УДК 32.323.3
А.А Кудлай
канд. полит. наук, ст. преподаватель, кафедра управления, Филиал
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова» в г. Севастополе
ПОРТРЕТ РЕГИОНАЛЬНОЙ АДМИНИСТРАТИВНО-ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭЛИТЫ
РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аннотация. В статье рассмотрены особенности процесса рекрутрирования региональной административно-политической элиты Республики Крым. Автор обратил внимание на полово-возрастные, профессиональные характеристики административного сегмента элиты Крыма, на его механизмы и каналы отбора. Обращает внимание он и на качества, необходимые для актуализации работы региональной элиты, т. к. в современных условиях общество диктует большую социальную результативность элиты.
Ключевые слова: административно-политическая элита, региональная элита, социальная результативность элиты, инкорпорация, экскорпорация, рекрутирование, околоэлитные, предэлитные и эксэлитные зоны.
A.A. Kudlay, Branch Lomonosov Moscow State University in Sevastopol
PORTRAIT REGIONAL ADMINISTRATIVE AND POLITICAL ELITE REPUBLIC OF CRIMEA
Abstract. The article describes the features of the process of recruiting a regional administrative and political elite of the Republic of Crimea. The author drew attention to the sexual-age, professional characteristics of the administrative elite segment of the Crimea, its mechanisms and channels selection. He draws attention to the qualities needed for the actualization of the regional elite, as in modern conditions the society dictates a greater social impact of the elite.
Keywords: administrative and political elite, regional elite, social impact of elity, inkororatsiya, excorporation, recruitment, near-elite, predelitnye and ekselitnye area.
Актуальность темы обусловлена повышающимися требованиями к представителям правящих региональных элит в России. От региональной элиты в современных условиях требуется активность в решении поставленных федеральными органами власти задач в различных областях и сферах народного хозяйства и в жизни региона, иначе говоря, социальная результативность. Основной задачей региональной элиты, особенно это важно для Крыма, является, по мнению автора, оптимизация работы элит с институтами гражданского общества. Ибо, как предупреждал американский социолог Чарльз Тилли, усиление государства всегда приводит к закупорке каналов связи между обществом и властью, система «окукливается», забюрокрачива-ется, даже вопреки воли правящих элит [6].
Современные исследования вопроса качества региональных элит проводились в начале 2000-х гг., и прошло практически уже больше 15 лет с момента выхода работ по этому вопросу О.В. Гаман-Голутвиной, В.Я. Гельмана, О.В. Крыштановской, В. П. Мохова и многих других, но свою актуальность - состав, характеристика и профессиональные характеристики региональной элиты - данная тема не потеряла. Главное требование, которое по результатам исследования журнала «Эксперт» предъявляет сегодня к региональной элите средний класс, это прежде всего его качественный состав. В региональной элите хотят видеть прежде всего новые лица, способные формировать стратегию развития региона, выходящую за рамки нескольких лет [5, с. 37]. Социальная результативность - вот что хочет видеть средний класс в правящей и региональной элитах, в частности. Эта характеристика региональной элиты в значительной степени зависит от её качественного состава и профессиональной компетентности.
Исследование автором, совместно с Н.Н. Голубом, состава Государственного совета Республики Крым, где в основу были положены четыре коэффициента: законодательная инициатива крымских парламентариев, председательство в комитетах Государственного совета РК, медийность (присутствие в информационном поле РК) и продолжительность политиче-
ской карьеры - всё это показало достаточный административный и политический опыт работы большинства представителей крымской региональной легистратуры [3]. Представляется важным в этой связи продолжить исследование, но уже административного сегмента региональной элиты республики.
За прошедший с момента присоединения к РФ период в Республике Крым произошли уже несколько кадровых перестановок, и сформированный из 19 представителей правящей партии состав правительства Республики Крым позволяет сделать следующие выводы о профессиональных, образовательных и других характеристиках действующего правительства. По полово-возрастным характеристикам из 19 представителей 5 женщин, 14 мужчин, что составляет 26,3% и 73,6%, соответственно. Активный возраст представителей административного сегмента правящей региональной элиты Крыма составляет 46,4 лет, однако из 19 представителей министерств данной республики большую группу составляет группа 37-45 летних, их 7 из 19, т. е. 36,8% от общего числа. Этот показатель коррелируется со средними показателями, которые имеют место на северо-западе и юге России [4].
Биографическая база данных административного корпуса региональной элиты показывает, что по формальным образовательным характеристикам этот сегмент имеет в среднем довольно высокий уровень. Преобладающими направлениями образовательной подготовки председателя, его заместителей и министров являются: финансово-экономическое, военно-политическое, педагогическое образование (примерно по 26,3% каждое). Далее следуют: управленческое - 15,7%, техническое - 15,7%, юридическое - 10,5%, медицинское - 5,2%, гуманитарное - 5,2%. Люди со вторым высшим образованием составляют 47,4% от общего числа. В основном, второе высшее образование - это либо управленческое, либо финансово-экономическое.
