треть его с различных точек зрения, показать его как личность, «нарисовать» его многостороннюю деятельность. Героя журналист может показать, используя средства художественной выразительности и изображения (пейзаж, деталь, диалог, портрет), создавая с их помощью реальный образ.
В 2016-м году креативная команда, под руководством автора данной с статьи, создала портретный лонгрид «Урал в лицах», где главной героиней выступила Вероника Ливон-чик (26 лет). История, которая закладывалась в идейное ядро данного лонгрида, была связана с жизненным переломом или важным решением, которое послужило толчком к переоценке жизненной позиции. В свою очередь для Вероники такой выбор был сделал после поездки в Индию, после которой героиня нашего лонгрида решила, что хочет уйти из профессии экономиста и заняться педагогической деятельностью в школе. Героями проекта «Урал в лицах» на протяжении 2016-го года стали молодые челябинцы самых разных взглядов, устремлений и профессий. Данный авторский проект нашел как отклик у аудитории, так и своих последователей.
Лонгрид в большей степени позволяет раскрыть глубины портретного очерка, используя новые технические возможности - мультимедийность, инфографику, интерактивный текст. Все это больше способствует привлечению внимания пользователей. Сейчас существует отслеживание просмотра материала с помощью «лайков». Реализация авторского портретного лонгрида «Урал в лицах» показала, что подобные формы возрождают интерес современного интернет-пользователя к портретному очерку и человеку в целом.
Список литературы
1. Амирханова, Г. Р. Лонгрид: правила, примеры, сервисы [Электронный ресурс] / Г. Р. Амирханова. - URL: http://bestapp.menu/longrid-pravila-primery-servisy.
2. Градюшко, А. А. Современные средства визуализации контента в белорусских интернет-СМИ [Электронный ресурс] / А. А. Градюшко. - URL: http://elib.bsu.by/ handle/123456789/113703.
3. Колесниченко, А. В. Длинные тексты (лонгриды) в современной российской прессе. [Электронный ресурс] / А. В. Колисниченко. - URL: http://www.mediascope.ru/ node/1691#18.
4. Распопова, С. С. Автор мультимедийного текста [Текст] II Журналист. Социальные коммуникации. -2012.-№2.-С. 84-90.
5. Швед, О. В. Инфографика как средство визуальной коммуникации [Электронный ресурс] / О. В. Швед II Society for Cultural and Scientific Progress in Central and Eastern Europe. - URL : http://scaspee.eom/6/post/2013/10/infographics-as-means-of-visual" communication-shved-o-v.html.
6. Glitter in the dark [Электронный ресурс]. - URL: http://pitchfork.com/features/cover-story/reader/bat-for-lashes/.
7. Watch, Read, Participate, Share [Электронный ресурс]. - URL: http://digital-deadly-sins.theguardian.eom/#/Grid).
Ковалева Л. А.
НОВЕЙШИЕ СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ ФОТОИЛЛЮСТРАЦИИ К ПУБЛИКАЦИИ В ЭЛЕКТРОННЫХ СМИ
Современные СМИ не могут обходиться без богатого иллюстративного ряда. Постепенный переход СМИ в «электронное» поле, повышает требования к качеству иллюстративного материала. Электронные СМИ активно используют в качестве визуализации новостей фотографический ряд. Таким образом, качество публикуемых фотогра-
фических изображений напрямую влияет на популярность того или иного электронного СМИ. Современный фотожурналист обязательно должен ориентироваться в многообразии средств для подготовки фотоиллюстрации к публикации в СМИ. В статье рассматриваются некоторые возможность программ для подготовки фотографических изображений к публикации на страницах электронных СМИ.
Ключевые слова: фотоизображения, фоторепортаж, фотожурналистика, электронные СМИ.
