УДК 347
ВИКТИМНОСТЬ ДЕЙСТВИЙ ПОСТРАДАВШЕГО В ПРОЦЕССЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ СТРОИТЕЛЬНО-МОНТАЖНЫХ РАБОТ КАК КРИТЕРИЙ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВИДА ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЛИЦ ПРИ РАССЛЕДОВАНИИ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ НА ПРОИЗВОДСТВЕ
UDC 347
ACTION OF VICTIM IN THE IMPLEMENTATION OF CONSTRUCTION AND INSTALLATION WORKS AS A CRITERION DETERMINATION TYPE OF LEGAL RESPONSIBILITY PERSONS IN INVESTIGATING OF ACCIDENTS AT WORK
Масленникова Людмила Владимировна Maslennikova Ludmila Vladimirovna
к.ю.н., доцент Cand.Law.Sci., docent
Кубанский государственный аграрный университет, Kuban State Agrarian University, Краснодар, Россия Krasnodar, Russia
Данная статья посвящена актуальным вопросам расследования причин происходящих несчастных случаев на производстве. Автор системно рассматривает основные проблемные моменты законодательства в данной области
This article is devoted to the topical issues of investigating the causes of accidents occurring in the workplace. The author systematically examines the main areas of difficulty in the area of legislation
Ключевые слова: НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ, Keywords: ACCIDENT, LEGAL RESPONSIBILITY
ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
В современный период активно развивающейся экономики Российской Федерации (в частности, строительной сферы) особенно актуальными являются вопросы расследования причин происходящих несчастных случаев на производстве. Трудовым Кодексом РФ регулируется процесс расследования указанных фактов (далее, ТК РФ) [1].
Российское законодательство, создавая новые механизмы для защиты прав пострадавших на производстве (потерпевших), не в полной мере и не четко регулирует многие виды правоотношений, касающиеся вопросов виктимности поведения пострадавших, их виновности и виновности иных лиц, которые реализуют свои профессиональные знания и навыки в строительстве и являются ответственными за результаты правильной организации трудового процесса, за охрану труда. Подобные проблемы по-прежнему остаются не решенными. Речь, в данном случае, идет о тех лицах, которые могут быть признаны виновными в ненадлежащем выполнении своих профессиональных обязанностей, что приводит к их привлечению к уголовной ответственности.
В научных исследованиях постоянно поднимаются вопросы, касающиеся виктимности поведения пострадавших.
Так, Л. Франк предлагает трактовку основных виктимологических понятий, в том числе и виктимности. С его точки зрения, «виктимность определенного лица есть... не что иное, как реализованная преступным актом «предрасположенность», вернее, способность стать при определенных обстоятельствах жертвой преступления, или, другими словами, неспособность избежать опасности там, где она объективно была предотвратима». Для установления всех лиц, виновных в совершении преступления (правонарушения, имеющего в том числе элементы неосторожности, преступной самонадеянности), установления степени их вины в содеянном, осуществления мер, необходимых для предупреждения преступлений и борьбы с ними средствами уголовно-правового воздействия, необходимо учитывать соответствующие виктимологические данные всех лиц. Решение криминалистических задач по делам о преступлениях с потерпевшими может быть успешным лишь при выделении потерпевшего в качестве самостоятельного объекта исследования [2].
В. Полубинский справедливо считает, что степень виктимности четче проявляется, если рассматривать жертву преступления в связи с ее поведением, внутренними и внешними факторами, влияющими на ее виктим-ность. Потерпевшие становятся жертвами преступных посягательств (можно отнести к этому перечню противоправные и неосторожные действия (авт.) не потому, что являются просто индивидами, а в силу своего особого должностного, служебного или общественного положения и общественно-полезного поведения[3].
