Интервью с профессионалом
Шр
W4UM
kJH
I и информационные
технологии
«ЕДИНОЕ ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОЖЕТ ФУНКЦИОНИРОВАТЬ ТОЛЬКО НА ОСНОВЕ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ ГРАМОТНО ПОСТРОЕННЫХ СИСТЕМ УПРАВЛЕНИЯ УЧРЕЖДЕНЧЕСКОГО УРОВНЯ...»
Выступая на Всероссийском совещании руководителей органов управления здравоохранением субъектов Российской Федерации, посвященном итогам реализации мероприятий ПНП «Здоровье» и Программы дополнительного лекарственного обеспечения в 2006 году (Москва, 16 февраля 2007 г.),
Министр здравоохранения и социального развития РФ М.Ю.Зурабов отметил:
«В этом году мы всерьез начнем заниматься информатизацией здравоохранения. Информатизация станет абсолютно ключевым фактором управления отраслью».
Какие факторы сдерживали информатизацию здравоохранения последние десятилетия? Насколько они преодолимы сегодня и в ближайшем будущем?
С кого и с чего должна начинаться информатизация отрасли?
Эти вопросы мы обсуждаем с одним из самых авторитетных специалистов в этой области, создателем одной из лучших отечественных госпитальных систем Интерин, директором Исследовательского центра медицинской информатики Института программных систем РАН Ядуллой Иман-оглы Гулиевым.
“Т-------------------------------------------------------------------------------
Корр.: Ядулла Иман-оглы! Если позволите, я начну почти с личного вопроса... Вы родились в высокогорном районе Азербайджана, горными тропами ходили в сельскую школу. Отсутствие поддержки и репетиторов не помешало Вам покорить один из самых престижных факультетов самого престижного ВУЗа страны. Вы получили блестящее математическое образование. Что привело Вас в здравоохранение? Почему Вы остались в нем?
Я.Г.: По окончании МГУ в 1987 году я распределился в Институт программных систем РАН в Переславль-Залесский. ИПС РАН был создан при поддержке академика Е.П.Велихова талантливым ученым-организатором А.К.Айламазяном. В ИПС РАН я попал в прекрасный коллектив, который под руководством Г.С.Осипова занимался разработкой интеллектуальных систем. В
Интервью с профессионалом
www.idmz.ru 2 00 7, №2
■■■■
W-ЩЯЯ
Единое информационное пространство здравоохранения, региональные системы управления и т.д. могут функционировать только на основе технологически грамотно построенных систем управления первичного, учрежденческого уровня.
качестве предметной области была выбрана медицина.
Мы сотрудничали с коллективом ЦИТО им. Н.Н.Приоро-ва, возглавляемым удивительно талантливым, полным энергии и идей человеком - Герасимом Игоревичем Назаренко. В 1994 г. Герасим Игоревич стал руководителем вновь образованного Медицинского центра Банка России и пригласил нас к себе, поставив задачу создать информационную систему Центра. Руководство Института доверило мне возглавить вновь образованную лабораторию Интерин и работу над этим проектом.
Идейный вдохновитель и главный постановщик задач проекта Г.И.Назаренко, член-корреспондент РАН, заслуженный деятель науки Российской Федерации, сделал ряд очень важных шагов, без которых создание такой системы было бы невозможно. Например, он издал приказ, согласно которому все документы должны были готовиться в компьютерной системе и расхождение между информацией в компьютерной системе и на бумаге не допускалось. А персонал при приеме на работу проверялся на компьютерную грамотность.
Без ложной скромности хочу сказать, что сегодня Медицинский центр Банка России имеет информационную систему мирового уровня. Внедрение современной концепции управления больницей в Медицинском центре, в которой особое место занимает информационная система управления, привело к значительному повышению эффективности деятельности больницы без увеличения финансирования и коечного фонда. Средняя длительность пребывания больного в стационаре сократилась с 24 до 13,7 дня, почти вдвое возрос оборот койки. Это позволяет ежегодно пролечивать вдвое больше больных по сравнению с 1997 г. Анализ отзывов пациентов показывает, что в 2,5 раза удалось повысить удовлетворенность пациентов качеством медицинской помощи. При этом достоверно улучшились результаты лечения по целому ряду заболеваний.
