По запасникам и экспозициям
музеев и картинных галереи
IN STOREROOMS AND EXPOSITIONS OF MUSEUMS AND ART GALLERIES
АЛТАЙ. РОССИЯ. МОНГОЛИЯ: К 85-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ ЗАСЛУЖЕННОГО ХУДОЖНИКА РОССИИ Ф.С. ТОРХОВА
Пешков Евгений Юрьевич Старший научный сотрудник, Государственный художественный музей Алтайского края. Россия, г. Барнаул. eugeneup@yandex.ru
10 октября 2015 года исполнилось 85 лет со дня рождения заслуженного художника России Ф.С. Торхова, создавшего яркие и запоминающиеся живописные образы Алтая и Монголии. Художник и общественный деятель внес значительный вклад в современное искусство Евразии и много сделал для укрепления межгосударственных и культурных связей между Россией и МНР. Государственный художественный музей Алтайского края отметил памятное событие персональной выставкой художника «Алтай. Россия. Монголия». На Алтае и в Монголии состоялись выставки и мероприятия, посвященные знаменательной дате. Подробно о выставке в ГХМАК и кратко о других событиях рассказывается в статье.
Ключевые слова: Ф.С. Торхов, юбилей, выставки, Алтай, Монголия, Россия, Государственный художественный музей Алтайского края.
Библиографическое описание для цитирования:
Пешков Е.Ю. Алтай. Россия. Монголия: к 85-летию со дня рождения заслуженного художника России Ф.С. Торхова / / Искусство Евразии. — 2016. — № 1 (2).
- С. 175-192. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.017. [Электронный ресурс] URL: https://readymag.com/u50070366/501557/35/
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.017
УДК 7.071.1
Аннотация
Федор Семенович Торхов родился 10 октября 1930 года в селе Верх-Коевал Новокузнецкого района Кемеровской области. Заслуженный художник РФ (1980). С 1939 жил и работал в Барнауле. Окончил Ташкентское художественное училище им. П.П. Бенькова (1958). Участник выставок с 1958 года. Член Союза художников России (1970). В 1964—1973 гг. — директор Алтайских художественно-производственных мастерских Художественного фонда РСФСР. В 1990—1991 гг. избирался председателем правления Алтайской организации СХ РСФСР. В эти же годы являлся художественным руководителем в Домах творчества СХ РСФСР «Академическая дача» и «Горячий ключ». С 1983 по 1991 гг. избирался в состав Правления СХ СССР. Был делегатом ряда съездов СХ СССР и РСФСР. В 1979—1991 гг. — председатель Алтайского отделения Общества советско-монгольской дружбы. В 1981—1991 гг. — заместитель председателя Общества советско-монгольской дружбы, впоследствии — член Центрального правления Общества друзей Монголии. Руководитель и участник двух творческих групп российских и монгольских художников «Алтай — Баганур — Гоби» (1982—1984), «Алтай — горы дружбы» (1986—1988). В 2000 году открыл персональную картинную галерею в краеведческом музее города Ульгий (МНР) и подарил 50 своих произведений, посвященных аймаку. В 2005 году передал в дар монгольскому государству 70 работ. Участник многочисленных краевых, зональных, республиканских, всесоюзных, зарубежных и международных выставок. Основные выставки: «Россия» (1980, 1985, 1992, 1999), всесоюзные выставки (1978, 1979, 1982, 1983, 1984, 1985, 1987, 1988), персональные в Москве и Улан-Баторе (1975, 1994, 1998, 2005) и другие. Провел более двадцати персональных выставок. Имеет многочисленные правительственные награды СССР, РФ и Монголии. Почетный гражданин Баян-Ульгийского аймака и г. Ульгий. Обладатель высшей правительственной награды Монголии — ордена «Полярная звезда» (1998). Имеет многочисленные награды от администраций Алтайского края и Барнаула. Обладатель серебряной медали Союза художников России за вклад в развитие изобразительного искусства России (2009). Лауреат Гуманитарной премии Демидовского фонда Алтайского края (2011). Скончался 7 ноября 2012 года. Похоронен на Черницком кладбище города Барнаула.
