Научная статья на тему 'Понятие «Региональный международный порядок»: межпарадигмальный подход'

Понятие «Региональный международный порядок»: межпарадигмальный подход Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1737
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Власть
ВАК
Ключевые слова
МЕЖПАРАДИГМАЛЬНОСТЬ / СОЦИОСИНЕРГЕТИКА / ИНСТИТУЦИОНАЛИЗМ / КОНСТРУКТИВИЗМ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОРЯДОК / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК / INTERDISCIPLINARY / SOCIO-SYNERGETIC APPROACH / INSTITUTIONALISM / CONSTRUCTIVISM / REGIONAL ORDER / INTERNATIONAL ORDER

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Панченко Михаил Юрьевич

В статье рассматривается роль регионов в обеспечении регионального и мирового порядка. Для анализа роли регионов в международных процессах автор использует межпарадигмальные подходы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the role of regions in the provision of the world and regional order. To analyze the role of regions in international processes the author offers interdisciplinary approaches to the problem.

Текст научной работы на тему «Понятие «Региональный международный порядок»: межпарадигмальный подход»

Михаил ПАНЧЕНКО

ПОНЯТИЕ «РЕГИОНАЛЬНЫЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОРЯДОК»: МЕЖПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД

В статье рассматривается роль регионов в обеспечении регионального и мирового порядка. Для анализа роли регионов в международных процессах автор использует межпарадигмальные подходы.

The article considers the role of regions in the provision of the world and regional order. To analyze the role of regions in international processes the author offers interdisciplinary approaches to the problem.

Ключевые слова:

межпарадигмальность, социосинергетика, институционализм, конструктивизм, региональный порядок, международный порядок; interdisciplinary, socio-synergetic approach, institutionalism, constructivism, regional order, international order.

В основе процесса регионализации (возрастания роли регионов в политической жизни) лежит объективная тенденция к интернационализации международных связей в рамках определенных географических пространств. Повышению роли регионов в мировой политике способствовали прекращение «холодной войны» и ликвидация биполярной системы. В 1990-е гг. регионализация вступила в новый этап («новый регионализм»), который характеризуется комплексностью интеграционных связей (не только экономических, но и политических, культурных и др.), открытостью, формированием снизу и другими чертами.

Как мы видим, повышение роли регионов является результатом закономерных, объективных процессов в мировой системе. Они превращают региональные объединения в самостоятельный субъект международной политики. В среде политиков, дипломатов, юристов и экономистов все чаще стало высказываться мнение о необходимости «признания регионов наряду с государством полноправными участниками международных правоотношений»1. О значении регионального элемента структуры международной системы говорит тот факт, что в настоящее время не существует ни одного сколько-нибудь развитого государства, которое не было бы участником какого-либо регионального объединения.

Превращение региональных объединений в акторов международных отношений, по мнению ряда политологов (Д. Джонс и М. Смит, П. Мистри, Б. Оден, К. Лахтинмякки, Й. Какконен и др.), означает глубокие изменения в организации мирового порядка, переход от Вестфальской системы (основанной на отношениях между государствами) к поствестфальской, которая базируется на иных субъектах, включая региональные. Выводы зарубежных авторов о существенной роли регионов в поддержании международного порядка разделяют и некоторые российские ученые. Так, С.К. Песцов указывает на то, что международный регионализм превратился в сложную, многоярусную конструкцию, которая, «без всякого сомнения, может рассматриваться как одна из важнейших опор современного мирового порядка»2.

Тем не менее степень изученности проблемы регионального измерения мировой политики в целом и регионального международного

1 Вертинская Т.С. Регионы в международных экономических отношениях. - Мн., 2000, с. 3.

2 Песцов С.К. Современный регионализм: сравнительная историческая динамика. — Владивосток, 2004, с. 246.

ПАНЧЕНКО

Михаил Юрьевич — к.п.н., докторант кафедры социологии и политологии Московского педагогического государственного университета, доцент

т1скае1рипск@Ьо1-

mail.com

порядка в частности резко контрастирует с ее практико-политической актуальностью. Нельзя не отметить и некоторые теоретико-методологические проблемы изучения регионального международного порядка. Авторы опираются на классические (либерализм, реализм, марксизм и др.) и современные (неолиберализм, неореализм, конструктивизм, постмодернизм и др.) научные парадигмы. Однако каждая из перечисленных парадигм абсолютизирует свой взгляд на проблему, что порождает односторонность, схематизм понимания ее сути и не дает целостного представления о сущности и механизмах регионального международного порядка.

Поэтому многие теоретические проблемы нуждаются в рассмотрении на более широкой методологической основе, в частности на основе межпарадигмаль-ного подхода. Последний предполагает использование нескольких научных парадигм: институциональной, системной, структурно-функциональной, конструктивистской, нормативно-ценностной, со-циосинергетической, информационной, сетевой и др., наиболее полно отражающих традиционные и новейшие методологические подходы политической науки.

