Учет и отчетность бюджетных учреждений
ПОРЯДОК БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА САНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ В КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
М. В. БЕСПАЛОВ, кандидат экономических наук,
доцент,
заместитель главного бухгалтера Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина
Одной из особенностей учета в бюджетных учреждениях является необходимость ведения учета санкционирования расходов. При этом учет лимитов бюджетных обязательств, принятых обязательств, бюджетных ассигнований наиболее сложен для восприятия, поскольку отражает механизм финансового взаимодействия учреждения с учредителем. Рассмотрим порядок бухгалтерского учета санкционирования расходов в казенных учреждениях как на основе общей корреспонденции счетов, так и на практических примерах учета лимитов бюджетных обязательств, а также принятия бюджетных и денежных обязательств.
Учет операций по санкционированию расходов бюджета ведется на следующих счетах:
— принятие к учету лимитов бюджетных обязательств — на сч. 501 «Лимиты бюджетных обязательств»;
— принятие к учету бюджетных и денежных обязательств — на сч. 502 «Принятые обязательства»;
— принятие к учету бюджетных ассигнований — на сч. 503 «Бюджетные ассигнования».
При этом в 22-м разряде номера счета указывается код аналитического учета соответствующего финансового года:
— 1 — текущий финансовый год;
— 2 — первый год, следующий за текущим (очередной финансовый год);
— 3 — второй год, следующий за текущим (первый год, следующий за очередным);
— 4 — второй год, следующий за очередным (п. 309 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее — Инструкция № 157н)
При завершении текущего финансового года показатели по аналитическим счетам санкционирования расходов этого года на следующий год не переносятся. Показатели, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй год и следующие за текущим финансовым периодом, следует переносить следующим образом:
— показатели первого года, следующего за текущим, — на счета санкционирования текущего финансового года;
— показатели второго года, следующего за текущим, — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим;
— показатели второго года, следующего за очередным, — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим.
В соответствии с п. 312 Инструкции № 157н перенос показателей производится в первый рабочий день текущего года на основании справки (ф. 0504833).
Согласно ст. 6, подп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ) лимиты бюджетных обязательств (далее — ЛБО) до получателя бюджетных средств доводит главный распорядитель бюджетных средств (далее — ГРБС), в ведении которого находится получатель.
На федеральном уровне объемы лимитов бюджетных обязательств доводят до получателей расходным расписанием (ф. 0531722) (п. 3.1 Порядка доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня, утвержденного приказом Минфина России от 30.09.2008 № 104н). На региональном (местном) уровне лимиты бюджетных обязательств доводятся на основании документов, утвержденных соответствующими региональными (местными) нормативно-правовыми актами.
Доведенные лимиты бюджетных обязательств отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов Классификации операций сектора государственного управления (КОСГУ) (п. 134 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее — Инструкция № 162н), п. 317 Инструкции № 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).
Суммы лимитов бюджетных обязательств, полученные от ГРБС, отражаются в учете следующими проводками:
Д-т сч. 1.501.15 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.13 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год;
Д-т сч. 1.501.25 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим;
Д-т сч. 1.501.35 (в разрезе КОСГУ) К-т
сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим;
Д-т сч. 1.501.45 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.43 (в разрезе КОСГУ) — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за очередным (п. 134 и 136Инструкции № 162н).
Пример 1. Казенное учреждение получило уведомление об объемах лимитов бюджетных обязательств на 2013 — 2015 гг. При этом объем лимитов по ст. 211 «Заработная плата» КОСГУ составил:
— в 2013 г. — 200 млн руб.;
— 2014 г. — 220 млн руб.;
— в 2015 г. — 225 млн руб.
В бухгалтерском учете будут сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 1.501.15.211 К-т сч. 1.501.13.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на текущий финансовый год в сумме 200 млн руб.;
Д-т сч. 1.501.25.211 К-т сч. 1.501.23.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на первый год, следующий за текущим годом (очередной финансовый год), в сумме 200 млн руб.;
Д-т сч. 1.501.35.211 К-т сч. 1.501.33.211 — получены лимиты бюджетных обязательств на второй год, следующий за текущим, в сумме 225 млн руб.
Отметим, что перенос показателей лимитов бюджетных обязательств, сформированных по итогам отчетного финансового года, отражается следующими проводками:
Д-т сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.13 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств первого года, следующего за текущим, на текущий финансовый год;
Д-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) К-т
сч. 1.501.23 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за текущим, на первый год, следующий за текущим;
Д-т сч. 1.501.43 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.501.33 (в разрезе КОСГУ) — перенос показателей лимитов бюджетных обязательств второго года, следующего за очередным, на второй год, следующий за текущим (п. 3разд. IVприложения 1 к Инструкции № 162н.)
