Научная статья на тему 'Образ-символ Солнца и его семантика в лирике К. Д. Бальмонта'

Образ-символ Солнца и его семантика в лирике К. Д. Бальмонта Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
4851
256
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЛНЦЕ / ОГОНЬ / СВЕТ / СОЛНЕЧНАЯ ТЕМАТИКА / БУДЕМ КАК СОЛНЦЕ / ГОРЯЩИЕ ЗДАНИЯ / ДВИЖЕНИЕ / НЕБЕСНЫЙ ЦВЕТОК / СИМВОЛ МЕЧТЫ / ЛИК БОГА / МОЛОДОСТЬ / НРАВСТВЕННОЕ МЕРИЛО / ПОЭТИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО / КРАСНЫЙ ЦВЕТ / СИНЕСТЕЗИЯ / СЫН СОЛНЦА / SUN / FIRE / LIGHT / SOLAR THEMES / WE WILL BE LIKE THE SUN / BURNING BUILDINGS / MOVEMENT / A HEAVENLY FLOWER / A SYMBOL OF A DREAM / A FACE OF GOD / YOUTH / MORAL MEASURE / POETIC CREATIVITY / RED COLOR / SYNESTHESIA / SON OF THE SUN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Каратанова Алия Байболсыновна

Статья посвящена выявлению восприятия и осмысления К.Д.Бальмонтом образа солнца на основе анализа его стихотворных произведений. О поэте справедливо сложилось впечатление как о самом солнечном в России художнике. К этому образу он обращался на протяжении всего творчества, недаром даже свой творческий путь он воспринимал как движение «к победительному Солнцу». Солнце является доминирующим символом в наследии поэта, его своеобразной визитной карточкой. Целью работы является осмысление основных аспектов в толковании поэтом этого образа-символа и выявление художественной самобытности в его изображении. Анализ произведений позволил прийти к выводу о полисемичности образа. Солнце в космологии поэта выражает различные ипостаси: жизнетворчество и созидание, молодость и красоту, вечное, неустанное стремление вперед и творческое горение. Оно олицетворение богатства и радости мира, нравственное мерило и верховный судья, воплощение страсти и источник поэтического вдохновения. Поэт видит в нем «подателя жизни» Бога. Богатством отличаются средства художественной выразительности в его создании: образные оценки, эпитеты, в том числе и цветовые, использование прописных букв в обозначении небесного светила, гимнические интонации. Образ Солнца у поэта, в основном, несет положительную семантику, хотя в нем не исключается и деструктивное, разрушительное начало. Статья, таким образом, дополняет, обобщает и систематизирует представления об образе солнца в эстетической системе К.Бальмонта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMAGE-SYMBOL OF THE SUN AND HIS SEMANTICS IN K.D. BALMONT'S LYRICS

The article is devoted to disclosure of perception and to understand image of the sun on the basis of the analysis of Balmont's poetic works. It is especially noted that Balmont is famous as the sunniest artist in Russia. He treated to this image throughout all his creative work; that why he perceived his creative way as a movement «towards the victorious Sun». It is especially noted that the sun is the dominant symbol in the heritage of the poet, its unique feature. The purpose of the article is to understand the main aspects in the interpretation of this image-symbol by the poet and to reveal the artistic originality in his image. It gives a detailed analysis of the image as polysemy. The sun expresses in the cosmology of the poet various hypostases: life-creation, youth and beauty, eternal, tireless striving forward and creative burning. It is spoken in detail about the personification of the wealth and joy of the world, the moral measure and the supreme judge, the embodiment of passion and a source of poetic inspiration. The poet sees in sun the «giver of life» God. It should be stressed that the means of artistic expression in its creation are distinguished by richness: figurative assessments, epithets, including color, the use of capital letters in the designation of a celestial body, hymn intonation. Moreover, the poet’s image of the Sun generally has positive and destructive semantics. Finally, the article is supplemented, generalized and systematized ideas of the role of solar images in the esthetic system of K.Balmont.

Текст научной работы на тему «Образ-символ Солнца и его семантика в лирике К. Д. Бальмонта»

филологические науки -литературоведение

Каратанова Алия Байболсыновна ОБРАЗ-СИМВОЛ СОЛНЦА И ЕГО ...