Выставки и мероприятия в честь 85-летия Ф.С. Торхова
Прошло уже три года с тех пор, как нет с нами классика алтайского искусства, заслуженного художника России Федора Семеновича Торхова, но память о нем бережно хранят в России и Монголии. Яркий самобытный живописец и общественный деятель внес значительный вклад в современное искусство Евразии и много сделал для укрепления межгосударственных и культурных связей между двумя странами, неслучайно и после его смерти на Алтае и в Монгольской Народной Республике проходят выставки произведений художника и проводятся мероприятия в его честь. Юбилейный 2015 год стал богатым на события, посвященные памяти художника.
17 сентября 2015 года в городе Ульгий состоялось открытие уже второй посмертной выставки Ф.С. Торхова в МНР под названием «Монгольские напевы». Мероприятие было приурочено также к 75-летнему юбилею административного центра Баян-Ульгийского аймака Монголии. В открытии приняли участие представители региональных и городских властей, почетные гости и жители города. В экспозицию вошло 50 произведений, подаренных художником городскому краеведческому музею. Выставка была организована при поддержке руководства города Ульгий
и Представительства Алтайского края в Монголии. Зрители могли познакомиться с творчеством Фёдора Семёновича в течение месяца [3].
14 октября в «Арт-галерее Щетининых» города Барнаула открылась выставка «Нас подружил Алтай» [4]. На выставке была представлена живопись Ф.С. Торхова и его коллег по цеху, с которыми он долгое время плодотворно сотрудничал, — В.П. Чукуева и А.П. Щетинина. Открытие прошло в теплой, дружественной обстановке, в присутствии организаторов выставки Анатолия Прокопьевича Щетинина, Ирины Витальевны Щетининой и Марины Федоровны Тифлисовой (дочери художника, много делающей для популяризации и сохранения творческого наследия своего отца), членов семьи Федора Семеновича, художников, искусствоведов, друзей и знакомых. Среди экспонатов выставки выделялся портретный образ Ф.С. Торхова кисти В.П. Чукуева, написанный в самобытной авторской манере, ярко передающий характерные черты личности портретируемого. По итогам работы выставки организаторами был выпущен альбом [5].
Федор Семенович Торхов долгие годы поддерживал тесные связи с музеем «Дружба» школы № 38 им. Сухэ-Батора города Барнаула. Память об этом бережно хранят учителя и ученики школы. 29 октября 2015 года в выставочном зале школьной библиотеки, на фоне экспозиции из картин Ф.С. Торхова, состоялась встреча с дочерью художника М.Ф. Тифлисовой, которая рассказала много нового и интересного о жизни и творчестве своего отца. Ученица 7 класса Бойкова Арина подготовила презентацию «Ф.С. Торхов — общественный деятель», с которой познакомила учеников 5 класса [2].
Выставка «Алтай. Россия. Монголия» в ГХМАК
Государственный художественный музей Алтайского края почтил память художника, организовав уже третью персональную выставку Ф.С. Торхова в своих стенах. В экспозицию были включены лучшие произведения автора, находящиеся в музейной коллекции. На открытии демонстрировался мультимедийный «Творческий альбом», в который вошли цифровые копии редких фотографий из архива художника,
Рис 1. А.П. Щетинин и М. Ф. Тифлисова (Торхова)
на открытии выставки «Нас подружил Алтай»
в «Арт-галерее Щетининых»,
г. Барнаул.
переданного в ГХМАК М.Ф. Тифлисовой, иллюстрирующие разные этапы творческой биографии мастера.
Рис. 2. Участники открытия выставки смотрят фотографии Ф.С. Торхова.
Рис. 3. Гости открытия выставки Ф.С. Торхова в ГХМАК..
Название выставки «Алтай. Россия. Монголия» было продиктовано самой тематикой картин Ф.С. Торхова. В нем нашли отражение три большие темы его творчества, объединяющие все остальные.
