Научная статья на тему 'Попытка внимательного прочтения одной статьи. Как мы пишем'

Попытка внимательного прочтения одной статьи. Как мы пишем Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Попытка внимательного прочтения одной статьи. Как мы пишем»

Обратная связь

www.idmz.ru 2 00 7, №2

■■■■

W-ЩЯЯ

ПОПЫТКА ВНИМАТЕЛЬНОГО ПРОЧТЕНИЯ ОДНОЙ СТАТЬИ. КАК МЫ ПИШЕМ

«Качество результата оценочной деятельности - собственно оценки определяется качеством ее структуры и процесса, поскольку качество результата формируется в процессе его создания и обусловлено качеством и уровнем использования разнообразных ресурсов деятельности». Статья «Методические подходы к оценке общественного здоровья», С. 18.

Сб. «Формирование здорового образа жизни» (Мат. 2-й Всероссийской конф., М., 2006, 66 с.)

ОТ РЕДАКЦИИ:

Журнал не должен являться суммой монологов его авторов. Журнал живет, когда инициирует диалоги и обсуждения... Редакция всегда готова предоставить страницы «ВиИТ» для корректной и конструктивной дискуссии профессионалов.

*-

Если Вы не прочли эпиграф (непременно вслух!), то не стоит читать и дальше, потому что в серьезном деле надо отталкиваться от образцов. Если же прочли и живы, то стерпим, что не поняли, как оценивать общественное здоровье, и вперед, через тернии к звездам.

Для чего пишутся научные статьи? Надо думать, в расчете на заинтересованного читателя. Тогда почему их так трудно читать? С другой стороны, если заинтересован, запасись терпением и потрудись. Я так и сделал.

Нет-нет, от материалов, из которых взят эпиграф, пришлось отступиться - такое мне не по зубам. Выбрал объект более легкий и более близкий мне по роду занятий, но тоже в центральном и уважаемом издании. Попробую одолеть вершину под названием «Клиническая информационная система ДОКА+: решения, свойства, возможности и результаты применения» (Шульман Е.И. и др. «Врач и информационные технологии». -2007. - №1. - С.12-19). Это точно в сфере моих пристрастий. Так что подготовиться, снарядиться и в путь.

ПОДГОТОВКА

Задачи:

♦ понять, как эта клиническая система согласуется с клинической деятельностью (работа врача, взаимодействие участников);

♦ узнать, какими объемами базовой информации оснащена эта информационная система (справочники, шаблоны, стандарты);

♦ убедиться, что она и вправду дока.

Снаряжение: русский язык, медицинское образование, опыт автоматизации в медицине, халат лечащего врача, халат главного врача (шкура медика).

73

Обратная связь

Шр

W4UM

kJH

I и информационные

технологии

Тренировка: читаю с раннего детства, студентом одолел «Капитал» и «Материализм и эмпириокритицизм» (понял, что в печати можно занудствовать и браниться).

НА ПОДСТУПАХ

Издалека вижу новую аббревиатуру - КИС. Зачем, если уже бытует МИС? Попытался сам сформулировать различия между «медицинской» и «клинической» системой. Вроде бы последняя - часть первой, но четкости не получилось. Обращусь к тексту: там задачи КИС определяются как повышение качества, безопасности и рациональности лечения за счет помощи врачам. Хорошие задачи! Но тут же помощь врачам противопоставляется документообороту, учету и административному управлению. Так ведь одно без другого не получается, не бывает! Солдаты без офицеров и строевики без штабов не воюют. Плохо. Делаю зарубку и двигаюсь дальше.

У ПОДНОЖИЯ ПИРАМИДЫ

Именно так - «Пирамида системы ДОКА» назван раздел статьи. Зачем, для каких ассоциаций? Гробница? Афера? Мистическое воздействие? Оказывается, для того, чтобы потом рассуждать о «4 уровнях подходов». Но «уровни» - это не о пирамиде, у той - основание, вершина, ребра и грани. Метафора должна облегчать понимание, неверная метафора, наоборот, затрудняет его.

Однако вглядимся в «уровни пирамиды», в их названия: 1-й - «технические решения», 2-й - «свойства», 3-й - «возможности», 4-й -«главный результат». Что это значит? Чем свойства отличаются от возможностей? Как отделить технические решения от свойств? И как понимать сразу приведенную расшифровку главного результата: «Доказана эффективность ДОКА»? Разве эту фразу нельзя сказать вне уровней и пирамид, причем общепринятым манером - после, а не до изложения фактов, в качестве вывода?

ВОСХОЖДЕНИЕ

Пойду по указанию авторов на первый уровень. Там частокол из таких терминов: «модули-генераторы», «модули-конструкторы», «встраиваемые и диалоговые функции», «простые скрипты», «Web-технологии», «свободно распространяемая ОС с открытым кодом». Но я же законно облачился в шкуру медика! Первое слово в названии журнала - «Врач». Почему со мной разговаривают на чужом языке? А если не со мной, то ведь предупреждать надо... Обошел частокол, двинулся дальше.

