УДК 614.8.084; 614.87; 656.073
Блохин А.А.
ПОСТАНОВКА ОБЩЕЙ НАУЧНОЙ ЗАДАЧИ ОПРЕДЕЛЕНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ВАРИАНТА СОЗДАНИЯ СКЛАДСКОЙ СЕТИ РЕЗЕРВА
МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ ДЛЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ В СУБЪЕКТАХ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В статье рассмотрен вопрос повышения эффективности мероприятий первоочередного жизнеобеспечения населения за счет выбора, рационального варианта создания складской сет,и для, размещения резерва, материальных ресурсов для, первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего в чрезвычайных ситуациях населения субъекта Российской Федерации. Рассмотрены основные методы проектирования складских систем в промышленной логистике. Определены основные факторы, влияющие на создания складской сет,и субъекта для размещения резерва, материальных ресурсов, предназначенных для, проведения мероприятий первоочередного жизнеобеспечения, сформулирована общая научная задача, исследования, в данной области, которая декомпозирована на ряд частных задач.
Ключевые слова: первоочередное жизнеобеспечение населения; резервы материальных ресурсов; проектирование складских систем; приоритет потребителей; риск возникновения чрезвычайной ситуации; размещение склада; линейное программирование; постановка научной задачи.
Blokhin А.А.
STATEMENT OF THE GENERAL SCIENTIFIC TASK OF DETERMINING THE RATIONAL VARIANT OF CREATION OF THE WAREHOUSE NETWORK OF
RESERVE OF MATERIAL RESOURCES FOR THE PRIORITY SUPPORT OF LIVING SUPPORT OF PERSONS IN THE SUBJECTS OF THE RUSSIAN
FEDERATION
The article considers the issue of increasing the effectiveness of measures for the primary life support of the population by choosing a rational option for creating a warehouse network for allocating a reserve of material resources for the priority life support of the population of the subject of the Russian Federation, who suffered in emergency situations. The main methods of designing warehouse system,s in industrial logistics are considered. The main factors influencing the creation of the warehouse network of the subject for allocating the reserve of material resources intended for carrying out the activities of the priority life support are defined, the general scientific task of research in this field is formulated, which is decomposed into a number of particular problems.
Keywords: priority life-support of the population; reserves of material resources; Designing of warehouse systems; Priority of consumers; Risk of an emergency; Warehouse location; Linear programming; Statement of a scientific problem.
Опыт ликвидации крупномасштабных чрезвычайных ситуаций (далее — ЧС) и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ (далее — АСДНР) свидетельствует о невозможности эффективного функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее — РСЧС) без привлечения материаль-
ных ресурсов (далее — МР) из различных источников [1]. Такими источниками могут быть
И:
— резервы МР организаций или объектовые резервы;
— резервы МР органов местного самоуправления или местные резервы;
— резервы МР органов исполнительной власти субъектов РФ или субъектовые резервы;
— резервы МР федеральных органов исполнительной власти РФ или ведомственные резервы;
— федеральный резерв МР в составе государственного материального резерва.
Кроме того, в отдельных случаях используются МР общественных организаций и иностранных государств в рамках оказания ими гуманитарной помощи [3].
Важнейшим в комплексе мероприятий проведения АСДНР является первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения (далее — ПЖОН), своевременное выполнение которого позволяет снизить количество пострадавших и погибших в ЧС. Целесообразность и необходимость данных мероприятий обоснована в работах [1, 3, 4]. Однако эффективное проведение ПЖОН невозможно без своевременного привлечения достаточного количества МР. В случае крупномасштабных ЧС наибольшую важность имеет доставка МР из резерва органов исполнительной власти субъекта, в котором произошла ЧС, так как номенклатура и количество ресурсов, закладываемых в данный резерв, должны позволять проводить ПЖОН при ЧС всех видов, возможных на территории данного субъекта [5]. Кроме того, организация доставки ресурсов из резерва субъектов, часто, занимает гораздо меньше времени, нежели доставка ресурсов из других резервов, вследствие необходимости налаживания взаимодействия между различными территориальными и функциональными элементами РСЧС. Вопросы и проблемы накопления МР более подробно разобраны в [6].
При планировании субъектом мероприятий создания резерва материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения (РМР ЖОН), объективно существует проблема выбора варианта создания складской сети, заключающаяся в выборе количества складов резерва и мест их размещения. Данная проблема связана с затратами на содержание системы складов и временем доставки ресурсов потребителям. При этом с увеличением количества скла-
дов на территории субъекта, снижается время доставки ресурса потребителям, но увеличиваются расходы на содержание системы складов и наоборот. Размещение складов на территории субъекта РФ так же существенно влияет на время доставки ресурсов потребителям и должно определяться с учетом рисков возникновения ЧС и характеристик территории [5]. Если учесть, «что нормативы времени организации первоочередного жизнеобеспечения населения в зоне ЧС должны быть сопоставимы с нормативами времени начала ведения спасательных работ и оказания экстренной медицинской помощи» [5], то размещение складов должно позволить в кратчайшие сроки доставить ресурсы к месту ЧС.
