4. Исаев И.Ф. Инновации в педагогической деятельности преподавателя высшей школы // Инновации в образовании: теория и практика. Белгород, 1998.
5. Кормаков ЕС, Чернявская А.Г. Практическая педагогика (инновационное образование взрослых). М., 1998.
6. Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. М., 1998.
7. Скаткин М.Н. О путях повышения эффективности обучения в связи с переходом школы на новые программы. М., 1971.
8. Сластенин В.А. Ведущие тенденции развития дополнительного образования взрослых. М., 2000.
9. Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Мищенко А.И.. Шиянов Е.Н. Педагогика. М., 1997.
10.Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М., 1997.
11. Тонкое Е.В., Сердюкова Н.С. Исследовательско-творческая деятельность как фактор формирования профессионально-педагогической культуры. Белгород, 1998.
12.Чегодаев И.М. Теоретические и организаци-онно-педагогические основы инновационных процессов в системе последипломного образования педагогических кадров: Дис. ... д-ра пед. няук. М., 199?
13. Юсу’фбекова Н.Р. О педагогической инноватике // Сов. педагогика. 1991. № 11.
14.Юцавтене П.А. Теоретические основы модульного обучения: Дис. ... д-ра пед. наук. М., 1990.
Поступила в редакцию 1 ! .01.2004.
ПОСЛЕВУЗОВСКАЯ СТУПЕНЬ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
М.Б. Кравченко, В.А. Сысоев, Ю.Н. Хорохорина
Принципиальные изменения в жизни России привели к необходимости развития в отечественном опыте идеи непрерывности образования, в структуре которого предусмотрена разноуровневая и ступенчатая профессиональная подготовка специалистов, включающая и послевузовское образование. Наряду с позитивными процессами в образовании взрослых, на сегодняшний день сохраняется отсутствие единого информационного пространства для послевузовского образования кадров всех типов образовательных учреждений, в том числе - педагогов учреждений дополнительного образования детей (УДОД).
Разработка научно-методических основ послевузовского образования педагогов УДОД как одной из ступеней непрерывной профессиональной подготовки является одним из направлений опытно-эксперименталь-ной и научно-исследовательской деятельности Тамбовского областного Дворца творчества детей и молодежи совместно с кафедрой общей педагогики Тамбовского государственного университета имени 1 .Р. Державина.
Одной из характеристик результативности образования взрослых в теории непре-
рывного образования выступает понятие компетентности. Компетентность - эго интегральная личностная характеристика, отражающая готовность и способность человека выполнять профессиональные функции, в соответствии с принятыми в обществе нормативами и стандартами.
Актуальность послевузовского развития профессиональной компетенции педагогов дополнительного образования вытекает, во-первых, из противоречия между необходимостью модернизации деятельности УДОД в соответствии с новыми требованиями (создание новых направлений и форм образовательных услуг, оперативное обновление программного обеспечения образовательного процесса, внедрение новых педагогических технологий и др.), а с другой стороны, отставанием педагогов дополнительного образования (ДО) от современных требований к профессиональной деятельности в условиях модернизации педагогического процесса УДОД. Во-вторых, на настоящий момент не разработаны нормативы и стандарты дополнительного образования детей, что должно компенсироваться профессиональным творчеством, самообразованием педагогов, на-
нравленным на использование внутренних резервов и потенциальных возможностей личности, а также опыта и традиций. В-третьих, будучи динамичной, профессиональная компетентность проявляется только в процессе практической деятельности, а ее уровень может повышаться непрерывно на протяжении всей профессиональной жизнедеятельности. Именно поэтому послевузовское образование педагогов УДОД должно органично сопровождать педагогический процесс, влиять на его результативность и качество. С учетом специфики учреждений дополнительного образования было определено примерное наполнение понятия «профессиональная компетентность педагога ДО»:
- личностно-гуманистическая направленность педагога;
- знание психолого-педагогических основ воспитания и развития;
- владение умениями и навыками, современными педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять учебно-воспитательный процесс в учреждениях ДО;
- понимание приоритетных направлений деятельности данного учреждения ДО;
- концептуальное и предметное знание своей образовательной области;
- коммуникативная и рефлексивная культура педагога;
- креативность в профессиональной деятельности;
- индивидуальный стиль профессиональной деятельности педагога.
