Научная статья на тему 'После вуза важно не кем ты стал, а каким'

После вуза важно не кем ты стал, а каким Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
119
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / ГУМАНИТАРНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / ИНТЕЛЛЕКТ ИНЖЕНЕРА / ГУМАНИТАРНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ В ДИПЛОМНОМ ПРОЕКТЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панфёров Константин Николаевич

О возможности внедрения гуманитарной составляющей в структуру инженерных дисциплин при подготовке дипломного проектирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AFTER NEED SCHOOL IT IS IMPORTANT NOT WHO YOU ARE NOW, BUT HOW

The need to implement the humanitarian component in the diploma projekt of the engineer.

Текст научной работы на тему «После вуза важно не кем ты стал, а каким»

ИСТОРИЯ

УДК 17:13.3

ПОСЛЕ ВУЗА ВАЖНО НЕ КЕМ ТЫ СТАЛ, А КАКИМ

К.Н. ПАНФЁРОВ

О возможности внедрения гуманитарной составляющей в структуру инженерных дисциплин при подготовке дипломного проектирования.

Ключевые слова: вуз, гуманитарные дисциплины, интеллект инженера, гуманитарная составляющая в дипломном проекте.

Несмотря на то, что закон об образовании готовился и обсуждался российским обществом не один год, вряд ли он сейчас устраивает всех граждан России. До сих пор в нём проглядываются следы коммерции на государственном уровне. Это касается, прежде всего, гуманитарных дисциплин в системе вузовского образования. Конечно, гуманитарные знания сразу дохода не приносят. Но из-за этого нельзя принижать важность и остроту гуманитарной составляющей в вузовском образовании.

После высшей школы обществу важно видеть не кем стал выпускник, а каким он стал гражданином. Тут без гуманитарных дисциплин вряд ли возможно получить не только хорошего специалиста-профессионала, но и личность с высоким интеллектом.

В одном из руководящих документов 1КАО указывается, что «Во многих случаях предлагается отводить определённое время на официальное обязательное изучение материала, который не только дополняет квалификационные требования, но и не имеет отношения к авиационной отрасли. При этом ставится цель повышения культурного уровня курсантов с тем расчётом, что он сможет лучше понимать свою профессиональную роль в жизни общества и страны» [1].

От современного инженера, который вступает в мир рыночных отношений, требуется человек, обладающий широкой эрудицией. В условиях рынка он должен иметь обширные междисциплинарные теоретические знания, уметь творчески мыслить и уверенно выполнять профессиональные функции. От этих факторов зависит точность инженерных действий и качественный контроль за их результатом.

При обучении инженерной профессии важно видеть в студентах будущее положение отрасли, а через них представлять себе завтрашнее положение России. Важно сейчас предположить, кто будет стоять у власти, и в чьих руках окажется российское государство. Будет ли эта власть защищать интересы своих предков. Знает ли эта, будущая власть, историю своего родного государства, и как она извлекает уроки из этой истории. Важно не забывать, как зарождалась всенародная любовь к авиации в нашей стране, и что этот энтузиазм поддерживался на самом верху государственной власти, первыми лицами СССР. Такую всенародную любовь к авиации формировали с юных лет, в процессе образования. После обучения будет поздно. А решение этих человеческих качеств в большей части лежит на плечах преподавателей гуманитарных дисциплин.

Нынешнее сокращение гуманитарной составляющей в технических вузах может поставить государство в неконкурентное положение на мировом рынке. А ведь наша страна всегда блистала высоким интеллектом инженерной мысли. Если сейчас мы этот сегмент специалиста упустим, а к этому всё идёт, то завтра с нашими инженерами никто считаться не будет. Тогда зачем, спрашивается, нужно стремиться к университетскому образованию? Ремесленному делу можно научить и в профессионально-техническом училище. В этом случае государство сможет даже сэкономить огромные суммы бюджетных денег. Сейчас нам важнее понять, что нужно обще-

ству от высшего образования, узкого специалиста-ремесленника или мыслящего инженера, гражданина, патриота?