Совместно с Медицинским центром мы продолжаем вести уникальные исследования по проблемам медицинских информационных систем, среди которых особо хочется подчеркнуть информационную поддержку медицинских технологических процессов и управления качеством медицинской помощи.
В процессе создания в нашем институте интеллектуальных систем, которые были признаны лучшими в Советском Союзе, мы познакомились со многими врачами и научились понимать их повседневные проблемы. И хотя середина 90-х была сложным для научных исследований временем, нам хватило воли вкладывать все наши ресурсы в эти разработки.
К сегодняшнему дню мы накопили большой опыт работы по созданию медицинских ИС: от уровня небольшой амбулатории до уровня региона. Например, в этом году мы совместно с МИАЦ Тюменской области разработали и внедряем уникальную онлайновую информационную систему дополнительного лекарственного обеспечения.
Создание медицинских информационных систем оказалось увлекательным занятием. А когда я впервые увидел врачей и медсестер, использующих нашу систему, понял, что занимаюсь полезным делом и что оно имеет серьезное будущее.
5
Интервью с профессионалом
Шр
W4UM
kJH
I и информационные
технологии
Корр.: А, с точки зрения информационных технологий, чем медицина отличается от других областей?
Я.Г.: Почти всем.
Приведу несколько примеров. Информационные системы в других областях имеют дело с гораздо меньшим набором типов информации. Проведенные нами исследования показали, что существующие технологии создания корпоративных информационных систем для здравоохранения не совсем подходят. Говоря обобщенно, в здравоохранении пользователь информационной системы имеет дело и с данными, и с документами, которые в себя эти данные включают, и с «рабочими потоками», определяющими бизнес-процессы лечебного учреждения, в том числе регламент работы с документами. А существующие технологии в основном ориентированы либо на обработку данных, либо на работу с документами, либо на поддержку жестких бизнес-процессов учреждения.
Другой пример. Важное отличие здравоохранения от других областей заключается в специфике финансово-экономических взаимоотношений между сторонами, оказывающими медицинские услуги (ЛПУ), оплачивающими эти услуги (страховые организации) и потребляющими медицинские услуги (пациенты). То есть, в отличие от других областей, в здравоохранении в системе взаиморасчетов участвуют не две стороны (поставщик и потребитель услуги), а три стороны. При этом, в каких услугах нуждается пациент, решает поставщик этих услуг, то есть ЛПУ. Отсюда возникают проблемы оценки качества и адекватности объемов оказываемых услуг. Это обусловливает определенные проблемы для каждой из сторон
и необходимость разработки медицинских стандартов качества, медико-экономических стандартов и т.д. Сюда еще добавились проблемы, связанные с так называемыми источниками финансирования... Эти же проблемы отражаются в требованиях к медицинским информационным системам.
Иными словами, при разработке медицинских информационных систем исключительно сложны поддержка медицинских технологических процессов и оценка медицинской помощи в терминах услуг.
Медицина - очень богатая и сложная область человеческой деятельности, предусматривающая использование самых разнообразных информационных технологий и информационных систем.
Замечу, что в нашей стране развитие медицинской информатики совпало с периодом серьезных преобразований в системе здравоохранения, связанных с изменениями в общественной и политической жизни страны. С одной стороны, это создает для разработчиков новые и серьезные проблемы; с другой стороны, дает творческий инструмент руководителям учреждений здравоохранения.
Информатизация здравоохранения должна начинаться с потребностей пациента, опираться на врача,, на поддержку его профессиональной деятельности и быть ориентированной на бизнес-процессы лечебнопрофилактического учреждения.
А только потом можно говорить о едином информационном пространстве.
Интервью с профессионалом
www.idmz.ru 2 00 7, №2
■■■■
W-ЩЯЯ
Корр.: За последние двадцать лет авторитетными специалистами и ведомствами была написана не одна концепция информатизации здравоохранения, построения единого информационного пространства. Но время показало, что эти концепции живут своей обособленной, абсолютно виртуальной жизнью, а практика информатизации отрасли - своей. С чего же или с кого, по Вашим наблюдениям и опыту, начинается информатизация здравоохранения?
Я.Г.: Когда мы приходим в лечебное учреждение, один из главных вопросов, который нас волнует, это как главный врач относится к информатизации. Если он не является основным идеологом и ярым сторонником этой идеи, то мало надежды на успех. Об этом говорил еще академик В.М.Глушков.