Изучение педагогического коллектива Дворца творчества потребовало модернизации научно-методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса, которое рассматривалось как обеспечение педагогов, методистов методологическими, дидактическими и методическими знаниями, отвечающими современным требованиям педагогической науки и практики. Новые требования к послевузовскому образованию вызвали необходимость расширения функций научно-методического обеспечения через:
- приближение педагогов к науке;
- создание условий для их профессионального развития;
- помощь в овладении концептуальными основами организации воспитательно-обра-
зовательного процесса в данном учреждении;
- создание психологически комфортной атмосферы для рефлексии и развития креативных, гностических, суггестивных способностей педагогов.
Особая роль в развитии профессиональной компетентности педагогов принадлежит методической службе. В областном Дворце творчества в 200] году была ряз ряб отаня программа «Кадры», которая направлена:
- на обеспечение возможностей педагогами постоянно повышать профессиональное мастерство, удовлетворять свои образовательные потребности;
- на освоение эффективных педагогических технологий, позволяющих достигать положительных результатов профессиональной деятельности;
- на совершенствование индивидуального стиля профессиональной деятельности;
- на поиск личностно-ориентированных форм научно-исследовательской работы педагогов;
- на выявление и распространение передового педагогического опыта.
Разработана и эффективно функционирует трехуровневая модель реализации программы «Кадры», содержащая как традиционные, так и инновационные формы работы по совершенствованию профессиональной компетентности педагогов: малые педсоветы, проблемные семинары, психолого-педа-гогическая студия «Искусство понимать себя», дискуссионный клуб «Уроки развития и воспитания», проблемно-творческие группы, тематические консультации, конкурсы методических и дидактических материалов, деловые игры, психологические тренинги и другие формы образования.
Одной из составляющих деятельности научно-методического центра Дворца творчества является работа с авторами образовательных программ от замысла до внедрения, разработка методики и проведение экспертизы их содержания и путей реализации. Такая форма работы с кадрами является стимулирующим фактором развития профессиональной компетентности педагогов. Это подтверждается тем, что в областном Дворце творчества в 2003 году 59 % педагогов работают по своим авторским программам.
18,6 % - по модифицированным, 22,4 % - по экспериментальным. Никто не работает по типовым программам.
Одна из эффективных форм повышения профессиональной компетентности педагогов - аттестация. Она стимулирует повышение уровня квалификации, профессионализма, развитие творческой инициативы. Участие в процессе аттестации позволяет педа-гогу избавиться от комплскса мнимой компетентности, осмыслить свою деятельность с позиции современных требований к профессиональной компетентности педагога учреждений ДО. В 2003 году 23 (22,5 %) педагога Дворца были аттестованы на высшую категорию, 30 (29,4 %) - на первую категорию, 24 (23,5 %) - на вторую, 25 (24,6 %) педагогов имеют статус стажера.
Эффективной формой выявления динамики развития профессиональной компетентности педагогов учреждений ДО области являются областные конкурсы педагогического и методического мастерства. Этапы конкурса, проходя сначала в учреждениях ДО, потом в районах и городах области, создают панораму передового опыта. Такие конкурсы - это новая ступень к профессионализму не только конкурсантов, но и участников, для которых процедура конкурса является своеобразным «мастер-классом». Особенно это важно для педагогов, не имеющих педагогического образования. Высокий уровень профессионализма конкурсантов побуждает педагогов к рефлексии своей деятельности, вызывает стремление равняться на образцы настоящего профессионализма.
