УДК 811.161.1
Л. А. Колосова, Е. Л. Бабичева
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТВОРЧЕСТВЕ А. С. ПУШКИНА И РАБОТА С НИМИ НА УРОКАХ ЛИНГВИСТИЧЕСКОГО ЦИКЛА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. Рассматривается проблема изучения пословиц и поговорок в произведениях А. С. Пушкина, которая является малоисследованной с точки зрения преподавания уроков литературного чтения и русского языка в начальной школе.
Ключевые слова: фольклор, пословицы и поговорки, творчество А. С. Пушкина, развитие речи.
Речь - важнейший показатель развития уровня интеллекта, мышления и культуры личности. Чрезвычайно важной, сложной и многоаспектной является проблема речевого развития детей младшего школьного возраста, так как именно в этот период формируются основы культурно-речевой компетентности и признаки национально-языковой личности.
Учащиеся начальных классов еще не обладают достаточными сведениями о семантике пословично-поговорочного материала, поэтому затрудняются в использовании малых жанров фольклора в речи. Знания о фольклоре как составляющей культуры этноса необходимы для формирования национального самосознания, развития речи.
Как специальный предмет русский фольклор в программу школы не входит. Знакомство с устным народным творчеством, и в частности с его малыми жанрами, происходит эпизодически. Учителя вынуждены искать способы развития речи посредством фольклора, не ориентируясь на четкие теоретические и методические положения.
Между тем устное народное творчество представляет большую ценность, заключающуюся в его познавательном, воспитательном и развивающем значениях, которые неразрывно связаны между собой.
Познавательное значение проявляется в том, что пословицы и поговорки отражают особенности явлений реальной жизни и дают обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о языковой картине мира народа и его психологии.
Воспитательное значение состоит в том, что лучшие произведения вдохновлены высокими идеями любви к Родине и стремлением к миру.
Развивающее значение произведений малых жанров фольклора заключается в том, что они являются искусством народного слова и отличаются большим художественным мастерством, что способствует расширению кругозора и мировоззрения учащихся.
Выдающийся педагог К. Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию» [1, с. 185]. В свою книгу «Родное слово» К. Д. Ушинский поместил около 300 пословиц и поговорок, раскрывая смысл отдельных из них. Таким образом, известный педагог считал очень важным и значимым изучение пословично-поговорочного материала детьми.
В начальных классах работа не сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Задача учителя - научить детей раскрывать смысл пословиц и применять их в своей речи в соответствии с коммуникативной ситуацией. Пословицы и поговорки - исключительно благоприятный материал для чтения, этических бесед, а также для грамматического разбора, диктантов и других упражнений.
Все это обуславливает необходимость и целесообразность включения устного народного творчества в школьные программы.
А. С. Пушкин - первый поэт XIX в., который показал всю красоту народной культуры. Он включал в свои произведения все наследие русского народа, в том числе пословицы и поговорки. Многие из них он услышал от своей няни - Арины Родионовны.
Изучение пословиц и поговорок на примере художественных произведений А. С. Пушкина помогает глубже окунуться в народную мудрость, понять значение отдельных пословиц и поговорок, проникнуть в идейно-смысловое содержание творчества писателя. Малые жанры фольклора в произведениях А. С. Пушкина являются чрезвычайно благодатным материалом для изучения на уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе, однако методика работы с ними в младших классах изучена, на наш взгляд, недостаточно.
Пословица - «это краткое, поэтически образное, ритмически организованное произведение народного творчества, используемое для яркой и углубленной характеристики разных сторон жизни и деятельности человека, а также явлений окружающего мира» [2, с. 255]. Для пословиц характерны предельные краткость и простота, а также достаточно высокая степень обобщения:
«1. Суждение общего характера (жизнь прожить - не поле перейти).
2. Употребление отвлеченных понятий, имеющих широкое значение (терпение и труд все перетрут).
3. Использование обобщающих местоимений (всяк молодец на свой образец).
4. Определение особенностей социальных групп (барин за барина, мужик за мужика).
5. Введение личных имен (у всякого Филатки свои ухватки)» [3, с. 42].
