Научная статья на тему 'Понятие типологической модели районного издания: основные параметры'

Понятие типологической модели районного издания: основные параметры Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1205
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГАЗЕТА / ТИПОЛОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / КОММУНИКАТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ / МЕДИАЭКОНОМИЧЕСКИЙ АСПЕКТ / МЕДИАТВОРЧЕСКИЙ АСПЕКТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Краснобоярова Анна Сергеевна

В статье рассматривается понятие типологической модели на примере газеты «Знамя Октября» Пластовского района Челябинской области. Выделяются две основные группы параметров медиаэкономические и медиатворческие. Анализируется трансформация этих параметров на протяжении существования рассматриваемой газеты. Рассматриваются тенденции существования печатных средств массовой информации в советское и постсоветское время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Понятие типологической модели районного издания: основные параметры»

9. Hill, J. Getting the Picture: The Visual Culture of the News [Text] / J. Hill, V. R. Schwartz. - Bloomsbury, 2015. - 321 p.

10. Wittwer, J. Talking through Pictures: A Beginner's Guide to Photojournalism [Text] / J. Wittwer. - 2nd Edition. - Ebook, 2016,- 84 p.

Краснобоярова A. C.

ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЙОННОГО ИЗДАНИЯ:

ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

В статье рассматривается понятие типологической модели на примере газеты «Знамя Октября» Пластовского района Челябинской области. Выделяются две основные группы параметров - медиаэкономические и медиатворческие. Анализируется трансформация этих параметров на протяжении существования рассматриваемой газеты. Рассматриваются тенденции существования печатных средств массовой информации в советское и постсоветское время.

Ключевые слова: газета, типологическая модель, коммуникативная стратегия, меди-аэкономический аспект, медиатворческий аспект.

Потребность в информации велика не только в крупных городах. Провинциальные печатные издания имеют свою специфику, обоснованную вкусами, предпочтением и образом жизни населения. В зависимости от территориального расположения того или иного СМИ меняются жанрово-стилистические особенности, тематическое наполнение и дизайн. Понятие типологической модели издания объединяет не только эти параметры, но и статус издания, его экономическую основу и коммуникативную стратегию.

От типологических особенностей того или иного СМИ напрямую зависит его концепция. Исследователь Я. Н. Засурский в одном из своих трудов пишет: «Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией» [1.С. 259].

Медиаисследователи выработали несколько типообразующих признаков печатных СМИ. С.Г. Корконосенко выделяет регион распространения издания, его учредителя, содержательное наполнение, аудиторные и издательские характеристики. Р. М. Ямпольская говорит о таких типообразующих признаках прессы, как тип, объем, формат и целевая аудитория.

В современном гуманитарном знании существует проблема определения типологической модели периодического издания. Зачастую исследователи оперируют синонимичными понятиями «модель СМИ» и «типологический облик». Например, встречаются такие определения типологической модели: «Типологическая модель - своеобразный идеализированный аналог книги, представляющий собой определенную знаковую систему, составленную из научных категорий и понятий, отражающих в своем единстве социальную сущность книги как способа информационного общения. Согласно определению типологической модели необходимо создать идеализированную знаковую систему, составленную из научных категорий и понятий» [2.С. 24].

В рамках исследования трансформации типологической модели районного издания мы будем включать в понятие «типологическая модель» следующие аспекты: медиатвор-ческие параметры (язык и стиль, содержательно-тематическое разнообразие и жанровую эволюцию) и медиаэкономические (учредитель, наличие рекламы и финансирования, подписка и т.д.). Характеристики, обеспечивающие уникальность региональной прессы, включают в себя содержательную и композиционно-графическую модели, жанровую палитру и стилистику издания, особенности его отношений с аудиторией, коммуникативную стратегию. Константы такие параметры, как статус издания (по характеру учредительства), рынок средства массовой информации и его экономическая база.

Совокупность названных характеристик составляет понятие «концепция печатного издания», как его описывают современные исследователи прессы (В. Л. Иваницкий, В. В. Тулупов и др.). В нашем исследовании понятие «концепция» трактуется как система профессиональных представлений и норм, служащая основой для деятельности на информационном рынке.

