ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
ART 76155
УДК 378.14.015.62
Дата ретрагирования: 16.08.2019
Изъятие статьи вызвано неправомерным заимствованием Е. А. Кирьяновой в недопустимом объеме результатов научных исследований А. Золотаревой, М. Г. Сивковой, И. П. Селезневой Е. Могилевкина (Золотарёва А. Аутентичное оценивание личностных достижений учащегося по развитию универсальных учебных действий в форме комплексного портфолио. // Дополнительная образовательная программа: структура, содержание, технология разработки (методические рекомендации) / Автор-составитель М.Г. Сивкова, - Сыктывкар, 2004;Селезнева И. П. Понятие «портфолио». Портфолио ученика начальной школы URL: http://nsportal.ru/nachalnayashkola/materialy-mo/2016/01/30/portfoliouchashchegosya;Могилевкин Е. Портфолио карьерного продвижения как современная технология планирования и развития карьеры выпускников вузов // "Управление персоналом", N 5, март 2006)
Кирьянова Елена Анатольевна,
доктор исторических наук, профессор кафедры истi ФГБОУ ВО «Рязанский государственный университет имени Есенина», г. Рязань e.kiryanova@rsu.edu.ru
Портфолио (портфель учебных становление аутентичного способа
Аннотация. В статье рассмотрены проблемы оценивания учебных достижений обучающихся при реализации компетентностного подхода в образовании. Определены основные изменения в оценивании личностных, метапредметных и предметных результатов обучения в основном общем образовании. Проанализированы возможности использования технологии портфолио как накопительной оценки в школе и вузе.
Ключевые слова: система образования, Федеральный государственный образовательный стандарт, учебный процесс, практико-ориентированное обучение, аутентичное оценивание, портфолио.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Современная система образования находится в состоянии поиска новых ориентиров - в том числе и в сфере контроля и оценки качества образования. Важность изменения форм оценивания учебных достижений подчёркивают очень многие авторы. При этом они исходят из положения, которое в настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения, а именно, что формы оценивания оказывают решающее влияние на процессы обучения, которые ему предшествуют. Из этого вытекает, что, изменяя процедуру оценивания учебных достижений, мы оказываем существенное влияние и на сам учебный процесс.
Необходимость изменения характера и технологий оценивания результатов обучения определяет переход от оценки успеваемости к аутентичному оцениванию (authentic assesment). Аутентичное оценивание широко применяется за рубежом в практико- и личностно ориентированных моделях обучения и трактуется как «истинное, настоящее, подлинное, верное оценивание», или «оценивание реальных достижений учащихся», складывающихся из совокупности всех его успехов и проявлений в соответствующей будущему профилю обучения учебной и внеучебной деятельности.
Аутентичное оценивание осуществляется посредством использования альтернативных методов оценивания, к числу которых относятся: исследовательские про-
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
екты, научные эксперименты, устная презентация, дискуссия, творческие работы учащихся и др. Оно ориентировано преимущественно на практические результаты деятельности обучающихся, учитывает и стимулирует их инициативу, стремление к самосовершенствованию и личностному росту на основе самооценки своего продвижения к планируемому результату образовательной деятельности, обеспечивает учащимся возможность видеть эти результаты и получать положительную оценку, признание своих достижений. Таким образом, аутентичное оценивание становится одним из важнейших средств и условий реализации компетентностного подхода в современной системе образования.
Аутентичное оценивание имеет следующие характеристики: задания разрабатываются для наиболее приближенных к реальной ситуации (подлинных) условий исполнения деятельности в оцениваемой области, оставляют достаточный простор для развития способностей и интересов учащихся как источников для формирования умений и для идентификации их сильных сторон. Критерии, используемые в оценивании такого типа, как отмечают исследователи, направлены на оценивание «основного» в поведении и деятельности, в соответствии с хорошо сформулированными деятельностными стандартами (например, написание эссе по социально значимой теме, убедительная защита своей позиции). В процессе аутентичного оценивания от обучаемых зачастую ожидается, что они должны представлять свою работу публично и устно.
