ПОСТАНОВЛЕНИЕ
УЧЕНОГО СОВЕТА РГПУ им. А. И. ГЕРЦЕНА от 25 марта 2010 года
«ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА КАК УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТРЕТЬЕГО ПОКОЛЕНИЯ»
Заслушав и обсудив доклад проректора по информатизации Д. И. Бойкова и содоклад проректора по административно-хозяйственной работе В. И. Андреева, Ученый совет констатирует, что работа по созданию информационной инфраструктуры уни-
39
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА
верситета и материально-техническому обеспечению осуществляется в соответствии с планами стратегического развития Герценовского университета как инновационного вуза, способствует повышению конкурентоспособности РГПУ им. А. И. Герцена и ориентирована на воплощение целевых установок программы его развития в целом на период до 2010 г.
За истекший год произошло значимое обновление и структурирование информационно-коммуникационной системы и материально-технического оснащения вуза. Модернизирована материальная основа становления перспективной информационной образовательной среды университета. Доминантой развития информационного пространства университета стали тенденции повышения качества образования студентов и развитие предпосылок для академической мобильности. В условиях смены модели образовательной деятельности акцент оказался смещен на организацию продуктивной самостоятельной работы обучающихся во внеаудиторной среде. В аудитории сокращался объем сообщения предметного содержания за счет обсуждения результатов собственной деятельности студентов в сетевой среде.
Оснащение учебно-методической лаборатории «Музыкально-компьютерные технологии» современным электронно-музыкальным оборудованием позволило в 2009 г. сотрудникам лаборатории подготовить четыре новых учебных курса, вести просветительскую деятельность, в рамках которой проводились творческие встречи, мастер-классы, презентации, семинары. Важным аспектом деятельности лаборатории стало применнение музыкально-компьютерных технологий как средства реабилитации людей с ограниченными возможностями.
В ходе реализации инновационной программы произошло оснащение университета сложной техникой. С целью поддержания и развития технико-технологического потенциала вуза в течение года оборудованы свыше ста новых стационарных и двадцати мобильных компьютеризированных рабочих мест. Эксплуатация высокотехнологичной информационной среды вуза предполагает не только создание современной технологической информационной инфраструктуры, но и адекватность организационных изменений во всех процессах, протекающих в университетской среде, — информационных процессах управления университетом, его подразделениями, активизацию научных, образовательных, социальных, культурных обменов. Значимые изменения проявляются в профессиональной деятельности всех сотрудников вуза. Важной составляющей информационно-коммуникационных технологий является применение современных аудиовизуальных интерактивных технологий. Приобретение и применение системы видеоконференцсвязи (ВКС) позволило организовать научные и культурные контакты с регионами нашей страны и зарубежными партнерами. Многоточечные сеансы видеоконференцсвязи состоялись с образовательными учреждениями Москвы, Томска, Екатеринбурга, Выборга, Волхова, Астрахани, Архангельска, Новосибирска, а также с университетом Северной Айовы (США).
Совершенствование работы и организационной структуры телекоммуникационных центров университетского масштаба способствовало созданию условий, необходимых для проведения мероприятий по дистанционной поддержке обучения. Эта работа позволила «приблизить» филиалы к центральной площадке университета, повысить оперативность и качество общения, организовать участие в конференциях и форумах, сократив финансовые и временные издержки на поездки.
Ресурсная поддержка инновационной образовательной программы обеспечила университет учебно-научным оборудованием различного назначения стоимостью от нескольких тысяч рублей за одно рабочее место до нескольких сотен тысяч рублей за комплекс. Всего в прошедшем финансовом году в рамках адресной программы университет заключил 18 государственных контрактов. Они позволили обеспечить нужды учебного процесса и функционирование служб жизнеобеспечения вуза оргтехникой и офисной техникой на сумму 4,45 млн руб., мультимедийным оборудованием на сумму 4,4 млн руб., оборудование связи — более чем на 3,25 млн руб. Проводилось повышение квалификации системных администраторов и сетевых инженеров. Сотрудники управления информатизации участвовали в выставках, семинарах и конференциях, проводимых в Санкт-Петербурге и Москве.
Ученый совет обращает внимание, что в результате деятельности служб, отвечающих за материально-техническое обеспечение, произошло качественное переоснащение структурных подразделений университета, была сформирована и развивалась материально-техническая база вуза инновационного типа. Реализация ключевых направлений программы развития университета в настоящее время требует уточнения стратегии развития университета в соответствии с государственными приоритетами
Постановление Ученого совета РГПУ им. А. И. Герцена от 25 марта 2010 года
в области социально-экономического развития страны в целом и российского образования в частности. Определение перспектив дальнейшего развития Герценовского университета проводится в контексте национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». На первый план выступает необходимость совершенствования инфраструктуры вуза в направлении преобразования Герценовского университета в крупный центр педагогического образования на основе создания открытого сетевого университета.
Ученый совет отмечает ряд проблем, препятствующих полномасштабной реализации инновационного потенциала вуза:
• существующие информационные системы используют арендуемые каналы связи, что ставит стабильность связи под угрозу в зависимости от «капризов» поставщиков услуг, которые порой являются монополистами;
• необходим персональный мониторинг работы пользователей в локальной сети и сети Интернет сотрудников и обучающихся университета;
• документооборот требует упорядочения регламентов в соответствии с изменившимися бизнес-процессами;
• недостаточно используется возможность гибкого планирования расписания занятий и повышения уровня загрузки учебных аудиторий, в результате обновленный инновационный аудиторный фонд, технически оснащенные аудитории оказываются загруженными неравномерно.
Ученый совет считает, что решение названных выше проблем возможно за счет настройки и адаптации созданной единой информационной среды университета в соответствии с актуальными потребностями подразделений и учетом перспективного функционала и ролей участников образовательного процесса вуза. Ученый совет постановляет:
1. Одобрить работу соответствующих управлений и служб по развитию единой информационной инфраструктуры и материально-техническому обеспечению инновационного университета.
2. Продолжить работу по материально-техническому и ресурсному обеспечению университета, сделав акцент на максимальном повышении эффективности и интенсивности использования материально-технического и информационного потенциала инновационного вуза.
Ответственные: проректор по информатизации, проректор по административно-хозяйственной работе.
Срок — до 31 декабря 2010 г.
3. Создать механизм авторизованного доступа в единую информационную систему университета обучающихся и сотрудников университета согласно базе данных обучающихся и сотрудников.
Ответственные: проректор по информатизации, начальник управления информатизации, начальник учебно-методического управления, начальник управления кадров и социальной работы.
Срок — до 30 сентября 2010 г.
4. С целью развития единой университетской системы дистанционной поддержки программ основного и дополнительного образования продолжить консолидацию электронных образовательных ресурсов в рамках сервера дистанционной поддержки обучения и интернет-портала РГПУ им. А. И. Герцена для хранения медиаобъектов, а также авторизованного дистанционного доступа к этим ресурсам.
Ответственные: проректор по информатизации, начальник учебно-методического управления, деканы факультетов, директора учебных институтов и филиалов.
Срок — до 31 декабря 2010 г.
5. С целью развития повышения конкурентоспособности Герценовского университета привести в соответствие с требованиями Международной информационной Группы «Интерфакс» показатели рейтинговой оценки официального сайта РГПУ им. А. И. Герцена.
Ответственные: проректор по информатизации, начальник учебно-методического управления, деканы факультетов, директора учебных институтов и филиалов. Срок — до 30 сентября 2010 г.