Учет виктимности поведения пострадавших от несчастных случаев на производстве практически не упоминается в ТК РФ. Статья 227 ТК РФ устанавливает, что расследованию и учету подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в произ-
водственной деятельности работодателя при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах. Статьи 228, 228.1., 229 ТК РФ устанавливают помимо иных действий следующие обязанности работодателя: принять необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования; известить о несчастном случае в течение суток в установленной форме соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти, соответствующее территориальное объединение организаций профсоюзов, исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; сформировать комиссию по расследованию несчастного случая (в дальнейшем, комиссию), которую возглавляет, как правило, работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных ТК РФ - должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В комиссию включаются: специалист по охране труда или лицо, назначенное приказом (распоряжением) работодателя ответственным за организацию работы по охране труда, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда.
При расследовании несчастного случая, в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии также включаются государственный инспектор труда, представители органа
исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления (по согласованию), представитель территориального объединения организаций профсоюзов.
При расследовании несчастных случаев с застрахованными, следует учитывать требования ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболева-ний»[4], в состав комиссии также включаются представители исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). Кроме того, каждый пострадавший, а также его законный представитель или иное доверенное лицо имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая, происшедшего с пострадавшим.
Нормами ТК РФ не урегулированы вопросы, касающиеся юридической профессиональной подготовки членов комиссии по расследованию несчастных случаев на производстве (обучения, квалификации, наличия юридических и практических знаний в различных отраслях экономики), что нередко приводит к привлечению к уголовной ответственности невиновных лиц, неправильной квалификации состава преступления или к незаконному игнорированию членами трудовой комиссии, следователями и даже судами виновных действий самих пострадавших (лиц, признанных потерпевшими), то есть к учету их виктимности.
В то же время ТК РФ наделяет непосредственно комиссию и членов комиссии достаточно широким объемом прав, к которым относятся такие действия как:
1. выявление и опрос очевидцев происшествия и лиц, допустивших нарушения требований охраны труда; получение необходимой информации от работодателя; по возможности - получение объяснений от пострадавшего; предъявление требований комиссии к работодателю об обеспечении за счет собственных средств выполнения технических расчетов, проведения лабораторных исследований, испытаний, других экспертных работ
и привлечение в этих целях специалистов-экспертов, осуществление фотографирования и (или) видеосъемку места происшествия и поврежденных объектов, составление планов, эскизов, схем, предоставление транспорта, служебного помещения, средств связи, специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты;
2. непосредственный сбор материалов расследования несчастного случая: приказов, распоряжений о создании комиссии по расследованию несчастного случая, планов, эскизов, схем, протоколов осмотра места происшествия, опросов очевидцев несчастного случая и должностных лиц, объяснения пострадавших, документов о состоянии рабочего места, наличия опасных и вредных производственных факторов, выписок из журналов регистрации инструктажей по охране труда и протоколов проверки знания пострадавшими требований охраны труда; экспертных заключений специалистов, технических расчетов, лабораторных исследований и испытаний, медицинских заключений о характере и степени тяжести повреждения, причиненного здоровью пострадавшего, или причине его смерти, нахождении пострадавшего в момент несчастного случая в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; копий документов, подтверждающих выдачу пострадавшему специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты в соответствии с действующими нормами; выписок из ранее выданных работодателю и касающихся предмета расследования предписаний государственных инспекторов труда и должностных лиц территориального органа соответствующего федерального органа исполнительной власти, профсоюзных инспекторов труда об устранении выявленных нарушений требований охраны труда; сбор других документов по усмотрению комиссии;
3. установление обстоятельств и причин несчастного случая, а также лиц, допустивших нарушения требований охраны труда; выработка предложений по устранению выявленных нарушений, причин несчастного слу-
чая и предупреждению аналогичных несчастных случаев; определение, были ли действия (бездействие) пострадавшего в момент несчастного случая обусловлены трудовыми отношениями с работодателем либо участием в его производственной деятельности; в необходимых случаях допускается решение вопроса о том, каким работодателем осуществляется учет несчастного случая; определяется квалификация несчастного случая как несчастного случая на производстве или как несчастного случая, не связанного с производством;
4. установление факта того, является ли несчастный случай на производстве страховым случаем, если он произошел с застрахованным или иным лицом, подлежащим обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; определение факта допущенной грубой неосторожности застрахованного, который содействовал возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью, с целью установления степени вины застрахованного в процентах с учетом заключения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.
