Научная статья на тему 'К вопросу о роли и значении посреднической деятельности в рыночной экономике'

К вопросу о роли и значении посреднической деятельности в рыночной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6096
542
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОСРЕДНИЧЕСТВО / ПОСРЕДНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИНАНСОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ / СТРАХОВЫЕ ПОСРЕДНИКИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОСРЕДНИКИ / КОММЕРЧЕСКИЕ ПОСРЕДНИКИ И ПОСРЕДНИКИ В КАНАЛЕ ПРОДВИЖЕНИЯ / MEDIATION / FINANCIAL INTERMEDIARIES / INSURANCE INTERMEDIARIES / INFORMATION INTERMEDIARIES / COMMERCIAL INTERMEDIARIES AND INTERMEDIARIES OF PROMOTION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Завьялова Лилия Владимировна, Китаева Татьяна Николаевна

Рассматривается социально-экономическая роль посреднической деятельности в экономике, исследуются основные подходы к определению её сущности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERMEDIARY PART WITHIN MARKET ECONOMY

The article deals with socio-economic role of intermediation and basic ways to define the concept, as the phenomenon seems to be pretty pressing and underutilized one in the context of economic literature.

Текст научной работы на тему «К вопросу о роли и значении посреднической деятельности в рыночной экономике»

УДК 334.0

К ВОПРОСУ О РОЛИ И ЗНАЧЕНИИ ПОСРЕДНИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

INTERMEDIARY PART WITHIN MARKET ECONOMY

Л.В. Завьялова, Т.Н. Китаева L.V. Zavyalova, T.N. Kitaeva

Омский государственный университет им. Ф.М. Достоевского

Рассматривается социально-экономическая роль посреднической деятельности в экономике, исследуются основные подходы к определению её сущности.

The article deals with socio-economic role of intermediation and basic ways to define the concept, as the phenomenon seems to be pretty pressing and underutilized one in the context of economic literature.

Ключевые слова: посредничество, посредническая деятельность, финансовые посредники, страховые посредники, информационные посредники, коммерческие посредники и посредники в канале продвижения.

Key words: mediation, financial intermediaries, insurance intermediaries, information intermediaries, commercial intermediaries and intermediaries of promotion.

Переход России к рыночной экономике и развитие предпринимательских отношений обусловили повышение роли и значения посреднической деятельности, более того, по мнению В.А. Верховина, институт посредничества является базовым компонентом рыночной экономики [5].

Для наиболее полного понимания места и значения посредничества в рыночной экономике представляется важным обратиться к трактовке рынка, данной Л. Мизесом - основателем новоавстрийской школы в экономической науке. В его трактовке рынок представляется «полем взаимодействия экономических субъектов и непрерывного обмена последними различного рода информацией, организующей весь процесс совершения сделок... и все экономические агенты объективно заинтересованы в поддержании динамического равновесия в процессе перераспределения выгод и издержек между ними» [18, с. 243].

На основании этого можно сделать вывод, что все субъекты экономического обмена (независимо от их статуса и специализации) в той или иной форме выполняют посреднические функции по отношению друг к другу, а посредничество в его различных специализированных (профессиональных и непрофессиональных) формах является имманентным свойством рыночного поведения, объективной функцией каждого, кто вступает в рыночный обмен. Это

© Л.В. Завьялова, Т.Н. Китаева, 2011

универсальный институциональный фактор экономического обмена, без которого последний просто невозможен.

Следует отметить, что рыночный обмен в современной экономике активизируется множеством посредников. Они конструируют коммуникативные, институциональные, нормативные, информационные, социальные и другие механизмы (каналы), которые упрощают, расширяют и ускоряют связи между продавцами и покупателями в различных секторах экономики. Посредники берут на себя затраты иных субъектов хозяйствования по изучению параметров конкретной среды и разработки необходимых технологий и механизмов адаптации к ней. Посредника можно определить как специалиста, который является доверенным лицом субъекта хозяйствования, адаптирован в данной среде, предлагает такую схему экономического обмена, которая, учитывая местные условия и конкретную социально-экономическую ситуацию, может дать наибольший эффект. Посредник - это экономический агент, который, используя свою лояльность по отношению к потребителям своих услуг, материальную заинтересованность и необходимую экономическую компетентность, может минимизировать трансакционные и социальные издержки своих клиентов. Таким образом, посредник, с одной стороны, является необходимым дополнительным звеном при совершении сделки, выполняя чисто экономические функции, с другой стороны - амортизатором и адап-

тером, оптимизируя воздействие социальных факторов, в рамках которых функционирует конкретная система контрактных отношений.