Такая особенность аутентичного оценивания, как необходимость создания ситуаций, приближенных к реальной жизни («real life» situations), где обучаемые должны продемонстрировать применение знаний и умений, указывает на то, что реализация Федеральных государственных образовательных стандартов как в основном общем образовании, так и в высшем профессиональном образовании предполагает активный переход к аутентичному оцениванию. Одним из способов аутентичного
знивг ртфс
оценивания является использование портфолио.
Известно, что как само слово «портфолио», так и основная идея собрания работ не есть изобретение XX века. В XIX веке итальянским словом «портфолио» называли альбом с фотографиями, а в эпоху Ренессанса художники и архитекторы привозили с собой портфолио, когда они заявляли свои претензии на место в академии художеств или на строительный проект. При помощи представленных в портфолио документов можно было не только составить впечатление о качестве работы, но и о профессиональном пути претендентов. В этом смысле как идея, так и термин портфолио применяется до сих пор среди художников и фотографов.
Идея применения портфолио в системе образования происходит из Соединённых Штатов Америки, где она возникла в 1980-х годах, а в конце 1980-начале 90-х годов начался настоящий бум. Применение портфолио в школах с середины 1980-х годов принимает лавинообразный характер. Число публикаций и книг, посвященных идее портфолио в обучении, за короткий срок резко возросло, достигнув в 1995 году своего пика. Один из авторов говорит о настоящей «портфолиомании», захватившей образовательный мир. Кроме Соединённых Штатов и Канады идея портфолио становится всё более популярной в Европе и Японии. Однако обилие литературы не внесло ясности в саму идею. Скорее, наоборот.
Можно утверждать, что портфолио не представляет собой какой-то чёткой концепции. Понимание и учёт этого факта особенно важны в российском контексте, так как сведения зачастую приходится извлекать из достаточного узкого круга источников, часто имеющих идентичное содержание [1-6].
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
Термин «портфолио» в образовательном процессе многозначен и может рассматриваться в различных контекстах. Часто портфолио рассматривают как рабочую файловую папку, содержащую многообразную информацию, которая документирует приобретенный опыт и достижения учащихся (папка, портфель достижений) [7, 8]. Дополняя традиционные контрольно-оценочные средства, портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником, студентом в разнообразных видах деятельности - учебной, творческой, социальной, коммуникативной и др., и является важнейшим элементом практико-ориентированного подхода к образованию. Основной смысл «портфолио» в этом контексте - «показать все, на что ты способен». Педагогическая философия портфолио предполагает смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме, разделу, предмету; интеграцию количественной и качественной оценок; перенос педагогического акцента с оценки на самооценку.
В случае предметного портфолио - форма, которая доминирует в настоящее время в Европе, - речь идёт о документации работ школьника или студента в рамках определённого курса и служит по преимуществу именно как инструмент самого обучения, хотя оценивание этих шагов обучения также может иметь место. Из этих «предметных портфолио» могут, в качестве их завершения, возникнуть и папки достижений. Возможно использование технологии портфолио в образовательных учреждениях разного уровня:
- В средней школе - при формировании профильных классов, а также как итоговое портфолио, отдельные элементы которого или весь комплект полностью могут быть представлены при поступлении в ву
- В высшей школе - при поступлении в вуз (наряду с материалами ЕГЭ); при организации учебного процесса, для построения образовательного рейтинга студента; карьерное портфолио выпускника вуза.
Портфолио в средней школе
Федеральный государственный стандарт основного общего образования предусматривает, что «планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования должны уточнять и конкретизировать общее понимание личностных, метапредметных и предметных результатов как с позиции организации их достижения в образовательном процессе, так и с позиции оценки достижения этих результатов» [9]. Система оценки достижения планируемых результатов основной образовательной программы основного общего образования должна обеспечивать комплексный подход и предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга. Одной из таких форм является портфолио, которое состоит из трех разделов: «портфолио документов», «портфолио работ», «портфолио отзывов» [6, 7]. Известные подходы к наполнению этих разделов не являются жесткой инструкцией, а рассматриваются как варианты.
