ПОПУЛЯРНОСТЬ ВИДА СПОРТА:
ПОНЯТИЕ, АТРИБУТЫ, СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ
А. Н. Кухтерина
Аннотация. В статье анализируются результаты анкетирования и ранжирования мнений 67 студентов-спортсменов факультета физической культуры. Выделяются основные характеристики популярного вида спорта. Приводятся практические рекомендации по популяризации различных видов спортивной деятельности.
Ключевые слова: спортивная деятельность, популярность вида спорта и способы ее повышения, атрибуты популярного вида спорта.
Summary. The article analyzes the results of questionnaire survey and opinion ranking of 67 students of the Physical Education Department. The author singles out the main characteristics of a popular sport and gives practical recommendations for popularizing different sports.
Keywords: sport, popularity ofa sport and way of increasing it, attributes ofa popular sport.
100
В настоящее время наиболее актуальной проблемой в сфере физической культуры и спорта, особенно в преддверии приближающейся Сочинской олимпиады, является непопулярность и недостаточная развитость целого ряда спортивных дисциплин в нашей стране. В связи с этим цель нашего исследования заключается в том, чтобы уточнить понятие, выявить основные атрибуты популярного вида спорта и разработать перечень практических рекомендаций по популяризации различных видов физкультурно-спортивной деятельности.
Для достижения поставленной цели нами было проведено исследование с использованием О-методологии, в основе которой лежит ранжирование суждений (мнений, оценок) респондентов в соответствии с выбранной шкалой. Суть метода можно охарактеризовать
следующим образом: опрашиваемым предлагается набор карточек с утверждениями, которые они должны разделить на несколько групп и расположить вдоль некоторой оси в соответствии с указанным критерием (в нашем случае, «согласен - не согласен») [1; 2]. Полученная совокупность раскладок утверждений респондентов подвергается мате матико-статистической обработке.
В исследовании приняли участие 67 студентов факультета физической культуры Московского педагогического государственного университета, имеющих опыт занятий спортом не менее восьми лет и спортивный разряд не менее первого. Им было предложено ответить на пять вопросов следующего содержания:
Как Вы считаете, благодаря чему тот или иной вид спорта становится популярным?
Таблица 1
Средние суммы баллов утверждений для Q-сортировки
№ утв-я Утверждение Средняя сумма
1 Популярный вид спорта должен бытьобязательно зрелищным и хорошо финансируемым 1,46
28 Спортсмены, показывающие очень высокие результаты, не только становятся известными, но и популяризируют свой вид спорта 1,3
24 Всеобъемлющая популярность вида спорта начинается с популярности среди молодежи и подростков (дворовые команды) 1,26
34 Если вид спорта имеет большую массу поклонников, любителей, фанатов, посещающих соревнования различного уровня, то этот вид спорта популярный 1,24
18 Увеличение в разы финансирования видов спорта именно на детском уровне приведет к зарождению наибольшего количества спортсменов-чемпионов, а, следовательно, и к популяризации этих видов спорта 1,08
29 Приезд на различные соревнования звезд по этому виду спорта с показательными выступлениями и мастер-классами резко увеличивает популярность вида спорта 1,08
19 Только за счет финансирования вид спорта не сможет стать популярным 0,84
39 Не все крупные спортивные успехи наших спортсменов по различным видам спорта освещаются в СМИ, что не позволяет этим видам спорта стать более популярными 0,82
33 Трансляции - это лучшая реклама для вида спорта 0,74
47 Экстрим в различных видах спорта способствует повышению их популярности 0,64
27 В большинстве случаев популярность вида спорта напрямую зависит от успешных выступлений спортсменов и сборных страны на самых крупных соревнованиях (ЧЕ, ЧМ, ОИ) по этим видам спорта 0,6
38 Даже самый привлекательный вид спорта может быть непопулярным 0,56
49 Чем больше известных спортсменов в виде спорта, тем он популярнее 0,56
22 Несоответствие вида спорта климатическим условиям страны делает виды спорта непопулярными и не дает возможности их развитию 0,48
43 Если вид спорта не захватывает и не интригует, он не популярен 0,48
45 Незрелищный вид спорта может быть популярным (лыжный спорт) 0,44
46 Грация, эстетичность и красота движений помогают виду спорта повысить свою популярность 0,4