Несмотря на усиление роли посреднической деятельности, необходимо отметить, что теоретическая база указанной области исследования разработана не в полной мере, поскольку отсутствуют фундаментальные работы, рассматривающие посредническую деятельность в целом. В результате единое понимание посреднической деятельности как вида экономического поведения в экономической науке отсутствует. Одна группа авторов называет посреднической всю торговую деятельность, которая связана с продвижением товаров, работ, услуг от производителя к потребителям, подразумевая только реализацию товара (иногда работ и услуг), но не приобретение его. Таким образом, прослеживается однонаправленность посреднической деятельности на сбыт и реализацию. Согласно мнению других авторов экономическая сущность посреднической деятельности шире и должна рассматриваться сквозь призму науки права и «институционального подхода», как правовой институт, направленный на регулирование экономических отношений хозяйствующих субъектов, которое «может проистекать в различных юридических формах (представительство, договор в пользу третьего лица и проч.), а также существовать в экономических рамках без соответствующего правового выражения» [3, с. 102], и состоит в установлении связи между двумя или более лицами через посредство другого, третьего лица.

С точки зрения терминологической определенности посредническая деятельность - многозначный термин, понимаемый в нескольких самостоятельных значениях: 1) как способ разрешения споров (в том числе международного характера). Посредническая деятельность - это участие третьей, нейтральной стороны для оптимизации процесса переговоров и поиска взаимоприемлемого решения; 2) как вид участия на рынке ценных бумаг - выполнение специальных функций по совершению сделок на фондовой, товарной и валютной биржах маклерскими конторами, фирмами или отдельными лицами (брокерами); 3) как вид деятельности в сфере коммерческого оборота, в том числе в сфере внешней торговли. Большинство авторов сходятся во мнении, что посредническую деятельность осуществляют хозяйствующие субъекты, занимающие срединное положение в акте товарообмена между двумя другими субъектами, которые сводят производителя и покупателя или совершают торговую сделку.

Анализ действующего законодательства и специальной литературы позволяет сделать вывод, что больше всего внимания уделяется посреднической деятельности в первом из указанных значений. Посредническая деятельность на рынке ценных бумаг достаточно детально регламентирована и подробно изучена, чему способствует наличие Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Что касается посредничества как вида деятельности в сфере коммерческого оборота, то здесь существует множество нерешенных вопросов.

Ввиду того, что однозначная трактовка содержания посреднической деятельности отсутствует, сгруппируем различные точки зрения в три основных подхода к существу проблемы.

1. Посредническая деятельность рассматривается как содействие в сделке, как деятельность, направленная на достижение соглашения между различными лицами и ограничивающаяся стадией переговоров между сторонами [19, с. 461]. Сторонники данной трактовки полагают, что посредник только «сводит» стороны, являясь согласующим звеном между ними [11, с. 96].

В качестве иллюстрации данного подхода можно рассмотреть общую трактовку посреднической деятельности, представленной в Налоговом кодексе РФ, согласно которому исследуемая категория рассматривается как «экономическая деятельность, осуществляемая одним лицом в интересах другого лица на основе договора поручения, комиссии или иного аналогичного договора» [1]. Посредническими, согласно Налоговому кодексу РФ, считаются операции, имеющие целью обеспечение интересов каких-либо лиц действиями другого лица [8].

В.В. Моковкин обособляет посредническую деятельность от торговой, определяя её как «самостоятельное звено в цепочке производство - потребление» [17, с. 272].