Начало XXI века ознаменовалось повсеместным проникновением всемирной электронной сети Интернет в жизнь каждого человека, бурным развитием электронных СМИ. «Фотография стала неотъемлемым элементом печатной журналистики, начиная с XIX века. В XX веке существование газетно-журнальной периодики уже не мыслилось без фотографии. За это время фотожурналистика развилась в самостоятельную профессию и сформировала свою систему жанров, сопоставимую с жанрами периодической печати, но обладающую собственными особенностями. Она разрабатывает собственные законы, в соответствии с которыми визуальная информация взаимодействует с вербальной. В разных жанрах это соотношение различно» [7. С. 165]. Не раз уже отмечалось в докладах, что темп жизни современного человека увеличился, времени на просмотр и знакомство с новостями стало значительно меньше. «Все эти перемены порождают дискуссии о вреде новых трендов - в отношении качества журналистики и выживания профессии как таковой. Мы же придерживаемся мнения, что использование новых технологий и развитие новых трендов делают журналистику более востребованной и современной... Нет смысла кого-то убеждать в том, что количество информации растёт с огромной скоростью, современному человеку ежедневно приходится пропускать через себя её бесчисленные потоки. Источников информации стало слишком много. В связи с чем современным СМИ уже недостаточно просто сообщать какую-то новость, чтобы оставаться успешными, СМИ должны переосмысливать и интерпретировать эту информацию» [6. С. 18].
Фотограф, сотрудничающий со СМИ, должен учитывать современные риски. «Один и тот же снимок будет выглядеть (смотреться, читаться) по-разному в разных ситуациях (контекстах)» [8. С. 18]. Качество представляемого фотоматериала должно быть, как и всегда, на высоте: информативность, доступность визуального изложения информации и максимально высокая скорость подачи информации в СМИ для публикации. Т. к. электронные СМИ могут развивать на своей базе и фотобанки, и новостные сайты, и ленты агентств, то фотограф должен соответствовать современным вызовам по скорости подачи информации и для передачи фотоизображений в редакцию может пользоваться различными средствами. «Такая модель восприятия журналистской информации накладывает отпечаток на сам процесс взаимоотношения между журналистом и медиапотребителем и трансформирует специфику современных средств массовой информации в сторону увеличения доли визуальных сообщений в общем объеме транслируемой информации. Ведущие теоретики массмедиа признают доминирование визуализации информации закономерным продуктом развития человеческой коммуникативной культуры» [5. С. 163].
Фотограф-новостник должен обладать определёнными профессиональными навыками и компетенциями по работе с изображениями и по работе со СМИ. Целью нашего исследования стало желание понять, как именно изменилась работа фотографа по части подготовки изображений к публикации в современных электронных СМИ. Вся технология работы над фотоизображениями кардинально поменялась. Особенно актуальным стало соответствие профессиональным компетенциям, умение отслеживать и ориентироваться в стремительно изменяющихся компьютерных технологиях и достижениях фо-
тотехнологий. «Таким образом, фотожурналистика в современных условиях тотальной визуализации информации благодаря новым цифровым технологиям также подвергается ощутимойтрансформации» [7. С. 165].
Термином «новейшие средства» будем определять поступившие в использование широкой потребительской аудитории продукты фотографического производства (фотокамеры, фотооборудование и аксессуары), продукты компьютерной индустрии - hardwere (ноутбуки, планшеты и пр.), а также программное обеспечение - softwere (графические редакторы, просмотровщики, приложения и пр.), поступившие в продажу за последний календарный год. Использование именно такой временнОй единицы полностью оправдано, поскольку обновление парка фототехники, hardwere и softwere происходит именно раз в год и приурочено к проведению больших выставок новинок и достижений фотографической техники и технологий. По чётным годам выставка техники проводится в Германии (Photokina), по нечётным годам выставка проводится в США (Cine Gear Expo). Крупные фирмы-производители фототехники и фотооборудования стараются приурочить выход новейших фотокамер, объективов и пр. именно ко времени проведения всемирных выставок фототехнологических достижений.
