Литература
1. Олейник А.Г., Попков Ю.С., Путилов В.А., Шишаев М.Г. Информационные технологии поддержки инноваций. - М.: Эдиториал УРСС, 2010. - 503 с.
2. Маслобоев А.В., Путилов В.А., Шишаев М.Г. Концептуальная модель агентно-ориентированной виртуальной бизнес-среды развития инноваций // Информационные технологии в региональном развитии: Сб. науч. тр. ИИММ КНЦ РАН. - Апатиты: КНЦ РАН, 2007. - Вып. VII. - С. 15-27.
3. Рыбина Г.В., Паронджанов С.С. Моделирование процессов взаимодействия интеллектуальных агентов в многоагентных системах // Искусственный интеллект и принятие решений. - М.: «КомКнига» УРСС, 2009. - Вып. 3. - С. 3-15.
4. Шалыто А.А., Наумов Л.А. Методы объектно-ориентированной реализации реактивных агентов на основе конечных автоматов // Искусственный интеллект. - 2004. - № 4. - С. 756-762.
5. Тарасов В.Б. От многоагентных систем к интеллектуальным организациям: философия, психология, информатика. - М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 352 с.
6. Morozov A.A., Obukhov Yu.V. An Approach to Logic Programming of Intelligent Agents for Searching and Recognizing Information on the Internet // Pattern Recognition and Image Analysis. - 2001. - Vol. 11. - № 3. - Р. 570-582.
7. Мальцев А.И. Алгебраические системы. - М.: Наука, 1970. - 392 с.
8. Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Рефлексивные игры. - М.: СИНТЕГ, 2003. - 160 с.
Маслобоев Андрей - Учреждение Российской Академии наук Институт информатики и матема-Владимирович тического моделирования технологических процессов, Кольский научный
центр РАН, кандидат технических наук, доцент, докторант, [email protected]
УДК 338.242.2
ПОНЯТИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПОТЕНЦИАЛА И КАПИТАЛА КОМПАНИИ, ИХ СОСТАВЛЯЮЩИЕ И МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ
Р.Е. Мансуров
В работе представлены результаты исследований экономической сущности таких понятий, как «интеллектуальный потенциал» и «интеллектуальный капитал». Данные категории рассматриваются как основа для формирования инновационных компаний с целью повышения экономической эффективности и конкурентоспособности отечественных предприятий.
Ключевые слова: интеллектуальный потенциал, интеллектуальный капитал, конкурентоспособность компании.
Введение
На современном этапе развития мировая экономика находится в состоянии постоянных ускоряющихся трансформаций. Ключевым фактором, определяющим данные изменения, является стремительное накопление и использование новых знаний. В целом это и обусловливает радикальное изменение условий внешней среды для предприятий, организаций и ставит их перед необходимостью непрерывных изменений в системе управления, продаж, технологии и организации производства. При этом требуется поиск новых, инновационных путей развития.
В этих условиях уже многие мировые лидеры следуют новому принципу менеджмента: «Устойчивость через развитие», что является основой деятельности новых форм
- инновационных предприятий, в основе которых лежит непрерывная реализация инноваций во всех сферах их деятельности [1].
Одной из качественных отличительных черт инновационного предприятия, как считает ряд авторов, является превышение рыночной капитализацией компании бухгалтерской стоимости основных фондов, материальных и финансовых средств. При этом считается, что превышение рыночной стоимости над бухгалтерской стоимостью формируется за счет недооцененного интеллектуального капитала предприятия. Немного не соглашаясь с данным подходом, отметим, что на рыночную капитализацию компании влияет еще ряд весомых факторов, которые не имеют отношения к интеллектуальному капиталу (например, условия внешней среды, информированность рынка о деятельности компании и т.д.). Тем не менее, считаем, что основой формирования инновационных предприятий являются наличие и укрепление ими интеллектуального капитала, в основе которого, в свою очередь, лежит интеллектуальный потенциал предприятия. При этом стратегия развития инновационных предприятий в основном формируется на основе менеджмента знаний, который понимается как стратегия управления компанией, ориентированная на развитие и максимальное использование своего интеллектуального потенциала [1].
