов. Авторами выделяются наиболее важные аспекты профессионализации: акцентирование в содержание преподаваемого материала на задачах будущей профессиональной деятельности, учет уже имеющихся у студентов профессиональных знаний, учет особенностей стиля мышления студентов в контексте получаемой специальности. Особое внимание уделено профессиональному социологическому образованию, которое приобретает особую теоретическую и практическую значимость для развития гуманистически ориентированной и эффективной государственной политики.
Ключевые слова: преподавание социологии, компетенции, будущие социологи, студенты, обучение.
Современная система образования в России ставит одной из важнейших своих задач развитие определенного уровня компетенций будущего специалиста. Как отмечают Ш.А. Магомедов и А.Ш. Бакмаев, компетентностный подход позволяет развить у обучаемых способности решать профессиональные проблемы в различных сферах деятельности, используя социальный, а также собственный опыт обучающихся. А образовательный процесс направлен на создание условий для самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем [1, с. 29].
Целый ряд социогуманитарных дисциплин (философия, социология, культурология, экономика, право) в современных российских вузах преподаются в двух разных статусах - в качестве общеобразовательных либо профильных учебных предметов.
Социология как общеобразовательная дисциплина (в отличие, например, от философии) вводится в учебные планы и программы тех или иных специальностей, как правило, факультативно. Так, например, в Алтайском государственном университете социологию как общеобразовательный предмет преподают в настоящее время для студентов некоторых специальностей следующих факультетов: химического, географического, биологического, юридического, исторического, факультета психологии и педагогики, факультета искусств. При этом реализуются различные общекультурные компетенции: на химическом, географическом, биологическом и юридическом факультетах - ОК-6 (Способность работать в коллективе, толе-рантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия); на факультете искусств - ОК-5 (использование основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач); при подготовке студентов по специальности «психология управления» - ОК-2 (способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции), а по специальности «психология служебной деятельности»-ОК-3 (способность ориентироваться в политических и социальных процессах). Преподавание же социологии на историческом факультете соотносится с реализацией профессиональной компетенции ПК-5 (способность понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, роль насилия и ненасилия в
истории, место человека в историческом процессе, политической организации общества) [2; 3].
Важным моментом в преподавании социологии на разных факультетах является создание условий для самоактуализации студентов как в профессиональном, так и в личностном плане, с учётом их смысложизненных ориентаций и специфики профессии. Например, А.В. Левченко, отмечая важную роль смысложизненных ориентаций и самоактуализации студентов, акцентирует внимание на направленности в будущее, ощущении собственной продуктивности, чувстве свободы выбора и наличии осознаваемых целей [4, с. 83].
Так, уже на уровне выбора компетенций наблюдается дифференцированный подход к месту и роли социологии в процессе обучения и воспитания студентов разных факультетов и специальностей. Однако, на наш взгляд, этим не исчерпывается и не должна исчерпываться профессионализация преподавания социологии в вузе.
Выделим наиболее важные аспекты такой профессионализации.
1. Учёт и акцентирование в содержание преподаваемого материала особенностей и задач будущей профессиональной деятельности студентов. Например, тему «Социальные институты» в курсе социологии для студентов педагогических вузов целесообразно и наиболее интересно раскрывать, апеллируя к проблемам института образования и его функционального взаимодействия с другими институтами (семьей, государством, религией и т. д.). Для студентов - медиков изложение этой же темы не может обойтись без обсуждения института здравоохранения. Профиль вуза или факультета должен по возможности влиять и на «парадигмальный профиль» преподаваемой социологической теории. Так, студентов психологических специальностей необходимо познакомить с сущностью психоаналитического направления в социологии, а будущих географов и экологов с ин-вайроментальным направлением.
2. Учёт уже имеющихся у студентов профессиональных знаний, полученных в процессе изучения «родных» учебных дисциплин. Методически такая установка представляется довольно важной: ведь студенты, как правило, очень ценят корректное, грамотное обращение преподавателя к хорошо известному и значимому для них материалу и умение связать его с обсужда-