Научная статья на тему 'Портфолио карьерного продвижения и техника его составления студентами системы среднего и высшего профессионального образования'

Портфолио карьерного продвижения и техника его составления студентами системы среднего и высшего профессионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
936
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОТРФОЛИО / СТУДЕНТЫ / STUDENTS / РАБОТОДАТЕЛИ / EMPLOYERS / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / VOCATIONAL EDUCATION / PORTFOLIO

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шайдуллина Альбина Рафисовна, Валеева Гузель Хусаиновна

Статья направлена на сравнительное исследование уровней сформированности компетенций в составлении и проектировании портфолио карьерного продвижения студентами системы среднего и высшего профессионального образования. В статье раскрыто назначение портфолио карьерного продвижения, дана его структура и содержание, представлены ход и результаты эксперимента по выявлению уровней сформированности техники составления портфолио карьерного продвижения среди студентов средних и высших учебных заведений профессионального образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шайдуллина Альбина Рафисовна, Валеева Гузель Хусаиновна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CAREER DEVELOPMENT PORTFOLIO AND THE TECHNOLOGY OF ITS COMPOSING BY SECONDARY AND HIGHER VOCATIONAL EDUCATION''S STUDENTS

The paper aims at a comparative study of the levels of competences' formation in composing and projecting of portfolio for career development of secondary and higher vocational institutions' students. The paper reveals the appointment of the career development portfolio, gives its structure and content, presents the course and results of the experiment to detect the levels in the development of techniques to compose the portfolio of career development among the students of secondary and higher educational institutions of vocational education.

Текст научной работы на тему «Портфолио карьерного продвижения и техника его составления студентами системы среднего и высшего профессионального образования»

УДК 377:378

ПОРТФОЛИО КАРЬЕРНОГО ПРОДВИЖЕНИЯ

И ТЕХНИКА ЕГО СОСТАВЛЕНИЯ СТУДЕНТАМИ СИСТЕМЫ

СРЕДНЕГО И ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.Р. Шайдуллина, Г.Х. Валеева

Аннотация. Статья направлена на сравнительное исследование уровней сформированное™ компетенций в составлении и проектировании портфолио карьерного продвижения студентами системы среднего и высшего профессионального образования. В статье раскрыто назначение портфолио карьерного продвижения, дана его структура и содержание, представлены ход и результаты эксперимента по выявлению уровней сформированности техники составления портфолио карьерного продвижения среди студентов средних и высших учебных заведений профессионального образования.

Ключевые слова: потрфолио, студенты, работодатели, профессиональное образование.

THE CAREER DEVELOPMENT PORTFOLIO AND THE TECHNOLOGY

OF ITS COMPOSING BY SECONDARY AND HIGHER

VOCATIONAL EDUCATION'S STUDENTS

A. Shaidullina, G. Valeyeva

Abstract. The paper aims at a comparative study of the levels of competences' formation in composing and projecting of portfolio for career development of secondary and higher vocational institutions' students. The paper reveals the appointment of the career development portfolio, gives its structure and content, presents the course and results of the experiment to detect the levels in the development of techniques to compose the portfolio of career development among the students of secondary and higher educational institutions of vocational education.

Keywords: portfolio, students, employers, vocational education.

Существующая практика свидетельствует, что успешность карьерного роста в большей степени связана с такими компонентами как природная креативность, навыки (языковые, навыки работы на компьютере), корпоративность [4;5]. Следовательно, не будет лишним в этом плане подготовить выпускника вуза к вхождению в корпоративную среду, где он будет впоследствии работать. Облегчению взаимопонимания с будущим работодателем и помощью в опережении своих потенциальных конкурентов ему будет способствовать наличие портфолио карьерного продвижения, которое стимулирует инициатора активности и побуждает его к генерации соответствующего поведения.

Портфолио является эффективным средством развития карьеры студентов-выпускников, так как оно содержит гораздо больше информации для работодателей, чем стандартное резюме. Портфолио способствует облегчению взаимопонимания с будущим работодателем. Однако в ходе проведенного опроса работодателей было отмечено, что при самопрезентации молодые специалисты практически не используют такую форму отчета как портфолио [1 ;3].

Портфолио представляет собой отчет по процессу обучения о том, что узнал студент, как проходил процесс обучения, как он

думает, анализирует, синтезирует, производит, создает и т.п., как взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях. Это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений учащегося (профессионала) в определённый период его образовательной (профессиональной)

деятельности. Портфолио - это материалы по безотметочной оценке учебных успехов и научных достижений студента, дающие представление о его готовности к профессиональной карьере.

Портфолио карьерного продвижения должно фиксировать все достижения студента. Его следует регулярно обновлять по мере продвижения во время обучения по основному и сопутствующим направлениям

профессиональной подготовки, а также включать в него информацию, отражающую актуальные умения, навыки и наработку компетенций на каждом этапе профессионального обучения и развития [2].

Потрфолио карьерного продвижения включает следующее:

- профессионально составленное, отвечающее современным требованиям резюме;

- список пройденных учебных курсов по основной области деятельности и связанных с

ней областей знания, включая

дополнительную специализацию, тренинги, специализированные семинары и мастер-классы ведущих преподавателей;

- список внеучебных мероприятий и любых должностей, где на практике применяются навыки лидерства (например, староста группы, руководитель научной студенческой группы, куратор младших курсов и т.д.);

описание карьерного потенциала и готовности к карьере в терминах приобретения навыков и опыта;

рекомендации ведущих преподавателей, руководителей курсовых проектов, дипломных работ, производственных практик [3].