Таким образом, в сложившихся современных условиях отечественным товаропроизводителям в целях выживания и дальнейшего устойчивого развития необходимо отойти от старых практик хозяйствования и взять курс на инновационное развитие, которое должно осуществляться через развитие и укрепление внутреннего интеллектуального потенциала компании. Стоит отметить, что данное инновационное развитие должно проходить не только в таких традиционных сферах, как техника и технология, но и в маркетинге, продажах, снабжении, логистике, системах управления компанией, персоналом и т.д. Роль управления персоналом в данном вопросе вообще сложно преувеличить, ведь основным генератором и носителем инноваций является человек - сотрудник компании.
Понятия «интеллектуальный капитал» и «интеллектуальный потенциал» являются относительно новыми для отечественной экономической науки и практики хозяйствования, анализ ряда литературных источников [2-8] говорит об отсутствии у авторов единого мнения. Поэтому необходимо уточнение данного понятия с позиций его экономического содержания.
Основные результаты
В целом понятие «потенциал» (от латинского р^епйа - сила) понимается как «источники, возможности, средства, запасы, которые могут быть использованы для решения каких-либо задач, достижения определённых целей» [9]. Проведенный анализ существующих определений «интеллектуального капитала» (ИК) и «интеллектуального потенциала» (ИП) показал, с точки зрения автора, ряд недостатков. А именно, существующие определения:
1. не учитывают влияние ИП и ИК на экономическую эффективность и конкурентоспособность предприятия;
2. не показывают взаимосвязь ИП и ИК;
3. не рассматривают ИК как основу инновационного развития компании;
4. в ряде случаев [4] рассматривают ИК только нематериальные активы компании;
5. рассматривают в качестве носителей ИК только сотрудников компании, не учитывая интеллектуальную собственность компании, инфраструктурный потенциал и «корпоративную память».
Таким образом, на основе проведенного анализа предлагаются следующие определения.
Интеллектуальный потенциал компании - это внутренние и внешние возможности компании, состоящие из человеческого потенциала компании, инфраструктурного потенциала компании, «корпоративной памяти компании», работ по НИОКР, инновационных проектов на стадии разработки и внедрения. Все это обеспечивает формирование интеллектуального капитала компании.
Интеллектуальный капитал - это совокупность интеллектуального потенциала компании и интеллектуальной собственности компании, выраженная в денежной форме, которая обеспечивает инновационность развития компании с целью достижения экономической эффективности и усиления конкурентных преимуществ компании на рынке.
С учетом рассмотренных положений предлагается видение формирования инновационной компании за счет развития интеллектуального потенциала, представленное на рис. 1. Таким образом, предлагается рассматривать интеллектуальный капитал компании следующим образом:
1. как один из основных факторов производства, наравне с физическим (производственным) капиталом, финансовым капиталом, природным капиталом и человеческим капиталом. На взаимодействии и различие ЧКК и ИКК следует остановиться подробнее. Предлагается понимать, что ЧКК предусматривает физическое наличие трудового ресурса и его физическую деятельность. ИКК, состоящий из ИПК, кроме всего прочего, аккумулирует в себе умственную деятельность, потенциальные интеллектуальные способности сотрудников, практический опыт связи и много другое (см. рис. 1). Тесная взаимосвязь между этими двумя категориями показана на рис. 1 пунктирной линией;
2. как совокупность ИСК ( то, что уже материализовано, разработано и уже приносит компании пользу, например в виде прибыли) и ИПК (то, что еще находится на стадии разработки или может быть потенциально использовано).
Переходя к рассмотрению методики оценки ИК, также стоит отметить отсутствие единого мнения у ученых по этому поводу и определенную сложность оценки составляющих интеллектуального капитала. Самым адекватным, на первый взгляд, представляется подход, основанный на сравнении рыночной капитализации компании с ее бухгалтерской стоимостью. Однако, как уже было сказано, принципиальным его недостатком является то, что он не учитывает влияние на рыночную капитализацию, кроме интеллектуального капитала, еще ряда весомых факторов, которые к нему не имеют отношение.
Таким образом, в настоящее время необходима разработка более точного механизма оценки интеллектуального капитала компании. В развитие ранее изложенных положений рассмотрим подход для оценки ИПК и ИКК, предусматривающий суммирование составляющих интеллектуального капитала.
ИКК=ИПК + ИСК,
где ИКК - интеллектуальный капитал компании, руб.; ИПК - интеллектуальный потенциал компании, руб.; ИСК - интеллектуальная собственной компании, руб.
