XXXIII ХАРАКСКИЙ ФОРУМ «ПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОСТРАНСТВО И СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ: ДИАЛОГ ЭПОХ И ЦЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ»
Иванков К.В. студент философского факультета ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского»
ПРОБЛЕМЫ РЕКРУТИРОВАНИЯ МОЛОДЕЖИ В СОСТАВ ПОЛИТИЧЕСКОЙ
ЭЛИТЫ КРЫМА
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые проблемы, связанные с рекрутированием молодежи в состав политической элиты Крыма. Приводятся сведения об основных этапах трансформации политической элиты полуострова, указываются причины её замкнутого характера. Кроме того, рассматриваются основные проекты по подготовке управленческих кадров в Республике Крым.
Ключевые слова: Крым, элита, молодежь, управленческие кадры.
Политическая элита играет существенную роль в жизни современных государств. Лица, входящие в это составляющее меньшинство общества, должны обладать высоким профессионализмом, способностью принимать управленческие решения, обладать лидерскими качествами. То, в какой степени эти люди отвечают представленным критериям, во многом влияет на их способность обеспечивать эффективное функционирование и развитие, а также стабильность и устойчивость социальной системы с рациональным использованием имеющихся ограниченных ресурсов.
В этом отношении большое значение приобретает проблема рекрутирования новых членов в состав политической элиты как на региональном, так и на государственном уровнях. От того, насколько они будут удовлетворять необходимым качествам, а также от того, насколько они мотивированы в исполнении своих функций, способны принимать нестандартные решения, действовать адекватно вызовам времени, зависит эффективность системы в целом.
Рассматриваемая проблема имеет место и в Республике Крым. В этом отношении следует отметить тот факт, что на сегодняшний день каналы, по которым молодежь имеет возможность войти в состав политической элиты, ограничены. Такое положение вещей сложилось не спонтанно, но в результате длительного процесса трансформации политической элиты Крыма. Отметим, что тема трансформации политической элиты полуострова получила свое рассмотрение в ряде трудов, из числа которых следует особо отметить работу О.А. Габриеляна «Политические процессы в Крыму. Последнее десятилетие ХХ века»; работу А.В. Мальгина «Крымский узел: очерки политической истории Крыма».
В рамках процесса трансформации политической элиты Крыма можно выделить ряд этапов. В период с 1991 по 1994 гг. в политической элите отмечалось преобладание представителей прежней партийно-хозяйственной номенклатуры; с 1994 по 1998 гг. в составе элиты лидировали представители предвыборного блока «Россия». На этом же этапе обнаруживается весьма широкий доступ для народных масс в состав правящего класса. В Верховный Совет АРК прошло множество представителей самых разнообразных профессий, включая врачей, учителей, рабочих. В этом отношении уместно вспомнить слова Г.И. Мельникова, который, характеризуя крымскую элиту в этот период, отмечал: «внимание было
уделено не личностям, а идее»1.
В числе прочего, этот факт также привел к низкому профессионализму политической элиты в те годы, что не позволило ей разрешить возникшие социально-политические и экономические проблемы. Так, например, в рамках проектируемых экономических реформ, правительство Крыма столкнулось с тем, что в команде блока «Россия» не нашлось опытных экономистов, способных как разработать, так и воплотить данные проекты в жизнь. В результате было решено пригласить в качестве лидера нового крымского правительства известного московского экономиста Е. Сабурова. Отставка правительства и формирование нового, названного «московским», во главе с Сабуровым не смогло решить экономических проблем. Невзирая на ряд принятых эффективных решений, новый кабинет не представлял в полной мере, в каком ключе необходимо осуществлять реформирование, а потому допустил ряд ошибок, ставших для него впоследствии роковыми. Кроме того, в самом Крыму многие оказались недовольны тем, что их отстранили от доступа к финансовым потокам.
В 1995 г., с учетом политической борьбы на полуострове и отсутствием поддержки народных масс как действий парламента, так и Президента, сложились предпосылки для вмешательства киевских властей в политическую жизнь Крыма. 17 марта 1995 г. Верховная Рада Украины рассмотрела вопрос о политико-правовой ситуации в Крыму. Принятые нормативно-правовые акты, чей список включал законы «Об отмене Конституции и некоторых законов АРК» и «Об Автономной Республике Крым» были первыми шагами, приведшими к более тесному внедрению Крыма в политико-правовое поле Украины. Ликвидация поста Президента, а также отмена десятков нормативно-правовых актов республики положили начало этому процессу2.
Возникший кризис и низкая эффективность принимаемых управленческих решений привели к тому, что в 1998 г. состав политической элиты Крыма вновь сменился. На этот раз представители бывшей номенклатуры вновь сумели сконцентрировать власть в своих руках. Если проанализировать состав Верховного Совета АРК в это время, можно обнаружить, что с названного временного рубежа в его рядах практически отсутствуют такие акторы, как рассмотренные нами ранее. Напротив, теперь в этом органе представлены в основном владельцы крупных предприятий, люди, сделавшие хорошую карьеру в период существования СССР и сохранившие за собой посты в системе властных структур. В 1998 г. бывшие представители партийно-хозяйственной номенклатуры и крупные бизнесмены сумели сконцентрировать власть в своих руках.