УДК 82.09

ОБРАЗ-СИМВОЛ СОЛНЦА И ЕГО СЕМАНТИКА В ЛИРИКЕ К.Д.БАЛЬМОНТА

© 2018

Каратанова Алия Байболсыновна, аспирант

Сургутский государственный педагогический университет (628690, Россия, Мегион, улица Рождественская, дом 1а1, e-mail: Aliushechka8@mail.ru)

Аннотация. Статья посвящена выявлению восприятия и осмысления К.Д.Бальмонтом образа солнца на основе анализа его стихотворных произведений. О поэте справедливо сложилось впечатление как о самом солнечном в России художнике. К этому образу он обращался на протяжении всего творчества, недаром даже свой творческий путь он воспринимал как движение «к победительному Солнцу». Солнце является доминирующим символом в наследии поэта, его своеобразной визитной карточкой. Целью работы является осмысление основных аспектов в толковании поэтом этого образа-символа и выявление художественной самобытности в его изображении. Анализ произведений позволил прийти к выводу о полисемичности образа. Солнце в космологии поэта выражает различные ипостаси: жизнетворчество и созидание, молодость и красоту, вечное, неустанное стремление вперед и творческое горение. Оно - олицетворение богатства и радости мира, нравственное мерило и верховный судья, воплощение страсти и источник поэтического вдохновения. Поэт видит в нем «подателя жизни» - Бога. Богатством отличаются средства художественной выразительности в его создании: образные оценки, эпитеты, в том числе и цветовые, использование прописных букв в обозначении небесного светила, гимнические интонации. Образ Солнца у поэта, в основном, несет положительную семантику, хотя в нем не исключается и деструктивное, разрушительное начало. Статья, таким образом, дополняет, обобщает и систематизирует представления об образе солнца в эстетической системе К.Бальмонта.

Ключевые слова: Солнце, огонь, свет, солнечная тематика, Будем как Солнце, Горящие здания, движение, небесный цветок, символ мечты, лик Бога, молодость, нравственное мерило, поэтическое творчество, красный цвет, синестезия, сын Солнца.

THE IMAGE-SYMBOL OF THE SUN AND HIS SEMANTICS IN K.D. BALMONT'S LYRICS

© 2018

Karatanova Aliya Baybolsinovna, post-graduate student

Surgut Pedagogical University (628690, Russia, Megion, street Rojdestvenskaya 1а1, e-mail: Aliushechka8@mail.ru)

Abstract. The article is devoted to disclosure of perception and to understand image of the sun on the basis of the analysis of Balmont's poetic works. It is especially noted that Balmont is famous as the sunniest artist in Russia. He treated to this image throughout all his creative work; that why he perceived his creative way as a movement «towards the victorious Sun». It is especially noted that the sun is the dominant symbol in the heritage of the poet, its unique feature. The purpose of the article is to understand the main aspects in the interpretation of this image-symbol by the poet and to reveal the artistic originality in his image. It gives a detailed analysis of the image as polysemy. The sun expresses in the cosmology of the poet various hypostases: life-creation, youth and beauty, eternal, tireless striving forward and creative burning. It is spoken in detail about the personification of the wealth and joy of the world, the moral measure and the supreme judge, the embodiment of passion and a source of poetic inspiration. The poet sees in sun the «giver of life» - God. It should be stressed that the means of artistic expression in its creation are distinguished by richness: figurative assessments, epithets, including color, the use of capital letters in the designation of a celestial body, hymn intonation. Moreover, the poet's image of the Sun generally has positive and destructive semantics. Finally, the article is supplemented, generalized and systematized ideas of the role of solar images in the esthetic system of K.Balmont.

Keywords: Sun, fire, light, solar themes, We will be like the Sun, Burning buildings, movement, a heavenly flower, a symbol of a dream, a face of God, youth, moral measure, poetic creativity, red color, synesthesia, son of the Sun.

В своих записных книжках А.Блок оставил очень точное замечание: «Всякое стихотворение - покрывало, растянутое на остриях нескольких слов. Эти слова светятся как звезды» [здесь и далее выделено мной -

A.К.] [1, с.84]. Многие произведения К.Д.Бальмонта, и даже целые книги, - такое «покрывало», растянутое на «остриях слов», напрямую связанных с образом Солнца и родственных ему - Огня и Света.