Сложности в анализе регионального международного порядка начинаются с рассмотрения родового понятия «регион». При всех различиях в большинстве определений отмечается, что регион представляет собой часть пространства (территории), характеризующуюся целостностью. Как отмечает У. Этиер, «регион регионален», т.е. конституируется на определенном географическом простран-стве1. Учитывая предмет нашего исследования, из всех разновидностей регионов наибольший интерес представляют те, которые выделяются по политическому признаку и носят международный характер. В отличие от внутренних, международные регионы включают территории нескольких государств. Дж. Най называет международным регионом «ограниченное число государств, объединенных географическими взаимосвязями и некоторой степенью взаимной зависимости»2.

Более точно специфику международ-

1 Ethier W Regional Regionalism // Regionalism and Globalization: Theory and Practice / ed. by S. Lahiri. - N.Y., 2001, p. 3.

2 International Regionalism: Readings / ed. by J. Nye. — Boston, 1968, p. XXI.

но-политического региона, на наш взгляд, отражает дефиниция, в соответствии с которой под ним понимается «проблемно-политическая общность, содержащая определенные политические отношения по поводу каких-либо проблем»3. В основе таких регионов лежат не только географические факторы, но и особые экономические, политические и иные отношения, складывающиеся между входящими в данный регион государствами. Исходя из системной парадигмы, которая является элементом используемого нами межпарадигмального подхода, мы полагаем, что международный политический регион следует рассматривать как подсистему мировой (глобальной) политической системы, объединяющую ряд государств и других субъектов, которые связаны специфическими властными отношениями. При этом субъекты региональной подсистемы не только связаны пространственно, но и вступают в политические взаимодействия, определяемые распределением власти в данном районе мира. В региональной подсистеме международных отношений формируется сложный комплекс взаимодействий акторов, деятельность которых направлена на ее сохранение, управление или развитие. К региональным акторам относятся государства, межправительственные и неправительственные международные организации.

Одной из важнейших характеристик международного региона как подсистемы является региональный международный порядок. Единственный автор, попытавшийся дать дефиницию региональному международному порядку — австралийский исследователь Дж.Коттон, который определил его как «образцы и установления, выработанные в региональной среде и нацеленные на поддержание мира в отношениях между государствами»4. Дефиниция, предлагаемая Дж. Коттоном, не лишена, на наш взгляд, некоторых неточностей. Так, само по себе наличие образцов и правил не обеспечивает порядок, поэтому не может быть отождествлено с ним. Кроме того, автор сводит понятие порядка к поддержанию безопасности, что сужает его содержание. По нашему мнению, порядок в отношениях между

3 Система, структура и процесс развития современных международных отношений / отв. ред. В.И. Гантман. — М., 1984, с. 94.

4 Cotton J. East Timor, Australia and Regional Order. — L. and N.Y., 2004, p. 84.

государствами способствует не только безопасности, но и предсказуемости, стабильности, организованности мирового политического процесса.

Поэтому мы рассматриваем международный региональный порядок как состояние региональной подсистемы международных отношений, которое выражается в подчиненности взаимосвязей ее элементов, прежде всего государств данного региона, определенным принципам, нормам и правилам. Как и применительно к другим разновидностям международного порядка (глобального, субрегионального и др.), речь идет не только о формальных, писаных нормах, но и неформальных, неписаных обычаях, принципах и правилах. В региональных подсистемах порядок устанавливается и поддерживается с помощью определенных механизмов (организованных или неорганизованных), совокупность которых вместе с использующими их субъектами образует модель регионального международного порядка в регионе.

Межпарадигмальный подход, предполагающий использование нескольких парадигм при анализе механизмов регионального международного порядка, позволяет выявить определенные средства его обеспечения.

Институциональные средства. Среди институциональных механизмов регионального порядка особую роль, как и на глобальном уровне, играют организации. В настоящее время государства создали немало влиятельных региональных организаций, способных упорядочивать взаимодействия между ними. В Европе это Европейский союз, в Северной Америке — НАФТА, в Южной Америке — Общий рынок Юга (МЕРКОСУР), Андский пакт; в Африке — Африканский союз, в Азиатско-Тихоокеанском регионе — АСЕАН, АТЭС и др. Обладая правом применения санкций к тем региональным акторам, которые нарушают нормы и правила международных отношений в определенном районе мира, организационные структуры способны в значительной степени сделать происходящие там международные процессы более стабильными и предсказуемыми.

Вместе с тем далеко не всегда отсутствие влиятельных региональных организаций делает невозможным поддержание порядка в том или ином районе мира. Так, многие эксперты отмечают низкий уровень институционализации региональных объ-

единений в Восточной Азии, отсутствие здесь развитых наднациональных институтов. Однако это не приводит к серьезным нарушениям международного порядка в регионе, который после Второй мировой войны рассматривается в качестве «островка относительного спокойствия»1.

