1УДК 372.878 ББК 74.268.53
ПОДГОТОВКА УЧАЩИХСЯ-МУЗЫКАНТОВ К ПУБЛИЧНЫМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ: ВОЗРАСТНОЙ АСПЕКТ
Ю. А. Литвиненко, О. П. Радынова, А. Б. Печерская
Аннотация. В статье рассматривается один из важных вопросов музыкальной педагогики -подготовка учащихся-музыкантов к публичным выступлениям. Большинство учащихся регулярно испытывают сценическое волнение, выступая перед публикой на академических концертах и экзаменах. Оказавшись в стрессовой ситуации, они учатся преодолевать боязнь сцены, управлять собой, вырабатывают волевые качества. В методической литературе, рассчитанной в основном на профессионалов, недостаточно внимания уделяется способам формирования оптимального концертного состояния у детей. Авторы анализируют особенности сценического поведения юных музыкантов с учетом индивидуально-личностных и общих возрастных характеристик. Предпринята попытка оптимизировать процесс подготовки учащихся к выступлению, предложены педагогические условия, создание которых необходимо в предконцерт-ный период.
Ключевые слова: учащиеся-музыканты, публичное выступление, сценическое волнение, пред-концертный период, психолого-педагогическое воздействие.
TRAINING OF STUDENT-MUSICIANS FOR PUBLIC PERFORMANCES: AGE ASPECT
Y. A. Litvinenko, O. P. Radynova, A. B. Pecherskaya
Abstract. The article considers one of the important issues of musical pedagogy - the training of student- musicians for public performances. The majority of learners regularly experience stage anxiety, performing publicly at academic concerts and examinations. Being in a stressful situation, they learn to overcome stage anxiety control themselves, develop volitional qualities. In the methodical literature, designed mainly for professionals, insufficient attention is paid to the methods of forming the optimal concert condition in children. The authors analyze the features of the stage behavior of young musicians, taking into account individual and general age characteristics. An attempt has been made to optimize the process of preparing students for the performance, pedagogical conditions have been proposed, the creation of which is necessary in the pre-concert period.
Keywords: student-musicians, public performance, stage anxiety, pre-concert period, psycho-pedagogical impact.
Как известно, итогом всего учебного процесса в музыкально-инструментальных классах является публичное выступление. Только сцена определяет степень готовности исполняемой программы, а также творческий потенциал учащегося-музыканта. Отметим, что вопросы, связанные с подготовкой музыкантов к публичным выступлениям, всегда очень живо интересовали как исполнителей, так и педагогов, психологов, исследователей. В разное время к данной проблематике обращались Л. Ауэр, Л. Л. Бочкарев, А. Л. Гот-
сдинер, В. Ю. Григорьев, Г. М. Коган, Г. Г. Нейга-уз, В. И. Петрушин, А. Г. Рубинштейн, Ю. А. Цага-релли, Г. М. Цыпин и др.
Однако, изучив методическую литературу, можно сделать вывод, что исследования по данной теме в основном рассчитаны на профессионалов. Недостаточно внимания уделяется феномену сценического волнения у учащихся-музыкантов. Распространенное мнение о том, что юные артисты не испытывают волнения во время выступлений, не вполне правомерно. Как правило, дети тоже волнуются, пе-
реживают, только у них подобное состояние проявляется в иных формах, нежели у взрослых музыкантов. Поскольку сам учащийся не всегда может справиться с этим «недугом», педагог должен помочь своему воспитаннику разобраться в этом вопросе.
Прежде всего, ученик должен быть уверен, что произведение прочно выучено наизусть, задолго до выступления. Доучивание текста в последние дни вызывает «синдром нечистой совести» и увеличивает волнение на сцене. Очень часто погрешности в исполнении возникают именно в недоученных местах, где автоматизмы движений не выработаны в достаточной степени. Даже великие пианисты, например Г. Р. Гинзбург, утверждали, что произведение должно быть готово задолго до выступления: «Подготовка программы должна быть закончена не меньше чем за две недели до концерта, то есть к этому времени программа должна быть уже выучена. За две недели не должно быть никаких сомнений в тексте, в аппликатуре и так далее... Если чувствую, что играю быстрее, чем нужно, чем должен играть на эстраде, стараюсь себя сдерживать, оставлять запас, тренирую себя на этом. Так я играю, проверяя себя, исправляя всякие мелочи, неясности, смазанные ноты» [1, с. 116-117].