Сейчас вузы получили право самим определять в процессе образования главные и второстепенные учебные дисциплины. При выборе обязательных и факультативных дисциплин нельзя забывать, что гуманитарные науки все без исключения важны. И их, на наш взгляд, нельзя определять как факультативные или давать в сокращённом варианте. Изучать гуманитарные дисциплины стесняться не надо. Они являются школой жизни. Их следует познавать долго и кропотливо, потому что для человека лишней информации не бывает.

Ещё в XVII веке наш соотечественник-экономист, дипломат и государственный деятель Афанасий Лаврентьевич Ордин-Нащёкин объективно оценивал достижения развитых государств и призывал перенимать у них передовой опыт, учиться и приглашать нужных специалистов для обучения русских. Но при этом он не испытывал слепого преклонения перед всем иностранным. Наоборот, считал, что относиться к этому опыту следует критически, исходя из интересов своей страны. Для учёбы средств жалеть не надо. А все затраты на учёбу должны быть направлены на будущее государства. Нынешние затраты окупятся завтра, практическими действиями инженерного корпуса.

Дружественный нам Казахстан на формирование специалистов и граждан, любящих свою страну, денег не жалеет. Там только за последние два года расходы на образование выросли на две трети и это - на фоне усиления мирового кризиса и урезания таких расходов в других странах [2, с. 4]. Именно Казахстан стал пионером среди государств СНГ в переходе на трёхуровневую систему обучения в высшей школе: бакалавр - магистр - доктор философии. Это перевернуло весь процесс подготовки специалистов и научных кадров в Казахстане. Страна показала, как можно эффективно находить нужные варианты обучения в системе высшего образования с учётом мирового опыта. Там успешно внедряется система участия предпринимателей в подготовке специалистов высшей квалификации. Такой результат достигнут политической волей, ясным пониманием цели и слаженной работой государства, предпринимательского сообщества и педагогического состава. Успех наших соседей состоит в том, что у них во всех эшелонах власти есть твёрдое убеждение, что прорыв в образовании поможет одержать победу в битве за конкурентоспособность. И уже в 2012 году Казахстан удивил весь мир. В рейтинге конкурентоспособности он совершил прыжок вверх. По оценке участников форума в Давосе Казахстан сразу поднялся на двадцать одну позицию, что оказалось не под силу ни одной стране мира [2, с. 4].

В этой связи в системе российских вузов возникает необходимость тщательной разработки механизма внедрения гуманитарных наук в структуру инженерных дисциплин. Нет необходимости доказывать, что гуманитарные науки в техническом вузе играют роль в подготовке не только инженера, но и мыслителя, творца, гражданина.

Несколько лет назад в МГТУ ГА на одном из методологических семинаров профессорско-преподавательского состава механического факультета по проблемам дипломного проектирования выступал доктор технических наук, профессор Юрий Михайлович Чинючин с обоснованием важности внедрения гуманитарной составляющей в процесс подготовки и написания дипломного проекта. Он обосновал необходимость включения в структуру единых методических указаний при написании дипломного проекта философской составляющей наравне с техническими аспектами инженерной мысли. В результате обсуждения этой проблемы на факультете были приняты рекомендации по реализации предложения Ю.М. Чинючина.

Прошли годы, а эти рекомендации остались как протокольная запись. Они не получили своего внедрения в практику. Исходя из новых задач высшей школы, следует подумать о том, чтобы вернуться к данной проблеме, и преподавателей гуманитарных дисциплин включать в подготовку к защите дипломных проектов по техническим специальностям. В этом случае, прежде всего, студент должен сформировать теоретическую или научную базу для социальных и гуманитарных последствий от внедрения своей инженерной мысли. Если этот дипломный проект не будет находить своего практического применения, то можно считать, что он написан

формально, только для получения сертификата о высшем образовании. А кто обязан оценить предложенный проект? В первую очередь работодатели, но не просто так, а с высокой ответственностью перед выпускником вуза и перед отраслью, где предполагается работать будущему специалисту. Это вызвано тем, что рыночные отношения требуют от каждого выпускника эффективной отдачи полученных знаний на конкретном участке практической работы. Если мы этого не будем добиваться, то вся, так называемая ныне, модернизация образования останется на бумаге и, как часто бывает, в устных речах.