Однако методики или алгоритма по определению рационального количества складов и их расположения не существует. Отсутствие методики приводит к тому, что часто выявление количества складов и мест их расположения определяется волевым путем, без детальных расчетов, или по принципу наименьших расходов на содержание/создание/ аренду склада. Данный факт находит свое подтверждения в заявках о торгах на хранение резерва материальных ресурсов различных субъектов, размещенных на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок [7]. В документах на проведение торгов отсутствуют критерии по территориальному размещению резерва, либо данный критерий весьма широк и определен как территория субъекта.
а) Метод кратчайшего расстояния [10, 11].
В этом случае для всех имеющихся вариантов возможного места расположения будущего склада проводится расчет транспортной работы. Оценка .¡-го варианта расположения будущего склада по критерию минимума транспортных затрат (А) может быть определена как сумма транспортных работ по доставке согласно формуле:
п
А] = ^ • ^ •
г=1
где — расстояние между ]-м вариантом
расположения склада и ¡-м потребителем суммируется по текущему номеру потребителя
Gi — грузооборот i-го потребителя (поставщика), измеряется обычно т./мес.; Ti — транспортный тариф на доставку груза i-ro потребителя (поставщика), измеряется обычно в рублях за т ■ км.
Критерием выбора является условие:
Aj ^ min,j = 1; п;
Расстояние между объектами можно определить по формуле Евклида:
L:
= ^{Xi - Xj)2 + {yi - Уз)2
где XI, Уг — координаты потербителя
х^, у у — координаты поставщика
б) Метод «Манхэттенского расстояния» Или «Манхэттенских кварталов» [11].
Аналогичен методу кратчайшего расстояния, но используется для более точного определения расстояния в случае движения транспорта по улицам города:
= ^ - Хэ1 + ^ - Уз1 ;
в) Методы «Центра тяжести» [10, 11, 12].
Метод основан на физическом принципе нахождения центра тяжести фигуры, при этом пункты доставки и отправки представляются как аналоги элементов механической системы, вес которых равен грузообороту.
Координаты склада (X оп^ т) определяются по формулам:
^^^ПТ -
Е? Сг
ЕГ ^
Y =
J. ( ) Г[ 'Т- -
ЕГ ог ■ Уг ЕГ Gt
г) Эвристические методы [12].
Данный набор методов базируется на практическом опыте одного человека или группы лиц. Суть данного методов заключается в подсознательном использовании «принципа Паре-то» человеком в процессе своей деятельности. Данные методы позволяют достигать результатов, близких к оптимальным, однако частично или полностью неприменимы в случае систем с большим числом переменных (множество поставщиков, вариантов складских систем и т.д.).
д) Линейное программирование [11, 12].
Сетевая оптимизация на основе решения транспортной задачи является наиболее распространенной и применимой формой линейного программирования в логистике. В случае применения данного метода строятся возможные варианты построения складской сети, где склады являются узлами, а транспортные связи рассматриваются как дуги. Для каждой связки «склад-пункт назначения» находят кратчайший путь доставки и выбирают наиболее рациональный вариант складской сети, для которого выбранный показатель эффективности принимает экстремальное значение. Ограничениями данного метода является ограниченное количество исходных вариантов — т.е. возможное решение может быть выбрано только из заранее заданных альтернатив.
Существующие методы позволяют эффективно решать задачи по определению рациональной складской сети промышленной организации, однако, как было выявлено в исследовании [8], запасы материальных ресурсов промышленных организаций и резервы МР имеют существенные различия и не могут быть тождественны, соответственно складская сеть для резерва МР должна быть создана с учетом особых требований и особенностей, характерных для процессов снабжения потребителей в ЧС. Проведенный анализ показал, что такими особенностями являются:
— вероятностный характер спроса потребителей ресурсов;
— разница в характеристиках потребителей (необходимо ранжирование потребителей не только по объему необходимых ресурсов, но и по возможной обстановке в случае возникновения ЧС, а также по количеству социально-значимых объектов, составу населения и т.д.);
— присутствие автотранспортных предприятий как субъектов складской системы;
— риски и масштабы возникновения ЧС, влияющие как на появление потребителей, так и на возможную дорожную сеть в случае ЧС.
С учетом изложенного, общая постановка научной задачи определения рационального ва-
х
рианта создания складской сети резерва материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации может быть сформулирована следующим образом.
