Вестник МГТУ, том 17, № 4, 2014 г.
стр. 737-739
УДК 1 (091)
А.К. Мишинева
Понятия "равноправие" и "справедливость" как основа общественных отношений в социально-философских воззрениях П.Л. Лаврова
A.K. Mishineva
The notions "equality" and "justice" as the basis of interpersonal and social relations in P.L. Lavrov's social-philosophical views
Аннотация. Рассматриваются три типа общественных отношений в социально-философских воззрениях русского мыслителя второй половины XIX века П.Л. Лаврова: милосердие, самопожертвование и справедливость. Акцентируется внимание на условиях установления справедливых и равноправных отношений в обществе. Делается вывод, что справедливость более всего соответствует общественному идеалу мыслителя.
Abstract. In the paper three types of social relations in social-philosophical views of the Russian thinker of the second half of the nineteenth century P.L. Lavrov: mercy, self-sacrifice and justice have been considered. Special attention has been paid to the conditions of establishing just and equal relations in the society. It has been concluded that justice fits the thinker's social ideal most of all.
Ключевые слова: равноправие, справедливость, достоинство, уважение Key words: equality, justice, dignity, respect
1. Введение
Социально-философские взгляды русского мыслителя второй половины XIX века Петра Лавровича Лаврова привлекают внимание большого количества исследователей и стали предметом изучения в ряде научных статей, монографий, кандидатских и докторских диссертаций. Несмотря на такое пристальное к нему внимание, тем не менее, по мнению Р.А. Арсланова "многие стороны учения Лаврова ... не только не потеряли своей актуальности, но и требуют дальнейшей научной разработки" (Арсланов, 2010). На наш взгляд, более детального рассмотрения требуют понятия "равноправие" и "справедливость" как основа межличностных и общественных отношений в рамках теории общественного прогресса П.Л. Лаврова. Эти понятия сегодня являются довольно актуальными, поскольку в современном российском обществе существует понимание того, что необходимо стремиться к гармоничным общественным отношениям. И примером таких отношений является модель социалистического общественного устройства русского мыслителя, основанная на идеях равноправия и справедливости и, таким образом, "имеющая ярко выраженный этический характер" (Левицкий, 1991). В статье мы рассмотрим, как П.Л. Лавров приходит к убеждению, что такой тип общественных отношений, как равноправие и справедливость, оказывается для него наиболее приемлемым. Исследовательский интерес вызывает негативное отношение мыслителя к таким типам общественных отношений, как милосердие и самопожертвование, которые, казалось бы, не могут иметь негативной окраски.
2. Подход П.Л. Лаврова к вопросу общественных отношений
Свое исследование П.Л. Лавров начинает с анализа различных межличностных отношений. Он рассматривает отношение личности к более слабой личности, к равной личности и к более сильной личности. В отношении к более слабой личности он выделяет такое чувство, как милосердие. Под милосердием понимаются добрые дела, совершаемые более сильной личностью по отношению к более слабой личности. А добром называется "развитие, расширение знания, укрепление характера, возрастание к собственному достоинству" (Лавров, 1965). Мыслитель задается вопросом, будет ли такое милосердное отношение развивать все эти качества в других более слабых личностях. Если да, то, как результат, в таких личностях возрастет уважение к своему собственному достоинству. И, следовательно, по его мнению, когда личности станут уважительно относиться к себе, то подобное милосердие будет для них оскорблением. Таким образом, милосердие не приносит добра тому, к кому оно проявляется: "теория милосердия, как безусловная, неприложима в отношении к людям" (Лавров, 1965). В данном утверждении П.Л. Лавров разделяет взгляды Ф. Ницше, не признававшего в первую очередь жалость и сострадание к себе и принимавшего их как проявление слабости со стороны другой личности. Однако в отношениях с равными людьми, по П.Л. Лаврову, сожаление об оскорблении достоинства человека становится источником нравственности и роста самоуважения. Наряду с милосердием он выделяет и
737
Мишинева А.К. Понятия "равноправие" и "справедливость"...