К данной группе присоединилась новая генерация чиновничества, а также выходцы из бизнес-групп и связанные с ними бывшие члены криминальных организаций, которые, в результате широкомасштабной кампании, развернутой против преступных группировок в Крыму, решили легализовать свой бизнес и капитализировать экономические ресурсы в социальный статус, тем самым обеспечив собственную безопасность. В дальнейшем в регионе, как и во всей Украине, наметилась тенденция к взаимопроникновению членов данных групп в составе элиты, а также ко взаимной интеграции их интересов. В этом отношении отметим, что процесс проникновения бывших членов криминальных структур в состав органов власти в 90 -е гг. ХХ в. был весьма детально описан К.А. Чернецовым в работе под названием «Крым бандитский». В числе прочего, автор привел впечатляющую информацию: осенью 1995 г. силами правоохранительных органов и СБУ было установлено, что «...в крымские городские и
1 Мельников Г.И. Становление политической элиты в Крыму// Проблемы политической истории Крыма: итоги и перспективы. Научно-практическая конференция. Материалы. - Симферополь, 1996. С. 137-141.
2 МальгинА.В. Крымский узел: очерки политической истории Крыма - 1989-1999. - Симферополь: «Новый Крым», 2000. - 161 с.
районные советы прошло 44 человека, «в разной степени связанные с криминальными структурами»1.
Если же мы затронем те изменения в составе элиты полуострова, которые произошли после 2004 г., то обнаружим, что с приходом новой генерации политической элиты, местной крымской элите пришлось согласиться на, по большей части, второстепенные роли в политической жизни региона. Говоря же о качественном составе политической элиты Крыма в данный период, можно утверждать, что доля лиц, являющихся выходцами из бизнес-структур в этот период возрастала. К 2004 г. можно было наблюдать, что представители бизнес-структур, а также управленцы высшего эшелона составляли в политической элите Крыма лидирующие по численности группы: 44,95% от общего состава Верховного Совета АРК было представлено выходцами из бизнес-групп, что, фактически, являлось вторым местом по численности. На первом же месте оставались функционеры высшего эшелона (45,87%). На этом этапе мы должны отметить, что крымская элита стала приобретать черты закрытой элиты, а система рекрутирования новых ее членов приобрела черты гильдий-системы, то есть такой, когда новые члены отбираются из нижних слоев самой элитарной группы, а потом продвигаются по ступеням внутригрупповой иерархии2.
Тенденция к увеличению доли представителей бизнес-структур в составе политической элиты региона сохранялась вплоть до рубежа 2013-2014 гг.
Следует отметить, что данная элитарная группа не была заинтересована в допуске к правящему классу представителей широких масс населения. Таким образом, политическая элита Крыма стала весьма замкнутой.
Еще одним существенным элементом, который следует рассмотреть в контексте проблемы рекрутирования молодежи в состав политической элиты полуострова, является система профессиональной подготовки новых кадров. На сегодняшний день можно утверждать, что данная область нуждается в определенной доработке. В этом отношении следует отметить, что Россия проводит целенаправленную политику по созданию эффективной системы подготовки управленческих кадров. В частности, с 1998 г. в Российской Федерации реализуется Программа подготовки управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 1997 г. № 774 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации» и постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 177 «О подготовке управленческих кадров для организаций народного хозяйства Российской Федерации в 2007/08-2017/18 учебных годах». Кроме того, в настоящий момент в Республике Крым функционирует резерв управленческих кадров, который также выступает одним из каналов отбора профессионалов для работы в управленческих структурах.
Кроме того, подготовка резерва управленческих кадров на территории полуострова ведется и под патронатом отдельных политических партий. Так, например, Крымским региональным отделением Всероссийской политической партии «Единая Россия» осуществляется проект по формированию партийного резерва управленческих кадров «Команда будущего». В рамках Положения о данном проекте в качестве цели определяется: «Создание команды современных и эффективных управленцев: поиск, развитие, формирование группы профессионалов - обладающих лидерскими качествами, владеющими антикризисными основами управления, обладающих стратегическим мышлением, способных на практике
1 Чернецов К.А. Крым бандитский. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 1998. С. 216-232.
2 Основы политической элитологии [Текст]: учеб. пособие по гуманитарным и социально-экономическим специальностям/ Г.К. Ашин [и др.]. - 3-е изд., доп. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2014. С. 510.