Говоря о типологической модели издания, невозможно не сформулировать понятие коммуникативной стратегии, являющейся одним из наиболее важных факторов индивидуализации средства массовой информации. Коммуникативная стратегия печатного средства массовой информации включает в себя общее направление коммуникации с потребителями контента. Её индикаторами являются система рубрикации, подача материала, редакционная политика относительно проблем что и когда публиковать (медиатвор-ческие параметры), стоимость экземпляра или подписки, наличие рекламы и сервисной информации, например, программы (медиаэкономический параметры).

Материалом расширенного исследования является газета Пластовского района Челябинской области «Знамя Октября», выходящая с апреля 1931 года. За восьмидесятилетнюю историю и медиаэкономические, и медиатворческие параметры претерпели глобальные изменения. Рассмотрим подробнее параметры первой группы.

1 мая 1931-го года в нынешнем Пластовском районе (тогда - Кочкарском) начала свое существование газета «Кочкарский рабочий». В 1941 году появилось печатное издание «На штурм!» Помимо событий в районе здесь публиковались сводки с полей сражений, небольшие военно-патриотические произведения. В начале 50-х эти два издания объединились под названием «Знамя Октября» и стали единственной газетой Пластовского района.

В начале своего существования исследуемая газета, как и многие другие районные издания СССР, была органом горкома партии и исполкома комитета трудящихся. В то время реклама отсутствовала полностью, а газета выходила на четырех полосах и распространялась только по подписке. Количество выходов, цена регулировались исключительно партией, финансировавшей издания в соответствии с ежегодно составляемой сметой. Существенные изменения претерпевала районная печать. Кратковременный упадок районной прессы в СССР произошел в 1962 году в связи с созданием территориально-производственных колхозно-совхозных управлений. В то время прекратилось издание около 3000 районных газет, взамен которых стали выходить газеты территориально-производственных управлений. Пластовского района эти изменения коснулись, но газета, на тот момент горячо любимая своими читателями, продолжала выходить. В 1965 году с упразднением производственных колхозно-совхозных управлений районные газеты были восстановлены.

Ближе к концу существования СССР все больший размах приобретала деятельность радиовещания и телевидения. Радиовещанием к 1985 г. практически была охвачена вся территория государства, телевидением - 93% населения страны. Однако, несмотря на вхождение радио и ТВ практически в каждый дом, в Пластовском районе самым популярным средством массовой информации оставалась все же газета.

В 90-х годах прошлого века экономическая ситуация в стране изменилась. Партия перестала контролировать печатные органы и поддерживать их финансово. Средства массовой информации оказались в тупике, на какие средства существовать дальше - каждая редакция решала самостоятельно. Так как экономическое снабжение от государства прекратилось, пришлось искать новые источники дохода. В это время появляется реклама, особенно востребованная в некрупных изданиях наподобие «Знамени Октября». Экземпляры издания не только распространяются по подписке, но и продаются в розницу. Нынешний главный редактор газеты «Знамя Октября» с тридцатилетним редакторским опытом Н. А. Трохова вспоминает: «В 96-ом в СМИ всей России творилось что-то невообразимое. Мы, например, указывали в документах одних учредителей, а на деле все было по-другому. Форма собственности была буквально никакой: бумагу покупали на водку, типографские услуги оплачивали лесом... Страшно вспоминать» [7].

Экономический подъем средств массовой информации начался в начале 2000-х. В Челябинской области провинциальные СМИ стали привлекаться к участию в предвыборных кампаниях федерального, областного и районного масштабов. В то время активно заключались контракты с федеральными организациями - пенсионным фондом, налоговой службой и другими о публикации НПА (нормативно-правовых актов). В 2004 году газета «Знамя Октября» переходит к новой форме собственности, как и многие другие редакции, - AHO (автономная некоммерческая организация), учредителями которой являются администрация Пластовского района, Издательский дом «Губерния» в Челябинской области и AHO «Редакция газеты «Знамя Октября».

Сегодня экономическая ситуация оставляет желать лучшего: реклама востребована у читателей, но рекламодатель из-за кризиса не в состоянии ее оплачивать в необходимом размере, налоги увеличивают статью расходов вдвое, федеральные и областные субсидии не покрывают даже 5 % необходимых годовых расходов. С момента рождения «Знамя Октября» выходила три раза в неделю по 4 полосы, в начале 90-х объем увеличивается до 8 полос за счет телепрограммы и появившейся в перестройку рекламы, в 2013 переход на 2-х разовый выпуск с 20 полосами в неделю. В настоящее время её тираж составляет по 4000 экземпляров в номерах по средам и 4200 по субботам.