Ученику, не имеющему достаточного эстрадного опыта, необходимо оставить время для ощущения свободы знания текста, технической свободы, убежденности в выборе вариантов интонационной выразительности и в целом положительных собственных впечатлений от игры (сначала «для себя», затем «для урока» и, наконец, «для слушателей»). «Все, что становится привычным, - пишет Г. М. Цыпин, - делается лучше, увереннее, смелее; привычное само по себе успокаивает» [2, с. 14].
Очень важны напутствия педагога воспитаннику на последних репетициях и перед выступлением. Они должны вселять в ученика чувство уверенности, что работа никогда не проходит даром, и не содержать большое количество замечаний. Пожелания должны создавать радостное чувство - поделиться тем, чему удалось научиться, своим пониманием любимой музыки.
Но достаточно часто перед выступлением можно услышать напутствие ученику: «Ты толь-
ко не волнуйся!» Как правило, подобная форма «успокоения» у любого человека может вызвать настороженность и тревожность, даже если до этого он был спокоен. На наш взгляд, гораздо эффективнее наставления другого содержания: «Состояние, с которым сталкивается на сцене каждый исполнитель - актер, музыкант, оратор, спортсмен, - вполне естественно, оно является обязательным спутником публичных выступлений, помогает достичь творческого вдохновения и увлеченности. Без особого трепета игра будет скучной и неинтересной». Профилактические беседы подобного рода необходимо проводить заблаговременно, разумеется, с учениками среднего и старшего возраста, которые имеют некоторый сценический опыт.
Сложно представить, скольким обучающимся приходится регулярно преодолевать боязнь сцены, выступая на академических концертах и экзаменах, на фестивалях и конкурсах. А сколько способных детей и вовсе бросают занятия музыкой из-за психологических травм, полученных в результате неудачных выступлений. В то же время для исправления ситуации иногда достаточно просто поддержать и объяснить, что всё происходящее - закономерный процесс, через который проходят все профессиональные музыканты. Но даже мастерство и эстрадный опыт только частично снимают остроту обозначенной проблемы, так как полностью приучить себя к спокойному самочувствию на сцене не удается даже самым талантливым исполнителям.
У большинства артистов существует свой особый ритуал, связанный с подготовкой к выступлению. В большинстве случаев «профессиональные секреты» мастеров, о которых мы узнаем из бесед, интервью, личных наблюдений, носят сугубо индивидуальный характер. Тем не менее, обобщив основные творческие принципы опытных музыкантов-исполнителей, можно подобрать наиболее подходящие приемы и способы преодоления негативных последствий сценического волнения и попытаться адаптировать их для учебного процесса. Работа в данном направлении должна проводиться уже на начальном этапе обучения, а главным ее условием являются регулярные творческие выступления учащихся в рамках учебного процесса, которые закладывают прочный фундамент для
дальнейшей музыкально-исполнительской деятельности, формируют внутреннюю уверенность, помогают добиваться стабильности на сцене, способствуют выработке оптимального концертного состояния.
Музыкально-педагогическая деятельность включает в себя целый комплекс задач, решение которых должно осуществляться в двух направлениях: профессиональном и психологическом. Однако «на деле» возникает некое противоречие: подготовка учащегося к выступлению в профессионально-исполнительском отношении проводится тщательно и кропотливо, при этом «страдает» эмоционально-психологическая составляющая данного процесса. А между тем для начинающих музыкантов она чрезвычайно важна, поскольку вся подготовительная работа, проведенная в классе и дома, проходит проверку «на прочность» именно в условиях публичного выступления. Поэтому педагогу в своей работе необходимо использовать не только богатый профессиональный опыт, накопленный предыдущими поколениями музыкантов, но и современные достижения в области психологии и педагогики. Принимая во внимание индивидуально-личностные характеристики каждого ребенка, важно учитывать и особенности разных возрастных групп детей.
