Научная статья на тему 'Пора «Популярить изыски»?'

Пора «Популярить изыски»? Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY-NC-ND
78
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАЛЬМОНТ / BALMONT / СОБРАНИЕ СОЧИНЕНИЙ / COLLECTED WORKS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Молчанова Наталья Александровна

В рецензии рассматривается собрание сочинений К.Д. Бальмонта в 7 томах, вышедшее в издательстве «Книжный клуб “Книговек”» в 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

It is time “to advertise delicacies”, isn’t it?

The review is devoted to K.D. Balmont’s collected works in 7 volumes issued by the publishing house “Knigovek” in 2010.

Текст научной работы на тему «Пора «Популярить изыски»?»

РЕЦЕНЗИИ

Н.А. Молчанова ПОРА «ПОПУЛЯРИТЬ ИЗЫСКИ»?

В рецензии рассматривается собрание сочинений К.Д. Бальмонта в 7 томах, вышедшее в издательстве «Книжный клуб "Книговек"» в 2010 г.

Ключевые слова: Бальмонт, собрание сочинений.

Десять лет назад, скептически оценивая наступление периода «рыночного тиражирования» модернистской литературы,

A.В. Лавров отмечал, что «К.Д. Бальмонт в ряду корифеев русского символизма более всех обделен вниманием»1. И сейчас, когда рухнули все идеологические преграды, бальмонтовское творческое наследие продолжает отпугивать издателей как своим объемом (35 книг стихов, 20 книг прозы, более 10 тыс. печатных страниц переводов), так и художественной неравноценностью. До сегодняшнего дня единственными научно подготовленными остаются том «Стихотворений», составленный В.Н. Орловым, вышедший в Большой серии «Библиотеки поэта» (Л., 1969), и собрание из трех книг К.Д. Бальмонта начала 1900-х годов («Горящие здания», «Будем как Солнце» и «Только любовь»), подготовленное Д.Г. Ма-когоненко, выпущенное издательством «Книга» в 1989 г.

В постсоветские 1990-е годы среди немалого количества «избранных» произведений поэта появились двухтомник издательства «Терра», воспроизводящий (с большим количеством ошибок и опечаток) прижизненное «скорпионовское» собрание стихотворений К.Д. Бальмонта, а также двухтомник издательства «Республика» («Светлый час» и «Где мой дом»), составленный

B. Крейдом, включивший в себя избранные стихотворения и прозу

© Молчанова Н.А., 2012

Пора «популярить изыски»?

поэта преимущественно эмигрантского периода. Последнее издание подверглось справедливой критике академиком Г.М. Бонгард-Левиным (см. статью «Бедный Бальмонт» // Книжное обозрение. 1993 г. 22 окт. № 42). В 2000-е годы усилиями А. Д. Романенко вышел том «Автобиографическая проза» К.Д. Бальмонта (М., 2001), кроме того, была опубликована часть литературно-критических статей поэта «Константин Бальмонт о русской литературе» (Москва - Шуя, 2007).

Однако поэтические книги К.Д. Бальмонта 1910-х годов, не вошедшие в «скорпионовское» собрание, его эмигрантские книги 1920-1930-х годов в нашей стране полностью никогда не переиздавались и давно стали библиографической редкостью2. Значительная часть бальмонтовской прозы остается известной только узкому кругу специалистов. Поэтому у так называемого широкого читателя складывается обедненное, поверхностное представление о творчестве одного из крупных русских символистов, а у исследователей литературы возникают немалые трудности при работе с бальмонтовскими текстами.

И вот наконец-то «лед тронулся». В 2010 г. издательство с громким названием «Книжный клуб "Книговек"» (синоним «Терры»?) выпустило семитомное собрание сочинений К.Д. Баль-монта3, призванное, как сказано в аннотации к изданию, дать «самое полное представление обо всех гранях его творчества». Намерение весьма похвальное и многообещающее. Правда, тут же осторожно заявлено стремление составителей сузить эту «полноту», дав «изысканную коллекцию самых значительных и самых красивых творений мэтра русской поэзии». Сама по себе такая установка понятна: ведь «нельзя объять необъятное», к тому же Бальмонт - поэт неровный, оставивший после себя не только лирические шедевры, но и стихи слабые, банальные. Однако сразу возникает вопрос: каковы критерии отбора произведений для этой «изысканной коллекции»? Первые три тома призваны «без сокращений воспроизвести Полное собрание стихов К. Бальмонта в 10 томах, изданное в 1904-1914 гг.». Заметим сразу, «скорпио-новское» издание дается здесь с меньшим количеством «ляпов», чем в «терровском» двухтомнике 1994 г. Видна «рука» корректора, пропустившая все же искаженное название в третьем томе книги «Хоровод времени» (вместо бальмонтовского «Хоровод времен»). Однако избежать «сокращений» не удалось, ибо нередко нарушается строфика и ритмика стихотворений; очевидно, это делается из-за соображений экономии бумаги.

