ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
УДК 33. 334.7
С. В. КУЦЕНКО
Уфимский государственный авиационный технический университет
ПОСРЕДНИЧЕСТВО КАК ЯВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
В данной статье рассматривается актуальное и малоизученное в научной литературе явление «посредничество». Для этого разрабатывается социально-экономическая концепция посредничества, выдвигаются основных концептуальные гипотезы, а именно, исследуется посредничество как общественное и социальное явление, как общественное отношение, процесс, социальный институт, социально-экономическая система и пр.
Общественное понимание проблемы посредничества сводится к тому, что, с одной стороны, приоритетное значение имеет тип предпринимательской деятельности, связанный с созданием общественных благ и услуг, поскольку общественное богатство зависит от состояния дел именно в сфере материального производства, научно-технических и сервисных услуг. С другой стороны, такое общественное отношение к этому типу предпринимательства на практике не носит действительно приоритетного характера — общество способствует развитию и другого типа предпринимательской деятельности — посредничества — осуществления посреднических функций, с оказанием услуг по продвижению товара на рынок и передаче в надлежащем (общественно приемлемом) виде от непосредственного производителя такого товара его потребителю. Почему? Прежде всего потому, что уровень и качество жизни, удобство и комфорт каждого члена общества в немалой степени зависят от уровня развития в обществе посреднической сферы (удобная для покупателя организация торговли, реклама, доставка товаров на дом, заказ товара по почте, телефону и т. .); то же самое относится и к потребителям товаров производственного назначения.
Но такое общественное восприятие посреднической деятельности не является единственной и основной причиной. Главное заключается в другом — посредническая предпринимательская деятельность, ее наличие и усложнение до разумных пределов ведет: к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации; к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала; к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных; к значительному удорожанию товаров и услуг на рынке за счёт дополнительных и заметных затрат на обеспечение деятельности промежуточного звена между производителем и потребителями
Рынок, как известно, представляет собой место встречи двух основных субъектов экономических (хозяйственных) отношений. А раз это так, то на рынке должны присутствовать или сами производитель и потребитель, или же их представители. Лица, (юридические или физические), представляющие инте-
ресы производителя или потребителя (а часто и действующие от. их имени), но сами не являющиеся таковыми, называются посредниками.
Посредничество — один из древнейших способов организации доставки товара от производителя на рынок (как только не называли и не называют этот слой населения — купцы, поставщики, спекулянты, агенты, дилеры, дистрибьюторы, коммерсанты, потребительские кооператоры и т.д). Вместе с тем эта древнейшее необходимое звено между макро- и микропроцессами общества, совершенно мало изучено. Требуют осознания многие вопросы, раскрывающие эту реальную актуальную проблему:
— выбор адекватной методологии познания феномена посредничества;
— определение понятия посредничества;
— формирование концепции посредничества;
— определение места и роли посредничества в обществе;
— основные формы проявления посредничества;
— социально - экономические методы познания посредничества.
Проблема изучения феномена посредничества носит комплексный характер, требует объединения экономических, социологических, философских, исторических, социально-психологических знаний при проведении междисциплинарных исследований. Научные исследования должны быть нацелены на все основные направления посредничества: его структуру, социальные функции, этапы развития, предпосылки и условия возникновения, формы хозяйствования, социальную ответственность, социальную справедливость, культуру и их взаимосвязи в обществе.