Правовые средства. Региональный правопорядок представляет собой конкретизацию норм международного права, обладающую определенной автономией как к национальному, так и международному праву в целом. Его положения являются ориентирами, которым должны следовать региональные акторы. Тем самым ограничивается произвольность их внешнеполитических действий, и им придается определенная предсказуемость. Однако нормы регионального права эффективны лишь в том случае, если существуют механизмы их реализации, заставляющие международных акторов им подчиняться. В большинстве регионов мира такие механизмы в настоящее время либо отсутствуют, либо недостаточно действенны.

Экономические средства. В становлении и обеспечении регионального порядка экономические средства играют базовую роль. Углубление экономического сотрудничества в регионе, его переход на уровень интеграции усиливает взаимозависимость региональных акторов, ведет к более высоким уровням взаимодействия.

Интеграция экономики формирует упорядоченное рыночное пространство в регионе. Основными этапами этого процесса являются: региональная зона свободной торговли, таможенный союз, общий рынок, экономический союз, единое экономическое пространство с общей валютой, гражданством и т.д.

Культурно-идеологические средства. Формирование в том или ином регионе культурного, ценностного единства, вне всякого сомнения, способствует созданию и укреплению там международного порядка. Такое единство региона как социума обусловливает добровольное следование региональных субъектов неким общим правилам и нормам внешнеполитического поведения.

Говоря о культурно-идеологической общности в регионе, политологи употребляют термины «региональное сознание»,

1 Palmujokki E. Regionalism and Globalism in Southeast Asia. — Houndmills, 2001, p. 165.

«региональная идентичность» или «общий набор идеологических принципов».

Военно-политические средства. Использование вооруженной силы для установления и поддержания порядка на региональном уровне весьма распространено в современной мировой политике. Региональные организации и создаваемые для определенных целей временные коалиции по мандату или с санкции ООН сейчас осуществляют 35 миссий, в которых задействовано более 225 тыс. военного и гражданского персонала. Миротворческая активность региональных организаций в настоящее время превосходит аналогичную деятельность ООН1.

Наиболее широко военные методы по поддержанию стабильности используются в тех регионах, где уровень социальноэкономической, политической и культурной интеграции является самым низким (Африка, Ближний Восток). Это свидетельствует о том, что вооруженная сила играет роль вспомогательного, крайнего средства обеспечения регионального порядка, которое может быть эффективным лишь в сочетании с использованием других средств (институциональных, экономических, правовых и др.).

Информационные средства. Как и на глобальном уровне, постоянный обмен информацией, прочные коммуникационные связи на территории международных регионов являются важным средством обеспечения в них порядка. Чем ближе находится тот или иной район мира к формированию внутри него единого информационного политического пространства — системы разнообразных информационных потоков, которые организуются и транслируются по соответствующим каналам различными субъектами, тем более зрелым является региональный международный порядок.

Однако, по нашему мнению, не следует идеализировать интегрирующую роль современных информационных технологий. Они могут способствовать углублению разрыва между развитыми и развивающимися странами и регионами. Кроме того, информационно-коммуникативные технологии используются некоторыми государствами как инструмент геополитики, политической манипуляции, культурной

1 Стратегическая ситуация и основные узлы противоречий в Восточной Евразии / отв. ред. Г.Д. Агафонов. - М., 2007, с. 11.

интервенции, угрожающей национальной идентичности.

Сетевые средства. Действие политических сетей на пространстве международного региона, на наш взгляд, могло бы значительно укрепить координацию входящих в него акторов, а значит, стать эффективным механизмом поддержания регионального порядка. Сетевые структуры обладают преимуществами перед государственными, т.к. обладают способностью к самоорганизации, вовлечению широкого круга субъектов, открытостью, устойчивой системой коммуникаций. Под влиянием интеграционных процессов в регионах начинает складываться «трансграничное гражданское общество»2, которое включает прямые взаимосвязи между индивидами и организациями различных стран. В отдельных регионах именно социальные сети на негосударственном уровне, прежде всего в экономической области, играют существенную роль в поддержании порядка3. Следует, однако, признать, что процесс формирования полномасштабного, зрелого регионального гражданского общества находится на начальном этапе и далек от своего завершения даже в ЕС.

Модель регионального международного порядка носит динамический характер. Механизм динамики регионального международного порядка позволяет раскрыть социосинергетический подход, который является интегральной частью межпарадиг-мальной методологии. Являясь открытой нелинейной системой, региональный международный порядок развивается скачкообразно, переживает состояния стабильности и бифуркаций, взаимного перехода порядка и хаоса.

Как мы видим, межпарадигмальный подход позволяет наиболее полно выявить средства установления и поддержания регионального международного порядка. Кроме того, он показывает, что эти средства могут быть эффективными лишь в совокупности, когда они взаимно подкрепляют друг друга.

2 Hurrell A. Regionalism in Theoretical Perspective

// Regionalism in World Politics: Regional

Organization and International Order / ed. by L. Fawcett, A. Hurrell. — Oxford : Oxford University Press, 1995, p. 40.

3 Либман А., Хейфец Б. Корпоративная модель региональной экономической интеграции // МЭ и МО, 2007, № 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.