Принцип непрерывности послевузовского образования педагогов потребовал модернизации научно-методического обеспечения повышения квалификации педагогов. Образовательный аспект этой работы реализуется через три основных содержательных блока:
- научное обеспечение, которое предусматривает создание научного информационного поля через постоянную совместную деятельность с учеными университета, включение педагогов в научно-исследовательскую деятельность в соответствии с индивидуальными возможностями и потребностями, создание опытно-экспериментальных площадок;
- информационно-методическое обеспечение, в рамках которого была проведена классификация и экспертиза образовательных программ; проведен мониторинг педагогов по вопросам: «Концептуальное и предметное знание своей образовательной области», «Владение дидактическими умениями и навыками, современными педагогическими технологиями, позволяющими осуществлять образовательный процесс б учреждениях ДО»; разработаны методические рекомендации по созданию новых образовательных программ; участие в областных, Всероссийских конкурсах авторских образовательных программ;
- психолого-педагогическое сопровождение педагогического процесса. В контексте этого направления мы понимали сопровождение не как следование за педагогическим процессом на уровне ответов на возникающие вопросы, что носит информационную направленность. Мы руководствовались принципом опережающего характера психо-лого-педагогического сопровождения, состоящего из выявления слабых или сильных компонентов деятельности, стимулирования самообразования и самовоспитания, создания условий для творческой деятельности отдельных педагогов и коллективов.
С 2003 года во Дворце творчества функционирует специальная образовательная программа повышения квалификации педагога ДО.
Целью программы является совершенствование подготовки педагога ДО к образовательной деятельности в условиях модернизации УДО, включающая:
- реализацию основных образовательных программ УДО на уровне, отвечающем современным требованиям;
- разработку и применение современных образовательных технологий, выбор оптимальной стратегии преподавания и целей обучения в условиях ДО, создание творческой атмосферы образовательного процесса;
- выявление взаимосвязи научно-иссле-довательского и образовательного процесса в дополнительном образовании;
- формирование профессионального мышления, воспитание гражданственности, развитие системы ценностей, мотивационной сферы личности педагога, направленных на
гуманизацию образовательного процесса в УДО.
Организационные формы реализации данной программы включают:
- Постоянно действующий лекторий для руководителей отделов Дворца, методистов, преподавателей (ежемесячно), который проводится учеными Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.
- Консультпункт на базе научно-методического центра и центра психолого-
педагогической службы.
- Проведение мастер-классов и конкурсов образовательных программ.
- Проведение проблемных нетрадиционных педагогических советов.
- Регулярный обмен опытом работы с другими учреждениями ДО по организации образовательного процесса.
- Проведение семинаров-практикумов методистов УДО по проблемам программнометодического обеспечения образовательного процесса.
Являясь центром по работе с кадрами УДО области, Тамбовский областной Дворец творчества ежегодно проводит следующие мероприятия, направленные на переподго--■товку и повышение квалификации педагогов УДО области:
- областные семинары-совещания, конференции по проблеме ДО детей;
- областные конкурсы педагогов ДО «Сердце отдаю детям»;
- курсы повышения квалификации педагогов дополнительного образования по теме: «Научно-методическое обеспечение образовательного процесса в УДО детей»;
- работа областной стажерской площадки «Ступени роста» на базе Дворца, Домов и Центров детского творчества области;
- работа областной постоянно действующей информационно-методической выставки Домов и Центров детского творчества «Дом, который мы сгроим».
В результате анализа функционирующего в Тамбовском областном Дворце творчества научно-методического послевузовского обеспечения образования педагогов обозначилось еще одно противоречие: между современными требованиями к профессиональной компетентности педагога учреждений дополнительного образования, в струк-
туре которой должны обязательно присутствовать творческие способности и высокоразвитые организаторские и коммуникативные умения, и заформализованным традиционным характером педагогических советов, ориентированных на пассивную исполнительскую деятельность педагогов. Такие педагогические советы, в которых преобладало прямое и формирующее управление, не позволяли педагогам проявлять свое тсорчест во, ограничивали инициативу и самостоятельность, препятствовали творческому саморазвитию. Поиск путей разрешения этого противоречия начался в 2003 году.