«Алтай» в творчестве Федора Семеновича — это и город Барнаул, в котором с 1939 года и до конца своих дней проживал художник. Это и степной Алтай, в творческие командировки по которому он много ездил, особенно в начале своей профессиональной деятельности. Безусловно, это и Алтай горный, которому Ф.С. Торхов посвятил свои лучшие произведения.
Работы о Барнауле художник создавал, главным образом, на заре своего творчества. В небольшом этюде «Морозный день в Барнауле» (1959), исполненном в импрессионистическом ключе, автору удалось, несмотря на, казалось бы, унылый мотив (сильный мороз, чадящие трубы, кривизна заснеженных улиц, строений и столбов), создать удивительно жизнерадостный по настроению и, вместе с тем, эстетически утонченный и привлекательный образ уголка нашего родного города.
\
\
Рис. 4. Ф.С. Торхов. Морозный день в Барнауле. 1959. Картон, масло. 39,5 х 31. ГХМАК
Работа «Первомайская демонстрация в г. Барнауле» (1964) привлекает внимание декоративностью колорита и помогает понять суть творческого метода Ф.С. Торхова. Как настоящий художник-реалист, работающий с натуры, Федор Семенович руководствуется тем, что она ему предлагает. В этом и других своих произведениях, где преобладает большая доля обобщения и декоративная палитра, художник никогда не пересекает той условной границы, когда появляется возможность трактовать картину как произведение, выполненное в символическом либо декоративном стиле.
Рис. 5. Ф.С. Торхов. Первомайская демонстрация в г. Барнауле. 1964. Картон, масло. 51,7 х 71,4. ГХМАК.
Такой «многокрасочный реализм» в соединении с алтайской и монгольской тематикой и есть та индивидуальная творческая манера, которая отличает художника от остальных наших живописцев. Любители живописи среди работ других авторов всегда с легкостью узнают яркий и неповторимый почерк Ф.С. Торхова.
Степной Алтай также привлекал внимание художника. Он побывал во многих его уголках: посещал поля и хозяйства, писал портреты сельских тружеников. «Строительство первой насосной» (1975) — произведение на тему строительства Кулундинского канала. Оно повествует об историческом моменте: возведении головной насосной станции в районе города Камень-на-Оби, предназначенной для подачи воды в канал из великой сибирской реки.
Рис. 6. Ф.С. Торхов. Строительство 1-ой насосной. 1975. Картон, масло. 47,8 х 69. ГХМАК.
Картина «Здесь будет вода» (1978) — панорамный вид на ту же тему. Тонкое поживописи произведение в коричневатых тонах, символично по своему значению. В нём автор предвосхищает грядущее событие (приход воды в Кулундинскую степь), подчеркивая это образным названием своей работы.
Рис. 7. Ф.С. Торхов. Зздесь будет вода. 1978. Холст, темпера. 99 х 189. ГХМАК
6 августа 2014 года в Государственном художественном музее Алтайского края состоялась официальная церемония передачи в дар музею от Алтайского центра по организации воздушного движения филиала «ЗапСибаэронавигация» произведений Федора Семеновича Торхова «Горный пейзаж с вертолетом» и «Алтай. Ильичево поле». Картины с видами природы Алтайского края и изображениями авиационной техники были написаны Ф.С. Торховым для украшения интерьеров здания аэропорта. На протяжении долгих лет прекрасные панорамные работы были доступны лишь узкому кругу зрителей. Администрация Алтайского центра ОВД приняла решение сделать добрый жест и преподнести подарок жителям краевой столицы, передав картины в дар художественному музею. Картина «Алтай. Ильичево поле» (1986), вошедшая в экспозицию выставки, служит нам напоминанием о знаменательном событии из истории края. Именно это поле в 22-м году прошлого века было вспахано первым на Алтае трактором, появившимся у алтайских коммунаров по прямому распоряжению В.И. Ленина [1].
Рис. 8. Ф.С. Торхов. Алтай. Ильичево поле. 1986.
