_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
При оценивании заданий повышенного и высокого уровня сложности имеют место логические действия, направленные на установление связей и отношений в биологическом социуме-знании [2]. Номенклатура логических действий включает: сравнение (с целью выделения тождеств различия. определения общих признаков и составления классификации); опознание (с целью их включения в тот или иной класс); анализ - выделение элементов и "единиц" из целого; расчленение целого на части; синтез -составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; доказательство - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений, доказательство; и т.д.
Анализ тенденций в оценке и контроле [2,3,4] показывает, что в биологическом образовании накоплен большой опыт, на позитивных сторонах которого следует выстраивать внутришкольную систему оценивания. Для решения этой многогранной проблемы нужны новые идеи, научные инновации. Перед школой и учителями биологии поставлена непростая задача освоения эффективных приемов, методов в оценивании достижений обучающихся, организации внутришкольного мониторинга образовательных результатов. Благодаря мониторинговым измерениям, можно определить, насколько достижения обучающихся соответствуют целям биологического образования. Список использованной литературы:
1. Болотов, В.А. О построении общероссийской системы оценки качества образования [Электронный ресурс]. URL:http://cyberleninka.ru/article/n/o-postroenii-obscherossiyskoy-sistemy-otsenki-kachestva-obrazovaniya.pdf (дата обращения: 21.09.2015)
2. Галеева, Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. - М.: «5 за знания», 2006. - 144 с.
3. Галкина, Е.А. Технология оценки достижения планируемых результатов по биологии / Е.А. Галкина // Биология в школе. - 2013. - №7. - С. 25-33.
4. Мишакова, В.Н. Оценивание учащихся 10-11 классов на уроках биологии при подготовке к ЕГЭ: монография / В.Н.Мишакова /. - М.: ФЛИНТА, 2014.
[Электронный ресурс]. URL: http://www.kniga.com/books/preview_txt.asp?sku=ebooks348263 (дата обращения: 21.09.2015).
5. Концепция общероссийской системы оценки качества образования. http://vuo.ucoz.ru/load/9-1-0-39
© В.Н. Мишакова, 2015
УДК 797.21
Понимасов Олег Евгеньевич
канд. пед. наук, доцент кафедры физической культуры и спорта,
Рябчук Владимир Владимирович канд. пед. наук, профессор кафедры физической культуры и спорта,
СЗИУ РАНХиГС, г. Санкт-Петербург, РФ e-mail: [email protected]
ПОСТАНОВКА ВАРИАТИВНЫХ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ ПРИКЛАДНОМУ ПЛАВАНИЮ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА
Аннотация
В статье разработаны качественные критерии результативности обучения плаванию. Сформулировано условие индивидуально-вариативного целеполагания. Установлено, что выбор стилевых вариаций плавания,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
сформированных на основе индивидуальных двигательных действий, более предпочтителен относительно качественных критериев результативности обучения.
Ключевые слова
Вариации техники плавания, критерии результативности обучения, индивидуально-вариативное
целеполагание.
В силу сложности обоснования обобщенных интегральных показателей техники плавания их измерение и оценка представляют наибольшую трудность. Рационально-объективное оценивание освоенных вариаций техники может быть получено на основе критериальных показателей результативности обучения.
Под критериями результативности обучения мы понимаем совокупность вариативных проявлений техники, которые отражают качественные и количественные изменения в структуре движений. Каждое из проявлений характеризуется рядом реальных параметров, зависящих от индивидуальных двигательных возможностей обучаемых [2, с. 254-255].
Первым из показателей результативности обучения следует выделить необходимый и достаточный объем разучиваемых двигательных заданий, с помощью которого возможно достижение поставленных дидактических целей. Чем меньшее количество средств задействуется для получения желаемого результата, тем более эффективной может считаться методика обучения, в которой эти средства используются.
Умение применять индивидуальную технику плавания на практике в изменяющихся условиях водной среды - еще один важный показатель результативности обучения [3, с. 128-131].
Провозглашая индивидуализацию основным принципом обучения, следует ожидать и индивидуально-вариативное проявление его результатов в рамках общей стратегической цели образования [4, с. 134-137].
Соблюдение условия индивидуально-вариативного целеполагания позволит выдержать логику всего педагогического процесса и сформировать индивидуально-стилевые вариации плавания на основе как ранее сложившихся, так и вновь освоенных двигательных действий. Подобного рода вариации представляют собой целевые модели техники плавания, доступные для понимания и освоения каждым занимающимся в отдельности.
На основе показателей исходного уровня подготовленности при обучении плаванию были определены целевые вариации способов передвижений в воде студентов специализированного вуза государственной службы.
Изучению и анализу подверглись шесть групп вариативных проявлений освоенной техники плавания.
В-1 - вариации техники на основе одновременных индивидуальных движений ногами;
В-2 - вариации техники на основе одновременных индивидуальных движений руками;
В-3 - вариации техники на основе попеременных индивидуальных движений ногами;
В-4 - вариации техники на основе попеременных индивидуальных движений руками;
Б - вариации техники плавания способом брасс;
Г - вариации техники плавания способом кроль на груди.
На основе изучения реалий образовательного процесса были сформулированы следующие критерии результативности обучения.
К-1 - минимальный объем усвоенных действий, необходимый и достаточный для достижения целей обучения;
К-2 - предпосылки к овладению более совершенными вариациями на базе освоенных движений;
К-3 - согласованность индивидуальных двигательных возможностей обучаемых с целевыми моделями обучения технике плавания;
К-4 - возможности использования экспресс-методик обучения на основе имеющихся двигательных навыков плавания;
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
К-5 - потенциальная пригодность техники плавания для варьирования в зависимости от изменяющихся условий водной среды;
К-6 - универсальность освоенных вариаций для использования в различных практических ситуациях профессиональной деятельности.