Предлагается следующий алгоритм изучения стратегии исследования социальных аспектов посредничества:
— онтологический и гносеологический анализ исходных концепций: посредничество как социальное явление, общественное отношение, процесс функционирования субъектов, социальный институт;
— уточнение категориального аппарата исследования;
— определение терминов;
— разработка концептуальной схемы социальных аспектов посредничества;
Рис. 1. Концептуальная схема социальных аспектов посредничества
— разработка структуры предмета исследования;
— системное представление о посредничестве как о сложном и многоплановом социальном явлении;
— разработка интегральных показателей и индикаторов: взаимоотношение рынка и иерархии, культура рынка, социально ориентированный рынок и т.д.;
— разработка логических характеристик для структурирования отдельных компонентов предмета исследования: предпосылки и условия возникновения посредничества, этапы развития, формы хозяйствования, образ жизни;
— формирование частных понятийных индикаторов: социальные функции, структура, субъекты и т.п.;
— формирование массива опросных индикаторов;
— аналитическое описание компонентов и социальных факторов предмета исследования;
— установление связей между компонентами и социальными факторами;
— анализ содержания социально-экономических аспектов посредничества;
— выявление характеристик социальных аспектов посредничества;
— разработка социальных показателей посредничества;
— типологические аспекты социально ориентированного посредничества;
— конкретные предложения и рекомендации по реализации выводов исследования;
— уточнение структуры предмета исследования;
— совершенствование эмпирической базы исследования (инструментария, системы индикаторов, уточнение техники и процедур);
— конкретизация концепции социально-экономического феномена «посредничества».
Особенностью посредничества является то, что посредничество - это социальное явление, но не в чистом виде; посредничество - это социально-экономическое явление; это общественное отношение по поводу обмена и торговли; это способ распределения товаров, услуг и доходов и инструмент управления общественными производственно-распределительными процессами.
Посредничество как общественное отношение и общественный процесс можно представить в виде
субъектно-субъектных связей между продавцами и покупателями, поставщиками и покупателями работодателями и наемными рабочими, производителями услуг и их клиентами и т.п. Субъектносубъектные связи могут носить интегрирующий характер (сотрудничество, заключение договоров, купля, продажа, слияние) и противодействующий характер (конкурентная борьба, соревнование, захват, поглощение). Главными элементами структуры посредничества как общественных отношений выступают большие социальные группы и отдельные личности - заводы, магазины, банки, ателье, потребители разного уровня, начиная с организаций, заканчивая обыкновенными людьми, приобретающими товары и услуги для личного пользования и употребления.
Посредничество как своеобразный социальный институт общества предполагает:
— выделение субъектов особого рода со своими социально значимыми признаками и интересами;
— наличие социальных функций посредничества (аксиологическая, управленческая, коммуникативная, аналитическая, прогностическая и другие) и дисфункций посредничества, ведущих к расслоению общества, появлению сверхбогатых и очень бедных и т.п.;
— присутствие социальных норм, кодексов, образцов поведения, символических культурных признаков (заключение договоров, проведение маркетинговых исследований, разработка товарного знака, стандартизация и сертификация, получение лицензий и т.п.).
Посредничество как открытая сложная социальная система может быть изучено только при более детальном рассмотрении его структурных элементов: источников, движущих сил, механизмов запуска и функционирования системы, главного системообразующего звена (деятельности на рынке), дополнительных системообразующих звеньев, цели (потребностей субъектов), результата (степени удовлетворения субъектов).
В предложенной концептуальной схеме изучения социально-экономических аспектов посредничества ядром выступает посредничество как инструмент организации экономического распределения (рис. 1).
Характерными особенностями социально-экономических аспектов посредничества выступают его содержательность и направленность. Содержа-
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
Рис. 2. Основные группы и виды посредников
ние посредничества определяют его функции. Направленность развития посредничества зависит от общественных отношений рынка, в которые вступают многочисленые, многообразные субъекты с субъективными взглядами, деятельностью на рынке, а также зависит от сложившегося в обществе уровня производственных отношений. Направленность посредничества является содержательной, точно так же, как и содержание посредничества является направленным. Они находятся в диалектическом единстве и противоречии.