По определению В. И. Даля, «поговорка - окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк, способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, применения...» [4, с. 155]: тощ как хвощ; личиком беленек, а душою черенек; легко чужими руками жар загребать.
Вместе с тем пословицы и поговорки имеют и существенные различия, которые позволяют четко разграничить эти жанры народного творчества.
Отношение литературы к пословицам и поговоркам в разные эпохи было неоднозначным. Их многообразие и экспрессивность, лаконизм и простота издавна привлекали внимание русских прозаиков и поэтов. А. С. Пушкин обращался к этому материалу постоянно не только в своем поэтическом творчестве, но и в быту, о чем свидетельствуют его письма. В них зафиксировано 120 пословиц и поговорок. Например, в письмах к невесте, а затем жене Наталье Гончаровой встречаются такие пословицы и поговорки: семь верст киселя есть; через пень колоду валю; было бы корыто, а свиньи будут. Имеются пословицы и поговорки в посланиях близкому другу поэта, Павлу Вяземскому: а если брать, так брать, не то что и когтей марать; вот уж тут-то я невинен, как барашек, а также к брату Льву Сергеевичу: буду писать тебе спустя рукава, а там хоть трава не расти.
В поэтических произведениях А. С. Пушкин использует пословицы и поговорки реже, чем в письмах и прозе. Но если они все-таки встречаются, то выполняют ту же роль, что и в посланиях. Например, в романе «Евгений Онегин» читаем: «Брожу над морем, жду погоды, Маню ветрила кораблей».
Стихия народно-разговорной речи характерна для художественной прозы А. С. Пушкина - например, для его сочинений «Повести Белкина», «Арап Петра Великого», «Капитанская дочка». Отрывок из «Капитанской дочки»: «- С дамою! Где же ты ее подцепил? Эге, брат!.. - Ну, - продолжил Зурин: - так и быть. Будет тебе квартира. А жаль... Мы бы попировали по-старинному... Гей, малый! да что ж сюда не ведут кумушку-то Пугачева?».
Особенно много представлено пословиц и поговорок в сказках Александра Сергеевича: «Сказка о рыбаке и рыбке» (не садися не в свои сани; жадность всякому горю печаль), «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (аль товар не по купцам?), «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (жить в совете и любви; пир горой; времени не тратя даром...; то на весь крещеный мир приготовила б я пир), «Жених» (у вас товар, у нас купец; собою парень молодец; и пир горой), «Сказка о попе и его работнике Балде» (это было б лишь времени трата; не гонялся бы ты, поп, за дешевизной).
Мироощущение поэта как художника не противоречило фольклорным заимствованиям и соединялось с устным народным творчеством в границах пушкинского замысла. О последнем обстоятельстве А. С. Пушкин писал, говоря об истории языка: «Простонародное наречие должно было отделиться от книжного, но впоследствии они сблизились, и такова стихия, данная нам для сообщения наших мыслей» [5, с. 189].
Творчество А. С. Пушкина достаточно хорошо представлено в учебниках для начальной школы, однако пословицы и поговорки не стали предметом пристального изучения. О. В. Соболева отмечает: «Анализ современных учебников для начальной школы показывает, что в качестве дидактического материала малые жанры фольклора используются достаточно часто, так как представляют собой ценный языковой материал. Однако работа все же проходит эпизодически и часто формально - в результате умение понимать пословицы не всегда формируется» [6, с. 47].
Для выявления возможностей уроков литературного чтения в плане приобщения учащихся начальной школы к малым жанрам фольклора были проанализированы комплекты учебно-методической литературы по следующим программам:
1. «Школа России». Литературное чтение. Авторы: Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
2. «21 век». Литературное чтение. Авторы: Л. А. Ефросинина, Н. В. Оморокова.
3. «Система Л. В. Занкова». Литературное чтение. Авторы: В. Ю. Свиридова, Р. Г. Чу-ракова.
