2008
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия История, философия, социология
№ 129
УДК 1/14:601
НУЖНА ЛИ ФИЛОСОФИЯ ИНЖЕНЕРУ?
В.П. БЕРЛЕВ
Статья представлена доктором философских наук, профессором Панферовым К.Н.
Рассматривается роль философии в современном инженерном образовании.
Споры по поводу целесообразности преподавания философии учащимся инженерных специальностей ведутся достаточно давно. Вопрос, вынесенный в заголовок этой статьи, становится особенно актуальным сегодня, когда в условиях рыночных отношений требуется за минимально возможный промежуток времени подготовить квалифицированного специалиста. Доктор физ.-мат. наук, профессор А.И. Козлов на конференции, посвященной Всемирному дню философии 15 ноября 2007 г., отметил три основных критерия оценки образования, а именно: 1) его качество; 2) время, затраченное для достижения желаемого качества; 3) стоимость образования при заданных качестве и времени. Рассмотрим процесс преподавания философии в высших технических учебных заведениях с точки зрения приведённых критериев.
Качество инженерного образования обычно определяют, во-первых, способностью дипломированного специалиста применять на практике полученные в высшем учебном заведении теоретические знания и приобретенные навыки, во-вторых, способностью успешно справляться с решением профессиональных задач, возникающих из практической деятельности. Инженеру в первую очередь необходимо изучение тех предметов, которые в будущем он будет использовать в своей работе, здесь встает вопрос о пользе преподавания философии инженерам. С первого взгляда может показаться, что конкретной пользы для инженерной деятельности философия принести не может, о чем, кстати, говорят многие позитивисты. Однако при тщательном рассмотрении выясняется, что задачи, стоящие сегодня перед инженерами, а также задачи будущего настолько сложны, что требуют комплексного, фундаментального подхода, и роль философских начал в их решении трудно переоценить.
Современный инженер проектирует, создает и обеспечивает корректное функционирование сложных, многоуровневых технических систем, необходимым звеном многих их них является человек. Например, достаточно давно началась полемика о создании беспилотных самолётов, выполняющих пассажирские перевозки, т.е. совершающих автономные полеты без прямого участия человека в процессе управления воздушным судном на маршруте. Технически эта идея реалистична и осуществима. Однако исследования показывают, что даже на современном этапе развития техники, присутствие человека на борту как оператора технического устройства «самолет» является необходимым условием безопасности полётов. Техника пока неспособна находить правильное решение во многих нестандартных ситуациях, возникающих во время полета и выходящих за рамки заданных программ. Также присутствие человека требует соблюдения норм эргономики и психологии. Таким образом, инженерные специалисты в своей профессиональной деятельности должны учитывать антропологические особенности, здесь очень важной представляется роль философии, особенно философии техники. Негодаев И.А. пишет о деятельности современного инженера, отмечая усложнение функций, возложенных на инженерных специалистов по сравнению с предшествующей ранее деятельностью по созданию технических устройств и агрегатов: «Однако ныне он все чаще имеет дело в этом случае не только с техническими устройствами, а с системой "человек-машина" и даже порой со сложными системными комплексами, в которые включены технологический процесс, природная и социокультурная среда. Возникает необходимость знать не только технологический процесс, но и функции человека в этом процессе, его взаимоотношения с машиной, знать социокультурную и даже естественную среду его деятельности. Без философского мышления здесь не обойтись» [1, с. 122].
