Научная статья на тему 'ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА'

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
682
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
концепция электронного правительства / электронное правительство / информационно-коммуникационные технологии / информационные технологии. / e-government concept / e-government / information and communication technologies / information technologies.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Шагилова, Гулхатиша Коптлеуовна

Статья посвящена вопросам, связанным с развитием понятия «e-Government» («электронное правительство») и концепции электронного правительства как нового подхода к государственному управлению. В работе проанализированы определения понятия «e-Government», представленные в зарубежной и отечественной литературе. Также рассмотрены нынешнее состояние и перспективы развития электронного правительства в Республике Узбекистан. SWОT-анализ особенностей развития электронного правительства в Узбекистане

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONCEPT, OBJECTIVES AND GLOBAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC GOVERNMENT

The article is devoted to issues related to the development of the concept of "e-Government" ("electronic government") and the concept of electronic government as a new approach to public administration. The paper analyzes the definitions of the concept of "e-Government", presented in foreign and domestic literature. The current state and prospects for the development of e-government in the Republic of Uzbekistan are also considered. SWOT-analysis of the features of the development of e-government in Uzbekistan.

Текст научной работы на тему «ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА»

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

ПОНЯТИЕ, ЦЕЛИ И ГЛОБАЛЬНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ПРАВИТЕЛЬСТВА

Шагилова Гулхатиша Коптлеуовна

Докторант Каракалпакского государственного университета

имени Бердака

АННОТАЦИЯ

Статья посвящена вопросам, связанным с развитием понятия «e-Government» («электронное правительство») и концепции электронного правительства как нового подхода к государственному управлению. В работе проанализированы определения понятия «e-Government», представленные в зарубежной и отечественной литературе. Также рассмотрены нынешнее состояние и перспективы развития электронного правительства в Республике Узбекистан. SWOT-анализ особенностей развития электронного правительства в Узбекистане

Ключевые слова: концепция электронного правительства, электронное правительство, информационно-коммуникационные технологии,

информационные технологии.

ELEKTRON HUKUMATNING RIVOJLANISH KONSEPSIYASI, MAQSADLARI VA GLOBAL TENDENSIYALARI

ANNOTATSIYA

Maqola "Elektron hukumat" konsepsiyasini va davlat boshqaruviga yangicha yondashuv sifatida elektron hukumat konsepsiyasini ishlab chiqish bilan bog'liq masalalarga bag'ishlangan. Maqolada xorijiy va mahalliy adabiyotlarda keltirilgan "Elektron hukumat" tushunchasiga ta'riflar tahlil qilingan. Shuningdek, O'zbekiston Respublikasida elektron hukumatning bugungi holati va rivojlanish istiqbollari ko 'rib chiqildi. O'zbekistonda elektron hukumatning rivojlanish xususiyatlarining SWOT-tahlili

Kalit so'zlar: elektron hukumat tushunchasi, elektron hukumat, axborot-kommunikatsiya texnologiyalari, axborot texnologiyalari.

CONCEPT, OBJECTIVES AND GLOBAL TRENDS IN THE DEVELOPMENT OF ELECTRONIC GOVERNMENT

ABSTRACT

The article is devoted to issues related to the development of the concept of "e-Government" ("electronic government") and the concept of electronic government as a new approach to public administration. The paper analyzes the definitions of the

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

concept of "e-Government", presented in foreign and domestic literature. The current state and prospects for the development of e-government in the Republic of Uzbekistan are also considered. SWOT-analysis of the features of the development of e-government in Uzbekistan.

Keywords: e-government concept, e-government, information and communication technologies, information technologies.

ВВЕДЕНИЕ

Как известно из истории Э-правительства, начало процессу развития электронного правительства положило появление web-технологий: простота их использования привела к тому, что к сети Интернет смог подключиться самый массовый пользователь — рядовые граждане.

Термин «электронное правительство» (electronic government) возникло в 1997 г. по инициативе Национального научного фонда США. Government здесь обозначает всю систему органов власти, осуществляющих управление, его перевод как «электронное правительство» сделал акцент на исполнительной власти и ее функциях по публичному управлению. Но этот термин впервые уже был применен в 1993 году в документе под названием "Национальные исследования по организации эффективного государства", который был составлен вице-президентом А. Гором для администрации Президента США Билла Клинтона. В странах Европы он используется сравнительно недавно с середины 1990 года.1

ОБСУЖДЕНИЕ И РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня электронное правительство - это способ предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии; это система электронного документооборота государственного управления, основанная на автоматизации всей совокупности управленческих процессов в масштабах страны и служащая цели существенного повышения эффективности государственного управления и снижения издержек социальных коммуникаций для каждого члена общества.