«Портфолио документов» - портфель сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений, предполагающий возможность как качественной, так и количественной оценки его материалов. В «портфолио документов» ученик представляет сертификаты официально признанных на международном, федеральном, региональном, муниципальном уровне конкурсов, соревнований, олимпиад и т. п., документы об участии в грантах, об окончании музыкальных или художественных школ, сертификаты о прохождении тестирования и т. п. Итоговый документ представлен в виде вкладыша в аттестат и содержит итоговый балл, а также перечень и оценки сертификатов, входящих в его состав. Документы или их
ISSN 2Э04-120Х
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
копии могут быть помещены в приложении к портфолио. В чем преимущества данного раздела? Итоговая балльная оценка делает портфолио этого типа действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика, так как может стать значимой составляющей этого рейтинга (наряду с оценками, полученными при итоговой аттестации). Однако есть и ограничения. Портфолио этого типа дает представление о результатах, но не раскрывает процесса индивидуального развития ученика, разнообразия его творческой активности, учебного стиля, интересов и т. п.
«Портфолио работ» - представляет собой собрание различных творческих и проектных работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в научных конференциях, конкурсах, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Данный раздел предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ, ориентированности на выбранный профиль обучения и др. Он может оформляться в виде творческой книжки ученика с приложением его работ, представленных в виде текстов, электронных версий, фотографий, видеозаписей. Преимущества данного раздела состоят в том, что он дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки. В то же время качественная оценка портфолио дополняет результаты итоговой аттестации, но не может войти в образовательный рейтинг ученика в качестве суммарной составляющей.
Примерный вариант записей в «портфолио работ» включает проектные работы (указывается тема проекта, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте); исследовательские работы и рефераты (указываются изученные материалы, название реферата, количество страниц, иллюстраций и т. п.); техническое творчество: модели, макеты, приборы (указывается конкретная работа, дается ее краткое описание); работы по искусству (дается перечень работ, фиксируется участие в выставках); другие формы творческой активности: участие в школьном театре, оркестре, хоре (указывается продолжительность подобных занятий, участие в гастролях и концертах); элективные курсы и факультативы (делается запись о названии курса, его продолжительности, форме, в которой проходили занятия); различные практики: языковая, социальная, трудовая, педагогическая (фиксируется вид практики, место, в котором она проходилась, ее продолжительность); занятия в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах (указывается название учреждения или организации, продолжительность занятий и их результаты); участие в олимпиадах и конкурсах (указывается вид мероприятия, время его проведения, достигнутый учеником результат); участие в научных конференциях, учебных семинарах и лагерях (указывается тема мероприятия, название проводившей его организации и форма участия в нем ученика); спортивные достижения (делается запись об участии в соревнованиях, наличии спортивного разряда) и др.
«Портфолио отзывов» - включает в себя характеристики отношения школьника к различным видам деятельности, представленные учителями, родителями, возможно, одноклассниками, работниками системы дополнительного образования и др., а также письменный анализ самого школьника своей конкретной деятельности и ее результатов. Портфолио может быть представлено в виде текстов заключений, рецензий, отзывов, резюме, эссе, рекомендательных писем и прочее. Преимущества данного раздела заключаются в том, что эта форма дает возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, свя-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
занных с обучением и выбором профильного направления. Ограничения применения связаны со сложностью формализации и учета собранной информации.
В «портфолио отзывов» ученикам предлагается представлять отзывы на творческие работы, исследовательские и другие проекты, социальные практики, участие в конференциях и самых различных сферах приложения сил. Важной составляющей данного раздела является самооценка ученика, его рефлексия на собственную деятельность. Учащийся может иметь неплохие результаты по каким-нибудь предметам, образовательным областям или конкурсам, олимпиадам, а выполняет при этом работу с большим нежеланием, о чем часто никто не подозревает. В результате он может получить рекомендации заниматься на профиле, где он будет успешен, однако не испытывает при этом морального удовлетворения. Помочь школьнику «найти себя», грамотно выстроить профориентацию возможно, если в этом разделе порт-фолио будет представлена саморефлексия ученика на выполняемую им разнообразную деятельность, начиная с учебной и урочной и заканчивая хобби.