Так, для учеников младших классов (6-9 лет) выступление в концерте ассоциируется с увлекательной игрой, которая доставляет удовольствие. Маленькие дети, воспринимая себя участником интересного события, всем существом включаются в предлагаемую ситуацию. У них еще нет четко сформированных критериев оценивания удачных и неудачных выступлений, пока слабо развита система самооценки. При этом автоматизация игрового процесса, работа памяти, целостность восприятия носят достаточно устойчивый характер и мало зависят от внезапно возникших внешних факторов. Случайные «потери», встречающиеся у юных музыкантов, чаще всего обусловлены их неумением концентрировать свое внимание на деталях. В итоге можно наблюдать относительно спокойное и уверенное поведение малышей на сцене даже при отсутствии опыта концертных выступлений.
В качестве примера приведем воспоминания известного музыканта В. В. Пясецкого о до-
машних концертах, которые устраивала А. Д. Артоболевская для своих воспитанников. «Слушателями были родители учеников и старшие ученики. Нас одевали в концертные костюмы, были поклоны, цветы, подарки, аплодисменты - все всерьез, как на настоящем концерте. На моем первом концерте Анна Даниловна подарила мне, как и всем своим ученикам при первом выступлении, знак "Посвящение в Музыку" - лиру, сделанную ею самой на бархатной синей розочке золотистого цвета» [3, с. 118].
Подобная форма публичных выступлений весьма привлекательна для детей, а создание праздничной атмосферы повышает их интерес к занятиям музыкой. Успешные результаты, достигнутые на начальном этапе обучения, имеют огромное значение, так как полученные положительные эмоции оставляют неизгладимый след в памяти малыша. Заслужив награду в виде аплодисментов, цветов, слов поддержки и одобрения, ребенок начинает чувствовать, что его игра ценится слушателями, у него возникает желание готовиться к новым выступлениям, появляется важное условие обучения - мотивация.
Как правило, учащиеся младших классов не боятся выступать, пока не попадают в обстановку, где активно обсуждается и реально проявляется состояние предконцертной «лихорадки». Поэтому очень важно как можно дольше сохранять ощущение праздника перед выходом на сцену юных музыкантов, ограждая их от мучительных переживаний, с которыми так или иначе им придется столкнуться.
Примерно в возрасте 10-12 лет ребенок сам начинает задумываться о необычных состояниях, возникающих во время выступления перед слушателями. Здесь, в первую очередь, сказываются изменения в комплексе личностных качеств: первые попытки к самоутверждению, появление взыскательности к себе, способность к адекватной самокритике, особая чувствительность к оценке своих действий окружающими. Как следствие, процесс музыкального исполнительства в этом возрасте приобретает более «осознанное звучание», наполненное особым смыслом. Несмотря на то, что основной целью публичных выступлений у большинства детей является стремление к высокой оценке, в то же время умственные способности данной возрастной категории уже
позволяют анализировать качество исполнения, соотносить творческий замысел с его реальным воплощением. Рассуждая о собственном эмоционально-психологическом состоянии, дети отмечают те или иные физиологические особенности, возникающие в ситуации публичного выступления («сильно стучит сердце»; «все сжимается внутри», «дыхание сбивается», «дрожат и потеют руки» и т. д.). Возраст 10-12 лет можно считать наиболее благоприятным для целенаправленного педагогического воздействия на учащегося с целью формирования и развития комплекса базовых умений и навыков, необходимых для музыкально-исполнительской деятельности.
Наиболее остро и болезненно симптомы сценического волнения проявляются в подростковом возрасте (13-15 лет), когда у обучающихся появляется интеллектуальная взрослость, осознание степени ответственности за результат, осмысленный подход к задачам, стоящим перед исполнителем. В этот период формируется целый спектр эстрадных переживаний, причинами которых помимо узкопрофессиональных факторов могут стать и социальные предпосылки: печальный опыт предыдущих выступлений, негативная оценка творческих результатов, страх быть непринятым, боязнь одиночества и т. д.