36 Вид спорта популярен, если имеет прикладной характер, то есть в процессе занятий им приобретаются навыки, применимые в жизненных ситуациях 0,4
32 Популярный вид спорта - это экономически и технически доступный вид спорта 0,36
50 Если в непопулярных видах спорта будут финансироваться только школы высшего спортивного мастерства, эти виды спорта никогда не станут популярными 0,34
23 Если вид спорт транслировать по государственным каналам, он очень скоро станет популярным 0,18
8 Один из самых важных критериев популярности вида спорта - это традиционность 0,18
4 Красота техники не делает вид спорта популярным 0,16
101
102
26 Вид спорта становится популярнее, если он совмещает в себе различные технические элементы и приемы из других известных видов спорта 0,06
9 Как только в непопулярных видах спорта (кёрлинг, сумо) появятся всем известные своим чемпионством личности, эти виды спорта станут намного популярнее 0,04
13 Любой вид спорта может стать популярным, если он будет входить в школьную программу и преподаваться на уроках физкультуры 0
30 Спонсорство - главный фактор роста популярности вида спорта 0
40 Некоторые виды спорта популярны благодаря своей экономической недоступности (гольф) 0
10 Если вид спорта будет зрелищным, финансируемым, но не транслируемым, этот вид спорта никогда не станет популярным -0,04
41 Если бы президент увлекался каким-либо непопулярным видом спорта, этот вид спорта в короткий срок стал бы известен и популярен во всей стране -0,06
42 Непривлекательный вид спорта чаще всего становится популярным благодаря хорошему финансированию -0,06
37 Чем дольше возможность продолжения спортивной карьеры, тем популярнее вид спорта -0,12
16 Я уверен, что для популяризации любого вида спорта достаточно хорошей рекламы с выступлением мировой знаменитости -0,14
17 Вид спорта никогда не станет популярным, если он требует обязательной дополнительной подготовки -0,14
31 Привлекательный вид спорта - это популярный вид спорта -0,2
21 Нетрадиционный для страны вид спорта никогда не станет популярным, несмотря ни на что -0,22
11 Для любого вида спорта достаточно входить в олимпийскую программу, чтобы быть популярным видом спорта -0,24
12 Любой даже самый неинтересный и нединамичный вид спорта станет популярным, если он будет финансироваться и транслироваться, освещаться в СМИ -0,24
25 Новизна и необычность - главные критерии популярности вида спорта -0,24
3 Самое главное для популярного вида спорта - это его реклама -0,28
48 Непривлекательный вид спорта - это непопулярный вид спорта -0,46
2 Для популярного вида спорта совершенно не обязательно быть массовым -0,46
14 Непопулярный вид спорта - это всегда непривлекательный вид спорта -0,62
7 Высокая травмоопасность вида спорта делает его непопулярным -0,66
20 Залог популярности - богатая инфраструктура и реклама, больше ничего не требуется -0,68
44 Выступление женщин в «мужских» видах спорта снижает их популярность -0,72
35 Обнаружение допинговых нарушений в виде спорта значительно снижает его популярность -0,72
15 Технически недоступные, то есть сложные виды спорта, никогда не смогут стать популярными -0,88
5 Боевые искусства утратят свою популярность как только криминогенная обстановка в стране станет благополучной -1,3
6 Молодые виды спорта (паркур, брейк-данс, стрит) скоро вытеснят по своей популярности футбол и хоккей -1,36
Какими атрибутами должен обладать вид спорта, чтобы его можно было назвать популярным?
Считаете ли Вы свой вид спорта популярным? Почему?
Как Вы считаете, какие существуют причины непопулярности ряда видов спорта в нашей стране?
Что, по Вашему мнению, нужно сделать, чтобы непопулярный вид спорта стал популярным?
В результате было получено 67 вариантов ответов на каждый вопрос, которые послужили основой для формулировки 50-ти утверждений для Q-сортировки. На следующем этапе респондентам было дано задание: распределить представленные им 50 утверждений, руководствуясь своим собственным мнением, на пять групп в соответствии со следующей шкалой, согласно которой оценка «-2» соответствовала ответу «абсолютно не согласен», «-1» -«не согласен», «0» - «не могу сказать», «+1» - «согласен» и «+2» - «абсолютно согласен». По различным причинам в исследовании мы опирались на ответы 50-ти респондентов. Полученные данные были подвергнуты математи-ко-статистической обработке, в результате были вычислены средние суммы баллов для каждого утверждения. Порядок расположения утверждений по убыванию средней суммы баллов приведен в табл. 1.