Портфолио, как метод оценивания, претендует не только на более адекватное отражение действительных достижений, но и на то, чтобы быть инструментом повышения качества процессов учения [13, 14]. Исходной при этом является мысль, что достижения нужно не оценивать, а документировать. То, что достигнуто, нужно сделать непосредственно зримым. Естественно, что традиционные тетради являются тоже такими документами. Но в портфолио речь идёт о том, что ученик сам решает, что он хочет положить в свою папку или портфель. Тем самым от ученика требуется самооценка в процессе учения. В портфолио находят своё место, наряду с тем, что ученик сделал в школе, так же и домашние, и внешкольные работы. В папку, помимо работ, кладётся и суждение (оценка) работы как самим учеником, так и учителем. Ученик работает над оформлением своего портфолио как в школьное, так и во внешкольное время. Учитель помогает и консультирует ученика при выборе и оформлении портфолио, пишет свои комментарии к собранному материалу.
Портфолио в профессиональном образовании
В высшей школе также возможно существование различных видов портфолио, ориентированных, прежде всего, на профессиональную подготовку студента и формирование у него общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций [10-12]. Так, уже достаточно давно нами в курсе «Теория и методика обучения истории» была апробирована система индивидуальных творческих заданий, которая в определенной степени позволяет студентам создать своеобразное тематическое портфолио по этой дисциплине. В его состав включаются варианты тематического планирования школьных учебных курсов истории, разработки отдельных уроков истории и обществознания, а также внеклассных мероприятий, технологические карты, методические обзоры, аналитические сведения по проблемам построения учебного процесса в соответствии с требованиями Историко-культурного стандарта по истории России и всемирной истории.
Портфолио карьерного продвижения (ПКП) - это уже достаточно хорошо зарекомендовавшая себя в западных странах технология планирования профессиональной карьеры. ПКП представляет собой пакет документов в бумажном и/или электронном варианте, который отражает все достижения студента (как академические -учебные, так и личные). Портфолио составляется в таком ключе, чтобы обеспечить эффективное взаимодействие с научными руководителями, преподавателями и кураторами в вузе в период обучения, а также с потенциальными работодателями после окончания высшего учебного заведения.
ПКП в минимизированном варианте может включать следующие пункты:
ниегп
issn 2304-i20x Кирьянова Е. А Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
научно-методический электронный журнал
профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;
- список изученных (освоенных) учебных курсов по основной области деятельности и связанных с ней областей знания, включая дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;
- список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младшекурсников и т. д.);
- описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;
- рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик.
ПКП должно фиксировать все достижения студента. ПКП следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения по основному и сопутствующим направлениям профессиональной подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития.
ПКП можно использовать для хранения, например, таких документов:
- выпускная квалификационная и курсовые работы;
- отчеты и отзывы о прохождении производственных практик;
- тексты докладов на научно-практических конференциях;
- оттиски статей в профессиональных журналах;
- грамоты и благодарности за участие в семинарах, форумах, конференциях;
- свидетельство о занесении на доску почета вуза;
- сертификаты об успешном освоении тренинговых и обучающих программ (например, тренинг «Технология карьеры», обучающая программа для продвинутого пользователя ПК и т.
- свидетельство о получении именных стипендий (президентской, губернаторской и т. д.);
- рекомендательные письма от преподавателей и кураторов.
У ПКП двойное предназначение - с одной стороны, это оценка учебных успехов
и научных достижений, а с другой - оценка готовности к профессиональной карьере.
ПКП служит как инструмент учебно-научной оценки, изменяющейся во времени по мере документально подтвержденного развития готовности к обучению и профессиональному росту в период нахождения в вузе. По мере освоения учебных курсов портфолио отображает достижения студента в приобретении навыков и компетенций, необходимых для успешной и долгой карьеры. Со временем ПКП превращается в достаточно сложную, расширенную и углубленную структуру способностей и достижений.
ПКП как оценка готовности к карьере является важным инструментом передачи деловой и личностной информации о студенте - выпускнике вуза (в виде резюме и рекомендательных писем) потенциальным работодателям, для поступления на работу на условиях как частичной (еще в период обучения), так и полной занятости.
Карьерное портфолио является эффективным средством развития карьеры, которое содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме. Профессиональное и полное ПКП позволяет работодателю легко просмотреть уровень подготовки и весь спектр умений и способностей кандидата и создает усло-
ISSN 2304-120X
ниепт
научно-методический электронный журнал
Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
вия для принятия оптимального кадрового решения. Профессионально составленное ПКП может помочь выпускнику привлечь внимание работодателя и подчеркнуть его конкурентные преимущества по сравнению с другими претендентами.