Педагогический совет в учебных заведениях России существует более ста лет. Создавался он как коллегиальный орган, дающий возможность педагогам учебного заведения принимать участие в обсуждении наиболее важных вопросов педагогического процесса. Однако в условиях образовательной политики России XIX века педагогический совет учебного заведения стал выполнять лишь организационно-административную функцию (утверждение планов, рассмотрение итогов работы, выпуск и перевод учащихся в следующий класс, обсуждение нерадивых учеников и т. п.). Таким он и пришел в XX век.
Сложилась и стала традиционной методика проведения такого педсовета: доклад директора или одного из заместителей, заранее подготовленные и согласованные с руководством два-три выступления педагогов, принятие решения. Постепенно в работе педсоветов стали проявляться признаки формализма и шаблона. Дежурные вопросы повестки дня, равнодушие участников, стандартные решения таких педсоветов не оказывали заметного влияния на положение дел в учебном заведении, не развивали творческие способности учителя, не вызывали потребности в деловой дискуссии. Не случайно известный своими педагогическими нововведениями русский педагог второй половины XIX века Н.И. Пирогов в статье «О предметах суждений и прений педагогических советов гимназий» подчеркивал необходимость изменения функций и методов проведения педсоветов, чтобы пробудить у педагогов стремление к самостоятельной творческой деятельности, повысить у них чувство ответственности за
свое гражданское призвание. В подведомственных II.И. Пирогову учебных округах на педсоветах стали обсуждаться вопросы совершенствования педагогического процесса, его хода и результатов, давались рекомендации по внедрению в практику обучения новых научных достижений и т. п.
В 60-е годы, затем в период реформ 80-х годов XX века педсоветы по научно-педагогическим вопросам прочно вошли в практику работы учебных заведений. Но в связи с тем, что проведение таких педсоветов требует серьезной подготовительной работы, создания творческой атмосферы заседания, умения правильно принимать решения с учетом особенностей учебного заведения, даже хорошими руководителями школ они стали проводиться редко. До 90-х годов XX века за педагогическими советами образовательных учреждений сохранялась организационноуправленческая направленность и традиционная методика проведения: доклад, содоклад, решение. Время потребовало изменения и обновления деятельности педсоветов.
За последнее десятилетие появились публикации С.Н. Иваненко, В.М. Лизинско-го, Т.В. Морозовой, Г.К. Селевко и ряд других, содержащие новые подходы к определению функций педагогического совета школы, а также методические рекомендации к подготовке и проведению как традиционных, так и нетрадиционных педсоветов.
Что касается педагогического совела учреждений дополнительного образования, то эта проблема остается мало разработанной как в теории, так и в практике, ч требует освоения новых подходов к «е решению. Безусловно, предполагается преемственность и дальнейшее развитие всего позитивного и передового, что содержится в школьном опыте проведения педсоветов. Но при этом необходимо учитывать, что специфика УДО, обусловленная личностно-деятельностным характером образовательного процесса, многообразием видов деятельности, сотворчеством детей и педагогов, многие из которых не имеют базового педагогического образования, требует постоянного совершенствования профессиональной компетентности педагогов через все возможные формы работы с педагогическим коллективом, в том числе, через педагогический совег.
На первом этапе работа по совершенствованию образовательной функции педагогического совета была направлена на решение следующих задач:
- в условиях Дворца творчества не дублировать методику проведения школьных педсоветов, органично связав ее со спецификой УДО;
- изменить устаревшие представления о
Нп'мкчтау уяпяктрпр пппглтпп^и м пплпрпр.