Солнечная тематика привлекла на рубеже веков многих писателей и поэтов: А.Белого («Золото в лазури»), Вяч.Иванова («Солнце-сердце»), А.Крученых (опера «Победа над Солнцем» с декорациями К.Малевича), М.Цветаеву («Солнце Вечера - добрее»),

B.Маяковского («Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»), А.Блока, О.Мандельштама, Ф.Сологуба и многих других. А о К.Бальмонте и вовсе сложилось мнение как о самом солнечном из поэтов России. Его пристрастие к этому образу исследователи заметили давно. Так, Вяч. Иванов говорил о том, что творчество Бальмонта - это «...утверждение в себе и в мире солнечной энергии, той энергии, за которой стоит божественная любовь» [2, с.3]. Он же посвятит К.Бальмонту стихотворение, назвав его «Sole sato» - «Солнцем рожденному». «Солнечным Поэтом» и «Поэтом Солнца» [3, с.408] называл его близкий друг И.С.Шмелев. Критик и публицист Д.Философов отме-

чал, что Бальмонт «всегда видит солнце, а не тени. Он весь ясный. <...> Он любит все солнечное, все яркое, он чужд установленных границ между государствами, нациями, расами. Он как бы всех и ничей» [4, с.71]. Исследователи творчества поэта П.Куприяновский и Н.Молчанова, как бы подытоживая сказанное другими критиками ранее, отметили постоянство солнечного образа и назвали его «сквозным», наполненным «фило-софско-эстетическим содержанием и утверждением в мире света, добра и любви» [5, с.5].

Сам К.Бальмонт также не раз писал, что предпочитает солнце и огонь другим образам, сравнивая свой творческий путь с дорогой, приведшей «к победительному Солнцу» [6, с.22]. У поэта есть как сборники, прямо указывающие на светило - «Будем как Солнце» и «Сонеты Солнца, Меда и Луны», - так и те, в которых на образ дается только намек: «Светослужение», «Жар-птица». Кроме того, солнцу часто посвящены разделы сборников, здесь, в первую очередь, можно выделить «В дымке нежно-золотой («Тишина»), «Преломление» («Птицы в воздухе»), «Пляска зноя» («Хоровод времен»). Наконец, в большом количестве встречаются у поэта стихотворения на солнечную или близкую к ней тематику, при этом многие из них по праву считаются вершинными, составляют славу его лирики: «Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце», «Аромат Солнца»,

Karatanova Aliya Baybolsinovna philological sciences -

THE IMAGE-SYMBOL OF THE SUN ... literary criticism

«Я мечтою ловил уходящие тени...». Поэтому неудивительно, что солнечная семантика в его стихах не раз становилась объектом отдельных исследований. Назовем некоторые из них: «Метаморфозы мифологемы «Поэт

- «сын Солнца»» в лирике К.Д.Бальмонта начала 1900-х годов» Н.Молчановой [7, с.86-95], в котором ученый подробно останавливается на истоках образа («сына Солнца»), его дионисийских и аполлонических вариациях. Также следует отметить книгу этого же автора, написанную вместе с исследователем П.Куприяновским, в которой, несмотря на то, что основной акцент в ней делается на биографии поэта, дан подробный анализ ряда его стихотворений и книг. Некоторые аспекты солнечной тематики затронуты в кандидатской диссертации В.Бурдина «Мифологическое начало в поэзии К.Д.Бальмонта 1890-1900-х годов» [8]. Интересной является статья В.Л.Лаврухиной «Образ-символ Солнца в лирике Бальмонта» [9, с.27-32], в которой автор рассматривает отдельные смысловые аспекты его. В сравнительной статье Я.О.Дзыги «Образ Солнца в творчестве И.С.Шмелева и К.Д.Бальмонта» [10, с.86-96] делается упор на мифологические и философские проекции рассматриваемого образа и его изменения в период эмиграции. В статье Н.П.Крохиной «Солнечный человек в творчестве К.Д.Бальмонта» [11] образ солнца, солнечной силы, солнечного пути назван в качестве основного архетипического прасимвола. Однако несмотря на значительное число работ по указанной тематике, многие ее аспекты до сих пор остаются в бальмонтоведении неисследованными. Нет полноты в изучении семантики главного солярного образа, его роли в художественной картине мира поэта, в анализе значительного числа поэтических творений этого мастера слова. Данная статья

- попытка решить, в определенной мере, эти проблемы.

«Поэт, - писал Бальмонт, - открыт душою миру, а мир наш - солнечный...» [12, с.255]. Его лирический герой говорит о себе: «Сын Солнца, я - поэт» [6, с.250]. Этот солнечный миф он будет поддерживать всю жизнь. «Сын Солнца» не мог не петь гимны своему «Отцу». Солнце стало символом его поэзии, своеобразной визитной карточкой. Не случайно стихотворными строчками «Яв этот мир пришел, чтоб видеть Солнце...» [6, с.315] открывается самый знаменитый сборник поэта

