УДК 351.862
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ СКЛАДА МАТЕРИАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ СУБЪЕКТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЛЯ ПЕРВООЧЕРЕДНОГО ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТРАДАВШЕГО НАСЕЛЕНИЯ
В.А. Цимбал
доктор технических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры автоматизированных систем управления филиал Военной академии РВСН имени Петра Великого (г.Серпухов). Адрес: 142210, Московская обл., г. Серпухов, ул. Бригадная, д.17. E-mail: tsimbalvaQmail.ru
A.A. Влохин
аспирант кафедры пожарной безопасности Академия гражданской защиты МЧС России Адрес: 141435, Московская обл., г. Химки, мкр. Новогорск. E-mail: blokhi-andrej©yandex.ru
C.B. Аксенов
доктор военных наук, профессор, начальник кафедры информационно-телекоммуникационных систем и сетей, радиоэлектронной и информационной борьбы Военная академия РВСН имени Петра Великого Адрес: 143900, Московская обл., г. Балашиха, ул. Карбышева, 8. E-mail: akssvll7®yandex.ru
Аннотация. Предложенный научно-методический аппарат позволяет осуществить обоснованный выбор места расположения склада с материальными ресурсами для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения с учетом различных особенностей территорий, таких как: наличия и объемов собственных ресурсов муниципальных районов, рисков и масштабов возможных чрезвычайных ситуаций, особенностей транспортной сети. В основу методики положено последовательное применение методов анализа иерархий и теории графов. Ключевые слова: материальное обеспечение, первоочередное жизнеобеспечение, алгоритм Дейкстры, муниципальный район, рациональный маршрут, задача коммивояжера, метод ветвей и границ, минимальное время перемещения.
Цитирование: Цимбал В.А., Влохин A.A., Аксенов C.B. Комплексная методика обоснования рационального места размещения склада материальных ресурсов субъекта Российской Федерации для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2018. № 1 (36). С. 11-19.
Накопление всех наименований номенклатуры материальных ресурсов (далее - ресурсов) для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - ЧС) является актуальным вопросом деятельности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее -РСЧС). Данный факт подтверждается освещением этого вопроса в «Бюллетене о создании, наличии, использовании и восполнении резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций», ежеквартально издаваемым Департаментом гражданской защиты МЧС России [1].
Кроме этого, проблемные ситуации с накоплением материальных ресурсов и пути их решения в обязательном порядке освещаются в ежегодном «Государственном докладе о состоянии защиты населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [2].
Исследования научных проблем в данной области проводятся в рамках специальности 05.26.02 «Безопасность в чрезвычайных ситуациях (по отраслям)» по пункту 17 - исследование проблем создания и развития систем первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в различных чрезвычайных ситуациях, методов определения номенклатуры и объема ресурсов, обоснования нормативов потребления средств первоочередного жизнеобеспечения в различных чрезвычайных ситуациях.
В работах был проведен анализ [3,4], в результате которого было выявлено, что существующая система размещения складов материального резерва не обеспечивает требуемого уровня оперативности по доставке ресурсов в зоны ЧС при их возникновении. Значительные сроки доставки ресурсов в зону ЧС приводят к тому, что мероприятия первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения (да-
лее - ПЖОН) не могут быть организованы в требуемые сроки и в полном объеме.
Таким образом, можно сформулировать противоречие в практической области: при имеющихся ограничениях на финансовые ресурсы необходимо повысить оперативность в доставке материальных ресурсов в зону ЧС.
Оперативность в доставке ресурсов, с одной стороны может быть увеличена за счет увеличения количества складов, что позволит снизить потери времени на доставку ресурсов к зонам ЧС, а с другой - выделение финансовых ресурсов ограничено, что предопределяет необходимость поиска иных путей повышения эффективности системы обеспечения ресурсами.
В статье [5] проведен анализ научных работ, посвящённых вопросам организации резервов для ликвидации ЧС, который показал, что существующие методики организации складских систем резервов для ликвидации ЧС не учитывают следующих факторов: расположения мест базирования автотранспорта для перевозки ресурсов, его характеристик, индивидуальных особенностей территорий муниципальных районов (далее - МР), где возможно возникновения различных ЧС.