Имея такие основные цели, как:

1 С.А. Садиков. Совершенствование теоретико-правовых основ электронного правительства в обеспечении взаимодействия институтов гражданского общества и государственных органов. - Т.: ТГЮУ, 2016.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

1. оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

2. повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

3. поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

4. рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

5. снижение воздействия фактора географического местоположения

и выполняя такие задачи, как:

- создание новых форм взаимодействия госорганов;

- оптимизация предоставления правительственных услуг населению и бизнесу;

- поддержка и расширение возможностей самообслуживания граждан;

- рост технологической осведомленности и квалификации граждан;

- повышение степени участия всех избирателей в процессах руководства и управления страной;

- снижение воздействия фактора географического местоположения, электронное правительство обеспечивает:

- эффективное и менее затратное администрирование;

- кардинальное изменение взаимоотношений между обществом и правительством;

- совершенствование демократии и повышение ответственности власти перед народом.

В политико-управленческих процессах современного государства термин «электронное правительство» (ЭП) описывает широкую сферу применения информационно-телекоммуникационных технологий. Поэтому структурно электронное правительство включает в себя четыре главные составляющие:

1) информационная инфраструктура, предназначенная для выполнения правительством своих функций через различные виды электронного сервиса (Интернет, мобильную связь, многофункциональные центры и т.д.);

2) правительственный сетевой портал;

3) внутренняя правительственная информационная система (система межведомственного электронного документооборота);

4) государственная система обеспечения комплексной информационной безопасности.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

На протяжении последних десятилетий появилось множество определений, трактовок данного концепта, которые размещены в нижеследующим образом.

Как отмечают Р.О. Кохэн и Д.С. Нае, электронное правительство объединяет различных субъектов хозяйственной деятельности не только в государственном, но и в частном секторе. Частные фирмы, их объединения, неправительственные организации и их ассоциации взаимодействуют с правительством, создавая единую систему.2

В материалах Мирового Банка электронное правительство трактуется как процесс использования государственными органами информационных технологий (таких, как сети, в т.ч. и глобальной, мобильных коммуникационных устройств и компьютеров и т.п.), которые обладают способностью трансформировать отношения с гражданами, предприятиями и другими ветвями власти. Эти технологии могут служить различным целям: повышению качества предоставляемых государственных услуг гражданам; улучшению взаимодействия с бизнесом, промышленностью и гражданами за счет новых возможностей доступа к информации; более эффективному государственному управлению в целом, в результате могут быть получены следующие общехозяйственные выгоды: снижение коррупции, повышение прозрачности государственного регулирования, сокращение информационных барьеров между частным и государственным секторами, рост доходов, и/или сокращения расходов.

Международная организация ЮНЕСКО использует понятие «электронная власть (руководство)». Согласно методологии ЮНЕСКО, электронная власть представляет собой процесс использования государственным сектором ИКТ с целью улучшения процесса информационного обмена в обществе и повышения качества, предоставляемых услуг, стимулирования участия граждан в процессе принятия решений, обеспечения подотчетности и открытости деятельности органов государственной власти. Электронная власть представляет новый стиль лидерства, новые подходы к обсуждению вопросов и принятию политических и инвестиционных решений, новые пути доступа к образованию, новые способы изучения мнения граждан, а также новую технологию организации и предоставления государственных услуг3.

2 Keohane, R. O. and Nye, J. S. Introduction, In Nye, J. S. and Donahue, J.D. (editors), Governance in a Globalization World. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. 2000. - pp. 68-108

3 Дятлов С. А. Электронное правительство: понятие, структура, функции / С. А. Дятлов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 286

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

Комиссия Европейского Сообщества определяет электронное правительство немного иначе: как «использование ИКТ в государственном управлении в сочетании с организационными изменениями и новыми навыками для улучшения услуг и демократических процессов и укрепления поддержки для государственной политики»4.

Вершинин М.С. определяет электронное правительство как «систему интерактивного взаимодействия государства и граждан при помощи интернет»5. Ученый характеризует рассматриваемое понятие как

инновационную модель государственного управления, которая преобразует отношения государства с гражданским обществом на основе информационных технологий.

Обобщая данные определения, электронное правительство сегодняшнего дня можно охарактеризовать как совокупность способов и методов предоставления информации и оказания уже сформировавшегося набора государственных услуг гражданам, бизнесу, другим ветвям государственной власти и государственным чиновникам, при котором личное взаимодействие между государством и заявителем минимизировано и максимально возможно используются информационные технологии.

Таким образом, система «Электронное правительство» — это единый механизм взаимодействия государства, граждан и бизнеса, а также самих государственных органов между собой. В этом механизме активно используются информационно-коммуникационные технологии: веб-сайты, информационные системы, базы данных, интегрированные между собой.

