Научная статья на тему 'Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица'

Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
204
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Последствия недостоверности сведений об адресе юридического лица»

ученой степени кандидата экономических наук / Белгородский университет потребительской кооперации. Белгород, 2006.

3. Абакумов Р.Г. Проблемы управления воспроизводством основного капитала // Наука и устойчивое развитие общества. Наследие В.И. Вернадского. 2009. № 9. С. 53-54.

4. Абакумов Р.Г., Горяинова С. А. Амортизационная политика как инструмент управления воспроизводством основного капитала// Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2007. № 4. С. 185-191.

5. Абакумов Р.Г. Управление воспроизводством основного капитала посредством лизинга: значение, преимущества, состояние, проблемы и перспективы // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2008. № 4. С. 196-202.

ПОСЛЕДСТВИЯ НЕДОСТОВЕРНОСТИ СВЕДЕНИЙ ОБ АДРЕСЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА Родионова Ирина Николаевна, к.т.н., доцент Емельянов Алексей Сергеевич, аспирант, Горохов Александр Анатольевич, к.т.н., доцент, Юго-Западный государственный университет, г.Курск, Россия

Федеральная налоговая служба России5 (ФНС России) уточнила последствия указания недостоверного адреса при регистрации юрлица.

ФНС России разъяснила, какие последствия для организаций может повлечь предоставление ими недостоверных сведений об адресе (месте нахождения) и в каком порядке такие данные будут исключаться из ЕГРЮЛ.

Предоставление заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица могут быть квалифицированы как административное правонарушение или уголовно наказуемое деяние. Последствия могут выразиться, например, в закрытии банковского счета или ликвидации юрлица.

При выявлении ФНС России по месту учета (месту предполагаемого учета) юридического лица достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения в виде представления в налоговый орган, осуществляющий (осуществивший) соответствующую государственную регистрацию юридического лица, документов, содержащих заведомо ложные сведения об адресе (месте нахождения) юридического лица, документы в течение 5 рабочих дней направляются в ФНС России по месту регистрации для составления протокола об административном правонарушении по части 4 статьи 14.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), при отсутствии доказательств заведомой ложности представляемых сведений - по части 3 статьи 14.25 КоАП РФ.

5 Письмо ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088

"Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица"

Направление документов осуществляется по каждому случаю, указывающему на наличие события административного правонарушения по частям 3, 4 статьи 14.25 КоАП РФ. ФНС России рассматривает возможность возбуждения административного производства по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 14.25 КоАП РФ. По делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ, обеспечивается составление протокола об административном правонарушении и направление материалов в суд для рассмотрения дела об административном правонарушении по месту совершения правонарушения по факту представления заведомо ложных (недостоверных) сведений об адресе места нахождения. При направлении в суд материалов одновременно представляется ходатайство о направлении в адрес юридического лица, его учредителей, лица, имеющего права действовать от имени юридического лица без доверенности, представления в соответствии со статьей 29.13 КоАП РФ.

В случае получения информации о подложности представленных документов, непричастности лица, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ), к представлению заявления о государственной регистрации или деятельности данной организации, либо наличии иных признаков уголовно наказуемых деяний, соответствующие материалы направляются в правоохранительные органы по подследственности для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела в рамках статей 170.1, 173.1, 173.2, 202, 327 Уголовного кодекса Российской Федерации в соответствии с порядком, предусмотренным письмами ФНС России от 28.01.2014 № СА-4-14/1215@, от 23.04.2014 № СА-4-14/7872@.

В течение 10 дней с того момента, как был установлен факт недостоверности адреса юрлица, налоговому органу надлежит уведомить об этом банк, в котором открыты счета данного юрлица. Если в договоре с банком предусмотрена обязанность клиента уведомить банк о смене адреса, договор может быть расторгнут по решению суда.

Регистрирующий орган или суд направляет организации уведомление (представление) с требованием устранить недостоверные сведения. Если это не будет сделано в срок, указанный в документе, юрлицо может быть ликвидировано по решению суда.

В случае неустранения недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица в течение срока, указанного в соответствующем уведомлении (представлении), Регистрирующим органом обеспечивается направление в арбитражный суд заявлений о ликвидации организации с учетом следующих положений законодательства о государственной регистрации и правовых позиций, выраженных в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Феде-

рации от 30 июля 2013 г. № 61 (далее - Постановление Пленума ВАС РФ № 61).

В соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) юридическое лицо может быть ликвидировано по решению суда в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона, если эти нарушения носят неустранимый характер, либо осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии), либо запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с иными неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении некоммерческой организацией, в том числе общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом, деятельности, противоречащей ее уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Согласно пункту 2 статьи 25 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц.

В соответствии с подпунктом 5 пункта 2 статьи 125 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в исковом заявлении должны быть указаны обстоятельства, на которых основаны исковые требования, и подтверждающие эти обстоятельства доказательства.