Анализ УМК показал, что изучение пословиц и поговорок присутствует во всех трех программах, но наблюдаются различия в подходе, системе работы, объеме. А чтобы проследить реализацию задач данных программ по знакомству школьников с пословицами и поговорками, были проанализированы и соответствующие комплекты учебников.
В учебном комплекте Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой встречается 61 пословица. В учебниках присутствуют пословицы и поговорки о дружбе, труде, об учении, о родителях, о качествах характера человека (доброта, чувство юмора, смелость, старание). Изучение их от класса к классу уменьшается. Во втором классе изучается 37 пословиц, в третьем - 17, в четвертом - только 7.
Практически те же данные показал анализ комплектов В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чу-раковой: учащиеся знакомятся с 45 пословицами и поговорками по темам труд, учение, качества характера человека, ценность слова. Достаточно много пословиц представлено в учебниках для первого класса (17) и четвертого (18), меньше - в учебниках для второго и третьего класса (6 и 4 соответственно).
В комплекте учебников по литературному чтению Л. А. Ефросининой предложено 34 пословицы и поговорки. Тематика их примерно та же. От класса к классу количество пословиц и поговорок увеличивается: от 5 в первом классе до 23 в третьем классе.
Количественный и качественный анализ указывает на наличие достаточного числа и разнообразия тематики пословиц и поговорок в УМК по литературному чтению.
Задания, предлагаемые для работы, довольно однотипны по своему содержанию, например:
1. Подумай над смыслом пословицы не стыдно молчать, коли нечего сказать (Г. Сапгир «Про медведя»).
2. Какая из пословиц подходит к сказке Е. Чарушина «Теремок»:
В тесноте, да не в обиде; знает сорока, где зиму зимовать; согласие крепче каменных стен?
3. Соотнеси пословицы с названием произведения, героем и т.д.:
Не имей сто рублей, а имей сто друзей; не рой другому яму - сам в нее упадешь («Петух и собака»).
Есть совесть - есть и стыд; ему дали попробовать, а он все съел (В. А. Осеева «Печенье»).
4. Какая пословица подходит к произведению:
Вежливости открываются все двери; красив тот, кто красиво поступает; остер на язык, да к делу не привык?
Очевидно, учителю необходимо проявить творчество при работе с пословично-по-говорочным материалом.
С целью выявления возможностей уроков русского зыка при изучении пословиц и поговорок был проведен анализ учебников следующих авторов:
1. Т. Г. Рамзаева. Русский язык.
2. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Русский язык.
3. Л. Я. Желтовская. Слово.
В учебном комплекте Т. Г. Рамзаевой встречается 114 пословиц и поговорок, тематика которых достаточно разнообразна. Значительная их часть представлена в учебниках для второго и четвертого класса, меньше - в третьем.
Анализ комплектов учебников по русскому языку Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой показал, что пословицы и поговорки изучаются только во втором и третьем классах; тематика разноообразна, но количество невелико - всего 32 пословицы и поговорки.
В комплекте учебников «Слово» Л. Я. Желтовской и др. предложено 89 пословиц и поговорок. Значительная их часть посвящена учению, качествам характера человека (терпение, щедрость, точность слова и др.). Количество изучаемых паремий от класса к классу увеличивается: от 17 во втором классе до 44 в четвертом классе.
Таким образом, тематически пословицы и поговорки разнообразны и в количественном отношении представлены достаточно; тем не менее больше внимания им уделено в комплектах Т. Г. Рамзаевой и Л. Я. Желтовской.
Кроме того, был проведен анализ учебников литературного чтения в аспекте представленности произведений А. С. Пушкина и заданий, связанных с изучением пословиц в его творчестве.
Несмотря на разнообразие представленных стихотворений и сказок А. С. Пушкина, заданий, связанных с изучением имеющихся в них пословиц и поговорок, практически нет. При изучении «Сказки о рыбаке и рыбке» в учебнике Л. Ф. Климановой встречается задание: Какова основная мысль сказки? Соотнеси ее с пословицами: много захочешь -последнее потеряешь; много желать - добра не видать; ненасытному все мало; кто малым недоволен, тот большего не достоин. А в учебнике Л. А. Ефросининой к той же сказке предложено задание: остаться у разбитого корыта - объясни, когда так говорят.
