Вернисаж
VERNISSAGE
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.024
УДК 7.03:7.074
ПОСЛЕ 1917-ГО. ВЫСТАВКА ЧАСТНОЙ КОЛЛЕКЦИИ В МУЗЕЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА ХАРБИНА
Зотова Ольга Ивановна
Кандидат искусствоведения, доцент
Дальневосточного федерального
университета.
Россия, г. Владивосток.
zotova-o@yandex.ru
Выставка, прошедшая в июне 2019 года в Музее современного искусства Харбина, была организована Галереей русского искусства «Jialand» и частным коллекционером Джи Кай (Ji Kai) из Пекина. Эта выставка имела необычный формат: впервые зрителю предлагалось обширное частное собрание, насчитывающее несколько сотен произведений советского и российского искусства. Название выставки — «После 1917-го года — Частная коллекция советского искусства XX века» — указывает на широту временного охвата материала: от 1920-х годов, периода легендарного русского авангарда, до 1990-х, времени, когда советское искусство стало явлением и феноменом истории.
Ключевые слова: Музей современного искусства Харбина, Харбин, галерея русского искусства Jialand, русское искусство в Китае.
Библиографическое описание для цитирования:
Зотова О.И. После 1917-го. Выставка частной коллекции в Музее современного искусства Харбина // Искусство Евразии. - 2019. - № 3 (14). - С. 336-345. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.024. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/1483113/35/
Предварить краткий обзор материала, включенного в выставку, хотелось бы указанием на исключительную роль частного коллекционирования. Это особое явление культуры, сравнимое с музейной работой. Образованный и увлеченный коллекционер способен превратить свою страсть к собирательству в личную судьбу и одновременно в большое общественное дело, которым является предъявление искусства широкой аудитории. Частные собрания легли в основу выдающихся музеев мира. В этой ситуации коллекция, ставшая основой выставки «После 1917-го года», формируется по аналогичному принципу.
Аннотация
Интерес к русскому искусству в Китае общеизвестен: владельцы частных галерей и государственные музеи охотно сотрудничают с отдельными художниками, региональными отделениями Союза художников России в создании выставок разного масштаба и статуса. Галерею «Jialand» в этом отношении можно считать лидером в провинции Хэйлунцзян. Однако чаще всего эти творческие отношения касаются художников, участвующих в текущем художественном процессе. Это объяснимо: произведения, созданные ушедшими из жизни мастерами, чье творчество определяет эпоху, не всегда доступны. Еще одна причина обращения в первую очередь к современному материалу — отсутствие понимания целостности истории советского искусства и вследствие этого компетентности в выборе авторов, желательных для коллекции.
В связи с данной выставкой галерея «Jialand» выступила консультантом для целостного собрания, в котором можно выделить четыре основных раздела, отразивших последовательное развитие советского искусства.
Рис. 1. Выставка «После 1917-го года — Частная коллекция советского искусства XX века». Музей современного искусства Харбина.
Первый раздел «Советский модернизм» вобрал произведения 1920—1930-х годов. Подзаголовок «ВХУТЕМАС-ВХУТЕИН и ОСТ» расшифровывает предпочтения коллекции и задает смысловые координаты. В советском искусствознании это десятилетие рассматривалось как период, когда искусство было инструментом в борьбе за победу социализма и упрочение социалистического общества. Однако творчество представленных авторов — С. Никритина, М. Аксельрода, И. Николаевцева, Д. Штеренберга, чьи произведения созданы именно в это десятилетие, хотелось бы рассматривать в первую очередь в связи со стилистическими исканиями времени. Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС), созданные в 1920 году на основе Строгановского художественно-промышленного училища и Московского училища живописи, ваяния и зодчества — ведущих художественных учебных заведений Москвы и переименованные в 1927 году в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), и Общество художников-станковистов (ОСТ) сыграли огромную роль в формировании общего лица архитектуры и изобразительного искусства не только 1920—1930-х годов, но и гораздо более поздних периодов. Вышеназванные художники имели прямое отношение к указанным структурам, занимались просветительской и преподавательской деятельностью, формировали теоретические концепции, организовывали выставки.
Рис. 2. Никритин Соломон Борисович (1898-1965). Персонаж. 1921. Бумага тушь, кисть. Из собрания фотографа Владимира Сычева (Париж) и Л. и Л. Заволокиных (Москва).
