Детский сад и семья-единое образовательное пространство
Василенко Наталья Геннадьевна
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида «Журавушка»
Ключевые слова:
педагогическое сопровождение, педагогического образования родителей, проблемы семейного воспитания
Введение.
В статье рассматриваются различные подходы эффективного воздействия семейного воспитания на дошкольников. Актуальность данной темы позволила определить проблему исследования, которая заключается в противоречии между необходимостью воспитания всесторонне развитой личности ребёнка, соответствующей уровню развития современного общества и низкой педагогической культурой родителей. Главным условием выступает повышение педагогической культуры родителей, а также осуществление педагогического сопровождения семьи и получение высокой результативности в совместной работе специалистов ДОУ (воспитателей, психолога, логопеда) и родителей, где каждый участник занимает активную, заинтересованную позицию. Происходит процесс утверждения личности в значимой для общества деятельности. Участник исследования из субъекта воспитания переходит в субъект социального действия: проходит процесс формирования установок «Я и моя семья», «Я и мой город», «Я - Россиянин».
Консолидируются усилия педагога, воспитанника, родителя, сотрудников социальных институтов города.
Цель исследования: формирование искажённых представлений о смысле человеческой жизни, истинных ценностей у молодого поколения воспитывающих взрослых и, как следствие, трудности в воспитании у подрастающего поколения духовно-нравственных жизненных ориентиров, в том числе патриотизма и гражданственности.
Материалы и методы: данное исследование проходило в течение трёх лет в условиях детского сада с детьми пятого года жизни. Намеченные мною мероприятия отражены в годовом перспективном планировании для детей среднего дошкольного возраста, в годовом плане МБДОУ, в основной общеобразовательной программе МБДОУ.
Совместная деятельность взрослых и детей.
• Экскурсии настоящие (в краеведческий музей, к памятникам, и другим социально значимым объектам города) и воображаемые.
• Викторины
• Путешествия.
• Игры.
• Беседы.
• Выставки.
• Просмотр видеофильмов.
• Рассматривание фотоальбомов, иллюстраций.
• Чтение художественной литературы.
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей средней группы
С педагогами:
• Консультация «Проектный метод в работе педагогов ДОУ»,
• Консультация «Развитие эмоциональной сферы детей как важнейшего компонента творчества».
• Заседание творческой группы.
• Педагогическая викторина: «Знакомство с городом, в котором я живу».
• Открытые занятия.
• Самообразование.
• Обмен опытом.
• Работа в СМИ. С родителями:
• Организация клуба молодой семьи «Школа для родителей»
• Привлечение родителей к организации конкурсов, маршрутов выходного дня (в театр, музей, библиотеку и пр.), семейных прогулок, экскурсий, к участию в детской исследовательской и проектной деятельности.
• Знакомство родителей с достижениями общественного воспитания в детском саду через организацию выставок, родительских собраний, открытых занятий, информационный стенд «Для вас, родители».
• Создание книги «Семейная летопись».
• Беседы «За круглым столом».
• Участие в детской исследовательской и проектной деятельности.
• Организация выставок детского творчества (фотоальбомы, фотогазеты «Мой город-Лянтор», «Река Пим», изобразительная деятельность - рисунки, поделки из природного материала).
• Выставка «Сделаем наш город чище» (совместно с родителями).
Практический опыт работы показал, что данная система работы с детьми дошкольного возраста эффективна. Для выявления уровня практической значимости использования проекта был проведен сравнительный анализ результатов мониторинга на начало и конец учебного года. По представленным результатам мы видим повышение уровня знаний и представлений детей о родном городе, символике, истории народной культуры и традиций, о составе семьи, родственных отношениях и взаимосвязях, распределении семейных обязанностей, семейных традициях; об обществе, его культурных ценностях; о государстве и принадлежности к нему; о мире.
Результаты исследования:
Результатом, т.е. продуктом данной работы является комплекс мероприятий, эффективных методов и приемов, направленных на нравственно-патриотическое воспитание детей среднего дошкольного возраста.
- расширены представления детей об истории, социальной жизни, объектах, о выдающихся людях нашего города, флоре и фауне родного края;
- воспитанники испытывают чувство гордости за свою малую Родину;
- у детей сформирована толерантность по отношению к разным народам Севера;
- повышен уровень исследовательских умений и навыков, выявлены наиболее действенные методы и формы работы с детьми по краеведению,
- обобщен опыт педагогов по нравственно - патриотическому воспитанию дошкольников;
- создана система нравственно - патриотического воспитания детей в МБДОУ, основанная на учете возможностей, потребностей, объединений усилий всех участников педагогического процесса;
- приобретены социальные навыки общения детей с работниками культуры, поведения в общественных местах (музеи, выставочные залы, библиотеки).
- дети и родители активно проявляют свои гражданские чувства в общественном труде, городских акциях, в социальных проектах.
Информация о педагогическом опыте распространилась через
• мастер-класс на курсах повышения квалификации «Современные технологии развития творчества дошкольников», НГГУ, г.Нижневартовск, 2012г.
• на городских и районных семинарах: «Проблема привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу МБДОУ» (ноябрь, 2013), «Нравственно-патриотическое воспитание детей» (январь, 2016),
• на региональном и всероссийском уровне.
• региональном конкурсе методических работ «Интерактивные формы сотрудничества с родителями» (Диплом участника конкурса и свидетельство о публикации, 2015 год)
Список литературы:
1. Гайсина Г.И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности. // Учитель Башкортостана. 2010г. №6
2. Кудрявцев В.Т. О деятельности института дошкольного образования и семейного воспитания.
3. Петренко В.О. Детский сад и семья-единое образовательное пространство.