Содержательность и направленность посредничества зависят от формы участия субъектов посредничества: пассивное приобретение товаров и услуг субъектами с целью удовлетворения физиологических потребностей и потребностей безопасности; покупка товаров и услуг с интересом, с предварительным выбором, удовлетворение социальных потребностей (потребностей в общении, уважении, самовыражении); изучение посредничества с профессиональных позиций маркетолога; предоставление на рынок сырьевых и иных ресурсов; производство и продажа всех видов товаров и услуг с целью извлечения прибыли и т.п. Направленность и содержательность посредничества формируются под воздействием культурно-ценностных ориентацией субъектов, их образа жизни, быта, профессии, семьи, работы, государственного иерархического влияния и другого.
Посредничество по содержанию - объективная реальность и общественная ценность. Направленность и содержательность посредничества участвуют в организации производственно-распределительных процессов, в определении структуры производства товаров и услуг, которые обладают ценностной значимостью для данного общества, в регулировании общественных отношений продавцов и покупателей, арендодателей и арендаторов, работодателей и наемных рабочих и т.п., в координации рыночных отношений с целью достижения социально ориентированного рынка с присущими ему нормами - социальной ответственностью бизнеса, меценатством и шефской помощью, благотворительностью, развитыми государственными инвестициями в образование и здравоохранение и т.д.
Посредничество и субъекты посредничества развиваются и существуют в диалектическом единстве и противоречии: с одной стороны, оно управляет, организует, стимулирует производство, контролирует деятельность субъектов, заставляя
их постоянно совершенствоваться; с другой — субъекты сами при помощи механизма посредничества управляют своими взаимоотношениями и взаимодействуют с природой, средствами производства, другими субъектами с целью удовлетворения своих потребностей.
Интерес к изучению посредничества в нашей стране сегодня действительно вырос значительно. И это отчасти обуславливается развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений.
Палитра определений понятия "посредничество" довольна широка, попробуем привести те определения посредника и посредничества, которые имеются в используемой для данного научного исследования литературе; это поможет в дальнейшем выявить сущность данного явления.
В международном праве посредничество - одно из средств мирного разрешения споров между государствами, осуществляется государством, не участвующим в споре, на основе предложенных им условий, а посредник - лицо (а также организация, государство), при участии которого ведутся переговоры между сторонами.
В торговле посредничество - занятие в виде промысла между сторонами, желающими заключить сделку. Посредник - тот, кто сводит продавца и покупателя или совершает торговую сделку
Биржевое посредничество - выполнение специальных функций по совершению сделок на фондовой, товарной и валютной биржах маклерскими конторами, фирмами или отдельными лицами (маклерами, брокерами и т.п.).
Библейская энциклопедия дает следующее определение посреднику (Гал. 3:19) - лицо, посредствующее между двумя враждующими сторонами с целью их примирения. Это название, по преимуществу, принадлежит Божественному Искупителю, примирившему Бога с человеком
Финансовые посредники - фирмы, организации, оказывающие за определенную плату содействие клиентам в установлении деловых контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами.
Как экономическое поведение посредник — действия или поступки личности, организации, оказывающие содействие в установлении контактов и заключении сделок, контрактов между производителями и потребителями, продавцами и покупателями товаров и услуг. В роли посредников
выступают агенты, брокеры, дилеры, маклеры, комиссионеры, коммивояжеры. Посредничество — один из видов предпринимательства.
В настоящее время понятие посредничество, легализовано и используется законодательных актах, а именно Гражданском кодексе РФ в ст. 971, 990, 1005.
В современной юридической литературе посредники (англ. middleman, mediator) определяются как организации или граждане-предприниматели оказывающие услуги другим организациям или гражданам в совершении сделок. К посредникам относятся брокеры, дилеры, комиссионеры, консигнаторы, маклеры, оптовые покупатели, торговые и промышленные агенты. Но юридические формулировки не раскрывают сущности посредничества, его многосторонней и многообразной связи с социальной жизнью.
