Проблемы учета
УЧЕТ САНКЦИОНИРОВАНИЯ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА
Е. А. ФЕДЧЕНКО, кандидат экономических наук, доцент кафедры бухгалтерскогоучета, аудита и автоматизированной обработки данных Кубанский государственный университет
После вступления в силу приказа Минфина России № 157н от 01.12.2010 «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению» с 01.01.2011 все государственные (муниципальные) учреждения обязаны вести учет на основе типовых планов счетов, утвержденных приказами Минфина России:
— от 06.12.2010 № 162н «Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению» — для казенных учреждений;
— от 16.12.2010 № 174н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению»;
— от23.12.2010 № 183н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению».
При анализе единого плана счетов наиболее значимые изменения коснулись пятого раздела Единого плана счетов «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта», который дополнен следующими счетами синтетического учета:
— 50600 «Право на принятие обязательств»;
— 50700 «Утвержденный объем финансового обеспечения»;
— 50800 «Получено финансового обеспечения».
Следует отметить, что счета пятого раздела единого плана счетов предназначены для ведения учета учреждениями, финансовыми органами следующих показателей:
— бюджетных ассигнований;
— лимитов бюджетных обязательств;
— сумм утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения) показателей по доходам (поступлениям) и расходам (выплатам);
— принятых денежных обязательств на текущий (очередной, первый год, следующий за очередным, второй год, следующий за очередным) финансовый год.
В целях осуществления учета принятых учреждением обязательств (денежных обязательств) используются следующие термины и понятия:
— обязательства участника бюджетного процесса — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности публично-правового образования (РФ, субъекта РФ, муниципального образования) или действующего от его имени учреждения, предоставить в соответствующем финансовом году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права средства из соответствующего бюджета;
— обязательства учреждения — обусловленные законом, иным нормативным правовым актом, договором или соглашением обязанности бюджетного учреждения, автономного учреждения, предоставить в соответствующем году физическому или юридическому лицу, иному публично-правовому образованию, субъекту международного права денежные средства учреждения;
— денежные обязательства — обязанность учреждения уплатить бюджету, физическому лицу и юридическому лицу определенные денежные
средства в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовой сделки, заключенной в рамках его бюджетных полномочий, или в соответствии с положениями законодательства РФ, иного правового акта, условиями договора или соглашения.
Объекты учета раздела «Санкционирование расходов хозяйствующего субъекта» учитываются по аналитическим группам синтетического счета объектов учета, формируемых по финансовым периодам:
— 10 «Санкционирование по текущему финансовому году»;
— 20 «Санкционирование по первому году, следующему за текущим (очередным финансовым годом)»;
— 30 «Санкционирование по второму году, следующему за текущим (первым годом, следующим за очередным)»;
— 40 «Санкционирование по второму году, следующему за очередным».
Операции по санкционированию обязательств участника бюджетного процесса, обязательств бюджетного, автономного учреждения, принятых в текущем финансовом году, формируются с учетом принятых и не исполненных учреждением обязательств (денежных обязательств).
В случае утверждения финансовым органом главным распорядителям бюджетных средств, главным администраторам источников финансирования дефицита бюджета бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств (ЛБО) по кодам групп, статей КОСГУ их детализация по соответствующим кодам статей, подстатей КОСГУ осуществляется ГРБС (РБС), главными администраторами (администраторами) источников финансирования дефицита бюджета с отражением оборотов по дебету и кредиту соответствующего аналитического счета санкционирования расходов бюджета.
Изменения в показателях бюджетных ассигнований, ЛБО, утвержденных сметных назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам), а также обязательств участника бюджетного процесса, обязательств учреждения, денежных обязательств, утвержденные (принятые) в установленном порядке в течение текущего финансового года, отражаются в бухгалтерском учете корреспонденциями на соответствующих счетах санкционирования расходов хозяйствующего субъекта и соответствующей по типу учреждения Инструкцией по применению плана счетов: при утверждении увеличения показателей — со знаком «плюс»; при утверждении уменьшения показателей — со знаком «минус».