Таким образом, становится актуальной задача разработки методики, позволяющей выбрать рациональное место размещения склада материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъекте Российской Федерации с учетом: мест базирования автотранспорта для транспортировки ресурсов и его характеристик, рисков и масштабов ЧС, прогнозируемых на территориях МР субъекта РФ, обеспеченности территорий собственными ресурсами.
На основании приведённого выше, формализованная постановка задачи [5] будет выглядеть следующим образом:
для заданных:
Аг^ - множества вершин сетевого графа дорожной сети субъекта РФ - мест пересечения дорог, пунктов временного размещения пострадавшего населения (далее - ПВР), возможных мест размещения склада резерва субъекта и мест размещения складов резерва муниципальных районов (далее - СМР), ] =
i = 1; Ц
Pij - множества ребер графа, соединяющих соседние вершины - дороги между соседними вершинами Ai и Aj\
Rij - длин ребер графа, которые отражают расстояния между соседними вершинами Ai и Aj]
5ij - характеристик дорожного участка между соседними вершинами А^ж Aj;
А - характеристик транспортных средств, с помощью которых будет осуществляться доставка материальных ресурсов;
Сх - множества точек - возможных мест расположения склада субъекта, обладающих требуемыми характеристиками для размещения в них ресурсов, х = 1; X, где х - количество возможных мест;
Se - множество автотранспортных предприятий (АТП - места базирования транспорта) е = 1; Е, где Е - количество АТП;
Zp - множества точек - мест размещения CMP, р = 1; Р, где р - количество СМР;
0q - множество пунктов временного размещения, находящихся в границах обслуживания р-го СМР q = 1; Q, где q - количество ПВР в границах обслуживания р-го СМР;
необходимо определить рациональный вариант размещения склада субъекта, для которого модуль разности приведенных времен движения техники от мест базирования через склад к месту потребления ресурсов будет минимальным:
Тх =
'У ^ (тех{сх) * Se)
е=1
Р
^ ((Тхр(Сх) + Yp) * Lр)
р=1
^ mm
Сх
(1)
где Тх - модуль разности приведенных времен при расположении склада в точке Сх;
Тех - время перемещения колонны автотранспорта от е-го автотранспортного предприятия (далее - АТП) до склада в точке X] Бе - коэффициент значимости е-го АТП; Тхр - время перемещения колонны автотранспорта от склада в точке х до р-го СМР;
ур - время доставки всех ресурсов во все ПВР в пределах МР;
Ьр - коэффициент значимости МР, где находится р-ьш СМР,
при следующих ограничениях: в каждом МР ПВР объезжаются за один раз;
в каждом МР расположен 1 СМР (в случае если СМР в МР не существует, под ним подразумевается ПВР с максимальной вместимостью) ;
на территории субъекта возможно разместить один склад с материальными ресурсами;
характеристики транспортных средств А определяется как средние характеристики всех транспортных средств, задействованных при транспортировке ресурсов.
Общая схема проведения исследования представлена на рисунке 1.
КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА ОБОСНОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО МЕСТА РАЗМЕЩЕНИЯ СКЛАДА МР ДЛЯ ПЖОН СУБЪЕКТА РФ
ША *
1.определение вектора локальных приоритетов частных критериев; 2.определение вектора локальных приоритетов показателей критериев, влияющих на определенные частные критерии; З.определение вектора локальных приоритетов МР и АТП; 4.определение вектора глобальных приоритетов МР и АТП с учетом векторов локальных приоритетов всех уровней.
Частная методика ранжирования муниципальных районов и автотранспортных предприятий (На основе метода анализа иерархий)
Частная методика определения рациональных маршрутов развоза материальных ресурсов СМР до каждого пункта временного размещения в пределах муниципального района. (На основе алгоритма Дейкстры и метода ветвей и границ)
Частная методика определения рационального места размещения склада ресурсов для ПЖОН субъекта РФ с учетом коэффициентов значимости АТП и СМР и значений времен развоза ресурсов в МР (На основе метода центра тяжести)
1.определение рациональных маршрутов между всеми пунктами временного размещения и складом муниципальног района
2.определение рационального времени развоза ресурсов от СМР до каждого ПВР при последовательной доставке ресурсов;
1.определение минимального времени перемещения из склада в Сх дор-го СМР;
2.определение минимального времени перемещение из е-ого АТП до склада в Сх;
З.определение разностей приведенных значений времени перемещения с учетом времени развоза материальных ресурсов в МР при размещении склада в Сх;
4.определение рационального места размещения склада.