Ко всему вышеперечисленному прибавляется также и физиологическая перестройка организма, повышенная тревожность, низкий уровень самооценки вплоть до неприятия самого себя (так называемый комплекс «гадкого утенка»). Таким образом, все происходящие изменения и «нюансы» переходного возраста могут только усугубить положение и привести к укреплению неблагоприятных симптомов, с которыми бывает порой весьма трудно справиться. В связи с этим в предконцертный период возрастает значимость, прежде всего, психолого-педагогической поддержки, которая может проявляться по-разному, особенно в детской педагогике: «Твой выход на сцену - это победа над собой», «Ты справился с трудной программой», «В этот раз ты выступил гораздо лучше предыдущего», «Ты показал очень хороший результат! Надо продолжать в том же духе!».
Для большей эффективности в процессе подготовки необходимо создать особую атмос-
феру во время занятий, настраивать учащихся на положительные эмоции, связанные с предстоящей встречей с публикой, с возможностью донести до слушателей свое «прочтение» музыкальных шедевров. Можно привести немало примеров из истории музыкальной педагогики, когда подлинно творческая обстановка, царившая в исполнительских классах, приносила свои «плоды». Так, например, ученики А. Д. Артоболевской, Т. Лешетицкого, Г. Г. Нейгауза, В. И. Сафонова, П. С. Столярского, А. И. Ямполь-ского принимали самое активное участие в концертах, начиная с ранних лет.
Интересные факты из своего детства приводит пианист А. Шнабель: «В течение шести лет -начиная с десятилетнего возраста - я играл на всех классных вечерах Лешетицкого. За исключением летних каникул, каждую среду, а в более поздние годы - каждую вторую среду, вечером, Лешетицкий собирал всех своих учеников (человек семьдесят-восемьдесят), и некоторые из них должны были что-то исполнять» [4, с. 146].
Легендарные уроки Г. Г. Нейгауза также всегда проходили публично, в присутствии большого количества слушателей. Генрих Густавович мог пригласить к роялю любого из присутствующих учеников. Проведение занятий в форме коллективных прослушиваний послужило колоссальной «школой» для целой плеяды отечественных концертных исполнителей: Э. Г. Гилельса, Я. И. Зака, В. В. Крайнева, А. А. Наседкина, С. Т. Рихтера.
Все воспитанники П. С. Столярского очень любили выступать, особенно в составе струнного ансамбля, участниками которых становились даже начинающие скрипачи. По воспоминаниям многочисленных выпускников, «весь учебный процесс в классе Петра Соломоновича подчинялся конечной цели - выступлению на эстраде. Для учеников это было не мукой, а светлым и радостным праздником» [5, с. 89].
Подобная празднично-творческая атмосфера господствовала и в фортепианном классе А. Д. Артоболевской. Дети регулярно выступали перед публикой, начиная с 4-5 лет, сначала в домашних концертах, а затем и в «подшефных» школах, в Доме композиторов, в театре Натальи Сац и в других ответственных залах. Активная музыкально-исполнительская деятельность способствовала формированию готовно-
сти юных пианистов к сцене. Накопление концертного репертуара происходило планомерно и непринужденно, поскольку каждое выученное произведение могло быть исполнено в любой момент, даже по прошествии многих лет. Показателен в этом отношении случай, упомянутый В. В. Пясецким, который однажды, придя на урок с Четвертым концертом С. В. Рахманинова (!), был вынужден играть «по заказу» присутствующей в классе публики «Инвенции» И. С. Баха, пройденные несколько лет назад. Столь сложная задача была успешно выполнена юным музыкантом не только благодаря волевым качествам и безотказной работе памяти, но также и выработанной годами эмоционально-психологической стабильности [3, с. 117].
Таким образом, моделирование в учебной практике проблемных ситуаций, приближенных к реальным публичным выступлениям (предварительные обыгрывания, репетиции, коллективные уроки), несомненно, приносит пользу молодым исполнителям, у них формируется установка на сиюминутность исполнения в концертной обстановке и невозможность повтора и исправления ошибок. Предотвратить появление ошибок и повторов помогает внутренний настрой учащегося на целостность процесса исполнения, а развитие этого навыка должно стать важной составляющей предконцертной подготовки. Ученику необходимо дать возможность «высказаться», погрузиться в творческое состояние. Пусть пьеса прозвучит целиком, от начала до конца, без попутных комментариев, в том числе и одобрительных, а все впечатления будут изложены по окончании. Учащийся, которого постоянно одергивают, прерывают, в результате привыкает именно к остановкам и исправлениям, а на публике он оказывается морально не готов к стабильной безошибочной игре.