Ф.С. Торхов входит в почетный круг классиков алтайского искусства. Его творчество представляет собой образец высокого мастерства, работоспособности и отличается яркой, декоративной, по-торховскому самобытной живописной манерой, напоминающей стилистику столь любимых им «куинджистов». Произведения Ф.С. Торхова о природе Горного Алтая с успехом представляют искусство региона в крупнейших всероссийских выставочных проектах на лучших площадках Москвы и Санкт-Петербурга: в Государственной Третьяковской галерее, Русском музее и др. Картины «Тальмень-озеро», «Когда цветут огоньки», «Урочище Кок-Тау», ставшие основой экспозиции выставки «Алтай. Россия. Монголия», входят в золотой фонд алтайской живописи.
Рис. 9. Картины Ф.С. Торхова «Когда цветут огоньки» и «Тальмень-озеро» в экспозиции выставки «Алтай — образ — время» из фондов ГХМАК во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства, Москва, 2014.
На картине «Когда цветут огоньки» (1969) изображена мараловодческая ферма, находящаяся в горах Алтая. Композиция построена на взаимодействии устойчивых и подвижных форм, ритма и пластики. Устойчивость задается вертикальными линиями ритмически выстроенных стволов хвойных деревьев. Ощущение движения появляется из-за показанного сложного рельефа местности, бегущих оленей, россыпей ярко-оранжевых пятен цветущих огоньков, которые иногда сливаются в извилистые ручейки, и как будто отражаются светлыми пятнами на стволах деревьев, в местах с более светлой корой. Весь пластический рисунок картины органично подчеркивает это взаимодействие динамики и статики. Декоративное сочетание коричневых, оранжевых и зеленых цветовых пятен оставляет впечатление свежести, создает радостное настроение и чувство эмоциональной приподнятости. Художник в своем полотне нашел тонкую гармонию между правдивостью повествования и красочной декоративностью.
Рис. 10. Ф.С. Торхов. Когда цветут огоньки. 1969. ДВП, масло. 94 х 120.
Картина «Тальмень-озеро» (1967) раскрывает живописную красоту горного озера. Высокогорье, благодарная среда для художника-живописца. Чистый прозрачный воздух позволяет видеть цвета предметов на очень больших расстояниях и передавать их в картинах. Отсюда, и такое богатство цветовой палитры, которое мы наблюдаем в данном произведении. Обобщенная живописная манера только помогает нам ощутить всю многокрасочность запечатленного образа.
В посвященном Горному Алтаю полотне «Урочище Кок-Тау» (1974) художнику удалось создать обобщенный образ и интуитивно приблизиться к философским основам миропонимания. Изображения воздушного пространства, гор и горных лугов, деревьев и животных, человеческого жилья носят практически архетипический характер. Такое впечатление достигается благодаря композиционной компоновке и той
необходимой меры обобщения, что, тем не менее, позволяет воспринимать созданный образ как реалистическое произведение.
Рис. 12. Ф.С. Торхов. Урочище Кок-Тау. 1974. ДВП, масло. 120 х 150. ГХМАК.
Народный дипломат — так называют Ф.С. Торхова по обе стороны российско-монгольской границы. Природа алтайских гор и самобытная культура монгольского народа ярко проявились не только в творчестве художника, но и вызвали интерес к развитию человеческих взаимоотношений и расширению культурных связей между двумя народами. Тема «Монголии», ставшая магистральной, появилась в творчестве Ф.С. Торхова в 1974 году. Она представлена на выставке такими разноплановыми по содержанию и манере исполнения произведениями, как «Праздник животноводов», «Праздник на советско-монгольской границе», «Гобийский дозор», «Эрдэнэт — город сокровищ», «Отдых в пути» и др.
Рис. 13. Ф.С. Торхов. Праздник животноводов. 1972. ДВП, масло. 86 х 135. ГХМАК.
«Праздник животноводов» (1972) — панорамное полотно о традиционном празднике в Монголии отличается красивым колоритом и динамическим сюжетом. Атмосфера праздничного события присутствует и в картине художника «Праздник на советско-монгольской границе» (1979). Это композиционно переработанный повтор натурной работы, выполненной художником в 1978 году и хранящейся в монгольском музее. Сюжетной основой произведения стало торжественное мероприятие у монумента дружбы между советским и монгольским народом. Примечательным является факт, что изображенный на полотне памятник был отлит из алюминия на Алтайском моторном заводе.