Понятие посредничества очень многогранно и охватывает самые разные сферы деятельности людей, предприятий, организаций, государств. Начиная от простого посредника — челночника, работающего на местном рынке, отдельного предприятия — помогающего осуществлять взаимодействие между несколькими субъектами и до государственных посредников — которые осуществляют мир между странами, осуществляю их взаимодействие и развитие.
Многообразие определений посредничества обусловлено особенностями этого феномена, состоящего в высокой динамике изменчивости его содержания и форм. Наше представление о нем изменяется в соответствии с развитием самого этого явления.
Все эти определения, так или иначе демонстрируют отличительные особенности самого явления посредничества, посреднического поведения, являются характеристиками социального портрета посредника и мотиваций его деятельности.
Роль посредника в мире в историческом аспекте несомненно изменяется, равно как меняется и представление о нем, и содержании данного понятия. В том числе в каждой стране оно может иметь свое наполнение, отражающее специфику социокультурных особенностей развития данного общества. Если даже "любая экономическая проблема, являясь в сущности универсальной, может иметь собственный социальный аспект, обусловленный особенностями страны" [3, с. 40], то это в полной мере может быть отнесено и к явлению посредничества, которое носит не только социально-экономический характер, но и психологический, исторический и др.
С точки зрения экономической целесообразности и значимости использования коммерческих услуг, рынок включает в себя различный набор групп и видов посреднических организаций.
Полезность деятельности каждого посредника оценивается, как правило, полученной экономией у заказчиков за счет использования ими посреднических услуг при транспортировке, хранении, сбыте продукции, а также сервисном обслуживании. Эти сэкономленные денежные средства определяют целесообразность использования и привлечения посредника. Таким образом, выгодно наличие на рынке не только посредника как такового, а именно, наличие разных групп посредников специализирующихся на определенных услугах. Основные группы и виды посреднических организаций представлены на рис. 2.
Основные цели использования посредников:
— повышение экономической целесообразности и эффективности отдельных операций. Несмотря на расходы по оплате вознаграждения посредникам экономичность операций повышается за счет следующих факторов:
— привлечение посредников повышает оперативность сбыта товаров, что способствует увеличению прибыли продавца за счет ускоренного оборота его капитала;
— посредники, находясь ближе к покупателю, лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовывать товар на более благоприятных для экспортера условиях, освобождая его от многих забот, связанных с реализацией товара;
— привлечение посредников создает возможность повысить конкурентоспособность товаров за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, комплектации изделий в соответствии с местными требованиями;
— некоторые посредники финансируют сделки предприятия (на основе как краткосрочного, так и среднесрочного кредитования), авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создает важные экономические преимущества от экономии средств, вкладываемых в обращение;
— посредники обеспечивают для предприятия возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, дают возможность экспортеру уменьшить или устранить кредитные риски, экономить на бухгалтерских и канцелярских расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу и т.п.;
— посредники, всегда находясь в более тесном контакте с конечными потребителями товаров и услуг, являются важными постоянными источниками ценной первичной информации о рынке - его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товара.;
— при работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на единицу реализуемого товара.
Таким образом, посредничество — неизменный атрибут рыночных взаимоотношений. У нас в стране определению посредник "повешен ярлык" с негативным, даже презрительным отношением, что не соответствует истинной полезности и целесообразности деятельности посредников. Трансформационные процессы в сфере посредничества протекают весьма неравномерно. Это вызвано проблемами как отраслевого характера, так и общими издержками переходного периода в России.
Актуальность исследования «посредничества» определяется исключительной распространенностью и низкой изученностью социально-экономического явления - посредничества в практике Российского общества, его влиянии на развитие общества. Новизна заключается в рассмотрении посредничества как социально-экономического явления, процесса, общественного отношения, в
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (51) 2007
выявлении эволюционных этапов развития посредничества, исследованию посредничества, как формы кооперации. Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные методы и модели анализа и оптимизации коммерческих процессов могут быть использованы отдельными оптово-посредническими фирмами, коммерческими предприятиями. Ряд материалов исследования может быть использован в учебном процессе в курсах “Предпринимательство”, “Маркетинг”, “Социология управления”.