В следующем абзаце - понятная фраза: «ИТ-персонал ... может при необходимости разрабатывать и включать в систему новые диа-

логовые и встраиваемые функции». И как хорошо, что понял. Значит, во-первых, ДОКА предполагает, что у нее будет ИТ-персонал, которому дадут право доработки системы. Это спорно. Во-вторых, получается, что каждый волен видоизменять систему, идти своим путем. То есть постепенно все пойдут своими путями, выбирая их по собственному разумению. Иначе говоря, в разные стороны. Не могу согласиться, но спасибо за ясность. Вот бы и дальше так.

Но дальше вводится понятие «клинические процессы». Оно никак не определяется, зато авторы утверждают, что одни из «клинических процессов» меняются часто, а другие относительно редко. Поэтому для первых нужны «простые скрипты», а для вторых - «параметрические настройки». Не знаю, как быть с простыми скриптами. Придется перешагнуть через эти процессы.

Перешагнул. А там - овин. Нет, не сено - ОВиН, что означает «концепцию обследований, воздействий и наблюдений». Что такое обследование - знаю, чем оно отличается от наблюдений - не могу сформулировать, с воздействиями же и вовсе плохо, потому что речь идет о «немедикаментозных воздействиях». А как же медикаменты - не воздействия? А инвазивные диагностические процедуры? И что все-таки это за концепция? Узнаем, что она обеспечивает «генерирование и заполнение бланков», то есть попросту -выдает выходные формы. Но какая же информационная система этого не делает?

Выбрался из овина - попал в ДМИ, «многослойный динамический интерфейс». Так ведь любой интерфейс динамичен и обычно в нем далеко не один слой. На то и Windows - множественное число, многооконный интерфейс. Зачем

Обратная связь

еще «многослойный»? Оказывается, дело в обычном эффекте: двигая мышку, можно переходить из одного окна в другое, не прибегая к клавиатуре. Не поленились авторы - подсчитали, что это в 2.4 раза быстрее. Хороший ДМИ. Так и надо. А какая в заключение выдана фраза: «ДМИ применяется в КИС ДОКА+ при назначении ОВиН»! Умопомрачительно! В буквальном смысле.

Путь от КИС, пирамиды, овина и ДМИ ведет к ППВР. Оказывается, это поддержка принятия врачебных решений. Ну, зачем известным понятиям давать новые вычурные имена? Зачем назойливо нарушать принцип, известный науке несколько веков: не умножать сущности без необходимости (бритва Оккама)? И так, пользователь системы будет ПСДОКА, разработчик - РСДОКА, критик -КСДОКА. Хватит придираться - поглядим, как поддерживается принятие решений. ДОКА проверяет врачебные назначения: на совместимость препаратов, допустимость доз, на переносимость и побочное действие лекарств и на противопоказания из-за сопутствующих заболеваний. Это далеко не все врачебные решения, которые надо поддерживать, но само по себе ценно, актуально и вообще здорово. Однако каковы масштабы? Для какого числа диагнозов, медикаментов, видов непереносимости поддержка уже реализована? Если осуществлен только принцип и система ждет содержательного наполнения, это тоже неплохо, но меня (в шкуре медика) такой вариант пока не привлечет. Хорошо бы узнать, сколько наименований содержится в клинических справочниках ДОКА. О диагнозах еще можно догадаться - наверное, вся МКБ. А медикаменты, сигнатуры, физиотерапия, дие-

www.idmz.nu , k.ill 2 00 7, № 2 ’

ты, операции, анализы, осложнения, консультанты? Рассказали бы, дали бы количественные ориентиры! Не рассказывают, не дают.

1-й уровень пирамиды оказался труднопроходимым. Справился с горем пополам. Карабкаюсь выше. Там полегче. 2-й уровень - «уровень свойств». Здесь утверждается, что свойства системы - гибкость, а также стандарты лечения и обследования. Понял. Гибкость смущает, порождает тревогу за единообразие и за сопоставимость результатов в будущем. Что же до стандартов и шаблонных текстов, то узнать бы, сколько их заготовлено, хотя бы в общей сложности.

Не узнаем. Негде. Ничего не поделаешь, удовлетворюсь тем, что есть, и взберусь на 3-й уровень. Это «уровень возможностей». Авторы использовали систему в учреждениях разного типа: от клиники НИИ до ЦРБ, и теперь утверждают, что это возможно. Тавтология, конечно, но спорить не о чем. Вторая возможность - это возможность исследования ее эффективности. Кто бы спорил! Разве бывают инструменты, эффективность которых нельзя измерить? Соглашаюсь - и на вершину. За обещанным «главным результатом».