Рис. 14. Ф.С. Торхов. Праздник на советско-монгольской границе. 1979. Холст, масло. 94,5 х 125.
ГХМАК
Тема государственной границы особая в творчестве Ф.С. Торхова. Художник бессчетное количество раз пересекал российско-монгольскую границу, чему итогом стали написанные им портреты пограничников и сюжетно-тематические композиции о границе. В своей картине «Гобийский дозор» (1982) художник запечатлел наряд пограничников, охраняющих монгольско-китайскую границу. Пограничники на двугорбых верблюдах — редкое явление. Федор Семенович рассказывал, что этот участок границы единственный в мире, где пограничники несут службу на таких верблюдах. На фоне ночного пейзажа со звездным небом и горными вершинами мы видим наряд из трех верховых солдат. Атмосфера ночных сумерек передает состояние тревоги, свойственное столь ответственной службе.
Рис. 15. Ф.С. Торхов. Гобийский дозор. 1982. Холст, картон, масло. 79,7 х 100,3. ГХМАК.
Ф.С. Торхов создал обширную портретную галерею монгольских пастухов — аратов. Арат неразрывно связан с горными долинами, со своим аилом, лошадьми и стадами домашних животных. Такое композиционное сочетание мы видим в большинстве портретов кисти художника с изображением монгольских пастухов. Работа «Отдых в пути» (1994) показательна в этом плане. Монументальная фигура арата «говорит» нам о том, кто настоящий хозяин этой земли. Арат в Монголии очень уважаемая фигура. Скотоводческий уклад — это основа монгольской жизни, ее прошлого и, пока еще, настоящего. Урбанизация в наше время докатилась и до этих отдаленных мест. Происходит отток молодежи в города, к более комфортабельной жизни. Правительство Монголии, как только может, поддерживает аратов и их традиционный быт. Но видимо уже ничто не сможет помочь переломить современные тенденции. Перед нами словно застывший памятник уходящей эпохи.
Рис. 16. Ф.С. Торхов. Отдых в пути. 1994. Холст, масло. 96 х 119,7. ГХМАК.
На картине «Эрдэнэт — город сокровищ» (1979) изображен символ уже современной Монголии — город Эрдэнэт. В первой половине 1970-х начинается история второго по величине города в МНР. Связана она с освоением медно-молибденового рудника. На территории России запасы меди ограничены. Советский Союз в свое время почти всю медь импортировал из Чили. Когда в 1973 году там произошел военный переворот и к власти пришел генерал Пиночет, наша страна лишилась возможности заниматься импортом из южноамериканской страны. И тогда СССР обратил внимание на месторождения в Монголии. Так возник рудник, перерабатывающий комбинат и город строителей и рабочих. Дома строил Советский Союз. Люди работали из СССР. И сейчас среди населения Эрдэнэта много урусов (монголы так называют славян). В 2005 году, по словам Федора Семеновича, Эрдэнэт приносил в государственный бюджет 85 процентов прибыли от всего бюджета. Такова роль этого города в современной Монголии. Но картина Ф.С. Торхова далека от индустриальной тематики. Написанная темперными красками, она завораживает своей изысканной декоративностью и сказочной, загадочной атмосферой. Кажется, что сейчас из-за ближайших валунов могут появиться горные жители-гномы, и мы перенесемся в мир сказки. «Эрдэнэт» в переводе с монгольского языка означает «сокровище». Федор Семенович рассказывал, что места медных месторождений сопровождает бирюза. В этой работе художник старался передать сияние, исходящее от этих драгоценных камней. Вся живописная поверхность картины как будто бы переливается, испуская волшебный матовый свет.