Рисунок 1 - Общая схема проведения исследования по обоснованию рационального места размещения склада МР для ПЖОН субъекта РФ
Из общей схемы проведения исследования следует, что для решения сформулированной научной задачи необходимо разработать три частные методики.
Частная методика ранжирования муниципальных районов и автотранспортных предприятий (частная задача 1)
В основе методики определения приоритета в обеспечении материальными ресурсами потребителей в муниципальных районах и
определении предпочтительности автотранспортных предприятий лежит метод анализа иерархий (далее - МАИ) [6]. Обоснование целесообразности метода для решения частной задачи проведено в [7].
МАИ предполагает представление процесса выбора предпочтительности альтернатив в виде иерархической последовательности влияния альтернативы - показатели критериев -критерии - цель (рисунок 2).
GD Г"П
Рисунок 2 - Иерархия определения предпочтительности МР и АТП
Поскольку процедура ранжирования является одинаковой как для МР, так и для АТП, то алгоритм решения будет рассмотрен на примере определения предпочтительности МР.
Он состоит из следующих шагов:
1. Ввод исходных данных - определяется количество альтернатив, и количество уровней в иерархии, общая формулировка цели ранжирования.
2. Определение перечня сравниваемых критериев - Тв = (1,2,... ,Ь,..., В), заполнение экспертами анкет парных сравнений, на основе которых заполняются матрицы парных сравнений. Общее мнение экспертов формируется путем нахождения среднего геометрического мнений всех экспертов.
3. Вычисление индивидуального вектора полученной матрицы, который является приближенной оценкой критериев:
где СИ - индекс случайной согласованности определяется из таблицы [8; стр. 25]. Если ОС < 0.1, то матрица считается согласованной, в ином случае матрица не согласована и экспертам необходимо пересмотреть свои мнения.
7. Для каждого критерия аналогично пункту 2 определяются показатели, влияющие на данный критерий:
ФВ = (1, 2,...,/,..., Р)
8. Определение вектора влияния подкрите-риев на критерии, проверка матрицы на согласованность (аналогично пунктам 3-6):
р
С1
С/
(5)
(/ = ^р / ^ ; (р =
9. Формирование векторов локальных приоритетов подкритериев по каждому критерию:
Ц-ъ =
\
в
П ^Ъи
и=1
(2)
Ь = 1,В;
ад = 1,В
4. Нахождение вектора локальных приоритетов критериев относительно цели в в- Локальные приоритеты образуют вектор локальных приоритетов критериев относительно цели 0д:
в
въ = ^в/ ^ ;
Ъ=1цъ
д1 0ъ
(3)
5. Определение индекса согласованности
матрицы (далее - НС):
(Ев 1 (Ч * Ев= 1 ^Ъи) - в) ПС = А--и--1 (4)
6. Определение отношения согласованности матрицы (далее - ОС):
=
НС
CЙ,
г а 1 ГСЪ! Г (В
(? = .а. & = (В = (В АВ
(6)
10. Для каждого показателя критериев создание перечня сравниваемых альтернатив. Пр = (1,2,... ,р,..., Р) Для всех показателей перечень является одинаковым.
11. Для каждого показателя критериев аналогично пунктам 3-6 определение вектора влияния альтернатив на показатели, проверка матриц на согласованность.
12. Формирование векторов локальных приоритетов альтернатив по каждому показателю для критерия Ь (аналогично п. 8-9):
лр
Л1
Хр
хр
л / = л р =
к
X
р
лр
х?р1 Хр
хр
(7)
13. Формирование матриц приоритетов альтернатив по критериям из векторов локальных приоритетов альтернатив по показателям:
А?'
и6 \/
Л^ Л^ Л^
X1 \/°
Лр Лр
\1Ь \/ь
лр хр
Ар
Ъ
Лр
(8)
Л
/
14. Определение вектора локальных приоритетов влияния альтернатив на критерии умножением матрицы влияния альтернатив на показатели на вектор влияния соответствующих показателей на критерии:
гр = Л J. х 6
(9)
15. Формирование матрицы влияния альтернатив на цель из векторов локальных приоритетов влияния альтернатив на критерии:
лВ р
7!