НА ВЕРШИНЕ ПИРАМИДЫ

Где он, главный результат? В чем он заключается? А вот в чем. Исследования в Чулымской больнице показали, что врачи со временем стали получать от ДОКА все меньше и меньше предупреждений о неправильных назначениях. Значит, они научились у системы (с этим тезисом соглашусь). Значит, она помогла повысить качество (а вот это надо доказывать - демонстрировать само качество). Значит, она полезна и может быть рекомендована всем (но сначала докажите тезис о качестве!).

Позвольте, кроме этих небезупречных умозаключений, что-нибудь еще есть? Неужто ничего? А как повседневно работает врач? Заменена ли обычная история болезни на электронную? Что изменилось в работе заведующего отделением и главного врача? Как проходят обходы и планерки, составляются отчеты и реестры, анализируется работа каждого отдельного врача? Что стало с заболеваемостью (она же выявляемость), смертностью, госпитальной летальностью, длительностью госпитализации, структурой исходов, количеством расходуемых средств? Да ведь у меня полный рюкзак вопросов, я карабкался на вершину пирамиды за ответами, а там - пусто! В кои-то веки решил внимательно вчитаться в трудный текст и так обманулся.

Не исключаю, кто-нибудь на моем месте извлечет из подобного маршрута больше, чем я. Но кто он? Явно не врач и не главный врач.

Тех подобные путешествия только отвратят от новых попыток в будущем. А мы еще спрашиваем, что мешает широкому распространению автоматизации!

Обратная связь

Шр

W4UM

kJH

I и информационные

технологии

ПОЛНАЯ НЕОЖИДАННОСТЬ

Нет, я не мог успокоиться. В библиографическом списке, приложенном к статье, нашел ссылку на сайт в Интернете, чтобы уж окончательно поставить точку (http://www.docaplus.com). И вот - чудеса!

Чистым и ясным русским языком, вразумительно и содержательно описана привлекательная система с теми самыми качествами, которые не только необходимы, с моей точки зрения, но которых я сам добивался в своих разработках последние 30 с хвостиком лет! И отзывы такие самые, которые я слышал от своих пользователей в Барнауле, Тюмени, Новокузнецке и том самом Новосибирске, где сегодня сделана ДОКА.

Ни одного вычурного термина, ни одной нелепой фразы. А главное - не забыта ни одна важная сторона жизни медицинского учреждения, ни один важный раздел ее автоматизации. Здесь и компьютерная история болезни, и интеллектуальная поддержка, и параклиника, и статистика, и работа руководителя, и учет. Все описано кратко, но так, что можно понять главный смысл, можно задавать уточняющие вопросы и высказывать дельные сомнения с большой надеждой на содержательную дискуссию.

Вот это да! Как с этим совместить ни с чем не сообразный текст в журнале? О том же предмете! Не могу понять.

А как же быть, что в ДОКА есть все то же, что и у меня? Сильный конкурент? Конечно. Но тут уж сравнение надо вести подробно, детально. Надо смотреть, как что выглядит, как смотрится со стороны пользователя, каких условий требует и прочее. Надо не только рассказывать, но и показывать: как работает система, как работают люди в системе. Тут придется перед пользователями состязаться открыто, достойно. Не исключено, что одним одно понравится, другим - другое. Так это ведь и есть начало рынка - появление нескольких продуктов, сопоставимых по пользовательским качествам.

К слову, я как раз собираюсь перейти в своей рассылке «Зачем и как автоматизировать лечебно-диагностический процесс» от рассказа к показу. Буду показывать и комментировать копии экранов.

ЛИТЕРАТУРА

ЧТО ЖЕ ПРОИСХОДИТ?

В самом деле что же с нами происходит? Зараза, разъедающая современную устную речь, - неуважение к слову и к собеседнику - распространяется уже на научные тексты, в том числе на публикации в центральных и уважаемых журналах. Здесь еще нет этих «как бы», «типа того» и «в натуре», но зато свирепствуют абракадабра аббревиатур и такие словесные конструкции, смысл которых, если он там есть, понятен только самим авторам.

Когда содержание, которое облачили в такие одежды, не стоит выеденного яйца, это все равно плохо: читателя отпугивают не только от статьи, но и от издания, где она помещена. И уж совсем беда, когда в пугающее платье совершенно незаслуженно обряжают нечто важное и полезное.

Где же самоцензура авторов и соавторов? Где руководители работ? Где редакторы и корректоры? Ликвидированы революцией девяностых как класс?

Те, кто понимают, что так нельзя, должны что-то предпринимать, сопротивляться. Язык - средство общения. Скверный язык - средство разобщения. Мы перестанем понимать друг друга.

А на дворе ГОД РУССКОГО ЯЗЫКА, господа...

1. Шульман Е.И. и др. Клиническая информационная система ДОКА+: решения, свойства, возможности и результаты применения//Врач и информационные технологии. - 2007. - № 1. - С.12-19.

2. Клиническая информационная система нового поколения ДОКА+. - http://www.docaplus.com.

В.М.ТАВРОВСКИЙ,

профессор,

г.Киров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.