Исходя из вышесказанного, считаем целесообразным предложить следующие методические рекомендации по изучению пословиц и поговорок в произведениях А. С. Пушкина и систему заданий к ним.
Полагаем, что методически оправданным будет использование на уроках русского языка и литературного чтения следующих приемов: «классификация по тематике, выбор пословицы, которая отражает основную мысль текста, иллюстрирование пословиц и поговорок, сочинение рассказа (сказки, басни) в качестве подтверждения мысли, выраженной в пословице» [7, с. 69].
Целесообразно на уроках литературного чтения использовать следующие типы заданий:
1) на разграничение понятий «пословица» и «поговорка»:
- Почему так говорится: пословица не даром молвится; пословица - всем делам помощница; поговорка - цветочек, пословица - ягодка.
- Найди в «Сказке о царе Салтане» пословицу и объясни, как ее понимаешь.
- К кому из героев «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина можно отнести пословицы: не садися не в свои сани; дурачина ты, простофиля; что ты, баба, белены объелась?
2) на обогащение и развитие речи:
- Назови пословицы и поговорки на темы «труд, мастерство», «лень, безделье».
3) на осознание смысла пословицы:
- К тексту «Сказка о золотом петушке» даны пословицы: не ищи красоты, а ищи доброты; красна ягодка, да на вкус горька; имей шубу теплее, а жену выбирай добрее; собой красава, да душа трухлява; снаружи красота - внутри пустота. Предлагается ответить на вопрос: какие черты характера Шамаханской царицы упоминаются в данных пословицах?
4) на соотнесение текста произведения со смыслом пословицы:
- Выбери пословицы, которые подходят к «Сказке о золотом петушке»: дело мастера боится; долг платежом красен; все в руках горит; не рой другому яму - сам в нее попадешь; не все то золото, что блестит.
- Соотнеси сказку и пословицу, которая выражает ее основную мысль:
«Сказка о золотом петушке» - Лишнего пожелаешь - последнее потеряешь.
«Сказка о рыбаке и рыбке» - Завистливый по чужому счастью сохнет.
«<Сказка о попе и его работнике Балде» - Хорошо дешево не бывает.
«Сказка о царе Салтане...» - Не давши слово - крепись, давши слово - держись.
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» - В ком правды нет, в том добра мало.
5) задания, направленные на проверку знания пословиц:
- Исправь пословицы и поговорки: поспешишь - не вынешь и рыбку из пруда; ест за четверых,, работает как лошадь; дурачина ты, Филимон; сказка ложь, да в ней намек, всем ребятам урок.
- Вставь пропущенные слова в пословицы из сказок А. С. Пушкина: свет мой, ..., скажи; у разбитого.; попляши-ка ты под нашу...
Типы заданий при работе с пословицами и поговорками на уроках русского языка:
1. При изучении фонетического материала:
- Запиши. Подчеркни те буквы, с помощью которых обозначаются мягкие звуки. Поставь знаки ударения. Проверь безударные гласные, ставя под ними точки: при солнышке тепло, при матери добро; птица рада весне, а младенец - матери.
- Выпиши пословицу из фрагмента сказки А. С. Пушкина «Золотой петушок», разделяя слова на слоги. Поставь точку под буквами гласных звуков: сытый бранится при виде котелка.
- Поставь ударение в омонимах, чтобы смысл был верным: дорогой за себя дам откуп; за широкой дорогой шумело море.
2. При изучении раздела «Орфография»:
- Прочитай пословицу. Каков ее смысл? Подчеркни сочетания жи, ча, ща: умей дружбой дорожить; выручай товарища в беде.
- Подбери проверочные слова к словам с безударной гласной в корне: от добра добра не ищут; не делай добра - не получишь зла; что ты, баба, белены объелась; дурачина ты, простофиля.
3. При изучении грамматических тем:
- Определи падеж имен существительных в пословицах, назови знакомые тебе части речи: вору потакать - что самому воровать; браниться бранись, а рукам воли не давай!