2. Посредническая деятельность рассматривается или как коммерческое, или как торговое посредничество. Так, В.В. Щербаков и А.В. Парфенов [10, с. 23] считают, что именно коммерческое посредничество ближе к классическому пониманию посреднической деятельности, обозначенному в первом подходе, а под торговым посредничеством подразумевают выполнение специализированных функций обращения в оптовой и розничной торговле. В данном значении посредническая деятельность представляет собой осуществление торговой деятельности товарами несобственного производства (товарами, принадлежащими другим

лицам) [7, с. 34]. При этом фирмы, осуществляющие такую деятельность независимы: они не являются производителями и конечными потребителями находящейся в сфере реализации продукции и осуществляют любые операции с товаром на свое усмотрение [8].

Посредническую деятельность как торговую рассматривает Е. Макаревич. Автор трактует её в качестве «сделки, по которой производитель предоставляет права на представление и реализацию своей продукции (услуг) независимым предпринимателем на основе заключенного между ними соглашения [16].

3. Коммерческое и торговое посредничество рассматриваются как единый вид бизнеса, как коммерческо-посредническая деятельность и трактуется как сложная оперативно-организационная система, направленная на обеспечение совершения процессов купли-продажи с учетом текущих и перспективных рыночных изменений в целях полного удовлетворения спроса и получения прибыли; и деятельность, которая позволяет всем участникам коммерческого оборота успешно взаимодействовать с учетом взаимной выгоды на всех этапах реализации торговых сделок [13, с. 28]. Концепция коммерческо-посреднической деятельности включает трактовку субъекта торгово-посреднического бизнеса как физического или юридического лица, владеющего основами и этикой делового поведения, специальными навыками и компетентного в определенной отрасли (виде бизнеса), в области реализации взаимовыгодных сделок, умеющего понять многочисленные и разнообразные вкусы и предпочтения своих клиентов, а также четко и объективно прогнозировать интересы и действия, как собственные, так и своих партнеров.

В качестве иллюстрации данного подхода можно привести точку зрения Т. А. Гусевой, которая определяет, что «посредническая деятельность состоит в оказании фактических и юридических услуг другим лицам в реализации или приобретении товаров, в оказании иных, связанных с товарным обращением услуг либо в осуществлении продаж и закупок товара за счет средств других лиц с целью получения прибыли» [6, с. 91].

Таким образом, можно заключить, что существует множество точек зрения на определение посреднической деятельности в коммерческом обороте. Тем не менее все они выделяют общие черты, присущие посреднической деятельности. А именно:

• посредник всегда действует в чужом интересе;

• он вправе совершать как фактические, так и юридические действия;

• посредник может выступать в обороте от собственного имени или от имени клиента, всегда за его счет;

• посредник вступает в отношения как минимум с двумя субъектами;

• основная задача посредника - оказать содействие заинтересованным лицам в достижении ими желаемого результата путем совершения тех действий, которые предусмотрены соглашением между посредником и его клиентом.

Принимая во внимание все вышеобозна-ченные точки зрения на трактовку посреднической деятельности, представляется необходимым резюмировать их и дать общее определение. Посредническая деятельность - это коммерческая деятельность лица, действующего за счет клиента от собственного имени или от имени клиента в интересах клиента с целью извлечения прибыли путем совершения правомерных действий фактического и (или) юридического характера, заключающаяся в содействии налаживанию хозяйственных связей, заключению договоров в промежутке между созданием продукции (услуг) и её (их) получением потребителем и обеспечении достижения заинтересованными лицами (прежде всего клиентами) желаемого коммерческого результата.

Данное определение широко характеризует посредническую деятельность, что представляется правильным для её наиболее полного и неупрощенного понимания, так как в каждом конкретном случае экономических отношений хозяйствующих субъектов в силу отраслевых и иных особенностей эта деятельность специфична и уникальна. При этом необходимо сделать еще одно допущение - предметом посреднической деятельности не следует рассматривать экономические отношения, завершающиеся договором купли-продажи товаров в их узком понимании, так как под товаром нужно понимать и оказание работ и услуг самого различного характера и направленности.

Важной характеристикой посреднической деятельности является её видовое разнообразие. Выделяют следующие сферы посреднической деятельности: финансовое посредничество, страховое посредничество, информационное посредничество, коммерческое посредничество и посредничество в канале продвижения. Классификация сфер посредничества приведена в таблице 1.