В результате исследования указанных выше положений ТК РФ следует вывод о том, что неправильное, юридически непрофессиональное заключение комиссии о причинах несчастного случая на производстве могут привести и на практике приводят к тому, что несчастный случай, происшедший при совершении пострадавшим виктимных действий (бездействия), квалифицируется правоохранительными органами как уголовно наказуемое деяние, ответственность за которое несут иные лица, на которых она может быть возложена в соответствии со ст. 143 УК РФ[5].
К подобному результату может привести отсутствие в нормах ТК РФ императивного требования об ответственности членов комиссии, допустивших халатное отношение к своим обязанностям по расследованию несчастного случая на производстве. Так, в соответствии со ст. 230 ТК РФ
в акте о несчастном случае на производстве, который является формой изложения результатов работы комиссии, должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда и только в случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
Представляется, что лица, не имеющие юридического образования не всегда могут установить наличие факта грубой неосторожности пострадавшего, могут не понимать, что допускают несоблюдение требований законодательства РФ, часто не отражают в акте степень вины пострадавшего.
В отношении виктимности действий (поведения) пострадавшего исследование может не проводиться вообще, в результате комиссией почти не привлекаются к работе эксперты. В последующем, в случае возбуждения уголовных дел в отношении лиц, ответственных за охрану труда в строительных организациях, следователи и суды, учитывая ошибочные выводы комиссии, отказывают в удовлетворении ходатайств защитников о назначении соответствующих экспертиз, определяющих наличие виктим-ных действий пострадавшего (потерпевшего - при расследовании уголовного дела).
Положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях и формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев, утверждаемые в порядке, устанавливаемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти [6], также не содержат императивного требования к наличию в составе комиссии лица,
имеющего достаточно высокий уровень профессионального юридического образования и опыта работы [7].
В юридической науке и в практической деятельности ученые, исследующие причины допущенных правонарушений и совершенных преступлений, убеждались в необходимости более тщательного изучения личности потерпевшего и его роли в причинении вреда[8] собственному здоровью и даже жизни, то есть осознавали необходимость исследования виктимных качеств потерпевшего и их влияние на результаты действий потерпевшего и иных лиц, которые привлекаются в последующем к различным видам юридической ответственности.
Анализ законодательства, включающего в себя положения, касающиеся правил охраны труда при производстве строительно-монтажных работ, имеет значительный перечень [9], поэтому в состав комиссий обязательно должны входить специалисты, имеющие высшее профессиональное инженерно-строительное образование, но без специалиста в юриспруденции, входящего в состав комиссий порой очень сложно установить виновное лицо и практически невозможно исследовать виктимность его поведения.
Так, в случае гибели работника необходимо установить лицо, которое является ответственным за соблюдение правил охраны труда, которое может быть привлечено к уголовной ответственности и с которого может быть полностью снята ответственность за гибель работника, если будет установлено, что этот работник пострадал вследствие виктимности своего поведения (действий) на строительной площадке.
При установлении лиц виновных в смерти рабочего на строительной площадке необходимо, например, исследовать такой (достаточно обширный и сложный) нормативный материал как: Строительные нормы и правила (СНиП) «Техника безопасности в строительстве», утвержденные Постановлением Госстроя России от 25 мая 1999 г. № 40 с последующими изменениями; «Требования о проведении инструктажа по технике без-
опасности в соответствии с Межгосударственным стандартом (МС) системы безопасности труда», ГОСТ 12.0.004-90, Группа Т 58 [10], которые позволяют определить необходимые виды инструктажа, без проведения которого запрещен допуск к работе людей в строительной сфере (проверяется факт проведения следующих видов инструктажа: вводного инструктажа (п. 7.1. МС), который проводится со всеми вновь принимаемыми на работу; первичного инструктажа (п. 7.2. МС), который проводится на рабочем месте со всеми вновь принятыми на работу, выполняющими новую для них работу, выполняющими работу на территории действующего предприятия; повторного инструктажа (п. 7.3. МС), который проводится всем рабочим независимо от квалификации, стажа, характера выполняемой работы не реже 1 раза в полугодие; внепланового инструктажа (п. 7.4. МС), который проводится при введении в действие новых стандартов, правил, инструкций по охране труда; целевого инструктажа, который осуществляется при выполнении работ, не связанных с прямыми обязанностями работника). Проверяется оформление инструктажа протоколом заседания комиссии по проверке знаний и наличие соответствующих записей в журналах регистрации инструктажа на рабочем месте 1 раз в 3 месяца.