Как видно из табл. 1, самую высокую положительную среднюю сумму баллов набрали следующие утверждения: «Популярный вид спорта должен быть обязательно зрелищным и финансируемым» (1,46 балла); «Спор-
тсмены, показывающие очень высокие результаты, не только становятся известными, но и популяризируют свой вид спорта» (1,3 балла); «Всеобъемлющая популярность вида спорта начинается с популярности среди молодежи и подростков (дворовые команды)» (1,26 балла); «Если вид спорта имеет большую массу поклонников, любителей, фанатов, посещающих соревнования различного уровня, то этот вид спорта популярный» (1,24 балла).
Самую низкую отрицательную среднюю сумму баллов набрали такие утверждения, как: «Молодые виды спорта (паркур, брейк-данс, стритбол) скоро вытеснят по своей популярности футбол и хоккей» (-1,36 балла); «Боевые искусства утратят свою популярность, как только криминогенная обстановка в стране станет благополучной» (-1,3 балла); «Технически не доступные, то есть сложные виды спорта никогда не смогут стать популярными» (-0,88 балла); «Обнаружение допинговых нарушений в виде спорта значительно снижает его популярность» и «Выступление женщин в "мужских" видах спорта снижает их популярность» (-0,72 балла).
Как показали результаты вычислений стандартного квадратическо-го отклонения (с) и средней суммы баллов каждого из утверждений (X ), все показатели укладываются в диапазон X ±2с, то есть рассеяны в соответствии с законом нормального распределения, имеющего свое графическое представление в форме кривой Гаусса1 [3]. Это означает, что такое распределение мнений опро-
103
1 Кривая Гаусса - нормальное эмпирическое статистическое распределение, графическое изображение которого напоминает колокол, на вершине которого «покоится» наиболее часто встречающееся значение [3].
104
Таблица 2
Координаты положительных и отрицательных ответов 50-ти респондентов, полученные с применением Q-сортировки
№ респондента Координата ответа
положительного (П отрицательного (ОО
1 1,10 -0,40
2 0,68 -0,48
3 0,68 -0,33
4 0,86 -0,33
5 0,53 -0,11
6 0,54 -0,14
7 0,98 -0,93
8 0,66 -0,51
9 0,78 -0,52
10 0,78 -0,64
11 0,28 -0,07
12 0,49 -0,62
13 1,16 -0,88
14 0,36 -0,68
15 0,45 -0,34
16 0,49 -0,48
17 0,36 -0,47
18 0,32 -0,04
19 0,88 -0,58
20 0,49 -0,62
21 0,63 0,19
22 0,93 -0,66
23 0,54 -0,49
24 0,49 -0,48
25 0,71 0,08
26 0,48 -0,33
27 0,43 -0,22
28 0,51 -0,30
29 0,46 -0,24
30 0,88 -0,18
31 1,35 -0,27
32 0,87 -0,12
33 1,33 -0,81
34 0,59 -0,49
35 0,47 0,00
36 0,72 -0,62
37 0,86 -0,62
38 0,83 -0,47
39 0,33 -0,58
№ респондента Координата ответа
положительного (П отрицательного (ОО
40 0,71 -0,55
41 0,67 -0,47
42 0,33 -0,47
43 0,75 -0,73
44 0,11 -0,35
45 0,46 -0,34
46 0,46 -0,20
47 0,38 -0,52
48 0,38 -0,05
49 0,55 -0,20
50 0,45 -0,46
шенных является типичным и характерным для всей генеральной совокупности спортсменов.
Следующим этапом мы вычислили координаты положительного и отрицательного ответов для каждого респондента (табл. 2).
Полученные координаты ответов позволили построить пространственную карту утверждений участников Q-сортировки (рис. 1) и определить их поведенческие характеристики.
Как видно из табл. 2 и рис. 1, ответы всех респондентов попали в один квадрат с координатами (-2; 2), что подтверждает ранее сделанный вывод о том, что выявленная точка зрения (относительно смыслового содержания) типична и характерна для всех участников Q-сортировки.
Для дифференцирования основных характеристик популярного вида спорта мы объединили утверждения с учетом их смысловой нагрузки, сложив их средние (по модулю) суммы баллов (табл. 3). Полученные характеристики мы расположили в порядке убывания.