Некоторые ученики наивно полагают, что допущенную при исполнении ошибку нужно исправить, переиграть. В этом случае важно оговорить, как именно нужно реагировать на неудачи и случайные ошибки, объяснить, что исполнение музыки - это не письменная работа, где можно зачеркнуть ошибку и написать заново правильно. Напротив, для успеха на сцене необходима привычка играть, как бы перешагивая через «случайности», при этом сохраняя цельность произведения.
Для слишком самокритичных учеников можно в некоторой степени преуменьшить значение безошибочной игры, дать им понять, что гораздо существеннее увлеченность, самоотдача, хорошее звучание и т. д. Накануне выступления важно акцентировать внимание в основном на позитивных моментах, порой намеренно нивелируя недочеты. Весьма любопытна в этом отношении мысль С. В. Рахманинова, которая встречается в воспоминаниях о нем: «Рубинштейн был прав, говоря, что творцу нужны лишь три вещи: "похвала, похвала и похвала"» [6].
Значительную роль для учащихся-музыкантов играет репетиция, в которой концентрируются все предыдущие этапы подготовки. Что касается самых юных исполнителей, то для них необходимо привыкнуть к новой обстановке, к новому инструменту, к акустическим особенностям зала, к тому, что на сцене артист остается наедине с самим собой и с музыкой. Во время репетиции крайне важно создать некую модель сценического поведения, заранее подготовить ученика к тому, что и как он будет делать на концертной эстраде, вплоть до таких деталей, как выход, поклон, настрой перед игрой. При этом обязательно не только проговорить, но и проверить на практике все действия, совершаемые во время выступления.
Данная стадия предконцертной подготовки допускает внесение минимальных корректив со стороны педагога, преимущественно в форме небольших уточнений. Как известно, в некоторых ситуациях цель оправдывает средства, поэтому сам педагог решает, что, когда и как он скажет воспитаннику в этот ответственный момент. Для ученика чрезвычайно важно вовремя получить независимость, определенную «автономность». А педагогу необходимо «отойти в сторону», поскольку основной объем совместной творческой работы уже выполнен, и на сцену учащийся в любом случае выходит один.
Сценическое самочувствие ученика напрямую зависит от состояния и поведения педагога, который способен вселить уверенность, поддержать напутственным словом, воодушевить или, напротив, вызвать растерянность или даже панику, напугать, привести к скованности и зажатости. Слова и мимика, интонация и жесты - буквально все может стать «камертоном»
для психики юного исполнителя. Так же как истинный музыкант «проживает» каждую сыгранную им ноту, так и учитель должен знать и «чувствовать» каждого своего ученика, его мысли, эмоции, настроение. Ведь он по сути должен быть не только творческим наставником, но и чутким психологом, знающим специфику воздействия на воспитанника. «Постарайся сделать все, что можешь, и посмотрим, что у нас получится» - такая внутренняя ориентация в значительной степени приносит учащемуся психологическое облегчение и внутреннее спокойствие.
Безусловно, каждый преподаватель волнуется за учащихся своего класса, но это состояние также надо обдумать, освоить, пережить. Поэтому перед выходом учащегося на сцену преподавателю необходимо научиться «переплавлять» свое волнение в эмоционально-приподнятое состояние для поддержания общего праздничного настроения. Сразу после выступления педагог должен быть особенно выдержанным, постараться максимально смягчить упреки, претензии, нарекания, поскольку воспитательный и практический эффект будет нулевым, а вот негативные последствия более чем вероятны. В первую очередь необходимо выделить все лучшее, что было продемонстрировано на сцене, а спустя некоторое время в спокойной обстановке провести детальный разбор. И даже если исполнение было не самым удачным, не стоит преувеличивать масштабы беды, надо дать ученику право на случайную неудачу и тем самым помочь ему сделать шаг на пути к успеху.