На основе гуманитарных знаний выпускник вуза успешно может разрабатывать различные варианты решения инновационной задачи, которую он ставит в своём дипломном проекте. В этих вариантах учитываются все социальные и гуманитарные последствия, которые будут иметь от внедрения предлагаемого им проекта. Тут консультации преподавателей гуманитарных наук при подготовке дипломного проекта будут весьма полезными. По подготовленным вариантам педагог-гуманитарий даёт своё обоснованное научное заключение и выступает как эксперт. В заключение он определяет, нет ли в данном проекте нарушений гармонии в триаде человек-машина-природа.

Экспертиза преподавателя-гуманитария основывается на материалах личного опыта, данных опросов, проводимых им самим и социологами, публикаций в средствах массовой информации, internet, мнений признанных специалистов по данной проблеме. Это экспертное заключение должно обсуждаться до экзаменационной комиссии по защите дипломного проекта.

Участие гуманитариев в подготовке, написании и экспертизе дипломного проекта заставит выпускника внимательно посмотреть на своё творчество как бы со стороны и с позиции общественной значимости.

Инженер и философ Пётр Климентьевич Энгельмейер, один из первых учёных России, заметил, что инженеру для глубокого понимания смысла своего творчества нужно подняться над своим детищем и «пройтись» по смежным областям знаний [3, с. 198-200]. Не знай он философии, к такому выводу вряд ли смог бы прийти. П.К. Энгельмейер предупреждал, что надо быть готовым посмотреть на своё творчество с позиции постороннего специалиста, т.к. предложенный инженером проект через некоторое время окажет воздействие на жизнь общества, на окружающую среду и на отдельного человека. В таком случае у нас из технических вузов специалисты будут выходить не как с конвейера, а как дорогостоящий штучный продукт, возделываемый в течение всего срока обучения. Потребительная стоимость такого товара будет весьма велика и конкурентоспособна, что и требуется в условиях рыночных отношений.

Если преподаватели гуманитарных и социально-политических наук будут принимать участие в подготовке и рецензировании дипломных проектов, тем самым они сами вынуждены будут вникать в специфику технических дисциплин. Преподаватели общественных наук постепенно будут ориентироваться на профиль вуза, а студенты в течение всего срока обучения формировать в себе качества не только специалиста, но и гражданина с большой буквы. Здесь уместно повторить, что для человека, в конечном счёте, важно не кто он, а какой он.

Привлечение преподавателей гуманитарных дисциплин к дипломному проектированию позволит студентам осознать необходимость коллективного обсуждения результатов своей работы. В лице этих преподавателей дипломник находит себе надёжного советчика, а чтобы стать таким, необходимо в процессе преподавания гуманитарных дисциплин готовить студента как мыслителя и гражданина, полезного своему народу.

МГТУ ГА может гордиться тем, что многие его выпускники таковыми и являются. Нынешние студенты не принимают участия в сомнительных уличных акциях протеста, не связаны публично с разными системными и несистемными оппозициями и не выходят на не санкционированные митинги. Они понимают, что их главная задача сейчас - учиться. Здесь можно говорить, что и преподаватели кафедры гуманитарных и социально-политических наук университета вносят свой посильный вклад в формирование специалистов с высокими морально-политическими качествами, начиная с первого и до выпускного курсов обучения.