В медиатворческом аспекте типологическая модель траснформируется. Основные составляющие данного аспекта - язык и стиль издания. В своей работе «Эволюция языка средств массовой информации в публикациях экономической и социально-правовой тематики» Т. В. Каравичева пишет: «Язык - строго структурированная система, состоящая из многих подсистем, или подъязыков. Одним из них является язык СМИ, называемый также коммуникативным, или газетным языком» [4. С. 7]. В советское время особое влияние на них оказывала идеология. В газетных публикациях советского времени повсеместно встречаются лозунги, политические термины, агрессивное манипулирование общественным сознанием.

Солганик Г.Я. пишет: «В целом советский период характеризуется закреплением языковых и речевых норм, которые приобретают незыблемый, догматический характер, охватывают практически все сферы языковой жизни. В газетах это ведет к шаблонизации языка и речи, к господству книжной речи в ущерб разговорной, к преобладанию официоза. Анализ языка центральных, краевых, республиканских, областных и районных газет не обнаруживает различий между ними. Шаблонизируются не только слова и обороты, но и газетные жанры (преимущественно информационные)» [9].

Для всех средств массовой информации того времени характерен универсальный тип автора контента - концентрирующий политическое и идеологическое отражение советского строя. Журналист - работник, выражающий интересы партии, максимально утилитарно транслирующий её идеологию, являющийся частью социума с его воспитанием, устоявшимися социальными нормами. При подробном рассмотрении текстов исследу-

емого издания можно отметить доминирование речевых штампов над индивидуальным авторским подходом. Наиболее часто такой подход видим в отчетах с заседаний, статьях о мероприятиях, публикациях о людях (преимущественно - политических деятелях местного масштаба, передовиках производства, спортсменах и работниках сельского хозяйства). Индивидуальный подход к действительности в таких публикациях отсутствует или же нивелируется. Материалы не дублируют себя, но композиционные и языковые конструкции шаблонизируются. Коренным образом отличается язык и стиль публикуемых зарисовках о природе, передовых статьях и очерках, которые печатаются гораздо реже. Эти материалы сохраняют яркую образность и живость повествования. В изданиях советского периода (исключая «Знамя Октября») коллективное «мы» стремится подавить авторское «я» в целях демонстрации политического единомыслия народа, выражаемое в коллективных, обезличенных формах речи. На почве языка и стиля публикаций исследуемое издание вступает в конфронтацию с другими, более крупными газетами и журналами. Прежде всего, это обосновано редакторской политикой, умело сочетающей интересы партии и читателей, которые по совместительству нередко являлись героям публикаций.

Следующие глобальные изменения медиатворческие аспекты типологической модели претерпели в эпоху перестройки (1985-1991 гг.). Язык и стиль газеты обновились, рамки расширились, появились неологизмы, и коренным образом изменился подход к созданию контента. Однако районной газеты «Знамя Октября» эти изменения коснулись в несколько меньшей мере, чем федеральных и иных крупных печатных изданий. В российской прессе перестают действовать используемые десятилетиями шаблоны, уходят унифицированность и однообразие, на первый план выходит многообразие (если не сказать буйство) стилей, языковых средств, жанров. Язык газетных публикаций становится свободным, но из уважения к читателю и традициям недавнего прошлого «Знамя Октября» трансформируется достаточно интересным путем. С одной стороны, остается шаблонность (связанная, прежде всего, с композицией текстов, сохраняются некоторые языковые клише), с другой - приходят новые жанры, неологизмы, неиспользуемые до этого средства языка встраиваются в привычные в то время репортажи, заметки, зарисовки. В отличие от СМИ новой России, газета Пластовского района не стремится оттолкнуть советское прошлое, а оптимизирует его опыт и языковую базу под новые политические и экономические условия.

Абсолютно новым явлением становится рекламный текст. В 1991-ом году реклама носит строчной характер. В 1993-м появляются первые, пока еще примитивные рекламные модули. К концу 90-х появляются рекламные статьи о местных предпринимателях и их деятельности. Такие статьи имеют жанровую основу зарисовки, публицистически описывают товар и производителя или продавца.