Очень важно понимание места ИТ в контексте других задач и средств здравоохранения. Информационные системы сами по себе ничего не значат и могут быть использованы лишь в общем контексте развития здравоохранения с выполнением ряда других условий. ИТ - это не чудо и не лекарство от всех болезней, это жизненно важный элемент всей системы.
Единое информационное пространство здравоохранения, региональные системы управления и т.д. могут функционировать только на основе технологически грамотно построенных систем управления первичного, учрежденческого уровня.
Корр.: Подключение всех ЛПУ к Интернету, с которым сегодня связывают большие надежды, обеспечение каждого врача ПК - очевидно, что это лишь условия создания профессионального информационного пространства. Пример: Владимирская область, где еще в 2005 году все ЛПУ были подключены к Интернету, а в 2007 году на вопрос, используете ли Вы ресурсы Сети в своей профессиональной деятельности , утвердительно ответили лишь 6% врачей. Что является, по Вашему мнению, «зернами кристаллизации» отраслевого информационного пространства?
Я.Г.: В нашей стране практически вся медицинская помощь оказывается в лечебно-профилактических учреждениях. А центральной фигурой в системе оказания медицинской помощи является врач. И все делается ради здоровья людей.
Соответственно информатизация здравоохранения должна начинаться с потребностей пациента, опираться на врача, на поддержку его профессиональной деятельности и быть ориентированной на бизнес-процессы лечебно-профилактического учреждения. А только потом можно говорить о едином информационном пространстве.
Чтобы врач начал пользоваться информационными технологиями, у него должна появиться такая необходимость. Сам по себе компьютер мало кому нужен. Компьютер нужен пользователю, чтобы запустить на нем какое-то необходимое для работы приложение и решать практические задачи. Мне известно немало примеров, когда врачи сами покупают компьютеры и даже сами пишут программы, чтобы использовать их в своей практической деятельности.
В последние годы государство начало вкладывать деньги в модернизацию здравоохранения. Чувствуется повышенный интерес к информационным технологиям со стороны лечебных учреждений и органов управления. Важно, что положительные тенденции отмечаются самими врачами...
Для нас же уровень интереса к информационным технологиям всегда был показателем тенденций развития отрасли. Дело в том, что вложения в ИТ - это долгосрочные и серьезные инвестиции. Такие инвестиции очень красноречиво говорят о настроениях и намерениях руководителей.
7
Интервью с профессионалом
Шр
W4UM
kJH
I и информационные
технологии
Корр.: А какие задачи в информатизации здравоохранения наиболее актуальны, с Вашей точки зрения?
Я.Г.: Как и в других отраслях, в здравоохранении, на мой взгляд, сегодня остро стоит проблема эффективного менеджмента. ЛПУ надо управлять, управлять самим технологическим процессом диагностики и лечения. Дело в том, что ни государственное и никакое другое финансирование не способно удовлетворить потребности неправильно, стихийно организованной технологии лечебно-диагностического процесса. Обратите внимание, что наличие современного диагностического оборудования и высокие зарплаты персонала не являются достаточным условием достижения высокого качества диагностики и лечения, потому что есть и другие необходимые условия, одно из которых - наличие качественного управления. Тут роль ИТ неоценима. В такой сложной области, как здравоохранение, создать эффективную систему управления без ИТ очень трудно.
Корр.: Сегодня наблюдается повышенная активность авторов проектов по созданию систем поддержки принятия врачебных решений, автоматизированных мест врача, центров компетенций, куда будут направляться огромные массивы информации. За решение всех этих задач смело берутся организации, не имеющие в своем архиве ни одной истории успеха...А Ваша высокопрофессиональная команда, имеющая убедительные success story, очень осторожно относится к постановке и решению таких задач. Вы видите непреодолимые препятствия?
Я.Г.: Мы вкладываем значительные средства (все, что зарабатываем) в исследования. Например, на такие темы, как электронная медицинская карта, методы взаимодействия субъектов здравоохранения между собой в рамках информационного пространства, интерфейсные решения в медицинских информационных системах, использование персональных носителей информации в медицине и т.д. Как Вы помните, мы в прошлом году опубликовали в Вашем журнале объявление о том, что готовы выделить гранты на выполнение научно-исследовательских работ (подчеркну - из заработанных нами самими, а не из государственных средств!). Это неслучайно. Мы по собственному опыту знаем, сколько проблем связано с использованием информационных технологий в медицине и каких усилий и средств требует их решение!