самопожертвование (по Лаврову "самоотвержение"). Под самоотвержением он понимает жертвование личностью собственных интересов; при этом личность полагает, что ее достоинство не оскорбляется. Целью такого поведения является завоевание милосердия со стороны более сильной личности. Эта личность, ради которой некоторые личности многое приносят в жертву, представляется некоторым идеалом: ее интересы выше, ее достоинство заслуживает большего уважения. По словам философа, "самоунижение, самоотрицание делается добродетелью, долгом, заслугой" (Лавров, 1965). Подобные чувства особенно способны испытывать личности, не очень развитые и имеющие довольно узкое представление о своем достоинстве. Про самопожертвование, также как и в отношении милосердия, можно сказать, что это ложный и неприемлемый для него идеал взаимоотношений между личностями, так как это означает "отрицание собственного достоинства перед чужим" (Лавров, 1965). В самопожертвовании также проявляется отсутствие критического взгляда на личность, ради которой жертвуют, что для мыслителя недопустимо. Он отмечает отсутствие сознательного поведения в самоотверженной личности. Но при этом он не рассматривает вопрос о религиозном самоотвержении. Это можно объяснить его отношением к религии: он не принимает религии из-за принятия идей на веру и отсутствия в ней критической мысли.
Таким образом, милосердие и самопожертвование как типы взаимоотношений между личностями оказываются для мыслителя неприемлемыми. Он безоговорочно выступает за равноправие между личностями, считая подобные отношения залогом приемлемого для всех общественного устройства. Он следует за давно известным правилом: "поступай с другим так, как бы ты желал, чтобы он поступал с тобой, если б вы поменялись местами". Этот принцип может быть соотнесен с кантовским императивом. Однако И. Кант претендует на универсальность субъективной максимы поведения. Лавров же остается в рамках своего субъективного метода, на субъективном уровне, хотя и действующим для человека вообще. Поведение переносится на другого субъекта, с которым другой только меняется местами. Равноправие - это опять же только приемлемый для всех принцип, предполагающий уступки, а не должествование.
Что касается равноправности личностей, то мыслитель говорит о правах "человека вообще" (Лавров, 1965). В.В. Богатов отмечает, что "антропологический принцип [мыслителя] (с его генетической стороны) требует признания равенства всех людей" (Богатов, 1972). В отношениях с другими личностям приходится постоянно идти на компромиссы и делать уступки в разумных пределах. В процессе достижения своего идеала личность стремится смириться с подобным положением, и, таким образом, среди равноправных личностей возникают отношения, основанные на справедливости. Под справедливостью П.Л. Лавров понимает "расширение ... достоинства" личности, при этом личность испытывает внутреннее обогащение. Он отмечает, что понятие справедливости включено во многие философские учения. Но справедливость не является принципом ни в Европе, ни в России того времени. По замечанию мыслителя: "До сих пор оно [взаимное уважение достоинства] не вошло в практику жизни, но давно уже проникает в нравственный идеал, и справедливость составляет нераздельное начало человеческого достоинства, необходимую и единственную прочную связь между людьми". Для многих мыслителей "достоинство отдельного Я делается достоинством человека" (Лавров, 1965).
3. Рассмотрение П.Л. Лавровым понятия "справедливость"
В справедливости П.Л. Лавров выделяет четыре условия: первое касается осознания равноправности другой личности, которое связано с историческим и жизненным опытом личности. Второе условие связано с содержанием человеческого достоинства, которое в свою очередь зависит от умственного развития личности. Третье условие составляет признание права на уважение достоинства личности как с ее стороны, так и со стороны другой личности. Это условие является ключевым в понимании справедливости. Четвертое условие предполагает "решимость требовать от себя и других людей действий, сообразных с этим обоюдным уважением" (Лавров, 1965). И это "зависит от силы нашей воли, от способности всегда удерживать в памяти надлежащую перспективу между тем, что мы вообще сознаем более сообразным с нашим достоинством, и тем, в чем мы видим наслаждение, расширение нашего Я, приращения нашего достоинства в данное мгновение" (Лавров, 1965). Справедливость неотъемлема от человека, это понятие всегда присутствует в его внутреннем мире: "Все одинаково сознают, что должно поступать с каждым сообразно его достоинству" (Лавров, 1965). Однако если справедливость в природе человека, как объяснить, почему невозможно создать такое общество, в котором личности действительно относились бы друг к другу должным образом, т.е. справедливо. Мыслитель видит причину этого в привычках людей, в недостатке умственного развития и знаний, но, главным образом, в недостатке характера и воли. Преодоление же этих препятствий будет способствовать установлению справедливого общества. А.И. Юдин отмечает, что, таким образом, "необходимым условием реализации справедливости является развитие личности" (Юдин, 2004). В
738
Вестник МГТУ, том 17, № 4, 2014 г.
