УДК 101.1:316
СОЦИАЛЬНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЕ ИДЕИ П.Л. ЛАВРОВА
А.Н. Степанов
Объектом изучения статьи является проблема прогрессивного развития и эстетизации общественных отношений дореформенной (1861 г.) России, отражённых в литературных, социальных, политических работах русского революционного народника П.Л. Лаврова. Предметом исследования являются его литературные, социально-экономические и общественно-политические воззрения, анализируемые с эстетических позиций. В статье поднята актуальная социально-философская проблема развития, преобразования, эстетизации, совершенствования, гуманизации и гармонизации социальных отношений. Ключевые слова: эстетические социальные отношения, гармонизация социальных отношений, совершенствование социально-политических отношений.
Social-Aesthetic Ideas of P.L. Lavrov
A.N. Stepanov
Object of study this article is the problem of progressive development and aesthetizations social relations of Russia before reform (1861), reflected in literary, social, political works political attitudes of P.L. Lavrov. An object of research are his literary, social, economic, political views analyzed from aesthetic positions. In article is the actual socio-philosophy problem of development, transformation, perfection, humanisation and harmonisation social relations. Key words: aesthetics of social relations, harmonisation of social relations, perfection of social and political relations.
Идеолог русского пореформенного революционного народничества Пётр Лаврович Лавров (1823-1900) - русский философ, социолог, публицист, ученый-антрополог, пропагандист и участник демократического движения 60-х гг. XIX в. в России. Лавров как социальный философ сформировался накануне крестьянской реформы 1861 г. под влиянием отечественной революционно-демократической социальной философии и идей немецкой классической философии. В идеях отечественной и западно-европейской социальной философии он обрёл общественно-историческую цель прогрессивных преобразований условий общественного бытия, которые расценивались им как эстетические.
Свою систему философско-материалис-тических социальных воззрений мыслитель называл «реализмом». Она включает в себя учение о бытии природы, «антропологизм» -учение о человеке и обществе и «позити-
визм» - соответствие науки социальным реалиям и жизни человека. В содержании его философских воззрений стоит отметить некоторые положительные черты позитивизма - стремление основываться на естествознании, хотя он был категорическим противником нефилософского мышления, догматизма и спекулятивизма. Кроме того, он выдвинул ряд диалектических положений. Перерабатывая космологические и эстетические теории прошлого, он разрабатывал историко-материалистическую концепцию эстетики, которая состоит в признании объективности и красоты существования материального мира, его вечности, несотворимости, неуничто-жимости. Он подчеркивал, что «эволюция вещества» привела к появлению и развитию жизни, человека и сознания1.
В работе «Лаокоон, или О границах живописи и поэзии» философ создал эстетическую концепцию, раскрывавшую связь общественной жизни с художественно-творческой деятельностью. Он истолковывал эстетическую суть искусства, отражающую жизнь, как триединое начало красоты. «Стройность, пафос, идеал - эти три начала <.. .> составляют весьма важный элемент бытия человека <...> правильная оценка этого элемента может уяснить многие стороны исторической жизни обществ или указать на возможные решения вопросов будущего»2.
Как социолог Лавров признавал огромное социальное значение материалистического учения Маркса об общественном бытии. Движущими мотивами социального прогресса, по его мнению, являются три группы индивидуально-общественных потребностей. Основные - зоологические и социологические (в питании, безопасности, нервного возбуждения), временные - формы государства, собственности, права, религии и потребности развития и совершенствования индивидуального и общественного бы-
© АЛ Степанов, 2010
тия - историческая жизнь, социально-экономические (производственно-трудовые, хозяйственные, финансово-коммерческие) и духовно-политические.
