Научная статья на тему 'Портал csam Plexus как система управления внитригоспитальной информацией'

Портал csam Plexus как система управления внитригоспитальной информацией Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
74
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Куракова Н. Г.

В сентябре 2007 года журнал «Врач и ИТ» был приглашен принять участие в пресс-туре и презентации портала CSAM Plexus, реализующего систему управления внитригоспитальной информацией медицинского высокотехнологичного центра, созданную в ходе совместного проекта компаний Oracle и CSAM International (http://www.csam.no)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Портал csam Plexus как система управления внитригоспитальной информацией»

1 и информационные

технологии

Электронный документооборот

ПОРТАЛ CSAM PLEXUS КАК СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВНИТРИГОСПИТАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ

В сентябре 2007 года журнал

«Врач и ИТ» был приглашен принять участие в пресс-туре и презентации портала CSAM Plexus, реализующего систему управления внитригоспитальной информацией медицинского высокотехнологичного центра, созданную в ходе совместного проекта компаний Oracle и CSAM International (http://www.csam.no)

CSAM Plexus — технологическая платформа, которая позволяет пациенту получить доступ к своей медицинской карте для предоставления ему медицинской помощи в любом госпитале мира. Этот уникальный портал был апробирован и функционирует в трех специализированных госпиталях Норвегии (в том числе в госпитале Rikshospitalet в Осло, месте проведения презентации) и в ряде госпиталей в Швеции. Всего за несколько месяцев использование CSAM Plexus позволило интегрировать уже существующие в этих медицинских центрах различные клинические и административные системы (без их замены) в единую систему внутригоспитальной медицинской информации.

CSAM Plexus может быть развернут в любых учреждениях здравоохранения: решение предлагается готовым на 60-70%, предоставляя пользователям возможность доработать его в соответствии со своими потребностями.

В отличие от совокупности различных разрозненных информационных систем CSAM Plexus позволяет пациенту с соблюдением требований конфиденциальности и информационной безопасности получить санкционированный доступ к своим данным и, находясь за пределами госпиталя, иметь возможность взаимодействовать со своим лечащим врачом: в интерактивном онлайновом режиме задавать вопросы, знакомиться с результатами исследований и заполнять онлайновые формы, предваряющие визит в госпиталь. Например, используя портал для пациентов My journal, больные гемофилией, которые встречаются с лечащим врачом раз в полгода, могут регулярно вводить свои клинические данные, чтобы обсудить их на ближайшем приеме.

Sverre Flatby, исполнительный директор CSAM International, подчеркивает, что CSAM Plexus — это не традиционная медицинская система, скорее мост между медицинскими информационными системами, врачами и пациентами. CSAM Plexus объединяет все многообразие запросов различных групп пользователей, предоставляя возможность пациенту с домашнего компьютера общаться с медицинским персоналом госпиталя и тем самым повышать эффективность получаемой медицинской помощи.

■ 26 ! ! ! ! ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Электронный документооборот

www.idmz.nu

2007, № 5

■ Г" 1 1 1 — 1--1НШ1 ■■■ ■■■ ■■■■■■■■■■ ■ ■■■ ■ ШШТ ■■■■■■■■ ■■■■■■■■ ■■■■■ ■■■ ■■■■ 1 ■■ ■ ■ ■ ■■ ■ ■ ■■■■ ■ ■■ ■■ ■ ■ ■■■ "■ 1 iS" п 1 ВI I I I I 1 1 И| 1 1 1 1 1 S ш г i i i i i i Si i i i i i m i i i *" ! r L_1_J ■! ! ! ! ! ! !!!!!!! 5 ! ! !__±_J !!!!!!!!!!!!! ■■■ ■■ ■■■■•■ ■ ■ L i i 27 ■ i -1 ! ! ! !

1 и информационные

технологии

Электронный документооборот

__

W

> Госпиталь Rikshospitalet (www.rikshospitalet.no)

Основан в 1826 году, является первым университетским госпиталем в Норвегии. Предоставляет медицинские услуги более 79 тысячам пациентов, проводя ежегодно 62 500 высокотехнологичных хирургических операций (трансплантация органов, эндопротезирование, сердечно-сосудистая хирургия, нейрохирургия, онкология) и 225 тысяч консультаций.

• Годовой доход: 866 млн. долларов США.

• Количество сотрудников: 8000.

• Количество пользователей АИС — 11 500. • Количество ПК — 6500.

В процессе подготовки посещения госпиталя журнал «Врач и ИТ» предложил российским специалистам, занимающимся созданием госпитальных ИС и электронной медицинской карты, задать вопросы авторам этого проекта. В ответ на наше предложение в адрес редакции поступило более 30 вопросов, на которые ответили Гленн Кеннет Брюн, руководитель ИТ-службы госпиталя Rikshospitalet, и Л. Халлвард, менеджер клинической информационной системы ИТ-департа-мента госпиталя Rikshospitalet.