•IV....•.. —I----г- ,,и«-...........I---
ния педсоветов;
- перенести некоторые административноуправленческие вопросы, традиционно рассматриваемые на заседаниях педсоветов, на обсуждение административного и общественного советов;
- при подготовке и проведении педсоветов придерживаться следующих принципов: значимость темы и проблемы, интересный и полезный подбор материала, краткость и деловитость доклада, свобода зашиты позиций выступающих, разумные и выполняемые решения;
- готовить и проводить педсоветы так, чтобы не было скуки, равнодушия, чтобы педагогический совет стал думающим педсоветом, готовым к коллективному творческому и научному поиску.
Эти задачи были успешно решены, но работа областного Дворца творчества по предоставлению педагогам возможности повышать уровень профессионального образования, научной и профессиональной квалификации потребовала нового осмысления проблемы педсовета и продолжения поиска путей его совершенствования. Так родилась идея проведения нетрадиционных педсоветов. Обращение к этой инновации, на наш взгляд, не дань моде, а объективная необходимость, так как нетрадиционные формы проведения педсоветов содержат возможности для развития именно тех компонентов профессионализма, которые являются наиболее значимыми для педагогов УДО, особенно тех, [сто не имеет педагогического образования и проявляют творчество лишь в своей образовательной области.
На следующем, организационно-деятельностном этапе исследования были выявлены методические условия подготовки и проведения нетрадиционных педсоветов на основе
трехуровневой характеристики: содержательные, процессуальные и коммуникативные.
На содержательном уровне - проблема-гизация и профессионализация вопросов для обсуждения на педсоветах, способствующих актуализации психолого-педагогических знаний и позволяющих более полно реализовать личностный потенциал педагога.
На процессуальном уровне - использование различных форм проведения педсоветов, позволяющих педагогам активно включаться в познавательно-творческую профессионально-ориентированную личностную деятельность (деловые игры, личностноориентированные творческие задания, проблемно-ориентированный анализ и самоанализ педагогической деятельности и др.).
На коммуникативном уровне - создание на педсовете психологически комфорт ной атмосферы, полисубъектного взаимодействия участников педсовета, направленного на достижение общей цели и цели творческого самовыражения личности.
Названные условия были реализованы при подготовке и проведении в 2003 году двух традиционных педсоветов: «Современные образовательные технологии в воспитательно-образовательном процессе учреждений дополнительного образования» (форма проведения: игровая, по типу «Своя игра») и «Проблемно-ориентированный анализ деятельности Дворца творчества». Данные темы нетрадиционных педсоветов как самые актуальные были выбраны на основе опроса, проведенного в педколлективе Дворца творчества. Для подготовки педсоветов создавались творческие группы, проводились мик-росовсты, анкетирование и консультирование руководителей структурных подразделений Дворца и педагогов при участии ученых Тамбовского государственного университета им. Г.Р. Державина.
В ответах на вопросы экспресс-анкет о результатах участия в работе данных педсоветов педагоги отметили, что нетрадиционные педсоветы помогают:
- осознать свою роль в работе с детьми в условиях дополнительного образования (33 %);
- изменить свое отношение к нововведениям (25 %);
- расширить психолого-педагогические и методические знания (75 %);
- улучшить стиль общения с детьми и отношений с коллегами, глубже понять сущность педагогического сотворчества (22 %).
Все названные качества являются составной частью развития профессиональной компетентности педагогов и подтверждают обоснованность проведения нетрадиционных педсоветов в учреждениях дополнительного образования. Они дают возможность реали-
ОЛППФ! П1ЛПИ 1М *ГПЛЛИЛ/>»«1М Г"» А/ГП1ГI I Ч Г» П П 1Р/> а >ииа I 1) ЛГП11и1П 1 ри1Л^ЛПП IIV/I VI 114,МСи1 О ¡\KJJt
лективном творчестве, помогают организовать продуктивную коллективную профессиональную деятельность, проявить свои способности к организации коллективного творчества, создать психологический микроклимат творческой группы, формируют умение решать нестандартные педагогические задачи. Участие педагогов в работе нетрадиционного педсовета удовлетворяет потребность в развитии творческой индивидуальности педагога, дает возможность проявить себя не только на учебных занятиях, но и в коллективном педагогическом творчестве и научно-исследовательской деятельности.