Сегодня в Республике Узбекистан создано электронное правительство, уровень развития которого позволяет обеспечить автоматизацию управленческих процессов, существенное повышение эффективности государственного управления, простое, комфортное и быстрое взаимодействие с гражданами и бизнесом.

Важнейшие задачи государства по развитию и внедрению современных компьютерных систем и информационно-коммуникационных технологий отражены в Указе Президента Республики Узбекистан от 30 мая 2002 г. № УП-3080 «О дальнейшем развитии компьютеризации и внедрении информационно-коммуникационных технологий»:

постепенный переход на электронные формы обмена информацией;

4 Что такое «электронное правительство»?: Аналит. обзор. Институт развития свободы информации, Санкт-Петербург, 8 октября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/en/node/339

5 Григорьев П. В. Основные подходы к понятию «электронного правительства» [Электронный ресурс] / П. В. Григорьев // eGOV 2.0. - Режим доступа: http: http://open-gov.ru/2010/09/19/poghod-egov.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

создание условий для широкого внедрения и использования компьютерных и информационных технологий в государственном управлении и во всех сферах жизни общества;

создание систем опережающего образования на основе приобретения и применения ИКТ;

организация подготовки высококвалифицированных специалистов в области ИКТ;

развитие инфраструктуры ИКТ;

внедрение оперативного доступа к национальным и международным информационным сетям и др6.

Сегодня, в условиях стремительного развития информационно-коммуникационных технологий, быть хорошим специалистом подразумевает не только наличие необходимых знаний и опыта в рамках выбранной профессии, но и владение цифровой грамотностью, которая позволит в разы поднять уровень профессиональной компетенции в условиях повсеместной цифровизации и качество оказания электронных услуг населению7.

SWОT-анализ особенностей развития электронного правительства в Узбекистане позволяет выявить основные сильные и слабые стороны ЭП.

Сильные стороны(Б) Слабые стороны^)

1. Доступ к услугам государственных учреждений; 2. возможность для граждан реализовать свои конституционные права на участие в управлении государством; 3. предоставление гражданам возможности участвовать в демократических процессах; 4. ограничение возможностей административного произвола; дебюрократизация; 5. снижение издержек, связанных с государственным управлением. 1. Высокие затраты для внедрения и поддержки «электронного правительства»; 2. нехватка квалифицированного персонала (проблемы, связанные с человеческим капиталом); 3. «электронная бедность» и электронная неграмотность определенной части населения; 4. проблема исключения человеческого фактора (в разных ситуациях этот момент можно отнести либо к сильным, либо к слабым сторонам).

Благоприятные возможности(О) Потенциальные угрозы(Т)

6 Аманиязова, С. Б. Этапы формирования правовых и концептуальных основ процессов цифровизации в Республике Узбекистан / С. Б. Аманиязова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2022. - Т. 18. - № 5. - С. 33-40. - Б01 10.12737/]йс1.2022.062. - ББМ гБАМОА.

7 ШАГИЛОВА, Г. (2022). НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА. ЖУРНАЛ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учредители: Прудников Владимир Михайлович, 7(3), 79-85.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

1. Снижение издержек -значительное повышение ответственности госуправления;

2. достижение прозрачности власти;

3. снижение коррупционности;

4. повышение эффективности государственного управления;

5. рост демократизации общества;

6. вовлечение гражданского общества и бизнес-сектора в процессы принятиярешений.

1. Углубление «цифрового разрыва» между жителями города и сел, богатыми и бедными, образованными и необразованными, т. е. увеличения разрыва в доступе к информации;

2. «взломы» паролей и «хакерские атаки»;

3. сбои в сети.

При этом факторами межведомственного информационного взаимодействия являются:

• создание единой технологической инфраструктуры электронного взаимодействия государственных органов и иных государственных организаций на базе межведомственных информационных систем, центров обработки данных и Единого портала интерактивных государственных услуг (ЕПИГУ);

• нормативно-правовые основы формирования и развития системы оказания электронных услуг органами государственной власти;

• обеспечение единых механизмов идентификации и аутентификации участников информационного взаимодействия при работе в государственных информационных системах, при получении электронных услуг;

• создание универсального механизма выполнения административных процедур в электронном виде и оказания электронных услуг посредством Единого портала электронных услуг;

• строятся процессы трансграничного юридически значимого электронного взаимодействия.