В век информационных технологий и электронной коммуникации важно, чтобы студенты развивали электронное, или онлайн-ПКП. Такой формат позволяет легко и эффективно общаться через Интернет с возможными работодателями [15, 16].
Таким образом, использование портфолио может стать важным элементом в перестройке процесса оценивания учебных достижений обучающихся и его адаптации под современные реалии компетентностного практико-ориентированного обучения как в средней школе, так и в системе профессионального образования.
Ссылки на источники
1. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Портфолио в системе педагогической диагностики // Школьные технологии. - 2005. - № 1, 2.
2. Горелова Т. И. Портфолио - альтернативный способ оценивания результатов обучения // Управление начальной школой. - 2009. - № 6.
3. Загвоздкин В. К. Роль портфолио в учебном процессе. Некоторые психолого-педагогические аспекты (зарубежные источники) // Психологическая наука и образование. - 2004. - № 4.
4. Загвоздкин В. К. Портфель индивидуальных учебных достижений - нечто большее, чем просто альтернативный способ оценки // Школьные технологии. - 2004. - № 3.
5. Крепких О. В. Портфолио как инструмент самоанализа // Управление школой. - 2007. - № 8.
6. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений «Портфолио»: федеральные рекомендации и местный опыт // Директор школы. - 2004. - № 7, 8.
7. Новикова Т. Портфолио в профильной школе // Оценка качества образования. - 2008. - № 3.
8. Пинская М. А. Место портфолио в современном образовании // Оценка качества образования. -2008. - № 2.
9. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования // Министерство образования и науки Российской Федерации. - URL: http://минобрнауки.рф/documents/938.
10. Зеленко Н. В., Могилевская А. Г. Портфолио будущего педагога // Стандарты и мониторинг в образовании. - 2009. - № 1.
11. Болотина Г. К. Научно-методическое портфолио педагога // Методист. - 2006. - № 9.
12. Пинская М. А. Портфолио учителя как инструмент профессионального развития и оценки профессиональных достижений // Оценка качества образования. - 2008. - № 4.
13. Сметанникова Н. Н. «Портфель» как технология аутентичного оценивания // Школьные технологии. - 2006. - № 6.
14. Юдина И. Г. Портфолио ученика средней школы / авт.-сост. И. Г. Юдина. - Волгоград: Учитель, 2007. - 223 с.
15. Тарабрина В. Руководство по созданию электронного портфолио // ИКТ. - 2008. - № 5.
16. Безукладников К. Э. Сетевой электронный портфолио учителя // Начальная школа. - 2008. - № 5.
Elena Kiryanc
Doctor of Histo snces, Professor of Russian History, Ryazan State University named for S. A. Yese-
nin, Ryazan e.kiryanova@r
Portfolio (the portfolio of academic achievements): becoming an authentic method of assessment Abstract. The article deals with the problem of evaluation of educational achievements of students in the implementation of the competence approach in education. The main change in the assessment of personality, metasubject and subject learning outcomes in basic general education are examined in the article. The possibilities of using portfolio techniques as a cumulative assessment in schools and universities are presented.
Key words: education system, Federal State Educational Standard, the learning process, practice-based learning, authentic assessment, portfolio.
Рекомендовано к публикации:
ISSN
2304-
1-120X
977230412016650
KCl ниегп
issn 2304-i20x Кирьянова Е. А. Портфолио (портфель учебных достижений): становление аутентичного способа оценивания // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - № S13. - 0,5 п. л. - URL: http://e-koncept. ru/2016/76155. htm.
научно-методический электронный журнал
Некрасовой Г. Н., доктором педагогических наук, членом редакционной коллегии журнала «Концепт»
Поступила в редакцию Received 13.06.16 Получена положительная рецензия Received a positive review 15.06.16
Принята к публикации Accepted for publication 15.06.16 Опубликована Published 04.07.16
www.e-koncept.ru
© Концепт, научно-методический электронный журнал, 2016 © Кирьянова Е. А., 2016