Демократизация языка СМИ - общее направление изменений, которые получают дальнейшее развитие в постсоветский период. В мире средств массовой информации царят свободомыслие, новые стили самовыражения и подачи информации, отход от стереотипов. Языковое богатство газетного текста резко возрастает за счет слияния с разговорной речью, жаргонизмами, неологизмами и заимствованными словами. Меняется тип журналиста. Если раньше он был частью социума, транслирующей идеологию партии, то теперь автор транслирует свои мысли (в крайнем случае, мнение редакционной коллегии или учредителя), использующий при создании контента эмоциональную составляющую. Как отмечает Г.Я. Солганик, «отказ от старой стилистической системы сопровождается выдвижением нового стилеобразующего центра, перемещающегося в сторону языковой личности журналиста. Авторское «я» наряду с социальными гранями обнаруживает и личностные стороны - свойства конкретной личности. Спектр граней авторского «я» предстает более богатым, разнообразным. Оно становится более мягким, человечным, раскованным. Позиция журналиста - позиция человека наблюдающего, размышляюще-

го, но не вершащего суд. В структуре категории автора формируется тенденция к преобладанию в ней человека частного, что объясняется складывающимися новыми общественными идеалами» [9]. Отметим, материалы постсоветского периода в газете «Знамя Октября» в целом отражают эти тенденции, но объединяют их с публицистическим опытом советского времени.

В настоящее время можно выделить еще несколько тенденций. Одна из основных - повышение информативности печатных текстов. Большая информационная насыщенность выражается в преобразовании репертуара газетных жанров. По сравнению с советским периодом, газета стала мобильнее. Коренным образом изменился внешний вид газеты, жанровое наполнение, языковые и стилевые особенности. Начиная с периода перестройки жанры информационной группы доминируют над художественно-публицистическими

- заметка, расширенная заметка, репортаж, информационное интервью. Очерк практически исчез со страниц газеты, стало меньше отчетов с разного рода заседаний, материалы консультативного характера публикуются реже. Передовица претерпела изменения. В рассматриваемом издании она трансформировалась в ежегодную редакторскую колонку, традиционно выходящую в первом номере года. Газета «Знамя Октября» поменяла модель издания в 2009 году. С тех пор на газетных страницах обязательно присутствует новостная хроника, освещающая наиболее значимые события района. Эта хроника дополняется криминальной, не менее востребованной у читателя. Появление хроник было обусловлено потребностью в информации у аудитории. Объем средства массового издания невелик, потому осветить все события, происходящие в районе, не представлялось возможным. Поэтому на одной из редакционных летучек журналисты придумали рассказывать о разных сферах жизни именно в таком формате, а наиболее интересные и социально-значимые информационные поводы облачать в уже привычные жанры.

Тенденция к усилению информативности выражается в заголовочных комплексах. В настоящее время публицистические заголовки, по которым суть материала не угадывается, практически не используются, либо материалы дополняются яркой иллюстрацией или инфографикой.

Еще одна тенденция развития языка современных газет - ироничное отношение к предмету речи, событиям. Сегодня журналист подает информацию таким образом, чтобы авторская оценка не превалировала над информационной составляющей. Ввиду этого широкое распространение получили такие явления как «стёб» и «троллинг». Автор надевает на себя маску ироничного, стороннего наблюдателя и описывает ситуацию как бы от третьего лица, приукрашивая повествование саркастическими нотами.

Языковые штампы с течением времени не исчезли, но изменилась их лексическая составляющая. Слова «товарищ», «господин» используются теперь только в ироничном контексте, современные материалы включают в себя канцеляризмы официально-делового стиля.

В тематическом плане типологическая модель газеты «Знамя Октября» сохранилась

- она по-прежнему общественно-политическая, освещает мероприятия, нововведения, культурную и спортивную жизнь района, не теряет интерес к производственной сфере. Традиционен в исследуемой газете интерес к читателю, его судьбе и истории.

Таким образом, по многим аспектам типологическая модель районного издания претерпела глобальные изменения. Большинство из них продиктованы отражением смены исторических эпох и развитием технологий. Однако специфичность и ориентированность на удовлетворение информационного «голода» у местного населения константны. .