- «Будем как Солнце». Образ небесного светила проходит через все его наследие, заявляя о себе и в последнем сборнике - «Светослужение» (1937). Осмысливая свой путь, К.Бальмонт писал в предисловии к первому тому «Полного собрания стихов» (1909 г.): «Мое творчество началось... с печали, угнетенности и сумерек, началось под Северным небом. Но силою внутренней неизбежности, через жажду безгранного, Безбрежного, через долгие скитания по пустынным равнинам и провалам Тишины, подошло к радостному Свету, к Огню, к победительному Солнцу» [6, с.22]. В этом признании - весь пафос и задор первого периода его творчества. Универсальность образа он подчеркнул и в статье «Солнечная сила»: «В какую страну ни приедешь, - в слове мудрых, в народной песне, в загадках легенды - услышишь хвалу Солнцу» [13, с.14].

Образ солнца появляется уже в первом стихотворении сборника «Под северным небом» (1894) - «Смерть». К.Бальмонт исследует здесь двойственную природу человека, обреченного разрываться между светом и тьмой. Солнце же олицетворяет вечное движение вперед, которому должен подчиниться и человек. И пусть в конце его ждет смерть, остановиться нельзя, ведь «смерть, - по мысли лирического героя, - начало жизни», вестник ее лучшего проявления:

... Всегда вперед стремится наше Солнце,

Ведя с собой и Землю и Луну

К прекрасному созвездью Геркулеса,

Так, вечного исполнено стремленья,

С собой нас увлекает Божество

К неведомой, но благодатной цели [6, с.24]._

Стараясь облечь формулу жизни в простые слова, лирический герой призывает: «Пока ты человек, будь человеком / И на земле земное совершай» [6, с.23]. При этом именно Солнце способно дать человеку высший урок принятия этой формулы, ведь оно, идя по «непочатому пути» и ведя за собой Луну и Землю, вовлечено в этот вечный цикл.

Отмеченное значение образа получает свое развитие и в знаменитом стихотворении поэта «Я мечтою ловил уходящие тени». Как известно, оно - поэтическая интерпретация пьесы Г.Ибсена «Строитель Сольнес», в которой поднимается проблема предназначения человека и путей ее реализации, проблема взаимоотношения искусства и жизни. Герой Ибсена возводит башню все выше и выше, а в конце гибнет. Герой же Бальмонта в процессе движения, его судьбу мы до конца не знаем. С одной стороны, дорога, по которой он идет, ведет в никуда, с другой, поэт, по утверждению исследователей П.В.Куприяновского и Н.А.Молчановой, «воспевает самоценность самого движения, восторг "краткого мига существованья"» [5, с.44]. И название следующего раздела - «За пределы» - словно говорит о возможности преодоления земных пределов, восхождения к Солнцу. Ускользающее солнце здесь предстает и как символ недосягаемой мечты. Бесконечно далекое, оно так и остается впереди, сколько бы ступеней не преодолел герой.

Небесным цветком, пробуждающим все вокруг, называет солнце поэт в стихотворении «Ветер перелетный обласкал меня...» [6, с.72-73]. По словам исследователя Н.П.Крохиной, цветок является «самым зримым воплощением ... разговора Земли и Неба в поэзии Бальмонта» [11]. Действительно, для него «весь мир вокруг - один цветочный рай» [14, с.62]. В «Молитве вечерней» К. Бальмонт, пожалуй, впервые выделяет в любимом образе его жизнетворческое начало: «Солнца лик животворящий, /В Солнце каждый луч возник» [6, с.301]. Слово животворящий означает «дарующий жизнь, оживляющий, воскресающий» [15]. Бальмонт, несомненно, это знал, утверждая: «Солнце принимает все лики видимого... . И первая полоса в весеннем поле, проведённая остриём сохи, есть стих, размерная строка в литургии Солнцу» [13, с.15]. Литургия - главное богослужение, цикл духовных песнопений. Поэт готов к поклонению Солнцу.