Указанный нормативный материал должен применяться в отношении всего состава руководителей организаций, иного персонала (мастеров, прорабов), рабочих бригад или звеньев, в составе которых могут находиться рабочие таких специальностей как монтажник, стропальщик, крановщик, электросварщик и др. Кроме того, устанавливается наличие документации, подтверждающей ознакомление лиц со схемой передвижения по строительной площадке, какое профессиональное обучение осуществлено дополнительно, соответствует ли выполняемая лицами работа присвоенному им разряду и т.п.
В соответствии с законом, инженерно-технические работники организаций имеют право ежеминутно не контролировать ход выполнения работ
и постоянно находиться на месте их осуществления, но должны удостовериться в том, что у рабочих имеются все необходимые документы о профессиональной подготовке и документы о прохождении вышеуказанных видов инструктажа, должны выполнить такие требования как: определять объем работ (например, оформить наряд), рассчитать время работы строителей на конкретном месте (например, время выполнения работ по монтажу и стыковке трубопровода рассчитывается по таблице - требования Единого тарифно - квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтностроительные работы», параграф 251 «Монтажник технологических трубопроводов» [11], дающие характеристику правилам выполнения монтажа технологических трубопроводов; в отношении безопасности работ, производимых, например, стропальщиками, в соответствии с Типовой инструкцией для стропальщиков по безопасному производству работ грузоподъемными машинами, утвержденной постановлением Госгортехнадзора от 08.02.1996 г. № 03 с последующими изменениями и соответствующими Правилами по безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, Правилами организации и осуществления производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасном производственном объекте, утвержденными Постановлением Правительства РФ № 263 [12], установлены «Нормы времени и расценки на 1 м трубопровода и на 1 стык»; так, норма времени на монтаж трубопровода составляет: 0,97 часа и норма времени на стыковку труб составляет 1,6 часа, всего - 2,6 часа на весь объем этой конкретной работы), допустить рабочих, имеющих соответствующие разряды и прошедших все виды инструктажа, к выполнению работ. Рабочие, выполняя каждый рабочий день аналогичную работу, носящую однообразный характер, имеющие соответствующие разряды (например, 5, 6 разряды) и прошедшие все виды инструктажа, обязаны выполнять все требования по технике безопасности труда самостоятельно.
При наличии указанных обстоятельств, но при несоблюдение рабочими требований по технике безопасности (при наличии виктимного поведения), ответственность за причинение вреда их жизни или здоровью, не должна возлагаться в полном объеме на иных лиц (руководителей среднего звена).
В случае установления вины работника или иного лица необходимо выяснить существенные вопросы, касающиеся наличия причинноследственной связи между причинением вреда здоровью пострадавшего и несоблюдение им требований законодательства по безопасности труда, то есть необходимо установить неправомерность его поведения, провоцирующего наступление опасных для него же последствий в виде реального причинения вреда жизни и здоровью; необходимо выяснить могло ли повлиять присутствие или отсутствие мастера, прораба, т.е. иного лица, (лица, которое привлекается к уголовной ответственности за нарушение правил техники безопасности и иных правил охраны труда, на котором лежали обязанности по соблюдению этих правил, если его противоправное поведение повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека на месте производства работ) на виктимность поведения пострадавшего.