Эстетической целью общественного развития является укрепление социальной солидарности, которую можно осуществить на основе научного постижения сути человека, его мышления и гармонизации интересов. Люди стремятся к семейной, групповой, ро-доплеменной (коллективной, этно-нацио-нальной, классовой) солидарности. Поэтому улучшая материальные условия жизни, они одновременно совершенствуют общественные отношения и формы общественного бытия. Проблема улучшения условий жизни особенно актуальна для простых тружеников, следовательно общее стремление народа к благосостоянию является важнейшим инструментом развития и совершенствования содержания общественного бытия. В работе «Исторические письма» (1868-1869) Лавров утверждает, что «мысль реальна лишь в личности», поэтому главной движущей силой общественно-исторического развития являются яркие личности передовой русской интеллигенции, критически переосмыслившие содержание существующих социальных отношений. И основная социально-эстетическая задача заключается в подготовке общественного сознания к необходимости проведения прогрессивных социальных преобразований в интересах простого народа.
Из-за специфики социально-исторического и духовно-политического развития России - наличия крестьянской общины, патриархального сельскохозяйственного уклада жизни, необразованности части населения (крестьянства), архаичных христианско-языческих нравов и господства абсолютной монархии - Лавров сначала сомневался в актуальности для России марксистской концепции по преобразованию общественного бытия. Но затем он приветствовал появление социал-демократического движения и призывал все революционные движения России к солидарному объединению против абсолютной монархии, остатков крепостничества и развивавшегося капитализма. Эстетический прообраз будущего российского общественного и государственного устройства
Лавров видел в Парижской Коммуне и в общественной деятельности коммунаров в интересах простого трудового народа. Лавров был сторонником ведения просветительско-пропагандистской работы и социалистических преобразований в жизни общества.
По его мнению, формирование эстетического содержания общественного бытия надо начинать с выработки «рациональной формулы» социального прогресса. В основе такой формулы должно находиться нравственное развитие и совершенствование сознания, взаимосвязанное с трудовой деятельностью человека и с формированием справедливых и базирующихся на культуре взаимоотношений людей. В «Исторических письмах» Лавров предложил антропологическую формулу духовного и социально-правового прогресса общества: «Развитие личности в физическом, умственном и нравственном отношении: воплощение в общественных формах истины и справедливости»3.
Рассматривая онтологию общественных отношений, философ полагал, что каждый человек стремится быть полезным для общества. Социальное развитие осуществляется на основе совпадения множества субъективных устремлений, направленных на извлечение, прежде всего, материальной полезности. Эти устремления обеспечивают право выбора соответствующего типа социального устройства и производных форм общественных отношений, которые должны быть наполнены гуманистическим содержанием. Поэтому Лавров пристально анализировал тезис о критически мыслящих личностях и их роли в деле преобразования существовавших общественных институтов. В фундаментальной работе «Социальная революция и задачи нравственности» (1884) Лавров подчёркивал, что «для разрушения политического препятствия» - монархии и самодержавия — единственно надежным средством является «сила организованной партии революционеров», способных повести за собой крестьянские массы.
Ярких личностей передовой русской интеллигенции, критически переосмысливших суть социальных отношений, народник считал двигателем общественного прогресса. В творчестве критически мыслящих личностей
господствуют просветительские, демократические, гуманистические, эстетические идеи, закономерно способствующие разрешению главных социальных проблем. Представители «натуральной школы» все ближе подходили к объективному осмыслению реалий повседневной жизни и к конструктивным методам разрешения общественных проблем.
Для формирования эстетического содержания общественного бытия философ считал необходимым выработку нового социального мировоззрения, основу которого должны составлять принципы демократии, правды, справедливости, нравственности. Лавров подчёркивал, что в русской социальной философии развито стремление мыслителей к правдивому отражению содержания общественной жизни - социально-политических, экономических и правовых условий жизни. «Наша натуралистическая школа <...> развила в русской интеллигенции влечение к правде <...> Белинский внес <...> влечение к общественной практике <...> "Современник" — требование правды в мысли при помощи понимания мира с точки зрения антропологического материализма, требование правды в жизни с точки зрения политики, опирающейся на социалистическое понимание экономических вопросов, на практическое служение прогрессивной идее, на живое отношение к действительности» .