Исследователь В.Л.Лаврухина совершенно справедливо в своей статье указывает на божественную природу солнца в стихах К.Д.Бальмонта, проявляющуюся в том, как - по аналогии с ликом Бога - поэт употребляет сочетание лик Солнца. При этом чаще всего обозначение небесного светила дается в его произведениях с заглавной буквы, что невольно сближает образ Солнца с Божеством, подчеркивает его величие [9, с.27-32]. На строчном и прописном написании слова «солнце» следует остановиться подробнее. Анализ первого тома лирики поэта, а именно первых пяти сборников, дает следующую картину. Из 121 упоминания солнца 108 даются с заглавной буквы. Это подавляющее большинство. Со строчной буквы поэт пишет слово «солнце», если акцент в стихотворениях не делается на одном из значений этого образа - свете, молодости, силе. Так, в стихотворении «В глухие дни. Предание» [6, с.215-216] два солнца - это часть окружающего мира, его необходимая деталь; упоминание солнца как дани литературной традиции мы видим в четвертом стихотворении «Семицветника», посвященном возлюбленной поэта -Л.Савицкой: «Как сладко снова жить, и видеть солнце вновь» [6, с.392]; элемент природы: «Под солнцем на озере / Вскрывается лед. / На пчельнике топится / И копится мед» [6, с.389]. Совершенно другую семантику несет прописное представление слова. Называя солнце бессмертным Светилом (стихотворение «Рассвет»), К.Бальмонт словно сближает его с Богом: оно вечно как Бог. В «Гимне Солнцу» поэт идет еще дальше, обращая молитвы Солнцу, называя его подателем жизни, Богом Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

филологические науки -литературоведение

Каратанова Алия Байболсыновна ОБРАЗ-СИМВОЛ СОЛНЦА И ЕГО ...

и Создателем.

Далее, восторгаясь «золотым светилом», он раскрывает все «подвиги», всю созидательную мощь его. Поэт не случайно наделяет солнечный луч определением «творческий». Именно Солнце, убежден он, привнесло в мир на смену Хаосу «живую полносложность», одарило его красотой, опьянило любовью и определило все его последующее движение: «Ты жизнь вело чрез выси и уклоны, / Но в каждый взор вливало блеск огней. / И много раз лик Мира изменялся...» [16, с.8]. Сам жанр стихотворения - гимн - торжественная песнь, хвала во славу чего-либо - предполагает и раскрытие главных достоинств воспеваемого, и особый слог, стиль в их освещении. Третью часть гимна Бальмонт начинает признанием: «Я все в тебе люблю» [16, с.9]. Попробуем выявить это все в любимом образе поэта. В первую очередь, и у него самого, и у его лирического героя Солнце вызывает восхищение тем, что оно украсило жизнь цветами. А цветы для поэта - лучшее, что есть в этом мире. Солнце привнесло в Мир радостное, праздничное ликование: «Растет, поет, сверкает и смеется, / Ликует празднично все то, /В чем луч горячей крови бьется» [16, с.9], подарило ему песенное звучание, пробудило мечты. Благодаря Солнцу, жизнь лишилась своего однообразия, засверкала всем богатством красок и зазвучала разными голосами. Солнце стало для поэта олицетворением вечной молодости и благодатного служения: «Но сильнее всего то, что в жизни горишь ты - для всех» [16, с.12]. Воздействуя на человека, Солнце вносит в его душу такую силу страсти, которая способна испепелять людей, призывать их к такому же яркому и пламенному горению, каким обладает само. И для поэта в этом тоже есть притягательная сила «высокого Царя». Счастье жизни, в его понимании, возможно, только в таком состоянии: на высоком, солнечном накале чувств.

Слагая свой гимн, К.Бальмонт ищет и находит все новые эпитеты для оценки Солнца: оно «вечное, высокое, святое», оно живет в алмазном блеске, коралловом и жемчужном свете. У каждого времени года и в каждом географическом краю свое Солнце, опьяняющее «цветом, лучом, новизной»: «теплое» - «в радостно-грустном апреле», «горячее» - «в летней поре», «жгучее» - в Африке, «страшное» своими палящими лучами и лесными пожарами в России, поражающее нежданностью цветовых сочетаний в полярном сиянии, «тусклое» в тундре... Солнце для поэта - это властный чаровник, «мировой закатный наш рубин», счастье, лучше которого нет ничего в Мире.

К.Бальмонт и в других произведениях будет продолжать восторгаться жизнедательной мощью своего кумира. Созидательный дар солнца реализуется в его способности наделять силой как живых существ: «Солнце жаворонку силу петь дает... » [16, с.232]; «...от солнечных лучей везде цветы в цвету» [16, с.432], так и неживых, например, музыку: «Ты поешь, и рождаются струны. / И поют, и колдуют сердца» [17, с.227]. Исходя из этого, поэт резюмирует: «Ход вещей этого мира предопределен Солнцем...» [13, с.14] и «Солнце сильнее всех и всего» [13, с.15]. Он находит его в бликах на лезвие топора, в теплоте обволакивающего воздуха, в хрусте теряющего силу сковывающего реку весеннего льда. Для К.Бальмонта «...самое, быть может, красивое в Солнце то, что оно умеет ярко говорить через других, что оно ласкает, когда этого не подозреваешь...» [13, с.16], т.е. живет в самых обыденных и простых вещах, преображенных его светом.