>5
К ^
<и
Я
К &
О
13^
33^
3и
и
□ С ♦ □□ ♦ 4^ □□ ♦
34^ □□ ♦ □□ ♦ 14^ □□ ♦ 23^
ОО ОО 2^ 43^ 3^ ОО ОО
♦ ♦ ♦ ♦
ОО 32^ ОО 12^ ОО
♦ ♦ ♦
2и ОО ♦ 42^ ОО ♦
4и ОО ОО ОО ОО ОО
♦ ♦ ♦ ♦ ♦
ОО 24^ ОО ОО ОО 11^
♦ ♦ 44^ ♦ ♦ ОО ♦
-2
0
Положительный ответ Рис. 1. Пространственная карта утверждений участников О-сортировки
Как видно из табл. 3, первое место среди атрибутов популярного вида спорта занимает зрелищность (4,44 балла). Как полагают респонденты, для того чтобы стать популярным, вид спорта должен быть интригующим, завораживающим, красивым, интересным, возможно даже экстремальным. На втором месте оказался атрибут «высокие спортивные достижения отечественных спортсменов» (4,06 балла). Сюда могут быть отнесены высокие результаты российских атлетов на соревнованиях международного уровня, мастер-классы со звездами мирового спорта и т.п. Третье место заняла такая характеристика, как финансирование вида спорта, определяющее уровень
инфраструктуры, обеспечение юных и взрослых спортсменов бесплатной экипировкой, возможность бесплатных выездов на соревнования и спортивные сборы, строительство спортивных комплексов и баз для проведения тренировок и соревнований, а также вложение денег в «раскрутку» данного вида спорта и т.п.
Также мы обратили внимание на частоту повторений в утверждениях той или иной характеристики и рассчитали данную величину в процентах (табл. 4).
Наиболее часто встречающимися характеристиками стали зрелищ-ность (20%) и освещаемость вида спорта (трансляции, новости спорта, реклама) в средствах массовой ин-
105
2
0
2
Атрибуты популярного вида спорта
Таблица 3
№ Характеристика Удельный вес (в баллах)
1 Зрелищность вида спорта (интрига, красота, эстетичность, интерес, экстрим) 4,44
2 Высокие спортивные достижения спортсменов 4,06
3 Финансирование вида спорта (богатая инфраструктура) 3,18
4 Освещаемость в СМИ (трансляции, реклама) 2,83
5 Доступность (экономическая, физическая, технико-тактическая, координационная) 2,70
6 Массовость вида спорта 1,08
7 Допинг в спорте 0,72
8 Травмоопасность вида спорта 0,66
9 Соответствие вида спорта климато-географическим условиям страны 0,48
10 Прикладной характер вида спорта 0,.40
11 Традиционность вида спорта в стране 0,40
12 Продолжительность спортивной карьеры 0,12
формации (СМИ) (20%). Второе место занимает финансирование вида спорта (16%), третье место разделили между собой такие характеристики, как доступность (экономическая, физическая, технико-тактическая, координационная) вида спорта (14%)
и высокие достижения отечественных спортсменов (14%).
Таким образом, в тройку лидеров по сумме баллов вошли: зрелищность вида спорта (4,44 балла), высокие достижения наших спортсменов (4,06 балла) и финансирование вида спорта
106
Таблица 4
Характеристики популярного вида спорта по количеству упоминаний в утверждениях
№ п\п Характеристика Количество упоминаний (в %)
1 Зрелищность вида спорта (интрига, красота, эстетичность, интерес, экстрим) 20%
2 Освещаемость в СМИ (трансляции, реклама) 20%
3 Финансирование вида спорта (богатая инфраструктура) 16%
4 Доступность (экономическая, физическая, технико-тактическая, координационная) 14%
5 Высокие достижения наших спортсменов 14%
6 Массовость вида спорта 4%
7 Традиционность вида спорта в стране 4%
8 Травмоопасность вида спорта 2%
9 Соответствие вида спорта климатическим условиям страны 2%
10 Прикладной характер вида спорта 2%
11 Допинг в спорте 2%
12 Продолжительность спортивной карьеры 2%
ф
(3,18 балла) соответственно (табл. 3). Когда как по частоте упоминания той или иной характеристики (табл. 4) первое место разделили зрелищность (20%) и освещаемость вида спорта в СМИ (20%), второе место занял такой критерий, как финансирование вида спорта (16%). Третье место поделили между собой доступность (экономическая, физическая, технико-тактическая, координационная) вида спорта (14%) и высокие достижения российских спортсменов (14%).