Будем далее рассматривать возможные варианты организации работы фотографа на примере подготовки изображений репортажного характера для публикации в электронных СМИ. Существует несколько основных важных моментов при работе с современными электронными СМИ: соответствие фотографической аппаратуры высоким требованиям редакций новостных агентств; наличие средств оперативной связи с редакцией; моментальная подготовка изображений к публикации средствами мобильных компьютерных технологий. «Важное значение в журналистике сейчас играет скорость распространения информации. Современная техника позволяет отправлять цифровые файлы непосредственно с камеры - не вынимая флешку и не используя «картридер» (устройство для чтения карт-памяти цифрового фотоаппарата). Однако для этого требуются стабильная и высокоскоростная сеть. Фотография - это тяжелые файлы, для оперативной передачи которых необходима определенная инфраструктура» [1. С. 39].
В устройстве некоторых современных фотокамер уже предусмотрен встроенный модуль передачи информации по каналу wi-fi. На некоторые камеры модуль wi-fi возможно установить дополнительно. Использование передачи фотоизображений непосредственно из камеры, сразу же после момента проведения фотосъёмки, многократно увеличивает доставку визуальной информации потребителю/читателю [3]. Но таким способом передачи информации пользуются, в основном, в больших мировых информационных агентствах. Именно через такие агентства осуществляется мгновенная продажа репортажного фотографического изображения, рассказывающего о самых актуальных событиях по всему миру. К такому виду информации могут относиться как спортивные соревнования, так и информация о локальных происшествиях в странах и мире. К большим всероссийским фотобанкам репортажных фотоизображений можно отнести, например, фотобанки МИА «Россия сегодня», АО «Коммерсант».
«Особый разговор — фотоиллюстрирование региональных СМИ. Решающим здесь является региональный фактор распространения изданий, что определяет качественные и количественные характеристики региональной журналистики в целом, формирует стиль и подачу визуальной информации. Приоритетным направлением деятельности региональных СМИ выступает не только отражение социальных процессов, но и участие в формировании среды и образа жизни региона в соответствии со стратегическими и тактическими задачами. При этом в редакционных коллективах региональных СМИ не хватает квалифицированных специалистов (что нередко обусловлено низкой заработной платой), а публикации, сконцентрированные на местной, не богатой яркими, значимыми событиями жизни, выглядят достаточно однообразно. Отсюда очень неровное, неодно-
родное фотоиллюстрирование даже в рамках одного издания и шаблонное, упрощенное использование художественно-выразительных средств фотографии, жанровых форм фотожурналистики. Однако, как правило, в каждом регионе есть издания, которые оборачивают недостатки в преимущества, компенсируя неброский характер информации доверительными интонациями текстов, яркой визуальной подачей» [4.С. 70].
В большинстве региональных СМИ и региональных отделениях российских информационных агентств высокие скорости передачи информации пока не используются. В первую очередь, подобная ситуация складывается, т. к. нет организованного рынка покупки фотоизображений, иллюстрирующих жизнь в регионах страны. Кроме того, фототехника для скорейшей передачи информации прямо из камеры по цене довольно высока и не по карману большинству местных СМИ. Чаще всего местные новостные фотографы пользуются ноутбуком либо планшетом с возможностью выхода в сеть интернет. При этом следует учитывать возможность провайдера по предоставлению покрытия сети в регионе. Зачастую события, мероприятия, соревнования могут проводиться в зоне неуверенного покрытия сигналом сети мобильного оператора и следует заранее побеспокоиться о поиске вариантов доступа к сети интернет.
На мобильные устройства обязательно устанавливаются какие-либо графические редакторы для дополнительной обработки фотографических изображений перед отправкой в редакцию. Каждый информационный сайт имеет определённые технические требования, предъявляемые к фотографическим изображениям, перед опубликованием в новостной ленте. К таким техническим требованиям могут относиться точный размер (рх) и разрешение (dpi), а также яркость, цветность и контрастность фотографических изображений. Следовательно, для оперативной мобильной работы фотограф должен устанавливать на мобильное устройство программы для работы с графикой [10]. При обращении к графическим редакторам разного рода мы, в первую очередь, замечаем, что подобные программы можно поделить на платный и бесплатный контент. И в той, и в другой области мы можем найти программы в виде приложений для использования на планшете либо смартфоне. Даже подобные мобильные приложения позволяют выполнить набор минимальных операций для подготовки фотографического изображения к публикации на новостном ресурсе. Напомним, что существуют определённые требования к обработке репортажных фотографий. Для обработки фотографических изображений на ноутбуке следует установить для постоянного использования такой класс программ как просмо-тровщики изображений, а также большие программы из класса графических редакторов.
