_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Закиева Эльмира Фидаритовна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ХИМИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Выделено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ математического моделирования фрагментов химической действительности.
Ключевые слова
Математическое моделирование, химические объекты, процессы и явления.
Среди эффективных методов познания действительности выделяется математическое моделирование объектов, процессов и явлений, благодаря наличию у него функций описания, объяснения и предсказания фрагментов реальности [1].
Выделенное познавательное свойство математического моделирования фрагментов действительности обуславливает необходимость освоения данного метода старшеклассниками средней общеобразовательной школы [2].
Исходя из того, что математическое моделирование действительности является разновидностью информационного моделирования объектов, процессов и явлений окружающего нас природного, технического и социального мира [3], нами на занятиях по химии выделяются нижеследующие этапы -элементы постановки и решения учебных задач: 1) постановка задачи; 2) построение модели; 3) разработка алгоритма; 4) исполнение алгоритма; 5) анализ результатов и формулировка выводов; 6) возврат к предыдущим этапам при неудовлетворительном решении задачи.
При постановке учебных задач химии учитель и учащиеся четко выделяют известные и искомые величины с их символами и единицами измерения. Старшеклассники средней общеобразовательной школы на первом этапе учебного математического моделирования химических объектов, процессов и явлений прочно усваивают такие основные единицы измерения Международной системы СИ (система интернациональная), как килограмм (кг) - масса Международного прототипа платино - иридиевого цилиндра, хранящегося в штаб-квартире Международного бюро мер и весов во французском Севре, секунда (с) - время, равное 9 192 631 770 периодам излучения, соответствующего квантовому переходу между двумя сверхтонкими энергетическими уровнями основного состояния атома цезия - 133, моль - количество вещества системы, содержащей столько же структурных элементов, сколько содержится атомов в углероде - 12 с массой 0,012 кг.
Построение математических моделей решения учебных задач химии основывается на упрощении изучаемого фрагмента действительности с использованием объектного [4] и символического [5] языков науки учителем и старшеклассниками средней общеобразовательной школы, Составление учащимися химического уравнения или условной записи химической реакции с помощью химических формул, числовых коэффициентов и математических символов и дальнейший его перевод на язык алгебраических уравнений приводит к повышению уровня общеобразовательной подготовки старшеклассников.
Разработка математических алгоритмов решения учебных задач неорганической и органической
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 09/2017 ISSN 2410-700Х_
химии учащимися средней общеобразовательной школы осуществляется старшеклассниками под руководством учителя на материале расчетов по химическим формулам, применению закона Авогадро, приготовлению растворов, растворимости и кристаллизации, химическим уравнениям, составу смеси веществ и определению выхода продукта реакции от теоретически возможного.
Исполнение математических алгоритмов решения учебных задач химии в современной общеобразовательной школе учащиеся старших классов производят, как правило, с помощью микрокалькуляторов [6] и персональных компьютеров [7].
Анализ результатов решения учебных задач по химии и формулировка соответствующих выводов старшеклассники под руководством учителя осуществляют на основе формальной и диалектической логики с учетом положений здравого смысла.
На основе анализа и обобщения приведенного выше краткого материала можно сформулировать вывод о том, что уровень общего образования учащихся средней школы значительно повышается при постановке и решении ими учебных задач химии с помощью метода математического моделирования фрагментов действительности.
Список использованной литературы:
1. Каримов М.Ф., Колоколова Н.В. Математическое моделирование действительности как интегратор школьных дисциплин // Инновационное развитие. - 2017. - № 5(10). - С. 124 - 125.
2. Каримов М.Ф. Состояние и задачи совершенствования химического и естественно-математического образования молодежи // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 1. - С. 26 - 29.
3. Каримов М.Ф. Информационные моделирование и технологии в научном познании школьниками действительности // Наука и школа. - 2006. - № 3. - С. 34 - 37.
4. Каримов М.Ф. Объектный язык химии и его вклад в развитие научного и учебного моделирования действительности // Башкирский химический журнал. - 2010. - Т. 17. - № 2 - С. 77 - 81.
5. Каримов М.Ф. Символический язык химии и его значение для развития науки и дидактики // Башкирский химический журнал. - 2009. - Т.16. - № 4. - С. 106 - 110.
6. Каримов М.Ф. Использование программируемых микрокалькуляторов в учебном процессе // Учитель Башкирии. - 1986. - № 6. - С. 44 - 50.
7. Каримов М.Ф. Компьютерное предоставление научной информации исследователям химической действительности // Башкирский химический журнал. - 2005. - Т. 12. - № 4. - С. 30 - 35.
© Каримов М.Ф., Закиева Э.Ф., 2017
УДК 378.14
Каримов Марат Фаритович
канд. физ.-мат. наук, доцент БФ БГУ
г. Бирск, РФ E-mail: [email protected] Никонова Надежда Андреевна студент БФ БГУ г. Бирск, РФ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В ХИМИИ МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
Оценено общеобразовательное значение для учащихся старших классов средних общеобразовательных школ методов исследования химической действительности.