Методом экспертных оценок были определены ранги каждой из групп вариаций техники относительно сформулированных критериев результативности обучения.
Полученные результаты эксперимента анализировались с помощью одновременного использования двух методов - метода средних арифметических рангов (баллов) и метода медианных рангов [1, с. 2-8].
В таблице 1 представлены ранги групп вариаций техники плавания относительно выбранных критериев результативности обучения (ранг 1 - ранг группы вариаций, наиболее удовлетворяющей выбранному критерию результативности; ранг 6 - ранг группы вариаций, наименее удовлетворяющей изучаемому критерию).
Таблица 1
Ранги групп вариаций техники плавания относительно критериев результативности обучения и расчетные
показатели
Критерии Вариации
В-1 В-2 В-3 В-4 Б Г
К-1 1 5 3 2 4 6
К-2 3 1 4 2 5 6
К-3 4 5 6 1 3 2
К-4 1 4 3 2 6 5
К-5 3 4 1 5 2 6
К-6 2 1 5 6 3 4
Сумма рангов 14 20 22 18 23 29
Среднее арифметическое рангов 2,33 3,33 3,66 3,00 3,83 4,83
Итоговый ранг по среднему арифметическому 1 3 4 2 5 6
Медианы рангов 2,29 3,50 3,79 2,79 3,75 5,29
Итоговый ранг по медианам 1 3 5 2 4 6
Согласно методу средних арифметических рангов представленные в таблице значения складывались, а группы вариаций техники ранжировались в порядке уменьшения сумм рангов, которые определили итоговое ранжирование в следующем виде:
В-1 > В-4 > В-2 > В-3 > Б > Г.
Медианы совокупностей из 6-ти рангов, соответствующих каждой из групп вариаций техники, вычислялись как среднее арифметическое центральных членов вариационного ряда. Итоговое ранжирование по методу медиан приняло вид:
В-1 > В-4 > В-2 > Б > В-3 > Г.
Сопоставление итоговых линеек указывает на их сходство. Выстраивание членов ранговых рядов имеет похожую тенденцию. Вариативные проявления техники, основанные на индивидуальных движениях, заняли устойчивое положение в начале итоговых линеек.
В случае медианных рангов качественно близкие по кинематической структуре объекты (Г и В-3) стремятся занять соседствующее положение в конце рангового ряда.
Наибольшее отличие друг от друга проявляют объекты В-1 и Г (группы вариаций, основанные на индивидуальных одновременных движениях ногами и способе плавания кролем).
Выраженная удаленность объектов В-4 и В-3, а также В-1 и В-2, указывает на неравномерность их вклада в формирование индивидуальных вариаций техники плавания.
Выказывающие близость местоположения, но принципиально различающиеся по кинематике объекты В-1 и В-4 могут рассматриваться в качестве паритетных альтернат при практическом обучении плаванию.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №9/2015 ISSN 2410-700Х_
Таким образом, стилевые вариации плавания, сформированные на основе индивидуальных двигательных действий обучаемых, имеют приоритет перед проявлениями техники способов брасс и кроль на груди относительно качественных критериев оценивания.
Индивидуально-вариативное целеполагание является эффективным условием результативности обучения прикладному плаванию.
Список использованной литературы:
1. Орлов, А.И. Теория измерений и педагогическая диагностика // Педагогические измерения / Гл. ред. В. С. Аванесов. - 2004. - С. 2-8.
2. Понимасов, О.Е. Обучение плаванию студентов посредством использования индивидуального двигательного опыта / О.Е. Понимасов // Символ науки. - 2015. - № 8. - С. 254-255.
3. Понимасов, О.Е. Индивидуально-ориентированное преобразование движений в условиях массового обучения прикладному плаванию / О.Е. Понимасов, Р.А. Лайшев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 8 (102). - С. 128-131.
4. Понимасов, О.Е. Индивидуально-вариативное целеполагание как условие проектирования стилевых вариаций плавания / О.Е. Понимасов, С.В. Николаев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2013. - № 11. - С. 134-137.
© О.Е. Понимасов, В.В. Рябчук, 2015.
УДК 37
Романова Каринэ Евгеньевна Щедроткина Светлана Вячеславовна
Г. Шуя, РФ E-mail: [email protected]
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МОДЕЛИРОВАНИЮ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ЭКОНОМИЧЕСКОГО
ПРОФИЛЯ
Аннотация
В статье рассматривается актуальный вопрос о теоретических подходах к построению модели формирования профессиональной компетентности специалистов экономического профиля. Авторы обосновывают необходимость строить модель на практико-ориентированном, системном, интегративном, деятельностнном, личностно-ориентированном и компетентностном подходах
Ключевые слова
Модель, специалисты экономического профиля, теоретические подходы.
Моделирование, являясь одним из методов научного исследования, широко применяется в педагогике. Метод моделирования является интегративным, он позволяет объединить эмпирическое и теоретическое в педагогическом исследовании, т.е. сочетать в ходе изучения педагогического объекта эксперимент с построением логических конструкций и научных абстракций. При этом можно сказать, что моделирование использует не только человек, но и, например, хищник, прогнозируя поведение потенциальной жертвы и т.п. Однако, обычно моделирование считается атрибутом интеллектуальной деятельности, и рассматривается процесс создания и использования искусственно созданных моделей [1].