Н.А. Молчанова

Много недоуменных вопросов возникает при знакомстве с последующими томами собрания сочинений. Какова логика их составления? Хронология написания поэтических книг автором явно нарушена. Четвертый том открывается книгой 1929 г. «В раздвинутой Дали», а завершается книгой 1922 г. «Марево», причем при издании последней проигнорировано деление на три раздела и «выпали» их названия. Книга 1935 г. «Голубая подкова» (с пропущенным подзаголовком «Стихи о Сибири») следует в пятом томе за «Сонетами Солнца, Мёда и Луны» (1917). Остальные эмигрантские книги - «Моё - Ей. Россия», «Северное сияние. Стихи о Литве и Руси» и «Светослужение» - не вошли в данное издание. Последовательность расположения прозаических произведений Бальмонта в шестом томе, начиная от «Края Озириса» (без существенного подзаголовка «Египетские очерки») до «Горных вершин» (разумеется, без подзаголовка), продиктована, видимо, эстетическими вкусами составителей. Почему книга 1914 г. «Белый Зодчий» оказалась в третьем, «скорпионовском» томе? На каком основании выпала из поля зрения составителей никогда не переиздавшаяся книга 1916 г. «Ясень. Видение Древа», которую Бальмонт ставил по значимости на один уровень со своей самой «звездной» - «Будем как Солнце»? В то же время сборник рассказов «Воздушный путь», насколько помнится, переиздается в нашей стране уже в третий раз, как и книга очерков «Где мой дом».

Понятно, что мы имеем дело с массовым коммерческим изданием, не претендующим на научность. Но все же нелепо читать во вступительной статье Валерия Макарова к первому тому (она «изящно» названа «Крылан») информацию о том, что К.Д. Бальмонт - «один из десятерых сыновей небогатого владимирского помещика». Из любого литературоведческого биографического издания можно узнать, что сыновей у шуйского помещика Д.К. Бальмонта было семь, третьего нарекли Константином. Опубликованный в пятом томе бальмонтовский роман «Под новым серпом» в этой статье именуется «Под серпом», поэтическая книга «Сонеты Солнца, Мёда и Луны» «Сонетами мёда, солнца и луны». Упрекая Бальмонта в том, что он вместе с другими символистами «проглядел Россию» «за играми своими во всякого рода "соборность"», автор вступительной статьи обнаруживает простое незнание эстетических взглядов поэта.

И уж совсем несправедлив к К.Д. Бальмонту автор вступительной статьи к пятому тому Игорь Владимиров. Фраза «Все эти годы (т. е. с 1913 г. - Н. М.), вплоть до октябрьского переворота

Пора «популярить изыски»?

1917 г., Бальмонт ведет безбедное существование в определенной степени за счет зарубежных инвестиций в дело разрушения российской государственности» - прямое оскорбление памяти русского поэта. А последующее утверждение «нельзя сказать, что Бальмонт бедствовал и при большевистском режиме...» свидетельствует об элементарном невежестве доверенного лица издательства.

Конечно, мои размышления о том, насколько издателям семитомного собрания сочинений К.Д. Бальмонта удалось «популярить изыски» одного из зачинателей русского символизма, не лишены субъективности. Горько сознавать, что долгожданное полное издание произведений «солнечного» поэта оказалось «первым блином комом».

Примечания

Лавров А.В. «Серебряный Век» и/или «пантеон современной пошлости» // НЛО. 2001. № 51. С. 240.

Некоторым исключением являются изборник «Солнечная пряжа» (СПб., 2003), «Марево» (Воронеж, 2004), «Светослужение» (Воронеж, 2005), «Моё -Ей. Россия» (Иваново, 2009).

Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 7 т. М.: Книжный клуб «Книговек», 2010.

2

3

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.