Улучшение результатов рейтинга нашей страны, который будет опубликован в 2022 году, требует решения нижеследующих первоочередных задач:

• повышение количества и качества мер, направленных на повышение прозрачности данных и количества электронных услуг, расширение деятельности официальных веб-сайтов и единого портала на основе Методологии развития электронного правительства Организации Объединенных Наций;

• разработка и внедрение рейтинговой системы для систематической оценки внедрения ИКТ в министерствах и ведомствах;

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3(1), Jan., 2023

• систематическое и непрерывное освещение внедрения онлайн-сервисов для населения через местные СМИ, Интернет и социальные сети, а также возможностей и удобства их использования;

• формирование в деятельности Законодательной палаты и Сената ОлийМажлиса парламентских и депутатских запросов на основании обращений граждан в сети Интернет, внедрение интерактивных форм прямого общения с избирателями;

• увеличение доли населения с высшим образованием для обеспечения высокого рейтинга республики в индексе человеческого капитала, повышение уровня грамотности населения в области ИКТ;

• повышение квалификации населения за счет развития цифрового образования, чтобы широкая общественность могла пользоваться преимуществами новейших технологий;

• повышение качества цифровых услуг в сельской местности по принципу единого центра;

• наращивание потенциала цифровой экономической дипломатии;

• использование цифровых решений для расширения доступа населения к судебной системе в электронном виде;

• оцифровка услуг для уязвимых групп населения в микрорайонах;

• разработка программ (обучающие курсы, электронное обучение, вебинары) по повышению навыков населения в использовании цифровых технологий. Программа должна быть направлена на улучшение качества жизни населения и расширение его доступа к информационным и коммуникационным технологиям, включая полное использование ресурсов официальных государственных порталов;

• изучение стратегии Южной Кореи «Новая цифровая линия» по развитию экономики через цифровую трансформацию экономики и созданию новых рабочих мест и перспектив на будущее.

Особое внимание в ближайшей перспективе необходимо уделять вопросу дальнейшего увеличения объема государственных электронных услуг, поскольку повышение уровня информатизации в сфере работы с гражданами и организациями является одним из основополагающих принципов при дебюрократизации государственного аппарата.

REFERENCES

1. С.А. Садиков. Совершенствование теоретико-правовых основ электронного правительства в обеспечении взаимодействия институтов гражданского общества и государственных органов. - Т.: ТГЮУ, 2016.

SJIF 2023 = 6.131 / ASI Factor = 1.7

3(1), Jan., 2023

2. Keohane, R. O. and Nye, J. S. Introduction, In Nye, J. S. and Donahue, J.D. (editors), Governance in a Globalization World. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. 2000. - pp. 68-108

3. Дятлов С. А. Электронное правительство: понятие, структура, функции / С. А. Дятлов. - СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2013. - 286

4. Что такое «электронное правительство»?: Аналит. обзор. Институт развития свободы информации, Санкт-Петербург, 8 октября 2008 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.svobodainfo.org/en/node/339

5. Григорьев П. В. Основные подходы к понятию «электронного правительства» [Электронный ресурс] / П. В. Григорьев // eGOV 2.0. - Режим доступа: http: http://open-gov.ru/2010/09/19/poghod-egov.

6. ШАГИЛОВА, Г. (2022). НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА УЗБЕКИСТАНА В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА. ЖУРНАЛ ЮРИДИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ Учредители: Прудников Владимир Михайлович, 7(3), 79-85.

7. Аманиязова, С. Б. Этапы формирования правовых и концептуальных основ процессов цифровизации в Республике Узбекистан / С. Б. Аманиязова // Журнал зарубежного законодательства и сравнительного правоведения. - 2022. - Т. 18. - № 5. - С. 33-40. - DOI 10.12737/jflcl.2022.062. - EDN ZBAMQA.

8. Дрожжинов В. И. Электронное правительство. Совершенствование государственного управления на основе его реорганизации и информатизации. Мировой опыт / В. И. Дрожжинов. - М. : Эко-Трендз, 2002. - 45 с

9. Приходько Л. В. Зарубежный опыт внедрения и использования системы «электронный суд» // Государство и право. 2007. № 9. С. 82

10. ИССЛЕДОВАНИЕ ООН: ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО 2020. https://publicadministration.un.org/egovkb/Portals/egovkb/Documents/un/2020-Survey/2020%20UN%20E-Government%20Survey%20-%20Russian.pdf

11. Станкевич Л.Т., Новоженина Н.О. Электронное правительство: Теоретическиемодели и реальная практика // ИКТ в образовании. Портал. Архив конференций.Материалы IV Всероссийской объединенной конференции «Технологии информационного общества - Интернет и современное общество» (3-6 ноября 2003 г.,г. С.-Петербург). - СПб., 2003. - Режим доступа: http://www.ict.edu.ru/vconf/index.php?a=vconf&c=getForm&r=thesisDesc&d=light &idsec=183&id thesis=7002

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.