Не вдаваясь в подробный рассказ о каждой из институций, скажем, что ими были заложены принципы новаторства, эксперимента, удивительной свободы, связанной с хорошим знанием европейского искусства и подъемом молодой страны Советов. Эти принципы проявлялись и позже, когда время авангардных исканий сменилось другой
Рис. 3. Лксельрод Меер Моисеевич (1902—1970). Рыбаки. 1927. Бумага, тушь. Из собрания семьи художника.
эпохой. Эти качества просматриваются в творчестве А. Тышлера, А. Лабаса, Г. Нисского, чьи произведения, датированные более поздними годами, также представлены в коллекции.
Во втором разделе «Возвращение реализма» линия развития советского искусства продолжается тем, что указывает не только на стилистическую доминанту времени — реалистическое отражение жизни и событий (принцип, заложенный и достигший расцвета в русском искусстве во второй половине XIX века), но и на возрастание роли ведущего в стране художественного вуза — Ленинградского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина. В одном из недавних интервью нынешний ректор С. Михайловский [1] определил это высшее учебное заведение как едва ли не единственный оплот сохранения многовековых традиций в художественном образовании и подготовке высокопрофессиональных художников, владеющих всем арсеналом средств для создания большой тематической картины. Возвращение к этой магистральной линии состоялось после 1930-х годов.
И. Бродский, Б. Иогансон, В. Орешников преподавали в институте им. И.Е. Репина и внесли огромный вклад в развитие художественного образования, подготовив талантливых выпускников, пришедших в искусство в следующие десятилетия. Но не только педагогика и исследовательская область (названные художники являются авторами серьезных теоретических трудов, академиками Академии художеств СССР. К примеру, Б. Иогансон с 1962 года был главным редактором «Энциклопедии искусства стран и народов мира») явились полем блестящих результатов: их произведения вошли в коллекции Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея и других художественных музеев страны. Их творчеству свойственны высокий профессионализм, яркое авторское начало, индивидуальная манера, делающая произведения узнаваемыми, широкий жанровый и тематический диапазон.
Рис. 4. Иогансон Борис Владимирович (1893—1973). Зимняя мелодия. 1961. Холст на картоне, масло, 61 х 42 см.
Так, Б. Иогансон, известный программными полотнами «На старом уральском заводе» и «Допрос коммуниста», является и автором камерного, лирического произведения «Зимняя мелодия», в котором основное внимание уделено состоянию зимнего дня, настроению музицирующей женщины, а также известного «Натюрморта с маской А.С. Пушкина».
Рис. 5. Орешников Виктор Михайлович (1904-1987). Орлино. 1956. Холст, масло. Из собрания Л.В. Орешникова, сына художника.
Третий раздел «Пробуждение советского авангарда. 1950—1960-е» своим названием вызывает ассоциацию с настроением первых лет Советской республики: стремление к обновлению, к переменам в жизни и искусстве, к поиску острой образности в художественном языке. Именно в это десятилетие родился знаменитый в советском искусстве «суровый стиль», проявление которого наиболее характерно в связи с данной коллекцией для творчества Г. Нисского. Однако в это время о себе серьезно заявляют такие художники, как В. Загонек, А. Мыльников, В. Сидоров, А. Левитин, К. Шебеко, И. Варичев, А. Зверев, Ю. Соостер, А. Знак и другие авторы, помимо замечательных произведений давшие яркие разновидности регионального — прибалтийского, сибирского, дальневосточного — искусства.
Рис. 10. Левитин Анатолий Павлович (1922-2018). Портрет художника Лялякина. 1992. Холст, масло.
Рис. 11. Вайшля Леонид Игнатьевич Рис. 12. Вайшля Леонид Игнатьевич (1922—2013).
(1922—2013). Воротная башня Лхтальского Окопы. 1965. Холст, масло. Из собрания семьи монастыря. 1983. Холст, масло. Из собрания художника. семьи художника.
В их произведениях звучат темы недавно отзвучавшей Великой Отечественной войны, малой и большой Родины, строительства мирной жизни, сельской глубинки и ее жителя, занимающегося созидательным трудом, поиска нравственных основ бытия. Сложно выделить какую-либо одну стилистическую линию в этом десятилетии: помимо сурового стиля, в котором акцент делается на формальные качества, экспрессию цвета, авторам близки импрессионистические искания, следование линии классической русской живописи. Блестящая плеяда шестидесятников явилась тем поколением художественной интеллигенции, которое обусловило развитие всего последующего искусства: профессиональные и нравственные рефлексии этого поколения имели очень высокую планку.