Рис. 17. Ф.С. Торхов. Эрдэнэт — город сокровищ. 1979. ДВП, темпера. 88 х 142. ГХМАК
Тема «России» находит отражение, прежде всего, в самой сути общественной и творческой деятельности Ф.С. Торхова, направленной на укрепление дружбы народов двух стран. Также ее раскрытию на выставке способствовала тема Великой Отечественной войны, выраженная в портрете отца. «Ветеран 5-й гвардейской дивизии
Семен Торхов» (2005) — портрет гвардии сержанта Семена Васильевича Торхова (1905— 1978), прошедшего всю войну. Это повторение работы, сделанной в 1975 году с натуры. Отец побывал в окружении, был ранен, вернулся в строй. Награжден медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Имел медали «За оборону Москвы», «За взятие Берлина» и «За освобождение Праги».
Рис. 18. Ф.С. Торхов. Ветеран 5-й Гвардейской Рис. 19. Ф.С. Торхов. Портрет Героя Советского дивизии Семен Торхов. 2005. Холст, масло. Союза, летчика-космонавта Лазарева Василия 84 х 59. ГХМАК Григорьевича. 2001. Холст, масло. 64 х 46,7.
ГХМАК.
Российское значение в творчестве художника имеет и тема космоса. «Портрет Героя Советского Союза, летчика-космонавта Лазарева В.Г.» (2000), представленный на выставке, — портрет нашего знаменитого земляка, уроженца села Порошино. Художник был лично знаком с космонавтом, но портрет выполнен по фотографии. Яркий красочный образ В.Г. Лазарева, изображенного в скафандре, отличается особенной декоративностью и торжественностью.
Кроме данного произведения в портретной галерее Ф.С. Торхова имеются и другие портреты летчиков-космонавтов: «Портрет Германа Титова», «В.В. Горбатко — дважды Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики и Герой Социалистической Республики Вьетнам, летчик-космонавт СССР, президент Общества друзей Монголии», «Хугдэрдэмидийн Гуррагчаа — Герой Советского Союза, Герой Монгольской Народной Республики, летчик-космонавт СССР».
Прекрасным дополнением экспозиции из произведений Ф.С. Торхова стал
И.С. Хайрулинова, который создал правдивый и проникновенный образ Ф.С. Торхова. Данное произведение является несомненной творческой удачей автора последних лет.
Кроме картин в экспозиции выставки присутствовали подлинные предметы, ранее принадлежавшие художнику и впоследствии подаренные музею его дочерью М.Ф. Тифлисовой. Это мольберт, на котором работал Федор Семенович в мастерской, его походный этюдник, палитра, кисти, тюбики с остатками красок.
Во время работы выставки проходили встречи зрителей с коллегой и другом художника, известным живописцем и галеристом А.П. Щетининым, который рассказывал о разных, в том числе малоизвестных событиях из творческой биографии Ф.С. Торхова. На экскурсии по выставке побывали студенты из Монголии, обучающиеся в Алтайском государственном политехническом университете, а ученики 38-ой школы и 45-ой гимназии познакомились с фотографиями из «Творческого альбома» о художнике, подготовленного кураторами выставки.
Юбилейный для художника 2015 год стал богатым на события, посвященные его памяти. Прошедшие на Алтае и в Монголии выставки и мероприятия еще раз продемонстрировали, сколь велико творческое наследие Ф.С. Торхова, каким значительным был его вклад в изобразительное искусство. Федор Семенович снискал любовь и уважение за свое творчество и за деятельность, направленную на укрепление дружбы между российским и монгольским народами. Память об этом бережно хранят по обе стороны российско-монгольской границы.
психологический портрет авторства заслуженного художника России
Рис. 20. Ф.С. Торхов. Портрет заслуженного художника РФ И.С. Хайрулинова. 2012. Холст, масло. 110,5 х 85,5. ГХМАК.
Литература
1. В 2014 году мемориальному комплексу «Ильичево поле» исполнится 50 лет / подгот. И. Орехов / / Дело Октября. — Родино, 2013. — 29 июня: фот.
