чение), так и в появлении новых междисциплинарных предметов, объединяющих отдельные курсы.
Итогом моей научной работы в Университете Северной Айовы стали защита магистерской диссертации, обнародование результатов и выводов диссертации на конференции логопедов штата Айовы, вступление
в Национальную профессиональную ассоциацию логопедов и аудиологов.
На мой взгляд, преимущества международных обменов очевидны: они способствуют не только повышению престижа Герце-новского университета, но и позволяют готовить выпускников с совершенно иным профессиональным мировоззрением.
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 28 июня 2007 г. «Международная деятельность как фактор инновационного развития университета»
Заслушав и обсудив доклад проректора по международному сотрудничеству С. М. Шилова, Ученый совет отмечает, что международная деятельность является одним из важнейших факторов, обеспечивающих инновационное развитие университета.
Реальный вклад международного сотрудничества в конкурентоспособность университета определяется внедрением в его деятельность зарубежных подходов, адаптированных к российским реалиям, и предложением на мировом образовательном рынке услуг, предоставляемых только российской образовательной системой.
В условиях ответственного периода выполнения университетом инновационной образовательной программы роль международной деятельности усиливается, а ее характер изменяется.
Международная деятельность становится комплексной, неразрывно интегрированной в другие виды университетской работы: образовательную, научную, воспитательную, информационную, коммерческую и прочие, — привнося в них новые качества инновационного развития.
Особенностью международной деятельности Герценовского университета, отличающей его от других отечественных вузов, является ее органическая включенность в реализацию инновационной образовательной программы «Создание инновационной системы подготовки специалистов в области гуманитарных технологий в социальной сфере».
Ученый совет подчеркивает исключительную актуальность взаимосвязи международной деятельности университета и гуманитарных технологий.
С одной стороны, международная деятельность сама является гуманитарной технологией, направленной на:
— позиционирование Герценовского университета в международном сообществе и укрепление его репутации;
— формирование толерантности;
— управление межнациональными и межкультурными конфликтами;
— развитие международной коммуникации (при инициации и обеспечении результативной международной деятельности).
С другой стороны, применение всего комплекса гуманитарных технологий в международной деятельности дает возможность выйти на новый уровень развития университета и превратить РГПУ им. А. И. Герцена в международный научно-образовательный комплекс.
Ученый совет констатирует, что сегодня в университете существуют необходимые условия для реализации всех мероприятий инновационной образовательной программы в части, касающейся международной деятельности:
— имеется большой опыт осмысления международной коммуникации и опыт долгосрочного многоаспектного сотрудничества с отдельными странами;
— продуктивно работают различные центры международного сотрудничества, которые могут служить прообразом и экспериментальной площадкой апробации инновационной международной деятельности;
— имеются каналы сотрудничества с зарубежными и международными организациями, представляющими широкий спектр интересов;
— в рамках инновационной образовательной программы предусмотрены интеллектуальные и финансовые ресурсы для разработки модулей, реализующихся посредством международной деятельности;
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО
— разработана комплексная система зарубежных стажировок, позволяющая реализовать собственные научно-образовательные проекты, всесторонне изучить зарубежный опыт, укрепить существующие и инициировать новые контакты, а также предложить зарубежному образовательному сообществу наш опыт образовательной практики и научных исследований.
Комплекс перечисленных факторов создает все условия для решения проблемы обеспечения инновационного характера международной деятельности университета, которая, в свою очередь, будет способствовать интеграции инновационной системы в международное научно-образовательное пространство в контексте задач Болонского процесса.
Вместе с тем Ученый совет обращает внимание на существование определенных противоречий:
• между традиционными методами работы в сфере международной деятельности и новыми потребностями университета, связанными с необходимостью инновационной (по содержанию и формам) деятельности;
• между существующими обязанностями сотрудников, вовлеченных в международную деятельность, и новыми компетенциями, необходимыми для обеспечения инновационной деятельности;
• между наличием стабильного круга надежных зарубежных партнеров и потребностью вступать в новые межвузовские отношения для обеспечения возможности получения инновационного опыта сотрудничества.
Ученый совет постановляет:
1. Признать международную деятельность одним из важных направлений в инновационном развитии университета.
2. Институту международных связей и другим структурным подразделениям университета совместно с зарубежными партнерами провести серию рабочих семинаров с целью обмена опытом в области инновационной политики для более эффективной организации международной деятельности университета.
Срок: в течение 2007/2008 учебного года.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, директор института международных связей, руководители международных проектов, деканы факультетов.
3. Шире привлекать к реализации мероприятий инновационной программы, связанной с международной деятельностью, магистрантов, аспирантов и молодых преподавателей университета.
Срок: в течение 2007/2008 учебного года.
Ответственные: руководители международных проектов, деканы факультетов, заведующие кафедрами.
4. Создать на базе института международных связей ресурсный центр гуманитарных инноваций в научно-образовательной сфере для анализа методических ресурсов, разработки нормативной документации, реализации и проведения консалтингового сопровождения мероприятий инновационной образовательной программы, связанных с международной деятельностью университета.
Срок: ноябрь 2007 г.
Ответственные: проректоры по учебной работе, проректор по международному сотрудничеству, директор института международных связей.
5. Институту международных связей совместно с институтом переподготовки и повышения квалификации работников образования разработать программу курсов повышения квалификации сотрудников международных подразделений университета с целью формирования у них новых компетенций.
Срок: в течение 2007/2008 учебного года.
Ответственные: проректор по международному сотрудничеству, директор института международных связей, директор института переподготовки и повышения квалификации работников образования.