- Прочитай пословицы из сказок А. С. Пушкина, измени падеж существительных, которые даны в скобках: в (корыто) много ль корысти; попляши-ка ты под нашу (балалайка); завистливый по (чужое) счастью сохнет; что за прелесть эти (сказка).
Образец: человеку (Д.п., 1-е скл.) по работе воздается честь.
- Вставь в пословицы подходящее по смыслу прилагательное, выдели окончание: у... корыта;... пожелаешь - ... потеряешь; понадеялся на ... авось.
4. При изучении лексического материала:
- Найди антонимы в пословицах: мир строит, а война разрушает; ласточка день начинает, а соловей - кончает.
- Подбери антонимы, опираясь на иллюстрации из сказок А. С. Пушкина (рис. 1, 2, 3).
5. При изучении темы «Предложение»:
- Прочитай. Выпиши только предложения. Какие признаки предложения ты знаешь?
У разбитого корыта. Дело мастера боится. Играть работа трудный дружный.
Долг платежом красен.
6. Работа по развитию речи учащихся:
а) составление рассказа по пословице.
- Прочитай пословицы: не садися не в свои сани; дурачина ты, простофиля; лишнего пожелаешь - последнее потеряешь; хорошо дешево не бывает.
- Составь рассказ, заголовком которого будет одна из этих пословиц.
б) соотнесение пословицы и текста.
- Прочитай пословицы: добро побеждает зло; много хочешь - последнее потеряешь; тише едешь - дальше будешь; не знаешь, где найдешь, где потеряешь.
Какая из них больше подходит по смыслу к ситуации:
Долго у моря ждал он ответа,
Не дождался, к старухе воротился
Глядь: опять перед ним землянка;
На пороге сидит его старуха,
А пред нею разбитое корыто?
- Рассмотри картинку (рис. 4). Прочитай предложения: У страха глаза велики; задам тебе, вражонок, задачу; попляши-ка ты под нашу балалайку.
К какому из них художник нарисовал эту иллюстрацию?
- Подбери к данным изображениям пословицы и поговорки из сказок А. С. Пушкина и объясни их смысл (рис. 5, 6).
- Прочитай пословицу и напиши ее по памяти: свет мой, зеркальце, скажи!
С целью выявления актуального уровня знаний и понимания младшими школьниками пословиц проведено экспериментальное исследование, которое включало в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный. Исследование проводилось на базе вторых классов МБОУ СОШ № 49 г. Пензы.
Результат констатирующего этапа:
2Б класс
2В класс
Высокий уровень - 10 % Средний уровень - 15 % Низкий уровень - 75 %
Высокий уровень - 13 % Средний уровень - 7 % Низкий уровень - 80 %
На формирующем этапе эксперимента был проведен ряд занятий по исследуемой теме. Уроки соответствовали возрастным особенностям учащихся и проводились только во 2Б классе. На данном этапе мы столкнулись со следующими проблемами: детям в силу индивидуальных и возрастных особенностей было проблематично объяснить смысл пословицы. Следует отметить, что учащиеся, показывающие высокие знания, лишь поверхностно разъясняли смысл пословицы, не уточняя истинного содержания. Следовательно, даже у таких школьников не сформированы навыки работы с текстом с целью выявления идеи произведения. Поэтому на уроке учитель, применяя разнообразные методы работы с классом, старался помочь школьникам определить смысл, идею произведения.
На контрольном этапе эксперимента учащимся обоих классов были даны задания, подобные предложенным на констатирующем этапе. В результате были получены следующие данные:
Как видим, высокий уровень в экспериментальном классе показали 35 % учащихся, что на 10 % выше показателей другого класса. Учащихся с низким уровнем оказалось лишь 15 %, что почти в 2,5 раза меньше, чем в параллельном классе.
Таким образом, необходима дополнительная работа по толкованию пословиц и поговорок, встречающихся в произведениях А. С. Пушкина, и использованию их в речи. Поскольку сносок, объясняющих значение непонятных для учащихся пословиц и поговорок, в учебниках нет, как нет и достаточного количества специальных словарей для начальной школы, учителю следует проводить самостоятельную подготовительную работу к занятию с обращением к Интернет-ресурсам и разработкой дидактического материала.