стр. 737-739
отличие от самопожертвования, справедливость предполагает универсальность и общность требований, всепризнания и долженствования. Это уже социальный принцип регулирования межличностных отношений, который формулируется в общих идеалах и законах, которые в свою очередь требуют социальных условий для их реализации.
4. Заключение
В статье мы акцентировали внимание на содержании понятий "равноправие" и "справедливость" как основе межличностных и общественных отношений в рамках теории общественного прогресса русского мыслителя П.Л. Лаврова. Эти понятия разрабатываются им в ходе критического осмысления различных типов личностных взаимоотношений, таких как милосердие, самопожертвование и справедливость. Один из этих типов, а именно, справедливость соответствует его социалистическому общественному идеалу, основанному на идеях равноправия и справедливости. Этот общественный идеал является моделью гармоничного общественного устройства, как его видит русский мыслитель. В этом идеале нет места "персоналистическому мотиву" или идеям милосердия и самопожертвования, его личностный нравственный идеал "работает" на общественный, социалистический идеал, в основе которого лежат идеи взаимного уважения, личного достоинства, справедливых и равноправных общественных отношений.
Литература
Арсланов Р.А. Петр Лаврович Лавров. Избранные труды. Вступ. ст. и коммен. М., Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 616 c., 2010.
Богатов В.В. Философия П.Л. Лаврова. M., Изд-во Моск. унив-та, 316 c., 1972.
Лавров П.Л. Философия и социология. Избранные произведения в 2 т. Т. 1. Очерки вопросов практической философии. М., Мысль, 752 c., 1965.
Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. Т. 1. М., Канон, 494 c., 1991.
Юдин А.И. Проблема исторического будущего России. Социальные идеи П.Л. Лаврова и Н.К. Михайловского.
Тамбов, Изд-во ТГУ им. Г.Р. Державина, 372 c., 2004.
References
Arslanov R.A. Petr Lavrovich Lavrov. Izbrannye trudy [Petr Lavrovich Lavrov. Selected works]. Vstup. st. i kommen. M., Rossiyskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN), 616 p., 2010.
Bogatov V.V. Filosofiya P.L. Lavrova [Philosophy of P.L. Lavrov]. M., Izd-vo Mosk. univ-ta, 316 p., 1972. Lavrov P.L. Filosofiya i sotsiologiya [Philosophy and sociology]. Izbrannye proizvedeniya v 2 t. T. 1. Ocherki voprosov prakticheskoy filosofii. M., Mysl, 752 p., 1965.
Levitskiy S.A. Ocherki po istorii russkoy filosofii [Studies on history of Russian philosophy]. T. 1. M., Kanon, 494 p., 1991.
Yudin A.I. Problema istoricheskogo budushchego Rossii [Problems of historical future of Russia]. Sotsialnye idei P.L. Lavrova i N.K. Mikhaylovskogo. Tambov, Izd-vo TGU im. G.R. Derzhavina, 372 p., 2004.
Информация об авторе
Мишинева Анастасия Константиновна - кафедра иностранных языков МГТУ, стар. преподаватель, e-mail: nasm2008@rambler.ru
Mishineva A.K. - Department of Foreign Languages MSTU, Senior Lecturer, e-mail: nasm2008@rambler.ru
739