В сборнике «Тишина» поэт в мифопоэтическом ключе перерабатывает русскую народную сказку о Правде и Кривде, исследуя причины их появления. В оригинальной версии сюжет связан с поисками истины и того, какая сила могущественнее - правильная или ложная. Как и в сказке, Бальмонт первую победу отдает Кривде, а проигравшая Правда становится Солнцем. Наделяя Солнце функциональной ролью правдоискателя, худож-

ник превращает его в нравственное мерило, верховного судью, который смотрит с высоты небес на людские жизни.

В стихотворении «Избранный» герой провозглашает себя сыном Солнца и поэтом, размышляет о родственности поэтического творчества с солнечным началом. Источник творческих сил и поэтического вдохновения К.Бальмонт связывает с солнцем и - более широко - с символом огня, уподобляя поэтическое творчество «лучу горячему». В «Завете бытия» этот образ получает дальнейшее развитие. В основе стихотворения - вечный мотив поисков. По словам Х.Борхеса, считавшего, что все сюжеты имеют четыре варианта, один из бродячих вечных сюжетов был как раз связан с какими-нибудь поисками [18]. Последовательно обращаясь к трем главным ипостасям стихий - Ветру, Морю, Солнцу, лирический герой занят поисками смысла земного существования: «Что мне сделать, чтоб быть молодым», «В чем великий завет бытия», «Как мне вспыхнуть светлее зари» [6, с.344]. Солнце дает один совет: «Гори!», побуждая тем самым героя жить и творить дальше. Этот мотив творческого горения станет одним из ведущих в наследии художника. Он непрестанно будет утверждать необходимость именно такого отношения к жизни. «Какрадостно быть жарким и сверкать!» - восклицает его герой, например, в стихотворении «Солнечный луч» [16, с.14].

«Блажен лишь тот, кто молод» [6, с.307], - писал Бальмонт в «Вершинах», подчеркивая особую роль юности в жизни человека. Свой завет - быть молодым - он неизменно старался воплотить в жизни. В последнем письме к Е.А. Андреевой-Бальмонт, находящийся на чужбине поэт размышлял: «Какой я сейчас? Да все тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю, сколько мне лет, и не верят. <...> Вечно любить мечту, мысль и творчество, это вечная молодость» [19, с.131]. К сожалению, не сохранять молодость, не гореть, не быть полнозвучным - таков удел людей, поэтому в «Будем как Солнце! Забудем о том... » лирический герой стремится остановить быстротечный бег времени, дающий опыт и мудрость, но забирающий силы. От всего он готов отказаться, чтобы найти ту безмятежную силу, что дана лишь юным. Так, в стихотворении «Веласкес» очевидно, что солнцу все ни по чем, всегда молодое, оно безмолвствует и не вникает в человеческие сновидения. Солнечная молодость дорога лирическому герою К.Бальмонта, да и самому поэту, ибо ее он пестовал в своей душе, в своей жизни, никогда не желая смириться с неизбежностью старения. И даже бравировал своим молодым восприятием мира, молодой легкостью в перемене мест, движении. «Провидческим автопортретом в стихах» назвали стихотворение «Бальмонт», подписанное псевдонимом Мстислав, П.Куприяновский и Н.Молчанова. Оценив свое творчество, перечислив его лучшие мотивы, поэт, подтверждая миф о своей вечной молодой энергии, писал: «Уж возраст - зимний. Ты все тревожный? / И ты всебожный! Ты невозможный! / Умрешь с котомкой во мгле дорожной!» [5, с.339].

Ярко-красное, алое, багряное, с пурпурной зарей -разными оттенками красного цвета Бальмонт окрашивает Солнце. Как правило, данный цвет трактуют как цвет опасности, предостережения и смерти. Некоторые из этих значений в осмыслении образа Солнца есть и у Бальмонта. Так, в стихотворении «В глухие дни» [6, с.215-216], рассказывающем о Смутном времени, показана разоренная и голодающая страна, люди которой «озверены», похожи на иссохшие скелеты, что щупают «жадно чахлую траву». Над ними по ночам всходит две луны. Солнц тоже два, светя, они смотрят со «свирепостью на дольний мир» как безмолвные свидетели всеобщей безысходности: «И только Солнца красный цвет / Горит, как факел похоронный» [6, с.132], или: «Я увижу Солнце , Солнце, Солнце, красное, как кровь» [6, с.213], или в «Песне орлиной»: «Лик Солнца был воздушно-ал, / Как будто кровью истекал» [17, с.305]. Такую характе-