ИПК=ЧПК+ИнПК+КПК+НИОКР+ВИП, где ЧПК - человеческий потенциал компании, руб.; ИнПК - инфраструктурный потенциал компании, руб.; КПК - «корпоративная память компании», руб; НИОКР - реализуемые и планируемые научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, руб.; ВИП - внедряемые инновационные проекты, руб.
При этом основную сложность в определении стоимости составляют три слагаемых - ЧПК, ИнПК и КПК. Стоимость остальных составляющих (ИСК, НИОКР, ВИП), как правило, компании хорошо известна. При определенных допущениях возможен следующий подход к определению этих составляющих.
Финансовый капитал компании (ФКК)
Физический (производственный) капитал компании (ПКК)
Природный капитал компании (ПрКК)
Инновационная компания (ИК)
I
Интеллектуальный капитал компании (ИКК)
Человеческий капитал компании (ЧКК)
Человеческий потенциал компании (ЧПК)
- Знания (уровень образования);
- Профессиональные навыки;
- Практический опыт работы в т.ч. и др. отраслях;
- Патенты, принадлежащие сотрудникам;
- Личные разработки и исследования сотрудников;
- Личные и родственные связи сотрудников;
- Личные
профессиональные и
психологические
качества;
- Потенциальные способности сотрудников;
- Лояльность сотрудника и приверженность компании;
- Самомотивация;
- Самоорганизация обучения.
Интеллектуальный потенциал компании (ИПК)
Инфраструктурный потенциал компании (ИнПК)
- корпоративная культура и философия управления, направленная на развитие ИПК;
- эффективная система внутренних коммуникаций в компании;
- эффективные управленческие процессы;
- эффективные производственные, технологические и логистические процессы;
- эффективные ЫК-системы (в т.ч. обучения персонала, мотивации, развития, удержания и т.д);
- современные информационные технологии;
- налаженные контакты и связи (в т.ч. с инвесторами, рекламными агентствами, поставщиками и т.д).
«Корпоративная память компании» (КПК)
- библиотека;
- базы данных;
- база знаний о том, кто что умеет;
- разработки признанные неперспективными;
- публикации сотрудников;
- опыт реализации инновационных проектов;
Реализуемые и планируемые работы по НИОКР
Интеллектуальная
собственность компании (ИСК)
- Патенты;
- Лицензии;
- Авторские права;
- Товарные знаки;
- Бренды;
- Секреты и технологии (производственные, продаж и т.д.);
- Ноу-хау;
- Знак обслуживания;
- Корпоративное имя;
- Репутация компании;
- Благоприятные лицензионные и другие соглашения;
- Портфель заказов и клиентская база.
Внедряемые инновационные проекты еще не ставшие НМА или МА компании
Рис.1. Формирование инновационной компании за счет развития интеллектуального
потенциала
ЧПК Сп+Сhr+Cпат+Сраз,
где Сп - стоимость подбора и адаптации персонала на рабочем месте, в том числе и оплата труда сотрудников службы управления персоналом, которые занимаются данной деятельностью; Сьг - стоимость организации и обслуживания всех прочих систем управления персоналом в компании (систем материальной и нематериальной мотивации, удержания, развития, лояльности, обучения и т. д.), в том числе затраты на оплату труда сотрудников службы управления персоналом; Спат - стоимость патентов, принадлежащих сотрудникам (при этом предлагается учитывать и те патенты, которые не имеют непосредственного отношения к деятельности компании в настоящем, однако могут быть очень полезны в будущем); Сраз - стоимость разработок, принадлежащих сотрудникам. Так же, как и в предыдущем случае, предлагается учитывать все разработки сотрудников.
ИнПК=С ти+Ссу+Сук+ Снс, где Сти - стоимость внедрения и поддержания современных информационных технологий, в том числе оплата труда сотрудников, осуществляющих данную деятельность; Ссу - стоимость внедрения, отладки и поддержания современных технологических, производственных и логистических процессов, в том числе оплата труда сотрудников, осуществляющих данную деятельность; Сук - стоимость внедрения и поддержания адекватных систем коммуникации, корпоративной культуры и философии управления, в том числе оплата труда сотрудников, осуществляющих данную деятельность; Снс -стоимость налаживания внешних контактов (с рекламными агентствами, поставщиками, инвесторами и т.д.), в том числе оплата труда работников, занимающихся данной деятельностью, за потраченное на эту деятельность рабочее время.