Список литературы

1. Засурский, Я. Н. Система средств массовой информации России: Учебное пособие для вузов [Текст] / Засурский Я. Н.-М.: Аспект Пресс, 2001. - 259 с.

2. Захаров, С. С. Научные журналы по филологии: типологическая модель: автореф. дис. канд. филол. наук : 19.11.10 [Текст] / С. С. Захаров.-М., 2010. - С. 22

3. Иссерс, О. С. Коммуникативные стратегии и тактики русской речи [Текст] / О. С. Иссерс. - 5-е изд. - М.: ЛКИ, 2008. - 288 с.

4. Каравичева, Т. В. Эволюция языка средств массовой информации в публикациях экономической и социально-правовой тематики: автореф. дис. канд. филол. наук : 10.01.10 [Текст] / Т. В. Каравичева. - Тамбов, 2005. - 24 с.

5. Киршин, Б. Н. Концепция региональной российской газеты : На примере «Челябинского рабочего» : автореф. дис. канд.филол. наук : 10.01.10 [Текст] / Б. Н. Киршин. -Екатеринбург, 2006. - 181 с.

6. Корконосенко, С. Г. Основы журналистики: учеб. для вузов [Текст] / С. Г. Корконо-сенко. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 287 с.

7. Краснобоярова, А. С. Беседа о экономическом прошлом газеты «Знамя Октября» [Личное интервью] / А. С. Краснобоярова. - Пласт, 25 марта 2017.

8. Медиастратегия [Электронный ресурс]. - URL: http://staredu.ru/432232729.html.

9. Солганик, Г. Я. О языке и стиле газеты [Электронный ресурс] / Г. Я. Солганик. -URL: http://evartist.narod.ru/textl2/15.htm#_ftnref28.

10. Реснянская, Л. Л. Общероссийские газетные издания [Текст] / Л. Л. Реснянская II Вестн. МГУ - Сер. Журналистика. - 2000. -№4,- С. 3-14.

11. Ямпольская, Р. М. Женская пресса: ее типологические особенности [Текст] / Р. М. Ямпольская//Вестн. Московск. ун-та.-Сер. 10Журналистика. - 1995.-№ 1.-С. 15-25.

Маметьев В. Е.

ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ СМИ В СОЦИАЛЬНЫХ МЕДИА. СПОРТИВНАЯ ЖУРНАЛИСТИКА В ЭПОХУ WEB 3.0.

Статья посвящена основным трендам современной спортивной журналистики и интернет-среды. Рассматриваются основные этапы развития интернета, начиная от Web 1.0. и заканчивая концепцией 'Web 4.0. и её применением. Особое внимание уделяется Web 3.0. и User Generated Content в современной спортивной журналистике России. В статье рассматриваются аккаунты трёх спортивных ресурсов, «Матч ТВ», Sports, ru uEurosport.ru в социалъныхмедиа «Вконтакте», Instagram и Twitter.

Ключевые слова: социальные медиа, контент, интернет, Web З.О., Web 4.О., User Generated Content, Вконтакте, Instagram, Twitter.

Современный спорт, и всё, что его окружает, трансформируется, не становится исключением и спортивная журналистика. Работа спортивного журналиста совершенствуется, обрастает новыми стандартами, как в сфере технологий, так и в сфере контента. Наступление эпохи социальных сетей и социальных медиа предполагает, что журналистика, в том числе и спортивная, должна подстраиваться под тренды развития. В то же время, нельзя говорить о текущих трендах, не рассмотрев предидущие этапы развития.

Развитие интернета принято делить на три основополагающих этапа. Первым, общепризнанным, как пишет А.Г. Верник этапом является Web 1.0. [1] «Годами жизни» Web 1.0. принято считать промежуток от появления Глобальной сети до начала 2000-х годов. Принято считать, что в Web 1.0. входит всё, что было до появления Web 2.0. [1].

Термин Web 2.0. по словам Верника, первым употребил Т. О'Рейли в статье «Что такое Web 2.0.» в 2005 году [1]. Ключевыми проектами Web 2.0. можно назвать появление различных социальным медиа, например, Twitter, Facebook, YouTube.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.