Наиболее общим и существенным признаком эстетического содержания общественной жизни, по мнению мыслителя, является способность человека ощущать духовную радость и наслаждение от творчества. Эстетическое содержание социального бытия он связывал с эстетическим вкусом, детерминированным конкретным содержанием бытия человека и общества. Следовательно, содержание общественных отношений можно постигать благодаря разнообразным эстетическим чувствам - ощущениям, восприятиям и представлениям. Суть эстетического содержания жизни также проявляется в способности человека получать наслаждение от ощущений, вызванных игрой красок, звуков, форм, и творческой деятельности. В силу этого общественная жизнь зависит от уровня развитости эстетических ощущений, эстетических восприятий, эстетического мышления
каждого человека. Он признавал объективность красоты социального бытия. Его философские позиции по истолкованию категорий прекрасного, совершенного, трагического, комического в содержании социальных отношений отличались самобытностью.
Актуальность социально-философских и эстетических воззрений Лаврова возрастает в период социальных преобразований в России. Порядок общественной жизни рассматривается как стройность социального бытия, как объективное и гармоничное начало его красоты. Эстетическое начало стройности социального бытия Лавров рассматривал как содержание существующих отношений между индивидами, группами, коллективами. Он считал, что поскольку существует математическая формула стройности музыки и из какофонии звуков рождается гармония, следовательно будет найдена и всеобщая математическая формула стройности общественного бытия. Что касается идеала социального бытия, то он относил его к субъективному началу, зависящему от разнообразных интересов, желаний, претензий, мотиваций людей. По его мнению, прекрасное содержание социальных реалий есть противоречивое единство объективного и субъективного эстетического начала.
Эстетическое чувство стройности и гармонии обязательно приносит наслаждение творческому человеку - естествоиспытателю, литератору, философу, поскольку они в разнообразных социальных явлениях общественного бытия и в фактах частной жизни обнаруживают устойчиво повторяющиеся социально-исторические причинно-следственные отношения - эстетические законы и закономерности. «Уже одно представление, что все составляет единое гармоническое целое, увлекательно для человека, и всякая искусная попытка действительно построить все сущее в гармоническое целое не может не действовать приятно <...> Во всех этих случаях человека поражает стройность, он ищет <...> стройности, он наслаждается
5
ею» .
Мыслитель отождествлял красоту и гармонию содержания социальных отношений. Он считал, что если формы гармонируют, гармоничны и их содержания. Сущност-
ным содержанием гармонии является «пропорциональность», «сбалансированность», «равновесие», «устойчивость» социальных отношений, базирующихся на основе демократии, правового равенства и научно-технического прогресса. Иначе говоря, совокупная гармония отношений между людьми есть гармония всех сфер общественной жизни. Оттого, каковы отношения между людьми -такова и жизнь общества. Но эстетическое чувство человека не всегда связано только с гармонией, но и с истиной общественного бытия.
Гармонию социальных отношений, по мнению философа, можно наблюдать при выяснении психо-социальной роли другого эстетического начала - пафоса, который понимается как эстетическое переживание, возвышенное настроение создателя или ценителя «стройных» объектов (предметов, фактов, социальных явлений, исторических событий). Лавров считал общественно значимыми, а по содержанию эстетическими те художественные и философские произведения, в которых ощущался неподдельный пафос душевных порывов, вызывавших чувство воодушевления и ощущение духовного и нравственного возвышения человека. Произведения, в которых обнаруживались формальные условия стройности, но не ощущался воодушевленный пафос, он считал безличными, холодными, безжизненными, поскольку в них не было эмоциональной экспрессии, отражавшей динамику жизни человека и общества. Поэтому такие произведения в большей степени, по его мнению, являются разновидностью не художественной, а научной мысли, а сила эстетического содержания проявляется в чувствах, настроении, устремлениях творца. Он рассматривал стройность, пафос и идеал как всеобщие эстетические начала. «Начало пафоса есть жизненное начало искусства, от которого зависит его увлекательная сила, его обаяние. В нем отражается личность художника, и оно действует на лич-~ 6
ность ценителей» .