Преподаватель гуманитарных дисциплин, как консультант по подготовке дипломного проекта, приглашает к обсуждению всех необходимых, по его мнению, студентов и специалистов в качестве экспертов. В обсуждении могут принимать участие и преподаватели непрофильных кафедр. Это важно, потому что дипломный проект является итогом всего срока обучения в университете, а его защита - та веха, ради которой стоит приглашать других специалистов для подтверждения полученных знаний. При подготовке к защите дипломного проекта очень кстати взгляд специалиста не инженерной области знания. Защита дипломного проекта действительно должна быть защитой публичной, кроме закрытых тем, а не «разбором полёта» узким кругом преподавателей-специалистов.

При защите дипломного проекта представитель кафедры гуманитарных дисциплин должен быть готов поддержать своего подопечного и высказаться на самые разные философские аспекты. Как эксперт, преподаватель гуманитарной кафедры может и сам подготовить вопросы, а также поднимать незатронутые проблемы на предварительном прослушивании дипломного проекта. Правда, к этому надо тщательно готовиться самому и готовить своего подопечного. У педагогов гуманитарных кафедр соискатель перед защитой получает уроки свободного выражения своих мыслей, так как педагог выступает здесь уже в роли режиссёра.

В заключение сообщения делается обоснованный вывод с указанием научных или иных источников, подтверждающих идеи докладчика. В процессе предварительного прослушивания дипломного проекта важно вести обсуждение до тех пор, пока все присутствующие не придут к общему знаменателю. А знаменатель должен быть только один: предлагаемый проект основан на современных научных, социальных, культурных нормах и внедрение его принесёт определённую пользу обществу. Научную базу инженерного проекта составляют: философская концепция; экономическое обоснование; данные социологов по данной теме; теория и конструирование летательных аппаратов и авиационных двигателей; аэродинамика и гидродинамика; аэромеханика, надёжность и долговечность авиационной техники; организация и управление производством; экология и другие составляющие науки [4, с. 6]. В этой связи высшее образование требует от преподавательского корпуса постоянного совершенствования процесса обучения с активным использованием гуманитарных наук.

Может показаться, что тут много рассуждений в пользу формирования широкого кругозора будущего инженера, но признаемся, что рыночная экономика - это не благотворительное сообщество и не плановая система, при которой государство делает заказ на подготовку специалистов. На рынке работодатель требует готового специалиста с широким кругозором и теми компетенциями, которые позволяют выполнять работу на уровне современных требований рынка. Ведь конкурентов победить можно только широкими знаниями, профессиональной реакцией и скоростью мышления. Для этого мало представлять себе образ того общества, который совершеннее реальности. Важно совершенствовать всё вокруг себя и, прежде всего, самих себя. Если человек связал свою судьбу с инженерной профессией, то он всю жизнь обязан пополнять свои знания. В этом видится смысл всей его жизни. И никакая недвижимость, никакие деньги настоящего инженера, в конечном счёте, счастливым не сделают.

Помимо обучения инженерной профессии гуманитарии прививают важнейшее качество -образованность. А она начинается со студенческих лет. Для такой категории людей образование является путеводной звездой. Об этом мечтал и великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Он писал, что в каждой деревне, имеющей 30 дворов, «была бы хорошая школа, не школа грамотности только, в которой ограничивались сообщением навыков чтения и счёта, но подлинно народная школа, как воспитательно-образовательное учреждение, основанное на широко понимаемом принципе народности» [5, с. 18]. Ныне в школе катастрофически теряется воспитательно-образовательная составляющая. В октябре 2012 года в одном из своих выступлений председатель правительства России Дм. Медведев заметил, что только за последние пять лет в нашей стране сократилось 15 тысяч малокомплектных школ. И это во время кризиса гуманитарного знания.

Тревога подчёркивалась и в выступлениях учёных на международной научно-практической конференции «Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире», которая проходила в 2012 году.

Конференция была представительной. В ней приняли участие: восемь депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (большинство представляли Комитет по образованию); депутаты Европарламента; Президент Российской академии образования; 14 академиков РАН и отраслевых академий; учёные США, Венесуэлы, Японии, Германии, Австрии, Китая, Румынии, посол Швейцарии [6].