Для заданных:
сетевого графа дорожной сети субъекта РФ, в котором определены множество вершин графа — места пересечения дорог, населенные пункты и отдельные потребители (места размещения мобильных ПВР);
— ур,д — множество ребер графа, соединяющие соседние вершины Ър и Ъ(\ - дороги между соседними вершинами графа;
— Ьр,д ^длины ребер графа — расстояние по соответствующей дороге между соседними вершинами графа;
_ Ер,д — характеристики дороги между соседними вершинами графа, определяющие максимальную скорость прохождения;
_ у — характеристики транспортных средств, которые будут использоваться при доставки резерва;
— ит — перечень населенных пунктов, в которых возможно размещение резерва т = 1; V, где V — количество населенных пунктов;
— Нт — характеристики т населенного пункта;
_ аь — автотранспортные предприятия (АТП — места базирования транспорта) Ь = 1; с, где с — количество АТП;
— Рг — потребители ресурсов (ПВР и мобильных ПВР) г = 1; п, где п — количество потребителей;
_ рг — количество ресурсов, необходимых г-потребителю;
необходимо определить рациональный вариант количества складов и их размещения (в населенных пунктах), для которого сумма приведенных времен при движении техники от мест
базирования через склад к месту ЧС будет минимальной:
с п
Ьг = ^ ТЬ • ВЬ + Тг ^ Пг ^ т1П, Ь=1 г=1
где Ьг — суммарное приведенное время при движении от АТП до потребителя через склад при ьом варианте; Ть — время движения от АТП до склада; Тг — время движения от склада до г-потребителя; Иг — ранг потребителя; Иь — ранг АТП; Ть = /,Ер,д, У); Тг = /(Ьр,д,Ер,д,Ч;
при ограничениях:
Нт > Нтре5 — характеристики пункта должны соответствовать требованиям; $ < ^зад — затраты не должны превышать заданных.
Для решения сформулированной общей научной задачи определения рационального варианта создания складской сети резерва материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации необходимо решить частные задачи:
— определение приоритета возможных потребителей;
— ранжирование автотранспортных предприятий;
— определения минимального времени перемещения от автотранспортного предприятия через склад к потребителю;
— определения рационального варианта создания складской сети резерва материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации с учетом приоритета возможных потребителей и возможностей автотранспортных предприятий.
Литература
1. Катастрофы конца XX века. Под общей редакцией доктора технических наук Владимирова В. А. М. : УРСС, 1998. 400 с.
2. О Порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера : Постановление Правительства РФ от 10 ноября 1996 г. №1340 ; принят Правительством Российской Федерации 10 нояб. 1996 // Российская газета — 1996. — 20 ноя. С. 4.
3. Костров A.B., Мазина A.C. Современные вооруженные конфликты: правовые проблемы защиты гражданского населения // Современные аспекты гуманитарных операций при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах. М. : ВНИИ ГОЧС, 2009. С. 161-165.
4. Сметов П.Т. Предложения по использованию мобильных комплексов первоочередного жизнеобеспечения пострадавших в ЧС // Современные аспекты гуманитарных операций при чрезвычайных ситуациях и вооруженных конфликтах. 2009. С. 251-253.
5. Методические рекомендации по организации первоочередного жизнеобеспечения населения в чрезвычайных ситуациях и работы пунктов временного размещения пострадавшего населения [электронный ресурс] : утв. МЧС России 25.12.2013 N 2-4-8737-14 URL: http://docs.cntd.ru/document/ 420224830 (дата обращения: 21.01.2017).
6. Ляшенко С.М., Блохин A.A. Проблемы и особенности создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС субъектов Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. — №4. С. 45-51.
7. Единая информационная система в сфере закупок: [электронный ресурс], http://www. zakupki.gov.ru (дата обращения: 21.01.2017).
8. Митрофанов В.А. Логистика создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций: дис. ... канд. экон. наук: Санкт-Петербург, 2002. 145 с.
9. Мартынов В.П. Автоматизация процесса управления ресурсами для ликвидации чрезвычайных ситуаций на промышленных объектах: дис. ... канд. тех. наук: Пермь, 2002. 164 с.
10. Гаджинский A.M. Логистика. Учебник. 20-е издание. М. : Издательско-торговая компания «Дашков и Ко» 2012. 484 с.
11. Переведенцев П. А. Разработка логистических методов выбора вариантов складских распределительных систем: дис. ... канд. экон. наук: Санкт-Петербург, 2006. 160 с.
12. Бауэрсокс Доналд Дж.. Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. / [Пер. с английского H.H. Барышниковой, B.C. Пинскера]. М. : ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008. 640 с.
Рецензент: доктор военных наук, профессор Мазаник А.И.