пР
а
1Ь т
тВ
X
7Р J
(10)
16. Определение вектора глобальных приоритетов влияния альтернатив на достижение цели:
Lp = Гр х др
17. Создание вектора-столбца со значениями приоритетов сравниваемых альтернатив:
(11)
Lp
h lp 1р
(12)
Частная методика определения рациональных маршрутов развоза материальных ресурсов от склада муниципального района до каждого пункта временного размещения в пределах муниципального района (частная задача 2).
В основе лежит два алгоритма - модифицированный алгоритм Дейкстры [8] для определения рационального маршрута между ПВР и метод ветвей и границ [8] для решения задачи о нахождении рационального маршрута прохождения всех ПВР.
Под рациональным маршрутом необходимо понимать такой маршрут, при котором время перемещения ресурса от склада муниципального района до потребителей - ПВР является минимальным.
Алгоритм расчета маршрутов включает следующие этапы.
1. Идентификация муниципального района и графа его дорожной сети. На графе определяются точки Acmp и Aitj, соответствующие СМР, ПВР и пересечениям дорог. Полученный граф дорожной сети явля-
ется взвешенным. Размерность величины веса ребер - километры. Определяем веса ребер во времени:
Aij = /( Ri Vij)
(13)
где - расстояния между точками г ш У^ - скорость движения на участке между А^ и
Aj:
Vij = f( Sij; A)
(14)
i
между Ai и Aj\ A - характеристики транспортных средств.
2. Определение рациональных маршрутов между двумя ПВР, между СМР и всеми ПВР.
Алгоритм определения рациональных маршрутов базируется на модифицированном алгоритме Дейкстры [8], поскольку данный алгоритм является наиболее рациональным для решения подобного типа задач. Работа алгоритма основана на последовательном нахождении весов ребер графа от вершины с минимальным весом, до всех граничащих с ней вершин. Основное отличие приведенного алгоритма от классического заключается в том, что при решении задачи после получения значений весов времени ребер до искомых вершин, не определяются значения ребер до прочих вершин, что позволяет сэкономить как время расчета, так и вычислительные мощности.
Алгоритм содержит следующие этапы:
1. Ввод исходных данных - графа дорожной сети с весами ребер, выраженными единицей измерения - час.
2. Определение конечных точек маршрута. Mi = 0. Если в Ai располагается q-ъш ПВР (Nq), то данная вершина также получает значение метки Mi = 1, иначе M' = 0. Задание значений времени добора до всех точек Ai : Di = те;
3. Идентификация точек старта Zx,x = 1;Х, где Z\ соответствует СМР остальные Zx - ПВР: Zx — Y, Zx+! — Yq, Zx — Yq\
4. Начало цикла точки старта Zx.
Ai
Zx : Di = 0
5. Определение точки промежуточного старта Ат1П щт ем пои ска А± среди точек, не получивших отметку о прохождении, для которой = тт.
6. Определение вершин графа А^, в которые возможно перемещение из Атп. Отметка вершины Аг = Ат1П как пройден ной: М^ = 1, если М[ = 1, то М[ = 2.
7. Сравнение времен перемещения из 2Х в
Л.
Если > А^ + 0Ат1п, то:
а) задаются новые минимальные времена ^ ] — + Атгщ 1
б) задается предшествующая найденной точка рационального маршрута Оj = I = Атп] в ином случае переход к пункту 8.
8. Проверка вершин А^ на наличие отметки о прохождении. Если все вершины имеют значение М,■ = 2 или М,■ = 0, то переход на следующий шаг. В ином случае - переход на шаг 5.
9. Задание рационального маршрута из 2Х в последовательным выводом значений элемента Оj от конечной точки до точки начала. (хд = (Од = 3;О3 = ...;О ■ ■ ■ = х).
10. Определение минимальных значений времен перемещения Тхд из 2Х в каждую Тхд = Иг, где находится в А
11. Определение завершенности: если рассмотрены все точки старта 2Х (необходимо, если рассчитываем маршруты между ПВР) то алгоритм считается выполненным. В ином случае - переход на шаг 4.
3. Определение рационального маршрута объезда ПВР в МР.
Алгоритм базируется на решении задачи коммивояжёра методом ветвей и границ [8]. Обоснование метода и полная постановка задачи отображены в [9]. Краткая идея метода заключается в разделении вариантов решения на классы (ветви) и получении минимальных оценок классов (границы), для выбора среди оптимального класса. Алгоритм включает следующие этапы:
1. Ввод исходных данных - графа дорожной сети с весами выраженными единицей измерения - час.