При этом из содержания Постановления Пленума ВАС РФ № 61 следует, что основными определяющими при рассмотрении дел о ликвидации юридических лиц являются следующие обстоятельства, которые должны быть подкреплены соответствующими доказательствами:

- наличие информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в Едином государственном реестре юридических лиц (далее -ЕГРЮЛ), невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой "организация выбыла", "за истечением срока хранения" и т.п.);

- согласно пункту 6 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 следует, что подаче заявления о ликвидации юридического лица должно предшествовать направление регистрирующим органом в адрес юридического лица уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений об адресе юридического лица (далее - уведомление). При этом уведомления должны быть направлены как в адрес самого юридического лица, так и в адрес его учредителей (участников) и лица,

имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности;

- согласно пункту 7 Постановления Пленума ВАС РФ № 61 регистрирующим (налоговым) органом должны быть представлены доказательства того, что юридическое лицо не является недействующим (то есть представляет в течение последних двенадцати месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету), в силу чего к нему не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, либо доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

Согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 61 ГК РФ решением суда о ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, могут быть возложены обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица. При этом, исходя из абзаца 3 пункта 8 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 13 августа 2004 г. № 84 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации" (далее - Информационное письмо ВАС РФ № 84) такие учредители (участники) подлежат привлечению в качестве ответчиков.

На основании изложенного, во вводной части заявления о ликвидации юридического лица в качестве соответчиков должны быть указаны учредители (участники) юридического лица либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами; "просительная" часть заявления должна содержать требование о возложении обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на таких учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами.

Из содержания пункта 7 Информационного письма ВАС РФ N 84 следует, что в случае возложения судом обязанности по осуществлению ликвидации юридического лица на его учредителей (участников) либо орган, уполномоченный на ликвидацию юридического лица его учредительными документами, в решении суда о ликвидации юридического лица должны указываться сроки представления ими в арбитражный суд утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры.

Эти сроки в соответствии со статьей 118 АПК РФ арбитражным судом при необходимости могут быть продлены.

На основании изложенного, Регистрирующим органам при обращении в суд следует, руководствуясь положениями вышеуказанного пункта Информационного письма ВАС РФ № 84, а также нормами статей 41, 113 АПК РФ, отражать в заявлении о ликвидации юридиче-

ского лица ходатайство об установлении предельного срока представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры, не превышающего 6 месяцев со дня вступления решения (постановления) суда в законную силу. В случае если указанное ходатайство не было отражено в заявлении о ликвидации юридического лица, оно подлежит направлению в суд отдельным процессуальным документом.

Как разъяснено в Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, при рассмотрении дела о принудительной ликвидации следует установить, что уведомление было направлено юрлицу и его учредителям (участникам) и лицу, имеющему право действовать от имени юрлица без доверенности. Нужно также доказать, что юрлицо не является недействующим и что связь с ним по указанному в ЕГРЮЛ адресу невозможна.

Обязанность ликвидировать юрлицо суд может возложить на учредителей (участников) общества или его уполномоченный орган. В таком случае в решении суда устанавливается срок для представления утвержденного ликвидационного баланса и завершения ликвидационной процедуры. Нарушение этого срока грозит судебным штрафом. Как указала ФНС России, по смыслу ч. 3 ст. 332 АПК РФ такой штраф может применяться неоднократно. Более того, с учредителей (участников) или органов ликвидируемого лица может быть взыскан исполнительский сбор, а в случае повторного неисполнения исполнительного документа - штраф в соответствии со ст. 17.15 КоАП РФ.

Список литературы

1. Письмо ФНС России от 25.06.2014 № СА-4-14/12088 "Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица"

2. Комментарий к федеральному закону от 5 марта 1999 Г. № 46-ФЗ "о защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг", Горохов А. А., (постатейный) / А. А. Горохов, Д. А. Вавулин, А. С. Емельянов. Москва, 2012. Сер. Busines's court

3. Увеличение уставного капитала по закрытой подписке в акционерных обществах, Горохов А.А., Право и экономика. 2010. № 6. С. 21-25.

4. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг в форме ежеквартального отчета и сообщений о существенных фактах, Горохов А. А., Право и экономика. 2009. № 7. С. 36-42.

5. Особенности взыскания заработной платы перед работниками в рамках действующего законодательства, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 9. С. 41-43.

6. Защита прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг, Горохов А. А., Право и экономика. 2009. № 6. С. 58-61.

7. Раскрытие информации акционерными обществами на рынке ценных бумаг, на которые не распространяется требование о раскрытии информации в форме ежеквартальных отчетов, Горохов А.А., Право и экономика. 2009. № 5. С. 42-46.

8. Роль представителя работников при рассмотрении дел о банкротстве, Горохов А. А., Право и экономика. 2008. № 11. С. 52-54.

9. Правовые основы договора на ведение реестра владельцев ценных бумаг, Вавулин Д. А., Горохов А. А., Право и экономика. 2007. № 3. С. 45-49.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.