По завершении текущего финансового года показатели (остатки) по соответствующим аналити-
ческим счетам учета бюджетных ассигнований, ЛБО и утвержденных сметных назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Показатели (остатки) по соответствующим аналитическим счетам санкционирования расходов, сформированные в отчетном финансовом году за первый, второй годы, следующие за текущим (очередным) финансовым годом, подлежат переносу на аналитические счета санкционирования расходов бюджета соответственно:
— показатели по санкционированию первого года, следующего за текущим (очередного финансового года) — на счета санкционирования текущего финансового года;
— показатели по санкционированию второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за отчетным) — на счета санкционирования первого года, следующего за текущим (очередного финансового года);
— показатели по санкционированию второго года, следующего за очередным — на счета санкционирования второго года, следующего за текущим (первого года, следующего за очередным).
Перенос показателей по санкционированию осуществляется в первый рабочий день текущего года. В результате произведенных операций переноса показателей по санкционированию данные аналитических счетов санкционирования расходов бюджета второго года, следующего за очередным, содержащие в 22-м разряде номера счета код аналитического учета «4», обнуляются.
Аналитический учет операций по доведению показателей бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств, утвержденных сметных (плановых) назначений и принятых обязательств, осуществляется:
— финансовым органом в разрезе главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, главных администраторов, уполномоченных администраторов, администраторов источников финансирования дефицита бюджета;
— главными распорядителями, распорядителями бюджетных средств, главными администраторами, уполномоченными администраторами источников финансирования дефицита бюджета в разрезе подведомственных ему распорядителей, получателей бюджетных средств, администраторов источников финансирования дефицита бюджета, соответственно;
— государственными (муниципальными) учреждениями в разрезе подведомственных им структурных подразделений (филиалов), в том числе не являющихся юридическими лицами.
Учет операций с бюджетными ассигнованиями, ЛБО, утвержденными сметными (плановыми) назначениями и принятыми учреждением обязательствами (денежными обязательствами) осуществляется в журнале по операциям санкционирования на основании первичных документов (учетных документов) ф. 0504071, установленных финансовым органом соответствующего бюджета (учреждением) с отражением корреспонденций по соответствующим счетам санкционирования расходов бюджета. Аналитический учет по счетам ведется в разрезе видов (кодов, при их наличии) расходов (выплат), в структуре, предусмотренной сметой (планом финансово-хозяйственной деятельности) учреждения, утвержденной насоответствующий финансовый год.
Рассмотрим новые счета.
Счет 50600 «Право на принятие обязательств» — счет предназначен для обобщения информации об объеме права бюджетного учреждения на принятие в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения на текущий финансовый год обязательств (денежных обязательств) учреждения, применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции:
в разрезе финансовых периодов:
— 050610000 «Право на принятие обязательств на текущий финансовый год»;
— 050620000 «Право на принятие обязательств на очередной финансовый год»;
в разрезе видов расходов (выплат):
— 050600200 «Право на принятие обязательств по расходам»;
— 050600300 «Право на принятие обязательств по приобретению нефинансовых активов»;
— 050600500 «Право на принятие обязательств по приобретению финансовых активов»;
— 050600800 «Право на принятие обязательств по погашению долговых обязательств».
Кредитовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 050600000 «Право на принятие обязательств» отражает объем обязательств бюджетного учреждения в денежном выражении, принятие которых обеспечено сметными (плановыми) назначениями по доходам (поступлениям), утвержденными на соответствующий финансовый год — объем права бюджетного учреждения на принятие обязательств в пределах утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения доходов (поступлений).
Счет 50700 «Утвержденный объем финансового обеспечения» — счет предназначен для обобщения информации о сумме денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции:
в разрезе финансовых периодов:
— 050710000 «Утвержденный объем финансового обеспечения натекущий финансовый год»;
— 050720000 «Утвержденный объем финансового обеспечения на очередной финансовый год»;
в разрезе видов доходов (поступлений):
— 050700100 «Утвержденный объем доходов»;
— 050700600 «Утвержденный объем выбытия финансовых активов»;
— 050700700 «Утвержденный объем увеличения долговых обязательств».
Дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 050700000 «Утвержденный объем финансового обеспечения» отражает сумму денежных средств, предусмотренных в пределах сметных назначений по доходам (поступлениям), утвержденных сметой доходов и расходов по приносящей доход деятельности (планом финансово-хозяйственной деятельности) бюджетного учреждения, к поступлению в текущем (очередном) финансовом году.