Кроме этого, при расследовании несчастных случаев на производстве трудовой комиссией, а в дальнейшем, следователями необходимо установить имелся ли умысел на нарушение правил охраны труда, осуществлен ли должный контроль за ходом производства работ, допускалось ли нарушение требований ст. 214 ТК РФ, положений должностных инструкций (в части организации работ в соответствии с требованиями нормативно-технической документации, предварительного ознакомления с ней всех исполнителей, контроля выполнения работ, обеспечения соблюдения технологической последовательности производства работ, контроля за соблюдением работниками правил и норм охраны труда и техники безопасности, за подготовкой строительных монтажных площадок и объекта в целом к
производству работ, за состоянием техники и приспособлений, используемых на площадке, за принятием мер к устранению выявленных недостатков). В дальнейшем, суд должен выяснить и устранить противоречия, получены с нарушением норм УПК РФ; установить, имело ли место деяние, в совершении которого обвиняется подсудимый и что именно его действия (бездействие) и (или) виктимность потерпевшего привели к причинению вреда жизни или здоровью потерпевшего.
Для оформления правильных выводов и принятия объективного и законного решения о виновности лиц и наличия виктимного поведения потерпевшего, которое могло привести к причинению вреда его жизни или здоровью, необходимо, на наш взгляд, проведение комплексной технико-криминолого-виктимологической экспертизы с соблюдением всех требований закона к ее осуществлению: ст. 307 УК РФ, ст. ст. 84, 85 ГПК РФ [13], ст. 214 ТК РФ и ст.ст. 16, 17 ФЗ «О государственной судебноэкспертной деятельности в Российской Федерации» [14].
Эксперт, осуществляющий такого рода экспертизы, должен иметь:
- дополнительное профессиональное образование, знать нормативный материал, применяемый при осуществлении строительно-монтажных работ (например, СП 48.13330.2010 СНиП 12-01-2004 «Организация строительства. Актуализированная редакция»; СНиП 12-03-2001 «Безопасность труда в строительстве Часть 1. Общие требования»; СНиП 12-04-2002 «Безопасность труда в строительстве Часть 2. Строительное производство»; СП 12-135-2003 «Безопасность труда в строительстве»; отраслевые типовые инструкции по охране труда; инструкции по охране труда локального характера, то есть разработанные и утвержденные в организациях (источники публикации материала указаны в настоящей статье);
- учитывать методические рекомендации по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы
Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённые Приказом Минюста РФ от 20 декабря 2002 года № 346 «Об утверждении Методических рекомендаций по производству судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях системы Министерства юстиции Российской Федерации»;
- пройти обучение и аттестацию (например, в Государственной академии профессиональной переподготовки и повышения квалификации руководящих работников и специалистов инвестиционной сферы (ГАСИС) по программе «Ремонт, реконструкция и эксплуатация промышленных и гражданских сооружений»., НОУ «Центр повышения квалификации «Строитель»
- пройти процедуру получения сертификата в Российском Федеральном центре судебной экспертизы при Министерстве юстиции Российской Федерации, получить соответствующие удостоверения (возможно, с присвоением званий, например, «Инженер по качеству строительства»), получить квалификационный сертификат.
Перед экспертом целесообразно поставить вопросы следующего содержания.
1. Содержит ли элементы виктимности индивидуальное поведение каждого участника в происшедшем событии при производстве строительно-монтажных работ.
2. Какова оценка виктимологического поведения каждого из участников происшедшего события в процессе производства строительномонтажных работ.
3. Имелась ли причинно-следственная связь между событием, в результате которого потерпевшему причинен вред жизни (здоровью) и порядком действий каждого рабочего в бригаде (звене) на месте осуществления работ.
4. Имелась ли причинно-следственная связь между событием, в результате которого потерпевшему причинен вред жизни (здоровью) и действиями (бездействием, отсутствием) иных лиц (прораба, мастера и других ответственных за безопасность работ) непосредственно на месте производства строительно-монтажных работ.
Недостаточный контроль ответственных за соблюдение техники безопасности лиц за производством работ и не обеспечение места производства работ необходимыми приспособлениями, допущенные руководителями производимых работ, небрежность в работе, нарушение требований техники безопасности непосредственными исполнителями работ (монтажниками, сврщиками, стропальщиками, крановщиками, каменщиками и другими рабочими строительно-монтажных профессий), как правило, находятся в причинно-следственной связи с произошедшим несчастным случаем на производстве.