При внедрении в образовательный процесс портфолио мы провели опрос студентов, преподавателей и работодателей с целью выявления наиболее важных целей портфолио и его содержания, см. табл. 1.

Таблица 1. - Сравнительный анализ целей создания портфолио и его содержания

Студенты и преподаватели в техникуме и вузе Работодатели на рынке труда

- обсуждение результатов обучения с сокурсниками и преподавателями; - рефлексия студентами своей работы; - демонстрация индивидуального стиля обучения студента, особенностей его интеллекта и культуры; - возможность самостоятельно определить темы для портфолио; - возможность для студентов установит связи между предыдущим и новым знанием; - включение студента в процесс развития своих компетенций, в рефлексию своих изменений, «строительство» самого себя; - оценка промежуточных достижений, в том числе «формализованная»; - подготовка и обоснование целей будущей работы - включение студента в период обучения в вузе в процесс развития «нужных» предприятию компетенций; - конечная оценка вузовских достижений студента и активное участие в его дальнейшей профессиональной судьбе

Введение метода портфолио мы начали в 2012 году. Выпускники составляли свое портфолио, подводя итоги обучения. Студенты третьего курса составляли портфолио на протяжении 2012 - 2015 года. На итоговой аттестации в 2014 и 2015 годах наряду с дипломной работой они представляли и портфолио.

После эксперимента высокой техникой составления портфолио (самопрезентации) обладали студенты Альметьевского

государственного нефтяного института (АГНИ), продолжившие обучение после Альметьевского политехнического техникума (АПТ) - 46% , средней - 35%, низкой - 19% (см. рис. 1, а). Среди студентов АГНИ, обучающихся после общеобразовательной школы, высокой техникой составления портфолио обладают 26% студентов, средней -38%, низкой - 36% (см. рис.1, б).

Рисунок 1. Уровни сформированности техники составления портфолио студентов АГНИ

а) после АТП б) после общеобразовательной школы

По результатам можно сделать вывод, что студенты АГНИ, обучающиеся после АПТ, обладают более высокой техникой составления портфолио, что положительно сказывается на уровне востребованности выпускника.

В системе среднего и высшего профессионального образования применяются свои традиционно устоявшиеся виды, методы, формы и средства контроля, которые во многом случае совпадают друг с другом. Однако в ходе проведенного опроса работодателей мы выявили пожелание самопрезентации молодых специалистов в форме портфолио. Было разработано

содержание портфолио карьерного продвижения с тем, чтобы оно стало эффективным средством развития карьеры, которое содержит гораздо больше информации для понимания, чем стандартное резюме. Также был разработан цикл создания и совершенствования содержания портфолио. По результатам можно сделать вывод о том, что студенты АГНИ, обучающиеся после АПТ, обладают более высокой техникой составления портфолио, что положительно сказывается на уровне востребованности выпускника АГНИ на рынке труда.

Литература:

1. Игонина Е.В. Потенциал портфолио в диагностике профессиональных компетенций будущих педагогов профессионального обучения / Е.В. Игонина // В мире научных открытий. - 2010.

- № 4(10). - Ч. 5. - С. 110-112.

2. Лобашев В.Д. Технология портфолио / В.Д. Лобашев // Профессиональное образование. - 2006.

- № 8. - С. 18-19.

3. Shaidullina A.R., Fassakhova G.R., Valeyeva G.K., Khasanova G.B., Komelina V.A., Ivanova T.L. A Comparative Research on Levels of Students' Formation Skills of Their Career Advancement Portfolio in Secondary and Higher Education Systems // Asian Social Science. - 2015. - Vol. 11. - № 1. - 375379 p.

4. Масленникова В.Ш., Боговарова В.А., Шайхутдинова Г.А. Портфолио педагога-куратора

как технология оценки его воспитательной деятельности: методическое пособие (для руководителей и преподавателей учреждений системы профессионального образования) / В.Ш. Масленникова, В.А. Боговарова, Г.А. Шайхутдинова // Учреждение Российской акад. образования, Ин-т педагогики и психологии проф. образования, Лаборатория проф. воспитания и социальной педагогики. - Казань, 2009.

5. Трегубова Т.М. Социально-педагогическое сопровождение как фактор развития академической мобильности студентов в условиях международной образовательной интеграции / Т.М. Трегубова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические

науки. - 2009. - Т. 2. - С. 50.

Сведения об авторах:

Шайдуллина Альбина Рафисовна (г. Альметьевск, Россия), доктор педагогических наук, заведующий кафедрой «Иностранные языки», ГБОУ ВО «Альметьевский государственный нефтяной институт», e-mail: [email protected]

Валеева Гузель Хусаиновна (г. Сибай, Россия), кандидат педагогических наук, доцент кафедры теории и методики обучения технологии Сибайского института (филиала) ФГБОУ ВО «Башкирский государственный университет».

Data about the authors:

A. Shaidullina (Almetyevsk, Russia), doctor of education, head of Foreign Languages Department, Almetyevsk State Oil Institute, e-mail: [email protected]

G. Valeyeva (Sibay, Russia), candidate of pedagogic sciences, associate professor at the Department of Theory and Methodology of Training of Sibay Institute (Branch) of Bashkir State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.