Отдельно стоит обратить внимание на вопрос о качестве изображений, рассказывающих о трагедиях, погодных явлениях, и чрезвычайных ситуациях. Предугадать подобное событие заранее зачастую невыполнимая задача. Следовательно, чаще всего отсутствует возможность организовать качественную работу профессионального фотографа на месте больших трагедий и других внезапных событий. Кроме того, на доставку подготовленного фотографа в место события потребуется какое-то время, за которое ситуация может сильно измениться. В этом случае информационные агентства вынуждены обращаться за иллюстративным материалом непосредственно к очевидцам и участникам событий. С помощью фотокамер мобильных телефонов и смартфонов, очевидцы произошедшего могут запечатлеть уникальные документальные кадры. В таких случаях редакции крупных информационных агентств с большим удовольствием пользуются услугами «народных фотокорреспондентов». Примерами таких внезапных событий могут служить как тайфун или наводнение в Таиланде, так и теракт в Санкт-Петербурге, и пролёт и падение метеорита в Челябинской области и др. Самые распространенные, а, следовательно, и самые покупаемые изображения с подобных событий не отличаются особым качеством, т.к. сделаны на камеру мобильного телефона и не соответствуют высоким требованиям новостных агентств [9]. Но, тем не менее, несомненным достоинством подобных фото-
графических изображений является, прежде всего, отражение эпицентра события, кульминации произошедшего. «В любом случае, расширение возможностей фотографии с помощью последних наработок в области компьютерных технологий будет способствовать усилению качества и разнообразия, а в итоге и массовости коммуникаций в сфере визуальных медиа» [1. С. 304].
Таким образом, по результатам проведённых изысканий, можно утверждать, что на современном этапе развития информационного общества, фотограф должен успевать отвечать на вызовы постоянно меняющейся событийной картины мира. Кроме постоянного совершенствования профессиональных компетенций в области создания качественного художественного фотографического продукта репортажного характера о событиях окружающей действительности, следует активно следить за достижениями в области фототехники и фототехнологий. Что позволит успешнее конкурировать на рынке труда, а также окажет положительное влияние на скорость информирования потребителя/читателя о событиях в регионе и мире. Стоит также отметить, что заинтересованность региональных СМИ в увеличении скорости подачи информации новостного характера пока не столь высока как хотелось бы. Подобная ситуация складывается по той причине, что в штатах региональных СМИ отсутствует чёткая система деления обязанностей по доставлению визуальной информации до потребителя. В настоящий момент создание и подготовка репортажных фотографических изображений о событии (мероприятии) целиком и полностью ложится на плечи фотографа. В более крупных российских информационных агентствах существует более чёткое разделение обязанностей между фотографом, бильд-редактором, редактором, контент-менеджером. Следовательно, можно отметить тот факт, что региональный фотограф-новостник выполняет большее количество функций, чем фотограф крупного информационного агентства. Подобная ситуация складывается, прежде всего, от малого финансирования региональных СМИ и непонимания региональными редакциями особенностей работы фотографа-новостника.
Список литературы
1. Ващук, М. А. Организация работы национального фотопула на Олимпийских играх в Сочи 2014 [Текст] / М. А. Ващук // Знак: проблемное поле медиаобразования. - 2014. -№2(14).-С. 36-45.
2. Ганюшин, А. А. Перспективы развития визуальной коммуникации средствами цифровой фотографии [Текст] / А. А. Ганюшин // ЗПУ 2014. №1 С. 301-305.