Для педагогов, не имеющих педагогического образования, нестандартная методика проведения педсовета является иллюстрацией того, как теоретические психологопедагогические законы и принципы преломляются в практике, формирует у педагогов мотивацию к освоению новых педагогических технологий и практическому применению их, является одной из форм повышения квалификации. Важно и то, что нетрадиционный педсовет является своеобразным тренингом делового общения на основе педагогического сотворчества.
О положительной динамике развития профессиональной компетентности педагогов свидетельствуют результаты мониторинга затруднений в организации образовательно-воспитательного процесса, проведенного в нача!е 2003 и 2004 годов. Контрольный результат показал снижение затруднений более чем на 60 %.
Вторым показателем является рост методической культуры педагогов. Это выражается в использовании на занятиях разнообразных методов, приемов, образовательных технологий, многие из которых являются инновационными: ролевые и деловые игры, тренинги, интеграция и другие.
Значительно возрос интерес педагогов к научно-исследовательской работе. В настоящее время в различных формах научного исследования принимают участие более 30 % работающих во Дворце педагогов.
Одним из наиболее объективных показателей возросшего уровня профессиональной компетентности педагогического коллектива является создание качественно нового, развивающегося образовательного пространства. В нем органично сочетаются традиционные и инновационные структуры, формы, методы. Не случайно на Всероссийском конкурсе учреждений дополнительного образования детей по Центральному федеральному округу в 2002 году Тамбовский областной Дворец творчества детей и молодежи награжден Дипломом I степени.
Анализируя опыт научно-методической деятельности областного Дворца творчества детей и молодежи, мы пришли к выводу, что работа по научно-методическому обеспечению повышения квалификации педагогов ДО области должна осуществляться специальным структурным объединением. Именно поэтому на базе областного Дворца творчества в октябре 2003 года был открыт Центр развития дополнительного образования детей Тамбовской области, в задачах и программе деятельности которого ведущее место занимает система повышения квалификации педагогов дополнительного образования в рамках непрерывного послевузовского образования.
Поступила в редакцию 10.03.2004.
НЕКОТОРЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Г’.А. Шешерина, И В. Клемешова, Н.К. Солопова
В быстро меняющихся социально-экономических условиях общества доминирующей должна стать парадигма личностно ориентированного образования. Следует также заметить, что на развитие образования существенным образом влияют новые тенденции в развитии человечества, к которым, как отмечают ученые, относятся:
• создание общего глобального информационного пространства;
• интерес людей разных стран к прогнозированию общего будущего для жителей Земли (концепция Устойчивого развития);
• формирование новой общей ценности человечества - сохранение экологического качества среды Жизни [ 1 ].
В контексте рассматриваемых тенденций мы полагаем, что в развитии современного образования определенную роль может сыграть экологическое информационно-образовательное пространство с ноосферной ориентацией, являющееся средством экологизации общественного сознания, средством, обеспечивающим формирование ноосферной культуры и направленным на повышение уровня
экологической компетентности специалиста для решения профессиональных задач, принятия обоснованных, аргументированных решений.
Экологическое информационно-образовательное пространство с ноосферной ориентацией рассматривается нами в качестве открытой, многоаспектной, саморазвивающейся системы, действующей в соответствующей правовой среде с учетом складывающихся социально-экономических и социокультурных условий, традиций, насущных потребностей, наличных потенциалов, приоритетов и перспектив развития региона в целом и отдельной личности.
Актуализация взаимодействий субъектов экологического образовательного пространства посредством информационно-коммуникационных технологий требует глубоких изменений в деятельности, как по формированию новых знаний, так и по их передаче, представляя не только познавательный, но ценностный, нормативный и деятельностный компоненты содержания экологического образования, снимая пространственно-времен-