КПК=Сб+Сдз+Снр,
где Сб - стоимость создания и содержания библиотеки, в том числе оплата труда сотрудников библиотеки; Сдз - стоимость создания и содержания баз данных и знаний, в том числе затраты на обслуживающий персонал; Снр - стоимость разработок, признанных неперспективными (имеется в виду возможность возврата к данным разработкам в будущем при изменении каких-либо внешних условий).
Заключение
Предлагаемый подход предусматривает определенные упрощения (например, в итоге не все составляющие могут быть оценены в денежной форме), допущения, условности и соответственно не лишен недостатков. Однако он дает почву для размышления над путями формирования и развития инновационных компаний, обозначает развитие интеллектуального потенциала компании как основное направление, на которое необходимо обратить внимание научному миру и бизнес-сообществу, чтобы вывести национальный реальный сектор экономики из кризиса на путь устойчивого развития.
Литература
1. Перерва О.Л. Разработка теоретических основ и методологии управления эффективностью инновационной деятельности промышленного предприятия. Автореферат дис. ... докт. экон. Наук. - М., 2006.
2. Интеллектуальный капитал - стратегический потенциал организации: Учебное пособие / Под ред. д.э.н. проф. Гапоненко А. Л., д.э.н. Орловой Т.М. - М.: Социальные отношения, 2003.
3. Глухов В.В., Коробко С.Б., Маринина Т.В. Экономика знаний. - СПб: Питер, 2003.
О.А. Цуканова, А.В. Варзунов
4. Брукинг Э. Интеллектуальный капитал: ключ к успеху в новом тысячелетии - Пер. с англ. / Ред. Л.Н. Ковачин. - СПб: Питер, 2001.
5. Иванюк И. А. Воспроизводство интеллектуального капитала в современных маркетинг-системах [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://publish.cis2000.ru, своб.
6. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. - М.: Academia-Наука, 1998.
7. Леонтьев Б.Б. Цена интеллекта. Интеллектуальный капитал в российском бизнесе. -М.: Акционер, 2002.
8. Эскиндаров М. А. Развитие корпоративных отношении в современной российской экономике. - М.: Республика, 1999.
9. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. - Сов. энциклопедия, 1991. Т. 2. - 1991.
Мансуров Руслан Евгеньевич - Институт экономики управления и права (ИЭУП) (г. Казань), канд.
экон. наук, доцент, зам. директора, [email protected]
УДК 338.4
КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ПРОЦЕССОМ
ПОВЫШЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕКЛАМНО-ИЗДАТЕЛЬСКОГО КОМПЛЕКСА
МЕГАПОЛИСА О.А. Цуканова, А.В. Варзунов
Для эффективного управления и разработки стратегического плана развития продуцентов услуг необходимо использование специальных концепций. В статье предпринята попытка определить концептуальные положения управления процессом повышения экономической результативности деятельности предприятия, принципы управления продуцентами сферы услуг. Также в статье рассматривается концепция CRM, основные положения которой целесообразно учитывать при разработке стратегического плана развития современного рекламно-издательского комплекса мегаполиса. Ключевые слова: концепция CRM, маркетинг взаимодействия, системный подход, услуги.
Введение
Несмотря на важность сферы услуг, их теоретическая концепция в России не получила развития и распространения. Такое положение можно объяснить тем, что в советский период предпочтение отдавалось прежде всего материальному производству, а услуги как таковые практически не рассматривались. На Западе ученые-экономисты стали обращать внимание на сферу услуг в середине 60-х годов. Сфера услуг характеризуется большой широтой и разнообразием, но при этом имеются общие закономерности, характерные для услуг в целом [1]. Таким образом, для эффективного управления и разработки стратегического плана развития продуцентов услуг на долгосрочную перспективу необходимо использование специальных концепций. При этом многие концептуальные положения, применимые к товарам, могут быть использованы и в сфере услуг. Таким образом, цель данной статьи - определить концептуальные положения управления процессом повышения экономической результативности деятельности рекламно-издательского комплекса мегаполиса.
Основные концепции и принципы управления продуцентами сферы услуг
Концептуальные положения управления процессом повышения экономической результативности деятельности предприятия представляют собой совокупность основ-