П.А. Лавров расходился с Чернышевским в интерпретации содержания категории прекрасного в жизни. В статье «Иностранная литература» (1862) патетическую силу искусства он связывает с нравственным содер-
жанием человека, которое благотворно воздействует на мировоззрение, идеи, действия и поступки, способствуя формированию и развитию эстетического чувства, мышления и бытия человека. Хорошо развитые эстетические чувства и эстетическое мышление человека способствуют созиданию эстетического содержания общественного бытия. В то же время содержание социальных отношений устойчиво воздействует на человека, коллектив, общество.
Большое внимание мыслитель уделяет эстетическому идеалу и стройному порядку общественной жизни. Сутью первого является соизмеримость степени совершенства духовности личности и созданных человеком и коллективом форм и условий общественной жизни, морали поступков людей и нравственного начала творческой деятельности. Он различает два типа и несколько функций идеала общественного бытия: жизненный тип идеала с общественной, политической, гражданской, правовой функциями и эстетический - с нравственной, религиозной, этической и художественной. В процессе формирования эстетического содержания общественного бытия каждый тип и каждая функция имеют свое специфическое социальное предназначение. Например, художник «в своих произведениях отражает определенный нравственный, политический, религиозный идеал» .
Глубина эстетического содержания творческой деятельности, по мнению Лаврова, заключается в идейной силе решаемой социальной проблемы. Он отмечал, что только те произведения общественно значимы, в которых реальность социальных картин и образов воспринимается прекрасно-притягательной, поскольку они вызывают общественное сочувствие и симпатию. «Но мир истории, противоречащий нашему пониманию прошлого, мир <...> идеалистических колоссов и совершенств, или сатирических пигмеев и уродливостей, которые для нас не колоссы и не совершенства <...> для нас совсем невыносим. Красота формы здесь большею частью бессильна доставить нам наслаждение: напротив, она возмущает нас своим диссонансом с правдою»8.
Идеал прекрасного содержания общественного бытия он рассматривал как антропологический, потому что человек является вершиной развития природы и представляет собой идеал совершенных возможностей среди всего живого на земле. Человек обладает логическим и абстрактным мышлением, рассудком и разумом, способностями к творческой, трудовой деятельности и постижению красоты, гармонии совершенства природы и общества.
Эстетическая оценка человеком социальных отношений представляет собою осознанное сравнение исследуемого объекта с идеалом красоты общественного бытия. Поэтому все, что имеет эстетическую аналогию с человеком, его жизнедеятельностью и произведёнными им объектами духовно-материальной культуры, может быть признано прекрасным. Для определения содержания духовной красоты общественных отношений необходимы критерии культурологического, нравственно-этического и эстетического порядка, поэтому нравственно одухотворённый и эстетически совершенный человек является мерилом красоты физического мира, духовных, социальных, политических, экономических, производственных, этических, правовых и творчески-трудовых отношений. Эстетическое содержание общественной жизни заключается в социально-правовой защите достоинства личности, в патриотической са-
моотверженности, гражданской справедливости, нравственной чести и духовном милосердии. Источник эстетически справедливых общественных отношений — развитие и совершенствование общественных условий жизни, формирующих «понятия о справедливости из естественного стремления к на-
9
слаждению .
Формирование эстетического содержания общественного бытия, по мнению Лаврова, «может быть совершено лишь самим народом». «На первое место мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена <.. .> с целью народного блага <.. .> для народа <.. .> и посредством народа»10. Лавров по праву считается основоположником теории и практики революционного народничества.
Примечания
1 Лавров П.Л. Философия и социология / П.Л. Лавров // Избр. произв.: в 2 т. М., 1965. Т.2. С.635.
2 Лавров П.Л. Этюды о западной литературе / П.Л. Лавров. Пг., 1923. С.8.
3 Лавров П.Л. Философия и социология. С.54.
4 Там же. С.669—670.
5 Лавров П.Л. Этюды о западной литературе. С.47—48.
6 Там же. С.45.
7 Там же. С.52.
8 Там же. С.188.
9 Лавров П.Л. Философия и социология. С.460.
10 Там же. С.483.