Иногда ошибки, пережитые на собственном опыте, гораздо полезнее аксиомы, подсказанной кем-то другим. Интересна аналогия, проведенная в одной из бесед виолончелистом Д. Шафраном: «Вы посмотрите, как растет ребенок в семье. Если он физически и психически здоров, он все время проявляет активность и любознательность. Ошибается, ударяется, обжигается, набивает шишки и все равно сам, сам. И это совершенно естественно. То же, по-моему, и в мире музыки» [7, с. 80].
Оценивание результатов выступления может идти по нескольким направлениям, однако основным критерием оценки творческих достижений ребенка является сравнение его се-
годняшних успехов с достижениями вчерашнего дня. Каждый выход на сцену - промежуточный итог, который дает возможность осмыслить успехи или недостатки в совместной работе. Важно, чтобы динамика профессионального роста каждого учащегося регулярно отслеживалась педагогом - от выступления к выступлению, от полугодия к полугодию на протяжении всего периода обучения. С помощью метода фиксации конкретных достижений через определенное количество времени возможно осуществлять построение «шагов роста». При этом интенсивность движения по этому пути может быть разной, главное - идти вперед к своей цели. К примеру, даже для слабого ученика участие в концерте с легкой пьесой - это возможность почувствовать себя сильнее, изменить представление о самом себе в лучшую сторону. А это уже ступенька вверх!
Поэтому преподавателю необходимо создавать обширное поле для творческой деятельности учащихся разного уровня подготовки, применяя такие формы публичных выступлений, как классные концерты, тематические музыкальные вечера, творческие проекты, просветительские мероприятия в школах, музеях, на выставках. Сколько бы мы ни играли в классе или дома, только на сцене, в присутствии публики рождается настоящее музыкальное искусство. Привычка - лучший «антистрессор», и формирование ее в работе с учащимися должно проводиться дискретно с первых лет обучения. «Трудное надо сделать привычным, привычное - легким, а легкое - приятным», - гласит известный афоризм выдающегося актера, режиссера и педагога К. С. Станиславского.
Но для того чтобы оказывать психолого-педагогическую поддержку ребенку, готовящемуся к выступлению, взрослому наставнику важно самому понимать происхождение и сущность подобных сценических явлений. Только преподаватель, знающий ситуацию «изнутри», испытавший на себе все тонкости музыкально-сценической деятельности, способен помочь ученику справиться с волнением. В связи с этим эстрадный опыт должны приобретать не только учащиеся, но и их преподаватели. Если же этого не происходит, то нет и успешной прогрессии в данном направлении работы. Педагог, взявший на вооружение девиз «Исцелись
сам!» и участвующий в концертах (сольно или в ансамбле, наизусть или по нотам), собственным примером вдохновляет и «окрыляет» своих воспитанников.
И в заключение вновь обратимся к К. С. Станиславскому, который считал, что «публичные выступления обладают свойством закреплять, фиксировать то, что происходит на сцене и внутри самого артиста. Всякое действие или переживание, проделанное с творческим или иным волнением, вызываемым присутствием толпы, запечатлевается в эмоциональной памяти сильнее, чем в обычной, репетиционной или в домашней обстановке. Поэтому как ошибки, так и удачи, совершенные на сцене <...>, закрепляются прочнее на публике» [8, с. 286]. Так, несколько неудачных выступлений могут притормозить профессиональный рост ребенка или вовсе повлечь за собой серьезные последствия, вплоть до отказа от занятий музыкой. В то же время удачное исполнение значительно повышает мотивацию учащегося, творчески заряжает его и укрепляет веру в себя. Недаром опытные педагоги и психологи советуют вести счет своим успехам, а не поражениям. Важно то, что успех, достигнутый в атмосфере доброжелательности и сотворчества, помогает не только преодолевать те или иные трудности, продвигаясь вперед, но и выводит на положительный уровень межличностные отношения педагога и учащегося, что является весьма ценным фактором, влияющим на результат обучения в целом.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Вицинский А. В. Беседы с пианистами. - М.: Классика-ХХ1, 2007. - 232 с.
2. Цыпин Г. М. Сценическое волнение и другие аспекты психологии исполнительской деятельности. - М.: Музыка, 2010. - 128 с.
3. Центральная музыкальная школа в воспоминаниях: сб. статей, эссе и интервью / сост. и отв. ред. М. М. Берлянчик. - М.: изд. ЦМШ при МГК им. П. И. Чайковского, 2010. - 430 с.