Следует признать, что использование трудовыми комиссиями, следователями, судами указанного вида экспертиз в качестве доказательств позволит почти со стопроцентной гарантией установить лицо, виновное в причинении вреда жизни или здоровью, предотвратит привлечение к уголовной ответственности и наказание невиновных, подтвердит виктимность поведения, действий (бездействия) потерпевших, поможет потерпевшим признать свою вину в причинении вреда собственному здоровью или жизни, возможно, поможет примирению участников происшедшего несчастного случая на производстве.
Тем более это становится актуальным, если в соответствии со ст. 229.3. ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их за-
конного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая независимо от срока давности несчастного случая, по результатам которого государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве, имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Выполнение требований нормативных документов, привлечение специалистов (юристов, медработников, экспертов) к работе трудовых комиссий, гарантирует законность и объективность при установлении виновных лиц, устраняет угрозу ошибочного привлечения к уголовной ответственности невиновных.
При исследовании вопроса о возложении гражданско-правовой ответственности в период расследования несчастных случаев на производстве, не возникает сомнений в том, что гражданско-правовая ответственность в силу ст. 1079 ГК РФ [15], как правило, возлагается на владельца источника повышенной опасности, который вправе впоследствии предъявить регрессный иск к непосредственно виновному лицу.
Литература
1. Трудовой кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ в ред. от 03.12.2012 № 236-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - №1. - (ч.1).Ст.3; http://www.pravo.gov.ru. 30.07.2012.
2. Франк Л.В. Потерпевший от преступления и проблемы советской виктимоло-гии. - Душанбе, 1977. - С. 77.
3. Полубинский В.И. Криминальная виктимология. Что это такое? - М., 1977. - С.
13.
4. Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний: ФЗ РФ от 24.07.1998 № 125-ФЗ в ред. от 29.02.2012 № 16-ФЗ // СЗ РФ. - 1998. - № 31. - Ст. 380.; 2012. - № 10. - Ст. 1164.
5. Уголовный Кодекс РФ: ФЗ РФ от 13.06.1996 № 63-ФЗ в ред. от 30.12.2012 № 231 //СЗ РФ. - 1996. - № 25. - Ст. 2954; http://www.pravo.gov.ru).
6. Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях: Постановление Минтруда РФ от 24.10.2002. № 73. Зарегистрировано в Минюсте РФ 05.12.2002. № 3999 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.
- 2003. - № 2.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации: ФЗ РФ от 23.07. 2008 № 160-ФЗ в ред. от 12.11.2012 // СЗ РФ. -2008. - №30 (ч. 2). - Ст. 3616.
8. Гаптелганиев Р. Криминальная виктимология: понятие, виды и степень вик-тимности. // Мировой судья. - 2009. - № 7. - С. 12.
9. Джумаев А. К вопросу о применении поправочных коэффициентов к сметам, составленным на основе ЕНиР // Нормирование и оплата труда в строительстве. - 2012.
- № 1. - С. 29-31.
10. ГОСТ 12.0.004-90. Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда. Организация обучения безопасности труда. Общие положения. Утверждены и введены в действие Постановлением Госстандарта СССР от 05.11.1990 № 2797. - М., Издательство стандартов, 2001.
11. Об утверждении Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 3, раздел «Строительные, монтажные и ремонтностроительные работы»: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 06.04.2007 № 243 (ред. от 30.04.2009) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. - 2007. - № 5. (Приказ)
12. Постановлением Правительства РФ от 10.03.99 г. № 263 // СЗ РФ. - 1999. - №
11. - Ст. 1305.
13. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ РФ от 14.11.2002 № 138-ФЗ в ред. от 14.06.2012 № 76-ФЗ // СЗ РФ. - 2002. - № 46. - Ст. 4532.; 2012. - № 25. - Ст. 3266.
14. О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации: ФЗ РФ от 31.05.2001 № 73-ФЗ в ред. от 06.12.2011 // СЗ РФ. - 2001. - № 23. - Ст. 2291.
15. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): ФЗ РФ от 26.01.1996 № 14-ФЗ в ред. от 14.06.2012 № 78-ФЗ // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.; 2012. - № 25. - Ст. 3268.