Т аблица 1

Классификация сфер посредничества

Финансовые посредники Банки, пенсионные фонды, страховые компании Услуги по обработке и совершенствованию платежей, страхованию, управлению средствами

Страховые посредники Страховые агенты Продают услуги от имени и по поручению страховой компании

Страховые брокеры Покупают услуги у страховщиков по поручению клиента

Информационные посредники Лица, оказывающие отправителю и (или) получателю услуги по отправке, приему, хранению электронных данных Услуги по передаче электронных данных, а также предоставление доступа к сетям лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность, и приобретателям товаров и услуг

Коммерческие посредники Торговые посредники Комиссионеры

Агенты Универсальные

Генеральные

Брокеры

Дилеры Эксклюзивные

Авторизованные

Дистрибьюторы Оптовые маклеры

Регулярного типа

Маркетинговые посредники Маркетинговые агентства

Организации товаропроводящей сети Магазины

Посредники в канале продвижения Рекламные агентства

Финансовые посредники обеспечивают стабильное финансирование важнейших общественных нужд, экономят издержки, связанные с поисками денежного капитала, обеспечивают рациональное распределение капитала, стимулируют предпринимательскую деятельность и платежеспособный спрос. Выделяют прямых и косвенных финансовых посредников [20, с. 15]. Прямые финансовые посредники аккумулируют свободные денежные средства разных экономических субъектов, преобразуя их таким образом, что те становятся более привлекательными для конечного инвестора, и предоставляют их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Косвенные финансовые посредники (фирмы, организации), в отличие от прямых, не принимают на себя финансовых обязательств субъектов рынка, не осуществляют выпуск каких-либо финансовых инструментов. Они сначала ведут поиск потребителей денежных ресурсов (заемщиков), а затем ищут поставщиков (кредиторов). Целью их деятельности является получение комиссионного вознаграждения. На российском рынке финансовые посредники представлены коммерческими банками, кредитными союзами, страховыми ком-

паниями, пенсионными фондами, паевыми инвестиционными фондами, инвестиционными компаниями, инвестиционными банками, финансовыми компаниями.

Страховой посредник работает с предприятием, которое решило не принимать на себя значительное количество различных рисков, а передать их страховщику, т. е. страховой компании, и при наступлении непредвиденного события возместить ущерб не только за свой счет. При этом предприниматель определяет, какие именно риски выгодно передать страховщику, а какие можно просто минимизировать, т. е. уменьшить вероятность наступления негативного случайного события. Страховыми посредниками являются брокеры и агенты. Страховые брокеры от своего имени и по поручению своих клиентов, которые называются принципалами (после заключения договора страхования принципал становится страхователем), покупают у страховщиков страховые услуги, а страховые агенты от имени и по поручению страховой компании продают эти услуги. Таким образом, страховые брокеры защищают интересы тех, кто страхуется - страхователей, а страховые агенты - интересы тех, кто страхует - страховых компаний.

Понятие информационного посредника определено в ст. 3 проекта Федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле» [2], согласно которому посредник - это «лицо, которое от имени другого лица отправляет, получает или хранит электронные документы или предоставляет другие услуги в отношении данных документов» (постановление Государственной думы Федерального собрания РФ от 6 июня 2001 г. № 1582-111 ГД). В ст. 16 проекта закона определено, что «услуги информационных посредников заключаются в передаче электронных документов по телекоммуникационной сети, а также предоставлении участнику электронной торговли доступа к сетям телекоммуникационной сети». К сожалению, постановлением Государственной думы Федерального собрания РФ от 23 апреля 2004 г. № 440-1У ГД был отклонен проект указанного выше закона.

Коммерческая посредническая деятельность - это продукт товарного производства, который появляется, когда возникает потребность в посреднике между товаропроизводителем и потребителем. Именно в рыночной экономике коммерческая посредническая деятельность обретает наиболее зрелые формы, организационно-технически и социально-экономически обосабливается от других форм коммерческой деятельности [9, с. 73]. Коммерческие посреднические организации с позиции удовлетворения запросов выступают поставщиками специфического продукта - услуги, потребительская стоимость которой выражается в способности преодоления организационно, экономически и пространственно разобщенных субъектов рынка (товаропроизводителей, поставщиков, покупателей, потребителей и т. д.). Это касается продуктов всех форм коммерческого посредничества. Экономическая природа коммерческой посреднической деятельности выражается в восстановлении единства пространственно-экономической разобщенности производства и потребления товаров и услуг с максимально возможной выгодой для товаропроизводителей и потребителей, а также и самих коммерческих посредников. Коммерческая посредническая деятельность может также подразумевать исключительно заключение договоров купли-продажи, поставки, контрактации и мены в установленном законодательством порядке [9, с. 76].