Что касается проектов. К сожалению, действительность демонстрирует нам немало примеров, когда государственные инвестиции получают люди, которые не могут профессионально выполнять свою работу. Предлагаемые ими проекты либо носят характер попытки переноса каких-то решений на нашу действительность без анализа необходимости, условий применения и последствий, либо являются декларацией создания «модных» решений.
Мы же стоим на земле: если наши решения нужны пользователям, они нас выберут, и не надо никому ничего доказывать.
Очевидно, что учреждениям здравоохранения нужны средства на информатизацию, а их не хватает. Если бы, наряду с инвестициями на медицинское оборудование, осуществлялась поддержка проектов по внедрению ИТ в учреждениях здравоохранения, это, безусловно, способствовало бы решению проблем повышения качества медицинской помощи и стимулировало бы появление необходимых технологий и решений. Но уже сегодня можно утверждать, что большинство руководителей ЛПУ понимают необходимость в информационных системах и многие из них тратят на нужды ИТ заработанные внебюджетные деньги.
Интервью с профессионалом
www.idmz.ru 2 00 7, №2
■■■■
W-ЩЯЯ
Корр.: И все- таки расскажите подробнее о том, что Вам удалось сделать за последние 10-15 лет и что Вы хотите сделать завтра.
Я.Г.: У нас прекрасный коллектив, у нас замечательные заказчики, у нас интересная работа, мы работаем в одном из лучших институтов, живем в одном из лучших городов России. И если во всем этом есть хоть часть нашей заслуги, этого уже достаточно, чтобы радоваться и с оптимизмом смотреть в будущее.
Хочу рассказать о нашем Институте. О наших достижениях в области искусственного интеллекта я уже говорил. Разработчики лучших отечественных суперкомпьютеров тоже работают в нашем Институте. У нас свой детский сад, начальная школа, детский компьютерный лагерь, свой университет, аспирантура, докторантура... Мы рожаем детей и воспитываем из них ученых (смеется).
Сегодня мы сотрудничаем с такими ведущими клиниками, как Клиническая больница № 83 Российского медико-биологического агентства, ЦКБ Российской академии наук, ЦКБ ОАО РЖД, Российский кардиологический научно-производственный комплекс Росздрава, КБ Управления делами Президента, с Российским государственным медицинским университетом.
Несколько лет назад при выборе медицинской информационной системы для ЦКБ ОАО РЖД наша система конкурировала с одной из очень известных зарубежных систем. Мы выиграли. При этом замечу, что представители ЦКБ ОАО РЖД нас нашли сами, на выставке. А сравнение систем проводилось очень тщательно.
Корр.: В этом году на одной из международных конференций по медицинским ИТ демонстрировался рекламный ролик. Разработчики медицинской АИС вместе с врачами садились в самолет, видимо, являющийся аналогом «электронного госпиталя». При наборе высоты корпус самолета начинал распадаться на части. Надев парашюты, разработчики АИС покинули воздушное судно, предоставив врачам возможность «счастливо» закончить полет без них... Похоже, проблема информатизации медицинского учреждения далека от решения и в странах, которые принято называть индустриально развитыми...
Я.Г.: Как мы говорили ранее, медицина сильно отличается от других областей человеческой деятельности. И использование информационных технологий в медицине тоже имеет ряд особенностей.
Отмечу, что со стороны медицины интерес к информационным технологиям тоже особый. Несмотря на то, что информационные технологии в применении к медицине имеют определенные ограничения, врачи им верят, постоянно «будоражат» мир ИТ.
Создание информационной системы в медицине на порядок сложнее, чем в другой области, это касается и зарубежных разработчиков. Если говорить о наших технологиях, то в них огромное место занимают знания и опыт выполнения проектов, внедрения и работы с пользователями. В корпоративных системах процесс внедрения занимает очень важное место, а для медицины его значение многократно увеличивается.
В заключение хотелось бы сказать, что информационные технологии бесспорно сильно помогают лечебному процессу при их правильном применении, но важно помнить, что это лишь средство и главной фигурой, для которой мы стремимся улучшить качество медицинского обслуживания и соответственно качество жизни, является пациент.
Беседу провела Н.Куракова, шеф-редактор журнала «ВиИТ»
9