2. Определение минимальных времен перемещения от каждого ПВР к каждому (по
пункту 2 - определение рациональных маршрутов между двумя ПВР или между СМР и ПВР) и создание матрицы Тхд, где значение ячейки txg является временем перемещения от %-го ПВР или склада к q-му. Построение эталонной матрицы Т'хд = Тхд.
3. Начало цикла. Щ := 1; L, где Щ - значе-
вычеркнутой строке % - если Rx = 1, то MINg = Twg ^ min
4. Редукция матрицы по строкам: для каждого элемента Тхд в строках w: Тхд = Тхд — MINx
5. Определение значения минимального элемента % в каждом не вычеркнутом столбце q: если Rg = 1, то МШх = Тх
хя
mm.
6. Редукция строк по столбцам. Для каждого элемента Тхд в строках % : Тхд = Тхд —
МШх
7. Для каждой нулевой клетки вычисление оценки Охд. Для каждой строки %: если Тхд = 0, то q' = q;x' = %;МШх = ТхЯ, где q = q', ж и Тшд ^ min. Для каждого столбца q: MINg = Тхд, где % = X, ж и ТхН ^ min; Охд = МШх + MINg.
8. Выявление рационального участка маршрута Р{ - индекса элемента матрицы с наибольшей оценкой Охд, а также его вре-
Hi
лонной матрице Т'. Запрет обратного пути, а так же вычеркивание строки и столбца элемента, где Охд ^ max. Среди всех элементов матрицы О : Если Охд ^ max, то
Hi = Т'хч ;pl = "XQ";Тхя = ж;Тях = ж; Rx = 1; Dq = 1. Завершение вычислений I итерации цикла.
9. Если Н^ рассмотрен, переход далее. Иначе - переход на шаг 3.
10. Вычисление итогового значения минимального времени перемещения через все
Hi : Yp = 1 Hi- Сам маршрут выводится в виде кортежа отрезков:
yp = / Р'; Р'; ; Р'х Yq = \Р1; Р2; ... ; РЬ/
(15)
11. После выполнения данных операции алгоритм считается завершенным.
Частная методика определения рационального места размещения склада МР для ПЖОН субъекта РФ с учетом коэффициентов значимости АТП и МР и значений времен развоза ресурсов в МР (частная задача 3)
Решение задачи базируется на методе центра тяжести. Он основан на физическом принципе нахождения центра тяжести фигуры, при этом пункты доставки и отправки представляются как аналоги элементов механической системы, имеющих определенный вес [8].
В качестве весов используются значения векторов глобальных приоритетов сравниваемых альтернатив, которыми являются как АТП так и МР. Получение значений векторов рассмотрено в решении первой частной задачи. Кроме того, поскольку, как правило, развоз ресурсов по ПВР осуществляется муниципальным транспортом, получать соответственно ранг МР, поскольку рейтинги ПВР в МР будут различаться незначительно. Однако, стоит учесть необходимость определения времени развоза ресурсов по потребителям для определения суммарного времени доставки ресурсов конечным потребителям - ПВР. Определение суммарного времени развоза ресурсов по ПВР в пределах МР рассмотрено во второй частной задаче.
Таким образом, алгоритм определения рационального места размещения склада МР для ПЖОН субъекта РФ с учетом коэффициентов значимости АТП и МР и значений времен развоза ресурсов в МР следующий:
1. Ввод исходных данных
2. Расчет времен распределения ресурсов по д-ПВР р-го МР Ур - (решение частной задачи 2);
3. Определение значений векторов глобальных приоритетов АТП - и р-го МР -Ьр (решение частной задачи 1).
4. Идентификация:
а) Предполагаемого места нахождения склада, соответствующего начальной точке маршрута - Сх;
б) СМР в МР, соответствующих конечным
р
5. Определение значений времен при дви-
жении от склада в предполагаемой точке х до СМР р-ых €р в МР (подробно раскрыто в [4]):
а) Идентификация точки старта - Сх;
б) Идентификация конечных точек маршрута. Задача счетчика выполнения условия. Mi = 0. Если в точке Ai располагается €р СМР, то Mi = 1, иначе Mi = 0.
в) Расчет рациональных маршрутов перемещения из Сх во все €р, а так же значений времен маршрутов - Тхр = DXi аналогично п.2 частной задачи 2.