2. Встречи с интересными людьми: 29.10.15. в выставочном зале библиотеки состоялась встреча, к 85-летию Федора Семеновича Торхова, раслуженного художника, с дочерью Мариной Федоровной Тифлисовой [Электронный ресурс]. URL: http://sh38.ucoz.ru/index/vstrechi_s_interesnymi_ljudmi/0-64
3. Выставка Федора Семеновича Торхова открылась в г. Ульгий Баян-Ульгийского аймака Монголии / подгот. К.С. Ливер [Электронный ресурс]. URL: http://www.ap22.ru/paper/Vystavka-Fedora-Semenovicha-Torhova-otkrylas-v-g-Ul-giy-Bayan-Ul-giyskogo-aymaka-Mongolii.html
4. Нас подружил Алтай [Электронный ресурс]. URL: http://art-22.ru/news/2015/10/14/news_25.html
5. Нас подружил Алтай: Ф.С. Торхов, В.П. Чукуев, А.П. Щетинин: альбом / авт. вступит. ст. М.Ю. Шишин. — Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2015. — 36 с.: фот., ил.
Статья поступила в редакцию 09.02.2016 г.
HcKyccxBo EBpa3HH № 1(2) . 2016 eISSN 2518-7767
DOI 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.017
ALTAI. RUSSIA. MONGOLIA: TO THE 85 ANNIVERSARY FROM THE BIRTHDAY OF THE HONORED ARTIST OF RUSSIAN FEDERATION F.S. TORKHOV
Peshkov Evgeny Yuryevich
Senior researcher,
State Art Museum of Altai Krai.
Russia, Barnaul.
eugeneup@yandex.ru
Abstract
10 October of 2015 was the 85 birthday of the honored artist of Russian Federation F.S. Torkhov, who created bright and memorable picturesque images of Altai and Mongolia. The artist and the social activist significantly contributed in the modern art of Eurasia and did a lot for the strengthening of the interstate and cultural relations between Russia and Mongolian People's Republic. State Art Museum of the Altai Krai celebrated this memorable event with the personal exhibition of the artist, named «Altai. Russia. Mongolia». There were held exhibitions and events devoted to the remarkable date in Altai and Mongolia. It is said in the article about the exhibition in the State Art Museum of the Altai Krai in details and about other events briefly.
Keywords: F.S. Torkhov, anniversary, exhibitions, Altai, Mongolia, Russia, State Art Museum of Altai Krai.
Bibliographic description for citation:
Peshkov E.Yu. Altai. Russia. Mongolia: to the 85 anniversary from the birthday of the honored artist of Russian Federation F.S. Torkhov. Iskusstvo Evra%ii — The Art of Eurasia, 2016, No. 1(2), pp. 175-192. DOI: 10.25712/ASTU.2518-7767.2016.01.017. Available at: https://readymag.com/u50070366/501557/35/ (In Russian).
References
1. In 2014, the memorial complex «Illichevo Field» will be 50 years old. De¿o Oktyabrya — October matter, June 29, 2013.
2. Meetings with interesting people: 10/29/2015 in the exhibition hall of the library, a meeting took place on the occasion of the 85th birthday of Fyodor Semenovich Torkhov, Honored Artist, with his daughter Marina Tiflisova. Available at: http://sh38.ucoz.ru/index/vstrechi_s_interesnymi_ljudmi/0-64 (In Russian).
3. The exhibition of Fedor Semenovich Torkhov opened in the Ulgiy, Bayan-Ulgiy aimak of Mongolia. Available at: http://www.ap22.ru/paper/Vystavka-Fedora-Semenovicha-Torhova-otkrylas-v-g-Ul-giy-Bayan-Ul-giyskogo-aymaka-Mongolii.html (In Russian).
The Art Of Eurasia No. 1(2) . 2016
HcKyccxBo EBpa3HH № 1(2) . 2016 elSSN 2518-7767
4. We were friends with Altai. Available at: http://art-22.ru/news/2015/10/14/news_25.html (In Russian).
5. Nas podru%hil Altay: F.S. Torkhov, V.P. Chukuyev, A.P. Shchetinin: al'bom [We were friends with Altai: F.S. Torhov, V.P. Chukuev, A.P. Shchetinin: album]. Barnaul, Altai State Technical University, 2015. 36 p.
Received: February 09, 2016.