4. Шнабель А. «Ты никогда не будешь пианистом!». - М.: Классика-ХХ1, 2002. - 336 с.
5. Мордкович В. З. О нашем учителе: к 100-летию профессора П. С. Столярского // Сов. музыка. - 1972. - № 3. - С. 86-89.
6. Сван А. Дж., Сван Е. Воспоминания о С. В. Рахманинове. - URL: http://senar.ru/memoirs/ Swans/ (дата обращения: 10.04.2017).
7. Музыкально-исполнительское искусство и педагогика: афоризмы, цитаты, изречения: учеб. пособие / сост. Г. М. Цыпин. - Белгород: Белгор. обл. тип., 2007. - 412 с.
8. Станиславский К. С. Работа актера над собой // Собр. соч. в 8 т. - Т. 3. - М.: Искусство, 1955. - 387 с.
9. В мире подростка / под ред. А. А. Бодалева.
- М.: Медицина, 1980. - 252 с.
10. Литвиненко Ю. А. Моделирование проблемных ситуаций в процессе подготовки музыкантов к публичному выступлению // Культурная жизнь Юга России. - Краснодар, 2010. - № 1 (35). - С. 46-48.
REFERENCES
1. Vitsinskiy A. V. Besedy s pianistami. Moscow: Klassika-XXI, 2007. 232 p.
2. Tsypin G. M. Stsenicheskoe volnenie i drugie aspekty psikhologii ispolnitelskoy deyatelnosti. Moscow: Muzyka, 2010. 128 p.
3. Berlyanchik M. M. (comp.) Tsentralnaya muzykalnaya shkola v vospominaniyakh: sb. statey, esse i intervyu. Moscow: izd. TsMSh pri MGK im. P. I. Chaykovskogo, 2010. 430 p.
4. Shnabel A. "Ty nikogda ne budeshpianistom!". Moscow: Klassika-XXI, 2002. 336 p.
5. Mordkovich V. Z. O nashem uchitele: k 100-leti-yu professora P. S. Stolyarskogo. Sov. muzyka.
- 1972, No. 3, pp. 86-89.
6. Swan A. J., Swan E. Vospominaniya o S. V. Ra-khmaninove. Available at: http://senar.ru/mem-oirs/Swans/ (accessed: 10.04.2017).
7. Tsypin G. M. (comp.) Muzykalno-ispolnitelskoe iskusstvo i pedagogika: aforizmy, tsitaty, izrech-eniya: ucheb. posobie. Belgorod: Belgor. obl. tip., 2007. 412 p.
8. Stanislavskiy K. S. Rabota aktera nad soboy. In: Sobr. soch. in 8 vol. - Vol. 3. - M.: Iskusstvo, 1955. - 387 s.
9. Bodalev A. A. (ed.) Vmire podrostka. Moscow: Meditsina, 1980. 252 p.
10. Litvinenko Yu. A. Modelirovanie problemnykh situatsiy v protsesse podgotovki muzykantov k publichnomu vystupleniyu. Kulturnaya zhizn Yuga Rossii. Krasnodar, 2010, No. 1 (35), pp.46-48.
Литвиненко Юлия Александровна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры фортепианного искусства Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке e-mail: litvinenko.julia@gmail.com
Litvinenko Yulia A., PhD in Education, Senior Lecturer, Piano Department, A. Schnittke Moscow State Music Institute
e-mail: litvinenko.julia@gmail.com
Радынова Ольга Петровна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой эстетического воспитания детей дошкольного возраста Московского педагогического государственного университета e-mail: olgaradynova@mail.ru
Radynova Olga P., ScD in Education, Professor, Chairperson, Aesthetic Education of Preschool Children Department, Moscow State University of Education e-mail: olgaradynova@mail.ru
Печерская Александра Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры фортепианного искусства Московского государственного института музыки имени А. Г. Шнитке e-mail: surok1208@rambler.ru
Pecherskaya Aleksandra B., PhD in Education, Associate Professor, Piano Department, A. Schnittke Moscow State Music Institute
e-mail: surok1208@rambler.ru