Karatanova Aliya Baybolsinovna THE IMAGE-SYMBOL OF THE SUN .

philological sciences -literary criticism

ристику австрийский славист А. Ханзен-Лёве называет «диаволической» [20, с.213] трактовкой этого образа в противовес светлой, аполлонической. В представленных строках солнце ассоциируется с болью и смертью, становясь их невольными спутником и свидетелем. Очевидно, что Солнце у Бальмонта - не только животворящая, но и разрушающая сила. В стихотворении «С морского дна», которое П.В.Куприяновский и Н.А.Молчанова с оговорками называют переложением «Морской царевны» и «Русалки» М.Ю. Лермонтова, рассказывается о деве, заплатившей высокую цену за возможность взглянуть на солнце - «И Солнце ее ослепило, / И Солнце ей очи сожгло» [6, с.337] - цену, которую дева, тем не менее, готова была бы заплатить вновь:

«Я видела Солнце», - сказала она, -«Что после, - не все ли равно!» [6, с.338]. В стихотворении «Воля» переменчивое настроение солнца может привести к пожару [6, с.359-360], способному погубить все вокруг. К этой же способности Солнца взывает лирический герой из «Молитвы к Солнцу»:

Солнце, возьми меня в горния страны,

Солнце, сожги! [17, с.227].

Солнце - оборотень, меняющий свои обличья, свой наряд (стихотворение «Соединенные» [6, с.378]). Всеобъемлющее, одним оно роняет свою тень, других сжигает или посылает им новые виденья. Солнце проходит половину небесного пути, но за это время успевает множество раз измениться: от зенитного своего состояния («Сожженный край томительной равнины») и отчаяния, которое оно несет окружающему миру («Ты не придешь, ты не придешь назад!»), до поражения, когда «все ближе ночь», «равнины спят», и надежды пробуждается («Да, он придет, придет к тебе назад!») [6, с.378].

В изображении, обрисовке своего любимого образа поэт использует все богатство поэтических приемов. Так, Солнце у него одушевлено, оно живет и меняется: утомленное, стыдящееся, с раскрасневшимся ликом, оно подобно молодому любовнику: ...зардевшись закатом, На озере, негой объятом, Лелеет лучистый двойник [6, с.170]. В «Аромате солнца» Бальмонт в стихах доносит до читателя такое физиологическое ощущение как синестезия [21], под которой понимают особый феномен чувственного восприятия, когда при стимуляции одного органа чувств ощущение возникает как при стимуляции другого органа [22]. Синестезия в литературе - это отдельный троп, особый вид метафоры, межчувственная ассоциация. В названном стихотворении синестезия используется для рефлексии ощущений, связанных с созерцанием природы, для передачи радости от увиденного и прочувствованного солнечного дня. Вначале это слуховое восприятие. И это неслучайно, если вспомнить, что именно музыка превозносилась символистами как самый совершенный вид искусства: «В Солнце звуки и мечты, /.../ Все слились в согласный хор... [6, с.271]. После стимулируются осязательные рецепторы: «Все сплелись в один узор» [6, с.271]. С необычайной стороны поэт описывает обонятельные ощущения, вызываемые небесным светилом: Солнце пахнет травами, Свежими купавами, Пробужденною весной, И смолистою сосной [6, с.271]. Солнце объединяет в себе и заключает в себя все. Ряды олицетворений делают образ Солнца выпуклым, живым. Подчеркивая связь Солнца с миром живых, Бальмонт пишет, что оно полно смеха, радости, земных ароматов, оно дышит, разносит свое благоухание по рекам и полям, дарит его людям. Представленные в стихотворении эпитеты, в свою очередь, позволяют дополнить картину природы зрительными образами, без которых она не будет полной: нежно-светлотканые,

пьяные ландыши, свежие купавы, пробужденная весна. Все они призывают окунуться в это теплое весеннее утро, насладиться всем спектром отпущенных человеку ощущений. Этот мотив поэт повторяет в стихотворении «Что со мной», передавая ощущение света, звука и запаха: «Язнаю. Это — солнце ароматно /Во мне поет. Я весь в его красе» [14, с.16].