Таким образом, данные табл. 3 и 4 свидетельствуют о том, что популярный вид спорта должен обладать следующими характеристиками:
1. Основной и самой главной характеристикой популярного вида спорта является его зрелищность (красота, интрига, эстетичность, интерес, экстрим). Иными словами, вид спорта должен привлекать к себе внимание широких масс.
2. Большое значение имеет такой атрибут, как высокие достижения отечественных спортсменов в этом виде спорта. Это обусловлено тем, что:
- во-первых, большинство болельщиков и любителей в любом виде спорта предпочитают смотреть выступление спортсменов своей страны из чувства патриотизма;
- во-вторых, интерес населения к тому или иному виду спорта чаще всего усиливается после успешных выступлений (первые места на пьедестале почета) нашей сборной на чемпионатах Европы, Мира, и особенно на Олимпийских играх.
3. Безусловным критерием популярности вида спорта является уровень его финансирования (развитие инфраструктуры, вложение денег в «раскрутку» вида спорта).
4. Не менее важным атрибутом популярного вида спорта является его доступность (ценовая, территориальная, технико-тактическая, психофизическая, координационная и др.).
5. По мнению респондентов, одной из важнейших характеристик, определяющих уровень популярности того или иного вида спорта является его освещаемость в СМИ (новости спорта, трансляции и реклама вида спорта). Также важно подчеркнуть тот факт, что все приведенные выше атрибуты в той или иной степени связаны с этой характеристикой:
- как и во времена Древней Греции и Древнего Рима, люди ждут от спорта зрелищности («хлеба и зрелищ!»), причем, чтобы это удовольствие можно было получить не только, на трибунах спортивного комплекса, но и дома, смотря телевизор;
- для популярности вида спорта недостаточно просто рекордов отечественных спортсменов, важно донести информацию о спортивных достижениях до зрителей и болельщиков, используя средства теле- и радиовещания;
- освещаемость вида спорта в СМИ напрямую зависит от его финансирования, поскольку эфирное время, отведенное на рекламу или трансляцию спортивных соревнований, требует немалых денежных средств.
6. Кроме того, «популярный» - это значит привлекательный для широких масс населения [4]. Мы считаем, что когда население будет получать больше информации об организации спортивно-массовой работы по месту жительства, тогда многие спортивные дисциплины приобретут массовость.
Полученные данные позволили нам разработать практические реко-
107
ф
108
мендации для федераций тех видов спорта, которые требуют популяризации в нашей стране. Так, руководству федераций следует:
- искать спонсоров, меценатов, изыскивать деньги на «раскручивание» своего вида спорта в СМИ. В подобную рекламную кампанию следует включить анонсирование и теле- и радиотрансляции соревнований в прайм-тайм;
- вести работу по развитию инфраструктуры (спортивных баз, сооружений, площадок и т.п.) своего вида спорта;
- направлять денежные средства на развитие детского спорта, так как без спортивного резерва не будет смены поколений в спорте высших достижений и, соответственно, продолжения развития спорта в целом;
- организовывать массовые праздничные соревнования, фестивали по виду спорта с участием не только любителей и профессионалов, но и их родных, знакомых и просто болельщиков. Чем больше людей будет привлечено, тем популярнее будет вид спорта.
Что касается формирования мотивации к занятиям непопулярными видами спорта, то это является предметом наших дальнейших научных изысканий.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Степанова О. Н. Методология маркетинговых исследований в физической культуре и спорте: Учебное пособие. - М.: РУДН, 2011. - 255 с.
2. Степанова О. Н. Теория и практика маркетинговых исследований в сфере физической культуры и спорта: Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2011. - 440 с.
3. Степанова О. Н. Маркетология спорта: инструментарий социолога (применение методов математической статистики для решения прикладных маркетинговых задач): Учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2003. - 72 с.
4. Кухтерина А. Н. Сравнительная характеристика понятий «привлекательный» и «популярный» применительно к видам двигательной активности спорта // Материалы II Международной электронной научно-практической конференции. -Одесса, 2011. - С. 301-304. ■