Механизмы и каналы рекрутирования не претерпели, на наш взгляд, коренных изменений в республике Крым. Они носят по преимуществу закрытый характер. Такой вариант отбора в состав правящих элит был характерен для большинства постсоветских республик в т.ч. и в России. Он обусловил специфику отбора и рекрутирования региональных элит на основе модели «местничества и ведомственности», первоначально разделив и фрагментировав элиту в 90-е гг., а затем сформировав монолитную ее структуру в 2000-е гг. [3, с. 89]. Поэтому каналы рекрутирования в региональной элите Крыма так же преимущественно вертикальные и связаны с административным аппаратом власти. Однако представлены и горизонтальные каналы.
Основными околоэлитными зонами, помимо аппарата власти (36,8%), в Крыму являются: деятельность в качестве наемного менеджера корпорации или фирмы - 21%, общественно-политические организации, движения или политические партии - 21%, собственный бизнес - 15,7%, армия и силовые струкутры - 10,5%. Причем в биографии руководящего корпуса представителей Правительства Республики Крым заметна такая связка, как бизнес и участие в политических объединениях или партиях. Данная тенденция была характерна для украинской политической жизни, где корпоративные интересы той или иной финансово-олигархической группы необходимо было подкреплять политическим и административным влиянием. При формировании нынешнего состава правительства республики Крым заметно влияние и председателя Государственного совета республики В. Константинова. Ряд представителей нынешнего правительства прямо и косвенно связаны со строительным бизнесом нынешнего председателя.
Процесс рекрутирования в административном сегменте региональной элиты Крыма ещё не завершен. Элитная мобильность указывает на тот факт, что предэлитными зонами являются попадание в региональную и муниципальную структуру власти, близость к «нужным» фирмам и организациям. Эксэлитными зонами для последующего выхода из состава региональной элиты являются общественные и совещательные органы, например, созданная недавно Обществен-
ная палата Республики Крым. Инкорпорация в региональную элиту Крыма возможна с 30 лет, экскорпорация пока не имеет чётких границ.
Следует отметить, что за годы, когда Крым находился в составе Украины полноценный кадровый резерв в административном аппарате так и не был создан. На начальном этапе остро ощущалась нехватка кадров, знающих российское законодательство и владеющих новыми приемами и технологиями в управлении. Поэтому пополнить «элитный резерв» республики смогли представители крупных российских городов с опытом административной работы. Доля варягов в составе нынешнего правительства составляет 10,5%. Данный процент указывает на дальнейшие возможности рекрутирования в состав правящей элиты Крыма людей с иным набором профессиональных характеристик и опыта. Тем более, что председатель Правительства С.В. Аксенов, отмечая довольно средний уровень подготовки своих сотрудников, констатировал, что «...сейчас требуются реальные антикризисные менеджеры, способные быстро принимать правильные управленческие решения...» [1].
Отмечая преобладающий стиль политического и экономического лидерства в регионе, следует отметить преимущественно недемократический его характер. Большинство представителей подразделений и ведомств, и это показали события энергоблокады полуострова в конце 2015 г., не способны самостоятельно принимать решения и ждут постоянной «отмашки» со стороны руководства республики. Подобная несамостоятельность, безынициативность, неспособность брать на себя политическую ответственность указывает на сформировавшиеся за долгие годы авторитарные и волюнтаристские формы и приемы управления республикой.
В целом, внутри административного сегмента региональной элиты Крыма наблюдается некоторая преемственность. Хотя портрет региональной административной элиты выглядит уже несколько иным, чем 2014 году и ранее. Изменился состав и количество представителей, но качество самой региональной элиты, на наш взгляд, не изменилось. Индикатором является решение комплекса правовых (в связи с вхождением правовая адаптация), управленческих, социально-экономических проблем региона. Эффективность в работе над федерально-целевыми программами остается низкой, и этот факт не обходится вниманием со стороны федеральных властей и представителей региональной власти.
Механизм, позволяющий гражданскому обществу формировать ответственность у большинства представителей региональной элиты перед обществом, отсутствует. Между местными элитами и крымским социумом по-прежнему находится ряд посредников, затрудняющих процесс взаимодействия. Региональная власть, желая видеть картину в «розовом цвете», ретуширует не угодные ей аспекты социально-экономического развития полуострова, откладывая ключевые проблемы в развитии региона на перспективу.
В ближайший период потребуется создание условий для изменения стиля и приемов работы представителей элиты региона. Необходимо формировать «элитный корпус» ответственных, профессионально подготовленных специалистов, обеспечивающих социальную результативность принимаемых региональными органами власти решений.
Список литературы:
1. Более половины крымских чиновников не соответствуют уровню поставленных задач, - заявил Сергей Аксёнов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.c-inform.info/news/id/33575 (дата обращения: 24.12.2015).
2. Гельман В.Я. Из огня да в полымя? Динамика постсоветских режимов в сравнительной перспективе // Полис. - 2007. - № 2. - С. 81-107.
3. Голуб Н.Н., Кудлай А.А. Рейтинг влиятельности представителей Государственного совета Республики Крым: эффективность и результативность работы // Вестник МЮИ. - 2015. -Т. 7, № 54.
4. Колесник Н.В. Гендерные распределения в региональной элите (Северо-запад и юг
России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.politex.info/content/view/569/ (дата обращения: 13.01.2016).
5. Скоробогатый П. Тревожный и лояльный // Эксперт. - 2015. - 2-8 нояб.(№ 45). -С. 36-43.
6. Тилли Ч. Демократия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.studfiles.ru/ preview/3569966/ (дата обращения: 13.01.2016).