С российской стороны для участия в международном форуме в очной и заочной форме участвовали: 92 доктора наук, 97 профессоров, 37 ректоров, проректоров и директоров институтов и их заместителей, 93 кандидата наук и старших научных сотрудника, 82 доцента и старших преподавателя.

На научной конференции работали круглые столы по следующим направлениям: «Сравнительная педагогика и психология высшего образования»; «Психологические проблемы развития личности в высшей школе»; «Педагогические технологии обучения и воспитания студентов вузов»; «Проблемы высшего экономического образования в России»; «Содержание и технологии обучения юристов в современной высшей школе»; «Гуманитарное образование в современном вузе» [6].

Выступавшие на конференции были единодушны в том, что на переломе общественных отношений гуманитарным дисциплинам принадлежит решающая роль, потому что активизация массовой культуры оказалась неким ориентиром на пути дегуманизации российского общества. Из этого вытекает, что формирование свободы и социальной ответственности личности должны быть в поле зрения всего образовательного процесса в высшей школе, а гуманитарная составляющая должна занимать своё достойное место.

Историк, этнограф, географ и знаток восточных и европейских языков, действительный член Императорского русского географического общества штаб-ротмистр Чокан Валиханов в начале Х1Х века имел возможность заметить важность и особенность гуманитарных наук в системе образования следующими словами: «У каждого народа свои условия развития. В сельском хозяйстве при культивировании растений учитывают все нужды самого растения - какая ему нужна почва, сколько тепла и сколько влаги. Так и в науках общественных надо исходить из условий жизни народа» [7, с. 227]. А условия жизни сегодня таковы - чтобы иметь полное счастье, человеку необходимо иметь славное отечество. Для создания такого отечества и должно быть направлено всё гуманитарное образование.

ЛИТЕРАТУРА

1. DOC 9401 - А№921. Руководство по созданию и работе авиационных учебных центров. - Монреаль: ИКАО.

2. Бондарев С. Студенты государства // Российская газета. - 2012. - № 242.

3. Энгельмейер П.К. Философия техники: библиографический очерк // Бюллетень политехнического общества. - 1905. - № 3.

4. Чинючин Ю.М. Методология и современные научные проблемы технической эксплуатации летательных аппаратов: учеб. пособие. - М.: МГТУ ГА, 1999. - Ч. 1.

5. Медынский Е.Н. Великий русский педагог К.Д. Ушинский / Учёные записки. - М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 1946. - Т. ХХХШ.

6. Васильева В.Д., Петрунёва Р.М., Дулина Н.В., Овчар Н.А. К вопросу о гуманитаризации высшего технического образования // Состояние и перспективы развития высшего образования в современном мире: сб. материалов докладов междунар. науч.-практич. конф. - Сочи, 2012.

7. Стрелкова И.И. Валиханов. - М.: Молодая Гвардия, 1983.

AFTER NEED SCHOOL IT IS IMPORTANT NOT WHO YOU ARE NOW, BUT HOW

Fanferov K.N.

The need to implement the humanitarian component in the diploma projekt of the engineer.

Key words: tags, education, humanities, the diploma project, the perspective of the engineer.

Сведения об авторе

Панфёров Константин Николаевич, 1932 г.р., окончил Московское художественное ремесленное училище (1951), Киевское военно-морское политическое училище (1957), МГПИ им. В.И. Ленина (1964), Институт журналистского мастерства (1972), обучался в Гарвардском университете США (1995), депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации первого созыва, заслуженный работник культуры РФ, действительный член Русской академии, член-корреспондент РАЕ, заслуженный деятель науки и образования РАЕ, доктор философских наук, кандидат экономических наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политехнических наук МГТУ ГА, ветеран Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., автор более 500 научных работ, область научных интересов - экономика, политика, философия, культура.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.