3. Голуб, В. А. Проблемы современной фотожурналистики в контексте прогресса цифровых фотографических технологий [Текст] / В. А. Голуб // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. - 2012. - №1 (17). - С. 122-128.
4. Захаров, С. В. Тенденции и проблематика фотоиллюстрирования местных периодических изданий [Текст] / С. В. Захаров // Журналистский ежегодник. - 2012. - № 1. - С. 70-72.
5. Симакова, С. И. Влияние новых технологий на визуальный контент журналистских материалов [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Челябинского государственного университета. Сер. Филология. Искусствоведение. - 2015. -№ 5 (360). - С. 163-169.
6. Симакова, С. И. Журналистика данных как объективное требование времени и её влияние на формирование визуальной журналистики [Текст] / С. И. Симакова // Знак : проблемное поле медиаобразования : науч. журн. - Челябинск, 2016. - № 1 (18). - С. 18-25.
7. Симакова, С. И. Тенденции визуализации журналистского контента в современных СМИ [Текст] / С. И. Симакова // Вестник Северо-Осетинского государственного ун-та им. К. Л. Хетагурова. - 2015. -№3,- С. 213-218.
8. Терентьева, И. Н. Фото-текст: раскрытие или конструирование реальности? [Текст] / И. Н. Терентьева // Вестник НГТУ им. Р. Е. Алексеева. Серия «Управление в социальных системах. Коммуникативные технологии». - 2014. -№3.-С. 16-21.
9. Hill, J. Getting the Picture: The Visual Culture of the News [Text] / J. Hill, V. R. Schwartz. -Bloomsbury, 2015. - 321 p.
10. Wittwer, J. Talking through Pictures: A Beginner's Guide to Photojournalism [Text] / J. Wittwer. - 2nd Edition. - Ebook, 2016,- 84 p.
Краснобоярова A. C.
ПОНЯТИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ РАЙОННОГО ИЗДАНИЯ:
ОСНОВНЫЕ ПАРАМЕТРЫ
В статье рассматривается понятие типологической модели на примере газеты «Знамя Октября» Пластовского района Челябинской области. Выделяются две основные группы параметров - медиаэкономические и медиатворческие. Анализируется трансформация этих параметров на протяжении существования рассматриваемой газеты. Рассматриваются тенденции существования печатных средств массовой информации в советское и постсоветское время.
Ключевые слова: газета, типологическая модель, коммуникативная стратегия, меди-аэкономический аспект, медиатворческий аспект.
Потребность в информации велика не только в крупных городах. Провинциальные печатные издания имеют свою специфику, обоснованную вкусами, предпочтением и образом жизни населения. В зависимости от территориального расположения того или иного СМИ меняются жанрово-стилистические особенности, тематическое наполнение и дизайн. Понятие типологической модели издания объединяет не только эти параметры, но и статус издания, его экономическую основу и коммуникативную стратегию.
От типологических особенностей того или иного СМИ напрямую зависит его концепция. Исследователь Я. Н. Засурский в одном из своих трудов пишет: «Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией» [1.С. 259].
Медиаисследователи выработали несколько типообразующих признаков печатных СМИ. С.Г. Корконосенко выделяет регион распространения издания, его учредителя, содержательное наполнение, аудиторные и издательские характеристики. Р. М. Ямпольская говорит о таких типообразующих признаках прессы, как тип, объем, формат и целевая аудитория.
В современном гуманитарном знании существует проблема определения типологической модели периодического издания. Зачастую исследователи оперируют синонимичными понятиями «модель СМИ» и «типологический облик». Например, встречаются такие определения типологической модели: «Типологическая модель - своеобразный идеализированный аналог книги, представляющий собой определенную знаковую систему, составленную из научных категорий и понятий, отражающих в своем единстве социальную сущность книги как способа информационного общения. Согласно определению типологической модели необходимо создать идеализированную знаковую систему, составленную из научных категорий и понятий» [2.С. 24].