6. Построение матриц времен обратного графа с целью использования одного и того же алгоритма для расчета транспортных весов обоих Ai =
х
Тх
от предполагаемой точки склада х до е-го АТП по алгоритму, приведенному на шаге 5:
С — P, Тех — Dxi ■
8. Определение места расположение скла-
х
пользованием поставленной целевой функции, где: Тх ^ min, где:
Т =
^ (Тех(Сх) *Se)-
е=1
Р
-Е
Р=i
((ТхР(Сх)+¥р) *Lp)
^ min
Сх
(16)
Выводы:
Приведенная комплексная методика позволяет определять и обосновать рациональные места размещения склада материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации с учетом особенностей транспортной сети субъекта, экономических особенностей территорий субъекта, а также риска и характера возможных чрезвычайных ситуаций на его территории.
Приведенная методика предназначена для органов управления субъектов РФ.
Применение методики в практической деятельности системы РСЧС позволит сократить время начала проведения мероприятий ПЖОН.
Литература
1. Бюллетень о создании, наличии, использовании и восполнении резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/folder/219408 (дата обращения 09.08.2016).
2. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в российской федерации в 2016 году. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.mchs.gov.ru/activities/results (дата обращения 09.08.2016).
3. Ляшенко С.М., Блохин A.A. Проблемы и особенности создания резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС субъектов Российской Федерации / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 4 (31). С. 45-51.
4. Барышев П.Ф., Мазаник А.И., Мухин В.И. Методика определения потребной численности личного состава, предназначенного для выполнения комплекса плановых работ / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2016. № 4 (31). С. 3-11.
5. Блохин A.A. Постановка общей научной задачи определения рационального варианта создания складской сети резерва материальных ресурсов для первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения в субъектах Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 1 (32). С. 41-45.
6. Саати Т. Принятие решений. Метод анализа иерархий. Москва: Радио и связь. 1993. 320 с.
7. Ляшенко С.М., Блохин A.A. Методический подход к определению приоритетности в оперативном обеспечении материальными ресурсами вероятных зон жизнеобеспечения в субъекте Российской Федерации // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 2 (33). С. 54-60.
8. Бауэрсокс Доналд Дж.. Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд. Москва: ЗАО «Олимп-Бизнес». 2008. 640 с.
9. Блохин A.A. Методика определения рационального маршрута перемещения через все пункты временного размещения в пределах вероятной зоны жизнеобеспечения / / Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 4 (35). С. 87-93.
10. Блохин A.A. Методика определения рациональных маршрутов доставки материальных ресурсов от склада до вероятных зон жизнеобеспечения при планировании мероприятий РСЧС и гражданской обороны // Научные и образовательные проблемы гражданской защиты. 2017. № 3 (34). С. 37-42.
COMPREHENSIVE METHODOLOGY OF THE RATIONALE OF PLACEMENT OF THE PLACEMENT OF THE WAREHOUSE OF THE MATERIAL RESOURCES OF THE SUBJECT OF THE RUSSIAN FEDERATION FOR THE PRIMARY LIFE SUPPORT OF THE POPULATED POPULATION
Vladimir TSIMBAL
Doctor of Technical Sciences, Professor, Honored Scientist of Russia, Professor Department of Automated Control Systems. Branch of the Military Academy of Strategic Missile Forces named after Peter the Great (Serpukhov). Address: 142210, Moscow Region, Serpukhov, ul. Brigadnaya, 17. E-mail: tsimbalvaQmail.ru
Andrey BLOKHIN
post-graduate student of fire safety department Academy of Civil Defence EMERCOM of Russia Address: 141435, Moscow Region, Khimki, md. Novogorsk. E-mail: blokhi-andrej©yandex.ru
Sergey AKSENOV
Doctor of Military Sciences, Professor, Chief Department of Information and Telecommunication Systems and networks, electronic and information warfare Military Academy of the Strategic Missile Forces named after Peter the Great. Address: 143900, Moscow Region, Balashikha, ul. Karbysheva, 8. E-mail: akss vi 17 ©yandex. ru
Abstract. The proposed scientific and methodological apparatus allows us to make a reasonable choice of the location of the warehouse with material resources for the priority life support of the affected population, taking into account the various features of the territories, such as: the availability and volumes of municipal resources, the risks and scales of possible emergencies, and the transport network. The apparatus is based on the consistent application of methods of analysis of hierarchies, and graph theory.