Коммерческая посредническая деятельность подразумевает функции продвижения товара (услуги) на рынок и его передачу от производителя товара (услуги) к его потребителю.

Коммерческий посредник не производит товар (в широком смысле), но активно способствует осуществлению операций реализации. Посредник, вступая в контакты с производителями, обладателями товаров и услуг, необходимых потребителям, получает информацию о наличии товаров и услуг и условиях их продажи. Получив информацию от продавца, посредник информирует покупателей, круг которых, как правило, формируется заранее с поступлением от них предварительных запросов и интересов к товарам и услугам. Посредник доводит требования и пожелания покупателей до продавца. Таким образом, продавец и покупатель имеют четкое представление о содержании торговой сделки. Если сделка состоялась, то посредник получает вознаграждение или от продавца, или от покупателя.

Коммерческие посреднические фирмы действуют в целях извлечения прибыли, получаемой в результате разницы между ценами закупки товаров (услуг) у производителей и ценами, по которым эти товары (услуги) продаются покупателям, либо в виде вознаграждения за предоставленные услуги по продвижению товаров (услуг). Наиболее крупные торгово-посреднические фирмы часто выполняют производственные операции, связанные с доведением закупаемых и реализуемых ими товаров до соответствия требованиям местного рынка (обработка товаров, транспортировка, страхование, складирование). Для этого коммерческие посредники, как правило, имеют собственную материально-техническую базу -складские помещения, демонстрационные залы, ремонтные мастерские, а иногда и свои розничные магазины [9, с. 82]. В процессе осуществления коммерческой посреднической деятельности посредники могут приобретать полное или частичное право собственности на товар или не приобретать его. Это определяется типом заключаемого договора между посредником и заказчиком, а также степенью независимости посредника от предприятия, его привлекающего, что диктуется финансовой состоятельностью посредника, его позицией на рынке и характером предоставляемых услуг.

Коммерческая посредническая деятельность в широком смысле включает круг дополнительных услуг: поиск контрагента, подготовку и совершение сделки, кредитование сторон и предоставление гарантий оплаты товара покупателем, осуществление транспортно-экспедиционных операций, страхование товаров при транспортировке и хранении, выполнение таможенных и иных формальностей (например,

по сертификации товара), исследование рынка сбыта и информационное обслуживание контрагента, проведение рекламных и других мероприятий по продвижению товаров (услуг) на рынки, осуществление предпродажного сервиса и технического обслуживания [10, с. 86].

С точки зрения экономической целесообразности и значимости использования коммерческих посреднических услуг полезность деятельности посредника оценивается полученной заказчиками экономией за счет использования ими посреднических услуг. Иногда заказчик намеренно прибегает к затратам на посреднические услуги, которые явно выше его собственных, так как они приносят ему другие выгоды в области повышения качества и престижности продукции, делают его рекламу более эффективной и в целом повышают имидж фирмы на товарном рынке в силу большей компетентности и подготовленности посредников в данных аспектах, отличных от производственной или иной деятельности.

В рамках коммерческой посреднической деятельности происходит специализация посредников с разделением их на три группы: торговые, маркетинговые посредники и организации товаропроводящей сети. Посредников второй группы называют независимыми, а остальных - зависимыми посредниками [10, с. 218].

Торговые посредники связывают стороны, желающие заключить сделку, действуют от имени и за счет продавца и не имеют возможности влиять на цены. Основной вид деятельности торговых посредников, их функции и проводимые операции определяются в зависимости от их места в цепи движения товара (услуги), к ним относят: комиссионеров, агентов, брокеров, дилеров, дистрибьюторов и др.

