информационного общества // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2005. - № 4. - С. 108 - 113.
3. Каримов М.Ф. Курсовая и дипломная работы Д.И.Менделеева по химии и их значение для повышения качества современных студенческих исследований // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т. 16. - № 3. - С. 102 - 106.
4. Каримов М.Ф. Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 4. - С. 115 - 118.
© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2016
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ, г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Никонова Надежда Андреевна студент БФ БГУ, г. Бирск, РФ
ПОСТАНОВКА И РЕШЕНИЕ УЧЕБНЫХ И НАУЧНЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
Аннотация
Рассмотрены этапы постановки и решения учебных и научных задач химии методом информационного моделирования действительности, реализуемого традиционным и компьютерным способами.
Ключевые слова
Учебная задача, научная задача, метод информационного моделирования.
Уровень профессиональной подготовки будущих учителей химии и химиков-технологов определяется в основном их умением ставить и решать задачи современной химии, находящиеся в сферах образования, науки и производства.
В этой связи необходимо четко определить понятия учебная и научная задачи.
Выделенную методологическую проблему будем решать на основе универсального способа постановки и решения учебных и научных задач - информационного моделирования объектов, процессов и явлений, состоящего из таких этапов - элементов, как постановка задачи, построение модели, разработка и исполнение алгоритма, анализ результатов и формулировка выводов, возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи [1].
В качестве одного из вариантов решения указанной методологической проблемы можно предложить нижеследующие определения.
Учебная задача - это задача, в ходе решения которой школьник или студент усваивает новые для себя модели и (или) алгоритмы решенных ранее человечеством задач, включенных в текущий момент в содержание образования [2].
Научная задача - это задача, при постановке и решении которой исследователь действительности строит и разрабатывает неизвестные человечеству новые модели и (или) алгоритмы с целью объяснения и предсказания естественных и искусственных объектов, процессов и явлений природы, технологии или общества [3].
В свете постановки и решения учебных и научных задач по химии следует выделить нижеследующие особенности.
1. Основными фрагментами химической действительности, подлежащими учебному и научному познанию на уровне постановки задачи, являются: объекты - вещества, число известных только превышает десяти миллионов; процессы превращения одних веществ в другие; явления - химические реакции разложения, соединения, замещения и обмена [4].
2. Среди основных моделей химии, используемых будущими и настоящими исследователями действительности, выделяются закон сохранения массы вещества, закон постоянства состава вещества, закон эквивалентов, определяющий соединение химических элементов друг с другом в строго определенных количествах, закон кратных отношений, закон объемных отношений, закон А.Авогадро, периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева [5].
3. Алгоритмы решения химических задач в настоящее время школьниками, студентами и учеными составляются на основе аналитических и численных приемов элементарной и высшей математик, точных и приближенных методов квантовой физики [6].
4. Современными исполнителями алгоритмов решения теоретических и экспериментальных задач химии выступают начинающие или опытные исследователи действительности, умеющие руками собирать установки и производить расчеты и вычисления на бумаге, овладевшие компьютерными технологиями автоматизации эксперимента и приближенных вычислений с требуемой точностью [7].
5. Анализ результатов решения химических задач и формулировка соответствующих выводов осуществляется старшеклассниками, студентами и учеными с помощью приемов формальной и диалектической логик с привлечением положений подтвержденного на практике здравого смысла.
Выводом, следующим из анализа и обобщения приведенного выше краткого материала, является положение о наличии в настоящее время необходимых условий и средств для успешной постановки и решения учебных и научных задач по химии. Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
2. Каримов М.Ф. Классификация методов обучения химии по этапам информационного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2008. - Т.15. - № 4. - С. 115 - 118.
3. Каримов М.Ф. Роль классического университета в подготовке будущих учителей-исследователей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. - 2006. - № 1. - С. 37 - 42.
4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 27 - 31.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
6. Каримов М.Ф. Фундаментальные труды по квантовой химии в свободном компьютерном доступе для настоящих и будущих исследователей природной и технической действительности // Башкирский химический журнал. - 2011. - Т.18. - № 3. - С. 83 - 89.
7. Каримов М.Ф. Обучение информатике студентов педвуза // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 169 - 170.
© Каримов М.Ф., Никонова Н.А.2016
УДК 378
Касеева Оксана Анатольевна
магистрант кафедры общей и профессиональной педагогики ФГБОУ ВО Оренбургский государственный университет, доцент кафедры энергетики НОУ ВО Московский технологический институт,
филиал в г.Оренбурге, г.Оренбург, РФ E-mail: [email protected]
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Аннотация
В статье рассматриваются коммуникационные средства, применяемые в образовании. Средства