Систематическая и планомерная работа по изучению пословиц и поговорок в творчестве А. С. Пушкина позволит учащимся глубже понять смысл произведений писателя; кроме того, устойчивые выражения станут не только доступны их пониманию и осознанию, но и войдут в речь школьников.
1. Ушинский, К. Д. Собрание сочинений: Родное слово / К. Д. Ушинский. - Т. 6. - М., 1949. -
185 с.
2. Коровина, В. Я. Изучение сказок Пушкина в школе / В. Я. Коровина. - М. : Рост, 1999. -С. 200-255.
3. Маранцман, В. Г. Изучение творчества Пушкина в школе / В. Г. Маранцман. - М. : Вла-дос, 1999. - С. 97-100.
4. Даль, В. И. Толковый словарь / В. И. Даль. - Т. 3. - М. : Цитадель, 1998. - 155 с.
5. Винокур, Г. О. Пушкин и русский язык / Г. О. Винокур. - М., 1959. - С. 189-206.
6. Соболева, О. В. Понимание мини-текста, или пословица век не сломится / О. В. Соболева // Вопросы психологии. - 1995. - № 1. - 47 с.
7. Вавилова, Н. М. Еще раз о пословицах / Н. М. Вавилова // Начальная школа. - 1994. -№ 3. - С. 68-70.
8. Горшков, А. И. Все богатство, сила и гибкость нашего языка. А. С. Пушкин в истории русского языка / А. И. Горшков. - М. : Просвещение, 1993. - 176 с.
9. Гиршман, М. М. Анализ поэтических произведений А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева / М. М. Гиршман. - М. : Высш. шк., 1981. - С. 1-60.
10. Зуева, Т. В. Фольклорные и литературные особенности сказок А. С. Пушкина / Т. В. Зуева // Русская речь. - 1999. - № 6. - С. 112-122.
2Б класс
2В класс Высокий уровень - 25 % Средний уровень - 32 % Низкий уровень - 43 %
Высокий уровень - 35 % Средний уровень - 50 % Низкий уровень - 15 %
Библиографический список
11. Истоки пушкинских сказок: [Мифологические образы в сказках А. С. Пушкина] // Юный художник. - 1999. - № 4. - С. 111-121.
12. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах : учеб. пособие [для пед. ин-тов] / М. Р. Львов, Н. Н. Светловская. - 2-е изд. - М. : Академия, 2006. - С. 415.
13. Маклаков, А. Г. Общая психология / А. Г. Маклаков. - СПб. : Питер, 2000. - С. 200.
14. Мали, Л. Д. Методика обучения русскому языку и литературе в начальной школе (развитие речи) / Л. Д. Мали, С. А. Климова. - Пенза : Изд-во ПГУ, 2015. - 85 с.
15. Соловец, Л. О. Работа над фразеологизмами как средством формирования культуры общения младших школьников : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Соловец Л. О. - Киев, 2004. - 247 с.
16. Стельмахович, М. Г. Русская народная педагогика : учеб.- метод. пособие для студ. пед. учеб. заведений, гос. ун-тов / М. Г. Стельмахович. - Киев : ИЗМН, 1997. - С. 232.
17. Субботина, Л. А. Фразеологический словарь для школьников с приложениями / Л. А. Субботина. - М. : Аст, 2014. - 640 с.
18. Федеральный государственный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2016. - С. 31.
Колосова Любовь Александровна, студентка, Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
Бабичева Елена Леонидовна, кандидат филологических наук, доцент, кафедра «Теория и методика дошкольного и начального образования», Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
УДК 811.161.1 Колосова, Л. А.
Пословицы и поговорки в художественном творчестве А. С. Пушкина и работа с ними на уроках лингвистического цикла в начальной школе / Л. А. Колосова, Е. Л. Бабичева // Вестник Пензенского государственного университета. - 2017. - № 4 (20). - С. 16-23.