Маркетинговые посредники относятся к группе независимых посредников, это юридические лица - маркетинговые агентства, предоставляющие комплекс услуг в области маркетинговых исследований, осуществляющих разработку бизнес-стратегий предприятия (стратегии маркетинга, продвижения, ценообразования, позиционирования, интернет-маркетинга, копирайтинга), призванных в целом реализовать стратегию фирмы-заказчика на рынке.

К организациям товаропроводящей сети относятся сбытовые отделения и конторы, а

также магазины оптовой и розничной торговли. Сбытовые отделения и конторы создаются товаропроизводителями в качестве самостоятельных подразделений для управления товарными запасами, осуществления сбыта и его стимулирования. К магазинам оптовой и розничной торговли можно отнести оптовые предприятия различной специализации и розничные предприятия-посредники различных видов. Оптовые предприятия различной специализации могут быть представлены, например, скупщиками сельскохозяйственных продуктов (скупают продукцию у фермеров и собирают её в крупные партии для отгрузки предприятиям пищевой промышленности, хлебозаводам), оптовыми нефтебазами (продают и доставляют нефтепродукты автозаправочным станциям, другим предприятиям розничной торговли и деловым предприятиям), оптовиками-аукционис-тами (возникают в тех отраслях деятельности, где потребители хотят до совершения покупки осмотреть товар) и пр. К розничным предприятиям-посредникам различных видов относятся розничные магазины самообслуживания, розничные торговые предприятия со свободным отбором товаров, розничные торговые предприятия с ограниченным обслуживанием, со специализацией по товарному ассортименту, специализированные магазины, магазины повседневного спроса и широкого профиля, магазины сниженных цен, склады-магазины, демонстрационные залы и пр. [15].

Посредниками в канале продвижения являются лица, которые помогают проведению рекламных компаний и другой деятельности в этой области, в том числе и фирмы, которые проектируют, создают и транспортируют выставочные образцы для показа на ярмарках и выставках-продажах. Рекламные агентства занимаются подготовкой и размещением рекламных материалов в СМИ.

В современной практике наиболее востребованными услугами посреднической деятельности являются: информационно-коммерческие; комиссионные; научно-консультативные (консалтинговые); инжиниринговые; лизинговые; рекламные; услуги по организации системы ФОССТИС (Система формирования спроса и стимулирования сбыта). Характеристика современных посреднических услуг дана в таблице 2.

Т аблица 2

Характеристика посреднических услуг

Наименование услуги Определение

Информационнокоммерческие услуги Посредническая фирма в соответствии с полученными заказами обеспечивает обслуживаемые предприятия и организации коммерческой информацией, содержащей сведения, необходимые для организации закупок и сбыта продукции, и, прежде всего, информацией о потенциальных производителях требуемых товаров, их производственных мощностях, цене товаров, способах доставки грузов. Большим значением обладает маркетинговая информация, включающая результаты анализов и прогнозы конъюнктуры рынка данного вида товара, цены, требуемые объемы товаров, их ассортимент, уровень конкуренции и др. показатели состояния рыночного механизма.

Комиссионные услуги (большой удельный вес среди посреднических услуг) Оказываются на основе оформления комиссионного соглашения. На товарном рынке владелец товара (комитент) поручает торговому посреднику (комиссионеру) продать (обменять) этот товар и (или) закупить его. В комиссионных соглашениях отражаются условия продажи, цена товара, способы его транспортировки, величина комиссионного вознаграждения (бонуса), обязанности и ответственность сторон, их реквизиты [4, с. 54]. В случае оказания комиссионных услуг посредник не является собственником товара, а действует от своего имени по поручению заказчика в рамках заключенного соглашения. Комиссионную деятельность посредники могут осуществлять также с помощью комиссионной торговли, в том числе розничной для населения и мелкими партиями для предприятий.

Научно-консультативные (консалтинговые) услуги Осуществляются для заказчиков, нуждающихся в научных консультациях, различного рода [5].

Инжиниринговые услуги Оказание предприятиям-заказчикам услуг при строительстве промышленных и социально-бытовых объектов, включая рекомендации по выбору оптимального варианта строительства, разработке строительного проекта, поставке оборудования, машин механизмов, строительству «под ключ», пуску объекта, его эксплуатации, а также нахождение и внедрение эффективных технологических решений [5]. Бизнес инжиниринговых посреднических услуг набирает обороты.