Важной составляющей деятельности современного инженера является его социальная ответственность и соблюдение этических требований и норм. Действительно, сегодня, когда техника играет ведущую роль в жизни человека, инженер, эту технику создающий и модернизирующий, должен отдавать себе отчёт о последствиях своей деятельности, последствиях в первую очередь социальных, экономических, экологических и эстетических. К примеру, государство выделяет значительную сумму на разра-
ботку и создание технической системы или устройства. Инженеры, участвующие в таком проекте, должны осознавать важность возложенных на них задач, ответственно подходить к выполнению своих профессиональных обязанностей, конструируя качественный продукт, который будет удовлетворять потребности людей и конкурировать на мировом рынке с образцами зарубежной техники, что особенно важно в век рыночных отношений. Также при конструировании современных образцов техники необходимо принимать во внимание эстетические требования. Помимо удовлетворения духовных потребностей, следование требованиям эстетики несёт позитивный экономический эффект, к примеру, дизайнерский подход к организации рабочих мест помогает повысить эффективность труда. Использование особенностей восприятия цвета человеком порой помогает в экономии электрической энергии: «По технологии производства предприятия Японии и США красятся в светлые тона, благодаря чему значительно сокращаются расходы на освещение» [2, c. 71]. Таким образом, уместно говорить о гуманизации технической и инженерной деятельности, приоритетом которой выступают не только материальные, но и духовные потребности человека. Следовательно, современный инженер должен использовать широкий философский подход в оценке собственной деятельности и её регуляции. Философия в данном случае даёт необходимое представление о технике как важнейшем факторе современной жизни, показывает её основные особенности, определяет взаимодействие с другими областями человеческой деятельности. Родоначальник философии техники в России, известный инженер, мыслитель и философ Петр Климентьевич Энгельмейер писал ещё в конце XIX века: «Одним словом, техника есть только одно из колес в гигантских часах человеческой общественности. Внутреннее устройство этого колеса исследует технология, но она не в силах выйти за свои пределы и выяснить место, занимаемое этим колесом, и его функцию в общем механизме. Эту задачу может выполнить только философия техники» [3, с.73].
Философия способствует и формированию управленческой культуры инженера, ведь он выполняет и социальную функцию в качестве руководителя. Инженер должен обладать основами коммуникации, уметь общаться с людьми и формировать среду, наиболее подходящую для раскрытия творческого потенциала личностей, составляющих руководимый инженером коллектив. Наконец, инженеру для успешной работы требуется постоянно следить за инновациями в своей профессиональной сфере, а также быть информированным о нововведениях в смежных областях, ведь темпы технического прогресса растут с каждым днём, и специалисту инженерной специальности необходимо обладать актуальными знаниями для решения поставленных и вновь появляющихся задач. Здесь философия важна в качестве инструмента, формирующего у инженера широкий мировоззренческий подход, который, в свою очередь, помогает уяснить основные закономерности технического прогресса и предугадать направления дальнейшего развития техники.
Качественное инженерное образование не должно ограничиваться преподаванием технических и узкоспециализированных дисциплин, а обязательно должно включать курс предметов гуманитарных, в том числе философию, т.к. только при соблюдении этого условия выпускник высшего технического учебного заведения будет иметь возможность решать актуальные профессиональные проблемы, т.е. успешно вести практическую деятельность. К сожалению, несмотря на обоснованность изложенных выше доводов, все чаще количество часов, отведенных на гуманитарные дисциплины, и философию в частности, в учебных программах инженерных ВУЗов, сокращается. Панферов К.Н. пишет: «Сокращение гуманитарных и социально-экономических наук в технических вузах страны, намечаемое с 2006 года, приведет, по нашему убеждению, к тому, что уровень подготовки инженерных кадров снизится. Между тем зарождение новой техники и технологии требует проведения научных исследований, опытноконструкторских работ специалистами с широким набором знаний не только в технических науках, но и в гуманитарных». [4, с. 259]. Интересно, как эта проблема решается в странах Западной Европы и США, имеющих давние традиции рыночной экономики, требования которой являются определяющими при подготовке рабочих кадров, в том числе и инженерных? Ответом на этот вопрос могут служить сертификационные требования к учебным программам инженерных специальностей, выдвигаемые Аккредитационным Советом Инженерии и Технологии США (ABET), основанному в 1932 г. Данные требования гласят, что программы подготовки инженеров должны продемонстрировать, что прошедшие их специалисты помимо профессиональных, специализированных знаний и умений, во-первых, имеют способность успешной коммуникации, во-вторых, обладают пониманием профессиональной и этической ответственности, в-третьих, способны оценить последствия инженерной деятельности в глобальном и социальном контекстах [5]. Таким образом, философия, формирующая вышеуказанные качества, является обязательным элементом высшего инженерного образования в США.