обеспечить формирование и реализацию проектов по развитию Республики Крым. Реализация Проекта позволит выявить квалифицированных, имеющих активную гражданскую позицию и высокий потенциал к развитию лиц, способных занять руководящие должности в сферах государственного и муниципального управления, участвовать в решении задач социально-экономического развития Республики Крым, расширить число сторонников Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», обеспечить привлечение молодежи в ряды Партии и дальнейшее ее продвижение в сфере государственного и муниципального управления»1
В контексте рассматриваемых инициатив и проектов следует упомянуть, что для принятия участия в них претендент должен обладать заявленным в программных положениях уровнем образования, а также необходимым опытом работы (согласно Положению о резерве управленческих кадров Республики Крым одним из требований, предъявляемых к кандидатам в Региональный резерв, является стаж государственной гражданской или муниципальной службы не менее 3 лет или стаж на управленческих должностях не менее 5 лет)2
Отмечая тот факт, что на территории полуострова функционируют институты, призванные обеспечить рекрутирование в состав управленческих структур (а также потенциально и в состав политической элиты полуострова) профессиональных кадров, мы вынуждены отметить, что эффективность принимаемых управленческих решений в ряде ситуаций оставляет желать лучшего. В то же время, учитывая замкнутость политической элиты полуострова, следует принимать во внимание, что даже весьма одаренным молодым управленцам представляется весьма сложным войти в ее состав, если они не располагают определенной поддержкой со стороны влиятельных акторов в политической, либо экономической сферах региона. Вместе с тем, на руководящие должности зачастую по-прежнему избираются люди, так или иначе имевшие отношение к предыдущим генерациям политической элиты полуострова. Таким образом, можно утверждать, что система рекрутирования новых кадров в состав политической элиты полуострова из числа молодежи нуждается в доработке.
Литература:
1. Бредихин А.В. Крымскотатарский вопрос во внешней политике украинсикх властей (2014-2017 гг.)// Россия и новые государства Евразии, 2017. № 4. С. 37-47.
2. Мальгин А.В. Крымский узел: очерки политической истории Крыма - 1989-1999. -Симферополь: «Новый Крым», 2000. - 161 с.
3. Мельников Г.И. Становление политической элиты в Крыму// Проблемы политической истории Крыма: итоги и перспективы. Научно-практическая конференция. Материалы. -Симферополь, 1996.
4. Чернецов К.А. Крым бандитский. - М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 1998. - 378 с.
5. Основы политической элитологии [Текст]: учеб. пособие по гуманитарным и социально-экономическим специальностям/ Г.К. Ашин [и др.]. - 3-е изд., доп. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2014. - 514 с.
6. Положение о проекте Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по формированию партийного резерва управленческих кадров
1 Положение о проекте Крымского регионального отделения Всероссийской политической партии «Единая Россия» по формированию партийного резерва управленческих кадров «Команда будущего». URL: http://rezerv.er-crimea.com/polozhenie-o-proekte/ (дата обращения: 15.10.2017).
2 Портал Правительства Республики Крым. Резерв управленческих кадров Республики Крым. URL: http://rk.gov.ru/rus/info.php?id=651335 (дата обращения: 15.10.2017).
«Команда будущего». URL: http://rezerv.er-crimea.com/polozhenie-o-proekte/ (дата обращения: 15.10.2017).
7. Портал Правительства Республики Крым. Резерв управленческих кадров Республики Крым. URL: http://rk.gov.ru/rus/info.php?id=651335 (дата обращения: 15.10.2017).
References:
1. Mal'gin A.V. Krymskii uzel: ocherki politicheskoi istorii Kryma - 1989-1999. - Simferopol': «Novyi Krym», 2000. - 161 s.
2. Mel'nikov G.I. Stanovlenie politicheskoi elity v Krymu// Problemy politicheskoi istorii Kryma: itogi i perspektivy. Nauchno-prakticheskaia konferentsiia. Materialy. - Simferopol', 1996.
3. Chernetsov K.A. Krym banditskii. - M.: ZAO Izd-vo Tsentrpoligraf, 1998. - 378 s.
4. Osnovy politicheskoi elitologii [Tekst]: ucheb. posobie po gumanitarnym i sotsial'no-ekonomicheskim spetsial'nostiam/ G.K. Ashin [i dr.]. - 3-e izd., dop. - M.: URSS: LENAND, 2014. -514 s.
5. Polozhenie o proekte Krymskogo regional'nogo otdeleniia Vserossiiskoi politicheskoi partii «Edinaia Rossiia» po formirovaniiu partiinogo rezerva upravlencheskikh kadrov «Komanda budushchego». URL: http://rezerv.er-crimea.com/polozhenie-o-proekte/ (data obrashcheniia: 15.10.2017).
6. Portal Pravitel'stva Respubliki Krym. Rezerv upravlencheskikh kadrov Respubliki Krym. URL: http://rk.gov.ru/rus/info.php?id=651335 (data obrashcheniia: 15.10.2017).
THE ISSUES OF THE RECRUITING OF YOUNG PEOPLE INTO THE RANKS OF
CRIMEAN POLITICAL ELITE
Ivankov K.V.
student V.I. Vernadsky Crimean Federal University [email protected]
Abstract: The article observes several issues connected with the recruiting of young people into the ranks of Crimean political elite. The information about the main stages of transformation of Crimean elite and the causes of its closed nature are given. The main projects for the training of the officials in the Republic of Crimea are also described. Keywords: Crimea, elite, young people, officials.
Для цитирования: Иванков К.В. Проблемы рекрутирования молодежи в состав политической элиты Крыма// Архонт, 2018. № 1(4). С. 43-47.