Лизинговые услуги (одно из основных направлений современного посреднического бизнеса) Услуги в области предоставления клиентам в аренду технических средств, зданий, сооружений и товаров широкого потребления преимущественно на долговременной основе. Эти услуги позволяют потребителям пользоваться имуществом без единовременного крупного вложения собственных средств для их приобретения, что особенно важно для мелких и средних предпри-ятий-покупателей, избежать потерь, связанных с моральным старением имущества [14].

Рекламные услуги Услуги в области рекламирования товаров через различные рекламные издания и средства информации (печатные издания, средства вещания, внутренняя наружная реклама и др.). Посредническая организация выполняет также работу по обоснованию и определению размера бюджета на рекламу, разработке рекламной программы, рекламных листков, каталогов, видеороликов, вопросов спонсирования при проведении крупных спортивнозрелищных мероприятий и эстрадных шоу.

Услуги по организации системы ФОССТИС Организация системы продвижения товара на рынок - ФОССТИС. Формирование спроса и стимулирование сбыта является наиболее активной и результативной системой продвижения товара. Она состоит из комплекса рекламных мероприятий, направленных на создание имиджа товара, его поддержание, разработку программы вывода товара на рынок, а также маркетинговый анализ проводимых рекламных мероприятий [12, с. 96].

В целом привлечение посредника связано с возникновением следующих положительных факторов [11, с. 87]:

1. Обеспечивается повышение оперативности сбыта товаров (услуг), следовательно, уве-

личивает прибыль продавца (товаров, услуг). Находясь ближе к покупателю, посредники лучше знают рынок и более оперативно реагируют на изменение его конъюнктуры, что позволяет реализовать товар (услугу) на более бла-

гоприятных условиях, освобождая производителя от многочисленных затрат, связанных с реализацией.

2. Создается возможность повышения конкурентоспособности товаров (услуг) за счет сокращения сроков поставок и промежуточных складов, лучшего складирования и хранения товаров, предпродажного сервиса и технического обслуживания, специальной маркировки, комплектации изделий в соответствии с местными требованиями. Некоторые посреднические компании финансируют сделки предприятия на основе кратко- и среднесрочного кредитования, авансируют поставщиков, вкладывая собственный капитал в создание и функционирование сбытовой сети, что создает важные экономические преимущества в связи с экономией средств. Вкладывая денежные средства в обращение, посредники обеспечивают заказчику-производителю возможность относительно быстрого выхода на новые рынки, более легкого доступа к покупателям, возможность экономить на бухгалтерских, канцелярских и других расходах, оптимизировать затраты на маркетинг, рекламу.

3. Посредник, всегда находясь в более тесном контакте с конечным потребителем товаров (услуг), является важным постоянным источником ценной первичной информации о рынке - его емкости, тенденциях формирования и изменения спроса, его сегментации, положении конкурентов, перспективах сбыта, ценах и возможностях их изменения, современных требованиях к уровню качества и конкурентоспособности товаров (услуг). Умелое использование этой информации позволяет ком-паниям-заказчикам получать важные конкурентные преимущества, совершенствовать технику и стратегию сбыта, многократно окупая затраты на оплату услуг посредников.

4. При работе через посредников, специализирующихся на массовом сбыте определенной номенклатуры товаров, обычно возникает дополнительная выгода за счет снижения издержек обращения на одну единицу реализуемого товара.

Обобщая вышесказанное, можно констатировать, что, с одной стороны, посредническая деятельность является универсальным качеством всех рыночных агентов, с другой стороны, собственно посредническая деятельность представляет сформировавшуюся традиционным способом и институционализированную в процессе эволюции рынка возмездную форму конструирования рыночных трансакций и обмена конфиденциальной информацией и слу-

жит предметом специализированной деятельности рыночных субъектов, которые обладают соответствующими профессиональными навыками и ресурсами. Кроме того, посредники в ряде случаев могут замещать различные функции оперативно-хозяйственной деятельности своих клиентов.

Посредническая деятельность является одной из форм социально-экономических отношений в обществе и реализуется в сфере товарного обращения, финансов, новых технологий, продуктов интеллектуального труда и многих других сферах.