Keywords: material security, priority life support, Dijkstra's algorithm, municipal district, rational route, the traveling salesman problem, method of branches and boundaries, minimum travel time. Citation: Tsimbal V.A., Blokhin A. A., Aksenov S.V. (2018) Kompleksnaya metodika obosnovaniya racional'nogo mesta razmeshcheniya sklada material'nyh resursov sub'ekta Rossijskoj Federacii dlya pervoocherednogo zhizneobespecheniya postradavshego naseleniya [Comprehensive methodology of the rationale of placement of the placement of the warehouse of the material resources of the subject of the Russian Federation for the primary life support of the populated population]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 1 (36), pp. 11-19 (in Russian).
References
1. Byulleten' o sozdanii, nalichii, ispol'zovanii i vospolnenii rezervov finansovyh i material'nyh resursov dlya likvidacii chrezvychajnyh situacij [Bulletin on the creation, availability, use and replenishment of reserves for financial and material resources for emergency response]. Available at: http://www.mchs.gov.ru/folder/219408 (accessed 9 August 2016) (in Russian).
2. Gosudarstvennyj (nacionaPnyj) doklad o sostoyanii i ispol'zovanii zemel' v rossijskoj federacii v 2016 godu [State (national) report on the status and use of land in the Russian Federation in 2016]. Available at: http://www.mchs.gov.ru/activities/results (accessed 9 August 2016) (in Russian).
3. Lyashenko S.M., Blokhin A.A. (2016) Problemy i osobennosti sozdaniya rezervov material'nyh resursov dlya likvidacii CHS sub'ektov Rossijskoj Federacii [Problems and features of creating reserves of material resources for the elimination of emergencies of the subjects of the Russian Federation ]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 4 (31), pp. 45-51 (in Russian).
4. Baryshev P.F., Mazanik A.I., Mukhin V.I. (2016) Metodika opredeleniya potrebnoj chislennosti lichnogo sostava, prednaznachennogo dlya vypolneniya kompleksa planovyh rabot [Methodology for determining the required number of personnel, designed to perform a set of planned works]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 4 (31), pp. 3-11 (in Russian).
5. Blohin A. A. (2017) Postanovka obshchej nauchnoj zadachi opredeleniya racional'nogo varianta sozdaniya skladskoj seti rezerva material'nyh resursov dlya pervoocherednogo zhizneobespecheniya postradavshego naseleniya v sub'ektah Rossijskoj Federacii [Statement of the general scientific task of determining the rational variant of creating a warehouse network for the reserve of material resources for the primary-survival of the affected population in the subjects of the Russian Federation]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 1 (32), pp. 41-45 (in Russian).
6. Saati T. (1993) Prinyatie reshenij. Metod analiza ierarhij [Decision Making. The method of analyzing hierarchies], Moscow: RADIO AND COMMUNICATION, 320 p. (in Russian).
7. Lyashenko S.M., Blohin A. A. (2017) Metodicheskij podhod k opredeleniyu prioritetnosti v operativnom obespechenii material'nymi resursami veroyatnyh zon zhizneobespecheniya v sub'ekte Rossijskoj Federacii [Methodological approach to prioritization in the operational provision of material life probable life support zones in the subject of the Russian Federation]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 2 (33), pp. 54-60 (in Russian).
8. Bauehrsoks Donald Dzh., Kloss Dejvid Dzh. (2008) Logistika: integrirovannaya cep' postavok. 2-e izd. [Logistics: an integrated supply chain. 2-nd ed.]. Moskva: ZAO «OLIMP-BIZNES», 640 s. (in English).
9. Blohin A.A. (2017) Metodika opredeleniya racional'nogo marshruta peremeshcheniya cherez vse punkty vremennogo razmeshcheniya v predelah veroyatnoj zony zhizneobespecheniya [Methodology for determining the rational route for moving through all temporary accommodation points within the probable life-support zone]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 4 (35), pp. 8793 (in Russian).
10. Blohin A.A. (2017) Metodika opredeleniya racional'nyh marshrutov dostavki material'nyh resursov ot sklada do veroyatnyh zon zhizneobespecheniya pri planirovanii meropriyatij RSCHS i grazhdanskoj oborony [Methodology for the determination of rational routes for the delivery of material resources from the warehouse to the probable life-support zones in the planning of the events of the SSES and civil defense]. Scientific and educational problems of civil protection, no. 3 (34), pp. 37-42 (in Russian).