Счет 50800 «Получено финансового обеспечения» — счет предназначен для обобщения информации о суммах, полученных в текущем финансовом году, финансовых обеспечений (доходов (поступлений) и сумм возвратов, ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения, применяются счета аналитического учета в соответствии с объектом учета и экономическим содержанием хозяйственной операции:
— 050810000 «Получено финансового обеспечения текущего финансового года»;
— 050820000 «Получено финансового обеспечения на очередной финансовый год»;
в разрезе видов доходов (поступлений):
— 050800100 «Получено доходов»;
— 050800600 «Получено поступлений от выбытия финансовых активов»;
— 050800700 «Получено поступлений с увеличением долговых обязательств».
Дебетовый показатель по соответствующим счетам аналитического учета счета 050800000 «Получено финансового обеспечения» отражает
сумму полученных в текущем финансовом году финансовых обеспечений (доходов (поступлений) с учетом произведенных в текущем финансовом году возвратов ранее поступивших финансовых обеспечений (доходов (поступлений) бюджетного учреждения. Пример.
Поступил объем финансового обеспечения: Д-тсч. 050810000
К-т сч. 050710000 - на сумму 1 000руб. Признаны доходы в объеме финансового обеспечения: Д-т сч. 050710000
К-т сч. 050400000 - на сумму 1 000руб. Произведены расходы на объем исполнения денежных обязательств: Д-тсч. 050400000
К-т сч. 050610000 — на сумму 980руб. Сумма изменений показателей сметных назначений по доходам:
Д-т сч. 050710000 К-т сч. 050400000 — на сумму 20руб. Сумма произведенных возвратовранее полученных поступлений:
Д-тсч. 050810000 К-т сч. 050710000— на сумму 20руб. Таким образом, остаются два счета, которые согласно инструкции не закрываются в конце финансового года:
— 050810000«Получено финансового обеспечения текущего финансового года»;
— 050610000«Право на принятие обязательств на текущий финансовый год» с остатком в сумме 980руб.
Согласно инструкции по завершении текущего финансового года только показатели (остатки) по счетам учета бюджетных ассигнований (503), ЛБО (502) и утвержденных сметных назначений по доходам (поступлениям), расходам (выплатам) (504) текущего финансового года на следующий год не переносятся.
Значит, остатки по счетам объема финансового обеспечения и исполнения денежного обязательства в конце года могут быть как переходящие.
Пунктами 15, 16ст. 30 Федерального закона от 08.05.2010 № 83-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» (далее — Закон № 83-Ф3) установлены новые нормы санкционирования расходов.
Приказом Минфина России от 01.09.2008 № 87н «О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств феде-
рального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета» (в ред. от 31.03.2010) (далее — Порядок № 87н) утвержден порядок санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств бюджета. Порядок № 87н с 01.01.2011 распространяется на казенные учреждения и на бюджетные учреждения, в отношении которых федеральными органами исполнительной власти с учетом положений ч.15 ст. 33 Закона № 83-Ф3 не принято решение о предоставлении им субсидий из федерального бюджета в соответствии с п. 1ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ (БК РФ).
Расходы бюджетных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии на возмещение нормативных затрат, осуществляются без представления ими в финансовые органы документов, финансовым обеспечением которых являются бюджетные инвестиции и субсидии на иные подтверждающие их возникновение денежные обязательства.
Расходы, источником финансового обеспечения которых являются бюджетные инвестиции и субсидии на иные цели, осуществляются после проверки документов, подтверждающих возникновение денежных обязательств и соответствия содержания операции кодам классификации операций сектора государственного управления и целям предоставления субсидии в соответствии с порядком санкционирования указанных расходов, установленных соответствующим финансовым органом — утвержденных приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н «О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п. 1ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации».
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина РФ от 01.12.2010г. № 157н
3. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 № 162н.
4. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 16.12.2010 № 174н.
5. Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 23.12.2010 № 183н.
6. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений: Федеральный закон от 08.05.2010 № 83-Ф3.
7. О Порядке санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета: приказ Минфина России от 01.09.2008 № 87н.
8. О санкционировании расходов федеральных государственных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абзацем вторым п. 1 ст. 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации: приказ Минфина России от 16.07.2010 № 72н.