Четвертый раздел «Искусство нонконформизма. 1970-е» дает круг имен и произведений, связанных со стремлением художника к индивидуальному высказыванию, отстаиванию свободы творчества, протестными настроениями, оправданными в ситуации идеологического давления. К этой группе относятся М. Шемякин, Д. Краснопевцев, В. Немухин, Е. Кропивницкий, Е. Михнов-Войтенко, Б. Свешников, В. Потехин и другие. Произведения этих авторов широко известны сегодня и дают представление о неофициальном искусстве, которое не могло быть публично представлено в советское время. Именно этому искусству присущи поистине неограниченная широта в использовании художественных средств, философский подтекст произведений, гротесковость в отношении к реалиям советской жизни, метафоричность, притчевая нота. Метафизическая составляющая этих произведений обеспечивает отрыв от конкретных реалий, даже если эти реалии вполне прочитываются в образном строе, превращая их в сущностную вещь. Этот раздел делает коллекцию завершенной и очень современной, так как именно неофициальное искусство было тесно связано с неформальными творческими молодежными объединениями и обеспечило переход в XXI век.
Рис. 13. Шемякин Михаил Михайлович Рис. 14. Нестерова Наталья Игоревна (1944). (1943). Неожиданная встреча. Серия Благовещение. 2003. Холст, масло.
«Карнавалы Санкт-Петербурга». 1961. Бумага, литография.
В связи с выставкой «После 1917-го года» уместно сделать обзор собственной коллекции галереи «Jialand». В марте 2018 года галерея отметила свое десятилетие в Музее современного искусства Харбина выставкой «Золотые годы». Это красивое название очень символично: годы становления и роста галереи, которая сегодня занимает одну из самых заметных позиций среди галерей русского искусства в Китае, действительно можно назвать золотыми. Очень важным является то, что, начав формировать коллекцию из наиболее значительных произведений художников Дальнего Востока России, галерея постепенно начала расширять круг авторов, приглашая для участия в своих выставках художников Сибири, Санкт-Петербурга и Москвы.
В настоящее время галерея «Jialand» представляет очень интересную коллекцию, насчитывающую более 1000 произведений. В нее включены работы художников разных периодов — от созданных известнейшими мастерами советской эпохи до самых современных. Это дает прекрасную возможность наблюдать историю российского искусства, его стилистическую многогранность и многожанровость, его универсальный художественный язык.
История коллекции галереи «Jialand» началась в те годы, когда спрос на русское искусство в Китае был уже сформирован, что побудило других галеристов к массовым закупкам русской живописи. В этой ситуации галерея оказалась в конкуренции с уже созданными и имеющими опыт работы галереями Харбина: в числе крупнейших из них — Художественный музей Туньчжэнь, галерея Хань Цзяньминь. Руководство галереи «Jialand» приняло решение сделать акцент на коллекционировании современных произведений самых интересных художников Дальнего Востока России, в числе
которых заслуженный художник России Е. Макеев, член-корреспондент Российской академии художеств М. Холмогорова, художники Л. Козьмина, О. Подскочин, В. Медведев, Е. и М. Пихтовниковы, А. Филатов и другие.
Созданный ими образный мир универсален и находится вне пределов конкретного исторического времени и конкретной культурной ситуации. Их произведения вызывают ощущение связи с мировой культурой, так как авторы обращаются к жанрам, сюжетам и художественным приемам, в которых интерпретируют культурный и художественный опыт предшествующих эпох. Широкий диапазон жанров (тематическая композиция, портрет, пейзаж, натюрморт) и авторских манер, в котором есть место живописному эксперименту и стилистическому разнообразию, исполнительская культура говорят об общем высоком профессиональном уровне коллекции.
В тематических произведениях отражены аспекты человеческого бытия, из которых формируется универсальная система нравственных ценностей. Художникам интересны библейские сюжеты, европейская и азиатская культуры, русская история, история дальневосточного региона. С точки зрения формальных и стилистических качеств это самый богатый материал. В натюрморте художники демонстрируют способность воплотить в живописи материальный мир во всей его красоте и разнообразии. В пейзаже живописцы работают в русле классической русской традиции, связанной с внимательным изучением характера натуры. Регулярные выезды на пленэр позволяют художникам нарабатывать мастерство в передаче материальных качеств среды и создавать замечательные образы природы.