Презентации, предоставленные руководством госпиталя журналу «ВиИТ», доступны на сайте журнала: www.idmz.ru

■, 28 Г . . ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Электронный документооборот

www.idmz.nu 2007, № 5

1. Как давно разработана и внедрена электронная карта (ЭК)?

Как и многие другие европейские медицинские учреждения, госпиталь развернул в своих отделениях многочисленные специализированные приложения и ИТ-сис-темы. В результате данные о пациентах стали фрагментированными, а административные процессы — изолированными и трудоемкими. В 1998 году встала задача консолидации сведений о пациентах и административных данных, распределенных по 600 различным приложениям и унаследованным МИС госпиталя, и предоставления медицинскому персоналу единого, удобного доступа к необходимым приложениям и хранилищам данных. На двадцатилетний период была составлена стратегия, конечной целью которой было обозначено достижение возможности предоставлять пациенту доступ к его медицинским данным каждый день, в полном объеме и везде. В настоящее время в интегрированных 14 приложениях уже содержатся 90% всей медицинской информации, а бумажный документооборот в госпитале сокращен на 70%.

2. В какие сроки и с какими проблемами шло внедрение? Как это было организовано, как к внедрению ЭК отнеслись представители администрации, медицинский персонал?

Разработанная стратегия предусматривала три этапа внедрения:

Этап 1 (1998-2007 гг.): поиск технических решений, создание проектного портфеля по переводу на электронные носители всей внутригоспитальной информации, то есть создание цифрового госпиталя.

Этап 2 (2007-2010 гг.): интеграция ИТ-решений в процессы деятельности госпиталя, введение систем поддержки принятия врачебных решений.

Этап 3 (2010-2020 гг.): обеспечение доступа пациента к истории болезни из любой точки мира.

Было очевидно, что медицинский персонал госпиталя, работающий 24 часа в состоянии стресса, не должен испытывать дополнительный стресс, связанный с внедрением ИТ-системы. Вместе с тем какой-то особой системы мотивации медперсонала не разрабатывалось. Требования к ИТ-обучению были сформулированы достаточно жестко: «хотите работать в госпитале, отвыкайте от бумажных носителей». С 2008 года писать что-либо на бумаге разрешено только в личных целях. ИТ-тренинги и обучения проходят в госпитале регулярно. Разумеется, заметна корреляция возраста персонала и скорости преодоления психологических барьеров, связанных с отказом от бумажных носителей.

3. С использованием каких программных средств разработана система?

В течение последнего десятилетия госпиталь разрабатывал и совершенствовал свой портал с внедрением:

• ПО Oracle Fusion Middleware для интеграции клинических приложений на основе функциональных возможностей сервис-ориентированной архитектуры.

• ПО Oracle Application Server 10g с целью интеграции ключевых бизнес-процессов для различных приложений на основе интеграционных технологий Oracle.

• ПО Oracle Portal для создания портала, предоставляющего сотрудникам доступ к необходимым приложениям и данным.

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i ГГТ , ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ 29" !!!!!!!!!!!!! ! ! !

1 и информационные

технологии

Электронный документооборот

Были использованы следующие продукты и услуги Oracle: Oracle Database, Oracle Application Server, Oracle Portal, Oracle Warehouse Builder, Oracle E-Business Suite, Oracle Financials.

4. Все ли подразделения госпиталя работают в настоящее время с ЭК? Если нет, то какие?

Сегодня в 14 интегрированных приложениях содержится 90% всей медицинской информации:

1. Clinical documents

2. Clinical biochemistry

3. Coagulation 4.Immunology

5. Microbiology reports

6. Pathologi reports

7. Radiology reports and images

8. Patient adm.info

9. Endoscopy reports

10. Arterial blood gas, etc.

11. Tumor markers

Sectra RIS/PACS, Agfa RIS/PACS

PiMS, IMx Classic GastRHo

Directly from robots Netlab2

Icon Original

Doculive

£r Netlab2/KP ^ Netlab2/KP ^ Netlab2/KP

Doculive (scanned) Doculive (scanned) ffj Я Sectra/Agfa RIS/KP

93

Clinical portal £ Doculive (scanned) Clinical portal £r Netlab2/KP

5. Что из себя представляет ИТ-департамент госпиталя, его структура и основ ные функции?

В ИТ-департаменте госпиталя занято 125 человек. Состоит из 3 отделов:

1. Отдел маркетинга и процесс-менеджмента

■ 30 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 rWTJ ■ ■■ ■ ■ ■ i 1 1 1 1 1 1 1 1 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

Электронный документооборот

www.idmz.nu 2007, № 5

В нем идет работа с врачами, медсестрами и сотрудниками диагностических лабораторий. Состоит в свою очередь из 4 служб: клинический сервис, сервис лабораторной диагностики, административный отдел, служба взаимодействия с пациентами.