Итак, качественное инженерное образование невозможно без преподавания философии. Однако здесь же возникает проблема времени подготовки инженерных кадров, о чём в большинстве случаев и говорят противники изучения философии в инженерных ВУЗах. Как при достижении желаемого качества современного инженерного образования минимизировать время, затраченное на подготовку специалиста? Ведь учиться можно вечно, однако, в интересах личности и государства как можно быстрее подготовить инженера, отвечающего современным требованиям. В данном случае решением может служить тщательный и критический подход к формированию учебных программ высших технических учебных заведений и их своевременная модернизация. К примеру, одним из способов более рационального использования времени, проводимого студентами в ВУЗе, является замена преподавания общей философии преподаванием философии науки и техники. Данная дисциплина достаточна молода, но именно она способна сформировать то философское мировоззрение, которое необходимо инженеру при непосредственной практической деятельности.
Проблема стоимости подготовки инженерных кадров определяется временем, необходимым для обучения специалиста, наличием оборудованной учебной базы и современных средств обучения. Преподавание философии не требует дополнительных условий и влияет на стоимость обучения за счёт академической нагрузки и соответствующей заработной платы преподавателей. Философия, являясь необходимым элементом современного инженерного образования, в век рыночных отношений выгодно отличается среди других дисциплин минимальными расходами, требуемыми для её преподавания.
В современных условиях технического прогресса и рыночных отношений инженерное образование является залогом успешного развития страны в различных областях: экономической, политической, социальной, культурной и др. Примером может служить гражданская авиация. Доходы американской корпорации Boeing в 2008 г. планируются на уровне 71 млрд. долларов, что составляет почти 27% от всех планируемых доходов российского бюджета за эквивалентный период. Гражданская авиация будучи наукоёмкой отраслью хозяйства, требует для своего развития квалифицированных научных и инженерных кадров. Пример Китая в данном случае является показательным: «Китайские авиакомпании разместили заказы на большое количество самолетов, но найти технический персонал для их обслуживания значительно сложнее. Не упоминая о вопросах безопасности полетов, руководство гражданской авиации Китая намерено ограничить расширение отрасли... Запрет на регистрацию новых авиакомпаний по крайней мере до 2010 г. является частью стратегии, нацеленной на замедление слишком быстрого роста интенсивности воздушного движения, который осложняет процесс создания инфраструктуры и формирования ресурсов квалифицированной рабочей силы» [6, с.14]. Таким образом, очевидным является тот факт, что высшая техническая школа играет одну из ведущих ролей в развитии государства в целом. Ориентация философии на практические нужды - одно из главных направлений модернизации инженерного образования. В данном случае очень важными средствами представляются детальный анализ и внесение необходимых корректировок в содержание учебных программ технических ВУЗов с целью их оптимизации по трём ключевым параметрам: качеству, времени и стоимости обучения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Негодаев И.А. Философия техники: Учеб. пособие для техн. вузов. - Ростов-на-Д., 1997.
2. Панфёров К.Н. Культура труда - основа реализации духовного потенциала. - М., Изд-во Центр. института повышения квалификации руков. и творческих работников, 1990.
3. Энгельмейер П.К. Технический итог XIX века. - М.: Тип. К.А. Казначеева, 1898.
4. Панфёров К.Н. Социально-экономическая политика России в переходный период. - М.: РУСАКИ, 2007.
5. www.abet.org
6. Авиатранспортное обозрение: деловой журнал по воздушному транспорту, октябрь 2007, № 83. - М., 2007.
IS PHILOSOPHY NECESSARY FOR ENGINEERING?
Berlev V. P.
The role of philosophy in modern engineering education is represented.
Сведения об авторе
Берлев Владислав Павлович, 1983 г.р., окончил МГТУ ГА (2005), аспирант МГТУ ГА, автор 6 научных работ, область научных интересов - философия науки и техники.