Библиографический список
1. Аванесова, ГА. Роль социокультурного подхода в анализе хозяйствования и предпринимательства / Г.А. Аванесова // Социально-гуманитарные знания. - 1999. - №2. -С. 294-300.
2. Голиков В.Д., Кузнецова Е.В., Черкасова Ю.Ю. Г 604 Социальный феномен рынка / Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2006. - 296с.
3. Марченко В.В. Социальная психология предпринимательства..— Ярославль: МАПН, 1996. — С.40.
4. Проблемы формирования стратегии развития в сфере коммерческого посредничества/С. В. Серова; Серова С. В — Современные аспекты экономики. 2001 . № 4. - С. 180-183
5. Пузакова Е. П., Бодягина О. В. "Внешнеэкономическая деятельность торгово-посреднического предприятия."- М.: 1997, с. 318
6. Радаев В.В. Экономическая социология: учеб. пособие для вузов. М.: Изд. дом ГУ ВШЭ, 2005. 603 с.
КУЦЕНКО Светлана Валерьевна, магистр менеджмента, аспирантка.
Дата поступления статьи в редакцию: 09.12.06 г.
© Куценко С.В.
УДК 141:658.5
В. БИЗЮКОВ
Компания 'Толдер-Электроникс"
ПРИЧИНЫ ФЕНОМЕНА ФОРМИРОВАНИЯ СПОНТАННОГО ИМИДЖА КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
В качестве одной из основных причин формирования имиджа выступает такая потребность человека, как безопасность. Именно она побуждает человека порой неосознанно собирать информацию об объекте, с которым он так или иначе контактирует или с которым связаны его интересы. Так происходит формирование имиджа, которое благодаря особенностям коммуникации в обществе превращается в единый образ, разделяемый большинством его членов.
Слово «имидж» происходит от латинского imago, связанного с латинским словом imitari, означающего «имитировать», заимствовано в русский язык из английского (image — образ, изображение).
Согласно толковому словарю Вебстера, имидж — это искусственная имитация или преподнесение внешней формы какого-либо объекта и, особенно, лица. Он является мысленным представлением о человеке, товаре или институте, целенаправленно формирующимся в массовом сознании с помощью паблисити, рекламы либо пропаганды. Известные специалисты в области PR дают следующие определения:
— И.Л. Викентьев рассматривает имидж как цель, на которую направлены мероприятия в области связей с общественностью. По его словам, «назначение СО-мероприятий — внеценовая конкуренция, имеющая целью формирование управляемого имиджа (образа, репутации, фирменного стиля) товаров и/или услуг, самой фирмы, личности, моды, идеологии и т.п.
— И.В. Алешина дает следующее определение: «Имидж — это образ (организации, товара, персоны) в представлении групп общественности» На
мой взгляд, последнее определение ближе к истине, но наиболее полным и исчерпывающим является определение профессора А.Ю. Панасюка, где ключевым понятием является мнение людей, т.е. субъективное представление оцениваемого предмета:
«Имидж объекта — это мнение об объекте, возникшее в психике определенной или неопределенной группы людей на основе образа, сформированного в их психике в результате либо прямого восприятия ими тех или иных характеристик данного объекта, либо косвенного — на основе восприятия уже оцененным кем-то образа (на основе восприятия мнения), сформированного в психике других людей».
Отсюда имидж коммерческой организации — это мнение о данной организации у группы людей на основе сформированного у них образа этой организации, возникшего вследствие либо прямого контакта с этой организацией, либо в результате информации, полученной об этой организации от других людей; по сути, имидж организации — это то, как она выглядит в глазах людей, или — что одно и то же — каково о ней мнение людей;
Таким образом, очевидно, что имидж — это яв-