2. Отдел НИР и НИОКР

3. Отдел обеспечения качества информации и операционного контроля

В него входят компьютерный центр, Call-центр (поддержка пользователя и организация работы ИТ-отдела по методологии ITIL/ITSM), Служба контроля за приложениями и Служба мониторинга.

6. Сколько карт в БД, какой объем БД?

В 1999 г. мы вводили 1000 запросов в день, сегодня это число сократилось до 1000 запросов в неделю. В настоящее время ежегодное прибавление информации составляет 10-12 терабайтов, из них 5-6 терабайтов приходятся на радиологические изображения.

7. Хранится ли вся информация в «оперативном» доступе или с какой-то периодичностью архивируется?

Вся информация хранится в оперативном доступе в четырех компьютерах с четырьмя независимыми системами, расположенными в 10 км друг от друга в бомбоубежищах. Раз в неделю происходит полное сохранение всей информации.

То есть информация доступна в период лечения и еще 30 дней после его окончания. Если происходит запрос информации о пациенте, который в данный момент не проходит лечения, нужно обоснование такого запроса. В ближайшие 8-12 месяцев будет сделан доступ для пациента через портал к списку лиц, запрашивающих информацию о нем. Контроль за таким доступом осуществляется Государственным агентством по информационной безопасности Норвегии.

8. Как осуществляется кодификации информации?

В госпитале используется МКБ-10, адаптированная к национальным стандартам. Предполагается, что все административные услуги будут использовать ту же систему кодирования.

■ 1 1 1 1 1 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i 1 1 ■■ ■■ ■ X ■■ с ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ 31 ■ !!!!!!!!!!!!! 1 1 1 1

1 и информационные

технологии

Электронный документооборот

1#

>9. Как обеспечена безопасность информации?

Достижение этического баланса между безопасностью пациента и информационной безопасностью госпитальной системы — трудно решаемая проблема, поскольку безопасность пациента определяется возможностью получения доступной, достоверной и своевременной информации, а информационная безопасность предполагает отсутствие посторонних глаз и обеспечение доступа к информации только тех медицинских работников, кому информация необходима для оказания помощи пациенту. Интеграция клинической информации повышает ее доступность как для легитимного, так и для нелегитимного пользователя. В портале госпитале заложены следующие основные принципы контроля доступа:

• пользователь имеет доступ к пациентам в выбранных отделениях;

• запись о пациенте доступна в период лечения плюс 30 дней после его окончания; • вся информация в медицинской записи доступна, кроме клинических документов закрытых отделений (например, отделение психиатрии);

• доступ к медицинским записям других пациентов возможен как временный «острый доступ»;

• медицинские записи публичных людей обычно заблокированы, лишь отдельные медицинские работники имеют к ним доступ.

В портале реализован централизованный контроль доступа (права доступа регистрируются в одном месте, нет «карманов» незавершенных прав доступа для бывших работников). Однако уже сейчас очевидны проблемы, связанные с большим объемом журнала регистрации доступов (как проверить 70 000 «острых доступов» в месяц?). Очевидно, что регистрация таких «острых доступов» является средством пассивной безопасности, поскольку пока журнал доступа проверят, утечка информации уже произойдет.

Объем доступа к ЭК пациента лечащего врача, врача скорой медицинской помощи, младшего медперсонала, самого пациента определяют Национальный этический комитет и Этический комитет госпиталя. Например, врачи скорой помощи могут получать доступ к прежде недоступной для них информации на 24 часа, однако впоследствии обеспечивается проверка корректности использования врачами этих данных. Для пациентов осуществляется фильтрация данных, чтобы не перегрузить и не испугать их информацией.

ЭЦП автоматически захватывается из логина пользователя, кроме этого производится дополнительная идентификация номера.

10. Каков объем финансовых вложений в систему и какова их окупаемость?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

За период с 1998 по 2007гг. на создание госпитальной системы было затрачено 700 млн. норвежских крон. Уже, начиная с этого года, система экономит госпиталю 300 млн. норвежских крон в год. По нашим прогнозам, объем сэкономленных средств будет иметь тенденцию к увеличению на прогнозируемый период до 2010 года.

Редакция журнала «ВиИТ» благодарит компанию Оракл и компанию CSAM International за приглашение на презентацию портала и ответы на вопросы, заданные российскими экспертами: Т.В.Зарубиной, А.С.Гусевым, М.А.Шифриным.

Подготовила Н.Куракова

■ 32 ! ! ! 1 ■ ■ 1 1 1 ■ ■ ■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i i i i i rT~TJ ■■■ ■ ■ ■ i i i i i i i i i 11,, ■■ ■ ■ ■■■ ■ ■ ■ ■ ■ 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.