К.Бальмонта без сомнения можно назвать самым солярным поэтом России. Солнце в его космологии выражает различные ипостаси: жизнетворчество и созидание, молодость и красоту, вечное, неустанное стремление вперед и творческое горение. Оно - олицетворение богатства и радости мира, нравственное мерило жизни. Образ Солнца у поэта, в основном, несет положительную семантику, хотя в нем не исключается и деструктивное, разрушительное начало. Многое в восприятии Бальмонтом Солнца объясняет такое признание художника: «Ход вещей этого мира предопределён Солнцем, и ещё в младенческие свои дни я доверчиво предал свой дух этому Высокому Светильнику...» [23, с.459].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Блок А.А. Записные книжки. 1901-1920 / Сост., подгот. текста, предисловие и примечания Орлова Вл. М.: Художественная литература, 1965. 663 с.

2. Иванов Вяч. К.Д.Бальмонт //Речь. 1912. № 69. 11 марта. С. 3.

3. К.Бальмонт — И.Шмелеву: Письма и стихотворения, 19261936 / Сост., вступ.сл., подгот. текстов и коммент. Азадовского К.М., Бонгард-Левина Г.М. М.: Наука; Собрание, 2005. 430 с.

4. Константин Бальмонт глазами современников. Сборник / вступ. ст. Таганова Л.Н.; сост., подгот. текстов, прим. и коммент. Романова А.Ю. Спб.: ООО "Издательство "Росток"", 2013. 976 с.

5. Куприяновский П.В., Молчанова Н.А. Бальмонт. Жизнь замечательных людей. Выпуск 1657. М.: Молодая гвардия, 2014. 347 с.

6. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1: Полное собрание стихов 1909—1914: Кн. 1—3; Вступ.ст. Макарова В. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. 504 с.

7. Молчанова Н.А. Всю жизнь хочу создать из света, звука... Вопросы поэтики и лирики К.Д. Бальмонта. Воронеж: НАУКА-ЮНИПРЕСС, 2011. 168 с.

8. Бурдин В.В. Мифологическое начало в поэзии К. Д. Бальмонта 1890-1900-х годов: Дис. ... канд. филол. наук. Иваново, 1998.

9. Лаврухина В.Л. Образ-символ Солнца в лирике К.Д.Бальмонта //Русский вестник. Украинская филология. 2008. №3-4 (37). С. 27-32.

10. Дзыга Я.О. Образ Солнца в творчестве И.С.Шмелева и К.Д.Бальмонта // Ученые записки Казанского университета. 2011. Т.153. кн.2. С. 86-96.

11. Крохина Н. П. Солнечный человек в творчестве К. Д. Бальмонта. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// balmontoved.ru/knigi/223-n-p-krohina-g-shuja-solnechnyj-chelovek-v-tvorchestve-k-d-balmonta.html (дата обращения 28.05.2018).

12. Бальмонт К. Д. Светлый час. Стихотворения и переводы / Сост., авт. предисл. и коммент. КрейдВ. М.: Республика, 1992. 590 с.

13. Бальмонт К. Д. Собрание лирики. Книга пятая. М.: В.В. Пашуканис, 1918. 303 с.

14. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 5: Сонеты солнца, меда и луны: Песня миров; Голубая подкова: Стихи о Сибири; Под новым серпом: Роман; Воздушный путь: Рассказы; Три расцвета: Драма; Вступ.ст. Владимирова И. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. 528 с.

15. Словарь церковнославянского языка. [Электронный ресурс]. Режим доступа: 21/03/2017:http://dic.academic.ru/dic.nsf/ churchslav/210%B9 html (дата обращения 21.03.2017).

16. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 2: Полное собрание стихов 1909—1914: Кн. 4—7. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. 480 с.

17. Бальмонт К.Д. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 3: Полное собрание стихов 1909—1914: Кн. 8—10; Белый зодчий. М.: Книжный Клуб Книговек, 2010. 528 с.

18. Сафарова О. Плагиат или бродячие сюжеты? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://blikportal.com/publ/master_klass/ plagiat_ili_brodjachie_sjuzhety/1-1-0-75 (дата обращения 25.04.2017).

19. Андреева-Бальмонт Е.А. Воспоминания. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1997. 560 с.

20. Ханзен-Лёве А. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм / Пер. с нем. Бромерло С., Масевича А.Ц. и Барзаха А.Е. СПб.: Академический проект, 1999. 512 с.

21. Проект Постнаука. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/50745 (дата обращения 25.12.2016).

22. Сайт российского синестетического общества. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.synaesthesia.ru/whatis.html (дата обращения 25.12.2016).

23. Бальмонт К. Д. Автобиографическая проза / К. Д. Бальмонт; сост., подгот. текста, вступ. сл., примеч. Романенко А.Д. М.: Алгоритм, 2001. 608 с.

Статья поступила в редакцию 09.11.2018

Статья принята к публикации 27.11.2018

176

Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 4(25)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.