В свою очередь бюджетные ассигнования до получателя бюджетных средств доводятся также
главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится получатель (ст. 6, подп. 2 и 5 п. 1 ст. 158 БК РФ). Доведенные бюджетные ассигнования отражаются на счетах бухгалтерского учета в разрезе кодов КОСГУ (п. 145 Инструкции № 162н, п. 317 Инструкции № 157н). Аналитический учет ведется в карточке учета лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) (ф. 0504062).
Суммы бюджетных ассигнований, полученные от распорядителя бюджетных средств, отражаются в учете следующими бухгалтерскими записями:
Д-т сч. 1.503.15 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 1.503.13 (в разрезе КОСГУ) — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год (п. 145 и 147Инструкции № 162н).
Пример 2. Казенное учреждение получило уведомление о суммах утвержденных и доведенных бюджетных ассигнований на 2013 — 2015 гг. В свою очередь объем бюджетных ассигнований по ст. 262 «Пособия по социальной помощи населению» КОСГУ составил:
— в 2013 г. — 22 млн руб.;
— в 2014 г. — 25 млн руб.;
— в 2015 г. — 26 млн руб.
В результате в бухгалтерском учете учреждения сделаны следующие проводки:
Д-т сч. 1.503.15.262К-т сч. 1.503.13.262 — получены бюджетные ассигнования на текущий финансовый год в сумме 22 млн руб.;
Д-т сч. 1.503.25.262К-т сч. 1.503.23.262 — получены бюджетные ассигнования на первый год, следующий за текущим годом, в сумме 25 млн руб.;
Д-т сч. 1.503.35.262К-т сч. 1.503.33.262 — получены бюджетные ассигнования на второй год, следующий за текущим, в сумме 26 млн руб.
Также отметим, что процедуры принятия бюджетных и денежных обязательств являются стадиями исполнения бюджета по расходам (п. 2 ст. 219 БК РФ). В текущем финансовом году обязательства принимаются с учетом ранее принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств) (п. 310 Инструкции № 157н).
Принятие обязательств отражается на следующих счетах:
— сч. 502.01 «Принятые обязательства»;
— сч. 502.02 «Принятые денежные обязательства».
Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет доведенных лимитов бюджетных обязательств, а
также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются бухгалтерской проводкой: Д-т сч. 501.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11
(в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
Принятие бюджетных обязательств по расходам, исполнение которых предусмотрено за счет бюджетных ассигнований, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующей бухгалтерской записью:
Д-т сч. 503.13 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы бюджетных обязательств на текущий финансовый год.
В свою очередь принятие денежных обязательств, а также суммы внесенных изменений (в сторону увеличения) отражаются следующими образом: Д-т сч. 502.11 (в разрезе КОСГУ) К-т сч. 502.12 (в разрезе КОСГУ) — приняты суммы денежных обязательств (внесены изменения) на текущий финансовый год.
Пример 3. В январе 2013 г. казенное учреждение заключило с открытым акционерным обществом (ОАО) «Мокша» договор на поставку оборудования на сумму 14 млн руб. Согласно утвержденной в учреждении учетной политике бюджетное обязательство принимается к учету на основании заключенного договора. Денежное обязательство — в момент получения документов, подтверждающих переход права собственности на имущество. Таким образом, в день подписания договора бухгалтер учреждения принял к учету обязательство:
Д-т сч. 501.13.310 К-т сч. 502.11.310 — приняты обязательства текущего года на основании подписанного договора поставки в сумме 14 млн руб.
В феврале ОАО «Мокша» поставило оборудование и передало товарную накладную. На основании акта приема-передачи оборудования бухгалтер казенного учреждения принял к учету денежное обязательство:
Д-т сч. 502.11.310 К-т сч. 502.12.310 — приняты денежные обязательства на основании акта приема-передачи оборудования в сумме 14 млн руб.
Список литературы
1. Беспалов М. В. Анализ изменений законодательства в области бухгалтерского, налогового учета и страховых взносов в 2011 г. // Налоги и Финансы. 2011. № 1.
2. БеспаловМ. В. Анализ основных направлений российской денежно-кредитной политики в 2012 году и на период 2013 и 2014 годов // Налоговый вестник: комментарии к нормативным документам для бухгалтеров. 2011. № 12. Декабрь.
3. Беспалов М. В. Реформирование учета в бюджетных организациях. М. Налоговый вестник. 2011. № 6. Июнь.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
5. Губайдуллина М. Р. Сметное планирование в современных условиях // Бюджетный учет. 2012. № 10. Октябрь.
6. О бухгалтерском учете: Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
7. О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-ФЗ.
8. О Порядке доведения бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при
организации исполнения федерального бюджета по расходам и источникам финансирования дефицита федерального бюджета и передачи бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств при реорганизации участников бюджетного процесса федерального уровня: приказ Минфина России от 30.09.2008 № 104н.
9. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
10. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12. 2010 № 162н.
11. URL:http:// www. budget. 1gl. ru.
12. URL:http://www. consultant. ru.
13. URL:http://www.garant.ru.