Стремительное развитие галереи было обусловлено включением в коллекцию произведений таких художников Москвы и Санкт-Петербурга, как Н. Андрейчиков,
A. Щеголева, Д. Саунин, Константин и Карина Дудко, И. Овчаренко, Александр и Татьяна Новоселовы, А. Виноградова. Большинство из них являются выпускниками Санкт-Петербургского института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина, усвоившими лучшие традиции русской реалистической школы. Они создают большеформатные тематические картины, в которых варьируют различные темы — от античности и русского язычества до самых современных сюжетов. Их полотна отличаются сложностью творческой задачи, которую ставит перед собой художник, продуманным композиционным решением, выразительной колористической гаммой. Художников объединяет стремление вернуться к классике реалистической традиции — грамотному рисунку, композиции, тону, что обеспечивается академическим образованием. Благодаря произведениям этих художников экспозиция галереи «Jialand» была самой заметной и интересной на Саммите русской живописи «Тепло» в 2013 году в Харбине [2].
Еще один пласт произведений из коллекции создан художниками, чья слава вышла далеко за пределы России. Это народные художники СССР В. Сидоров, Б. Иогансон,
B. Иванов, заслуженные художники РСФСР Н. Галахов, К. Шебеко, М. Шемякин.
Благодаря грамотной работе с художниками, личным контактам директора г-жи Лу Гуйлань с мастерами из Москвы и Санкт-Петербурга собрание галереи «Jialand» постоянно пополняется новыми произведениями искусства, что позволяет говорить о перспективах развития.
Литература
1. Искусство молодых. Ректор института имени Репина Семен Михайловский — о поддержке творчества новых поколений // Известия. — 2018. — 17 апреля. [Электронный ресурс]. URL: https://iz.ru/730471/semen-mikhailovskii/iskusstvo-molodykh (дата обращения: 07.09.2019).
2. Саммит русской живописи проходит на ЭКСПО в Харбине [Электронный ресурс]. URL: https://deita.ru/ru/news/4710477-sammit-russkoy-zhivopisi-prokhodit-na-ekspo-v-kharbine/ (дата обращения: 07.09.2019).
Статья поступила в редакцию 09.09.2019 г.
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.024
AFTER THE 1917TH. PRIVATE COLLECTION EXHIBITION AT THE HARBIN CONTEMPORARY ART MUSEUM
Zotova Olga Ivanovna
Far Eastern Federal University, PhD of Arts,
Associate Professor.
Russia, Vladivostok.
zotova-o@yandex.ru
The exhibition, held in June 2019 at the Harbin Contemporary Art Museum, was organized by the Gallery of Russian art «Jialand» and a private collector from Beijing. This exhibition had an unusual format: for the first time the viewer was offered an extensive private collection, reading several hundred works of Soviet and Russian art. The title of the exhibition «After 1917th — Private collection of Soviet art of the XX century» indicates the breadth of the temporary coverage of the material: from the 1920s, the period of the legendary Russian avant-garde, to the 1990s, the time when Soviet art became a phenomenon of history.
Keywords: Harbin Contemporary Art Museum, Harbin, Jialand gallery of Russian art, Russian art in China.
Bibliographic description for citation:
Zotova O.I. After the 1917th. Private Collection Exhibition at the Harbin Contemporary Art Museum. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2019, No. 3 (14), pp. 336-145. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.024. Available at: https://readymag.com/u50070366/1483113/35/ (In Russian).
1. Iskusstvo molodykh. Rektor instituta imeni Repina Semen Mikhailovskii — o podder%hke tvorchestva novykh pokolenii [The art of the young. Rector of the Repin Institute Semyon Mikhailovsky — on supporting the creativity of new generations]. I%vestiya — News, 2018, April 17. Available at: https://iz.ru/730471/semen-mikhailovskii/iskusstvo-molodykh (accessed 07.09.2019).
2. Sammit russkoi %hivopisiprokhodit na EKSPO v Kharbine [The summit of Russian painting takes place at the EXPO in Harbin]. Available at: https://deita.ru/ru/news/4710477-sammit-russkoy-zhivopisi-prokhodit-na-ekspo-v-kharbine/ (accessed 07.09.2019).
Received: September 9, 2019.
Abstract
References