Наличие посреднической деятельности ведет к увеличению производительности труда непосредственных производителей товаров на основе углубления специализации; к ускорению темпов оборачиваемости (кругооборота) капитала; к насыщению товарных рынков до объективно требуемых размеров и функционированию непосредственных товаропроизводителей в соответствии с интересами конечных потребителей.

Посредническая деятельность существует до тех пор, пока способна распределять товары (услуги) более эффективно и экономически выгодно, чем сами производители, вследствие чего может реально уменьшиться цена, которую потребители платят за товары и услуги.

Посредническая деятельность привлекательна как для заказчика услуг, так и для посредника и на современном этапе развития представляется как многогранная и высоко специализированная отрасль коммерческой деятельности.

В настоящее время наблюдается тенденция возрастания роли посреднической деятельности. Происходит укрупнение и объединение торгово-посреднических фирм, создание крупных монополий и транснациональных корпораций с их участием.

1. Налоговый кодекс РФ (НК РФ). Часть 2 от 05.08.2000 г. - Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Постановление ГД ФС РФ от 23 апреля 2004 г. № 440-ІУ ГД «О проекте федерального закона № 11081-3 «Об электронной торговле».

- Доступ из справочно-правовой системы «Кон-сультантПлюс».

3. Арутюнов Ю. Л. Финансовый менеджмент. - М. : КНОРУС, 2007. - 312 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право: Договоры о выполнении работ и оказании услуг. - М. : Юрист, 2003. -613 с.

5. Верховин В. А. Рыночные и переходные модели посреднического поведения. - иКЬ: http://www.libertarium.ru/10623.

6. Гусева Т. А. Коммерческое право. - М. : Инфра-М, 2004. - 290 с.

7. Илюшина М. Н., Челышев М. Ю., Сит-дикова Р. И. Коммерческое право. - М. : КНОРУС, 2002. - 318 с.

8. Карпов Ю., Рычков Д. Посредники в международной торговле. Возможности для российских поставщиков. - ИКЬ: www.rbc.ru/ archive/articlestr.asp?aid=1856.

9. Киселева Е. Н., Буданова О. Г. Организация коммерческой деятельности по отраслям и сферам применения. - М. : Вузовский учебник, 2008. - 192 с.

10. Коммерческо-посредническая деятельность на товарном рынке : учебное пособие / под ред. А. В. Зырянова. - Екатеринбург, 1995.

- 416 с.

11. Куценко С. В. Посредничество как явление современного российского общества // Омский научный вестник. - 2007. - № 1. -

С. 84-88. - иКЬ: http://elibrary.ru/author_items. asp?authorid=587517.

12. Ланина И. Б. Оформление документов при посреднических операциях // Аудиторские ведомости. - 2009. - № 1. - С. 20-33.

13. Лапуста М. Г., Поршнев А. Г., Старостин Ю. Т., Скамай Л. Г. Предпринимательство / под ред. М. Г. Лапусты. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : ИНФРА-М, 2002. - 672 с.

14. Лермонтов Ю. М. Агентский договор: гражданско-правовые отношения, бухгалтерский учет, налогообложение // Аудиторские ведомости. - 2008. - № 5. - С. 11-14.

15. Лугачев М. И. Экономическая информатика: Введение в экономический анализ информационных систем. - М. : ИНФРА-М, 2005.

- 958 с.

16. Макаревич Е. Организационные и правовые аспекты формирования товаропроводящей сети. - URL: www.cci.by/Ru/BusinessInfo/ Info/OrgLawAspects.html.

17. Масленников В. В. Посредническое предпринимательство. - М. : ИНФРА-М, 2003.

- 272 с.

18. Мизес Л. Человеческая деятельность: Трактат по экономической теории. - М. : Экономика, 2000. - 403 с.

19. Ожегов С. И. Словарь русского языка. - М. : Рус. яз., 1988.

20. Пыркова Г. Х. Экономическая сущность финансового посредничества // Вестник КГФЭИ. - 2007. - № 1. - С. 14-17. - URL: http:// elibrary.ru/author_items .asp?authorid=5 87517.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.