5. Gilovich T. Motivated skepticism and motivated credulity: Differential standards of evidence in the evaluation of desired and undesired propositions. // 12th Annual Convention of the APS. Florida: MBP, 2000. P. 312.
6. Wason P. On The Failure to Eliminate Hypotheses in a Conceptual Task // Quarterly Journal of Experimental Psychology. London: PP, 1960 (№ 12). P. 129-140.
7. Welsche J. Heuristics and Biases: Kritische Analyse des heuristics-and-biases-Programms von Kahneman und Tversky (German Edition). Berlin: Vdm Verlag Dr. Müller, 2010. P. 92.
ПОНЯТИЕ МЕЖЛИЧНОСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Полякова А.В.
Полякова Алёна Владиславовна - магистрант, кафедра педагогики и психологии профессионального образования, Институт образования и социальных наук Северо-Кавказский федеральный университет, г. Ставрополь
Аннотация: в данной статье ставится задача рассмотреть понятие межличностного взаимодействия. Объясняется проблема межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, приобретающая всё большее значение в современной школе. Исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие. При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному развитию личности ребенка. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного процесса становится приоритетным направлением исследовательской работы.
Ключевые слова: межличностное взаимодействие, образовательный процесс, межличностные отношения, субъекты образовательного процесса.
Образовательный процесс представляет собой многоплановое и полиморфное взаимодействие. Это и собственно учебное или, точнее, учебно-педагогическое взаимодействие ученика и учителя (студента - преподавателя); это и взаимодействие учеников (студентов) между собой; это и межличностное взаимодействие, которое может по-разному воздействовать на учебно-педагогическое взаимодействие.
Проблема межличностного взаимодействия в современной школе приобретает все большее значение. Организация процесса взаимодействия педагога и школьников в учебной деятельности оказывает непосредственное влияние на развитие субъектов образовательного процесса. Исследования показывают, что педагогическая деятельность осуществляется через межличностное взаимодействие. При неэффективном взаимодействии происходит нерезультативная передача знаний, возникают конфликты, затруднения в общении, что не способствует полноценному развитию личности ребенка.
Интерес к проблеме взаимодействия, возросший в последнее десятилетие в педагогике, обусловлен многими факторами. Во-первых, динамично расширяется коммуникативное пространство, что не может не сказаться на образовательном процессе: в него вовлекаются различные представители социума, выполняющие разные социальные роли и функции. Во-вторых, существенные изменения содержания и форм социальных отношений влекут за собой ломку и перестройку прежних стереотипов, вызывают социальную напряженность, которая, в свою очередь, создает почву для появления различного рода противоречий, конфликтов. В-третьих, проблеме общения уделяется внимание в «Стратегии модернизации
содержания образования» МО РФ, где подчеркивается: «...важное место в содержании образования должны занять коммуникативность, межкультурное взаимопонимание, готовность к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности, толерантность, терпимость к чужому мнению, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы» [2]. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного процесса становится приоритетным направлением исследовательской работы.
Первоначально понятие «взаимодействие» рассматривалось в рамках философских концепций. В философии это понятие используется для обозначения воздействия вещей друг на друга, для описания взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого бытия, человеческой деятельности и познания.
В психологической литературе взаимодействие понимается как процесс непосредственного или опосредованного воздействия, влияния участников этого процесса друг на друга [1]. В целом взаимодействие в структурном отношении - это процесс, который складывается, с одной стороны, из физического контакта, совместного перемещения в пространстве, совместного группового или массового действия и, с другой стороны, из духовного вербального и невербального информационного контакта.
Взаимодействие выступает как интерактивная сторона общения, обозначающая характеристику тех его компонентов, которые связаны с взаимовлиянием людей друг на друга, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Участие одновременно многих людей в этой деятельности означает, что каждый должен внести в нее свой особый вклад. На ее основе рождается коммуникативный процесс или межличностное общение. Обмен знаниями и идеями по поводу совместной деятельности неизбежно предполагает также достижение взаимопонимания между участниками, которое реализуется в новых совместных попытках организовать и развить далее деятельность. При этом для участников важно не только обменяться информацией, но и организовать обмен действиями, спланировать их.
Под межличностным взаимодействием субъектов образовательного процесса понимается сотрудничество, порождаемое потребностями в совместной деятельности, в процессе которой человек познает и преобразует мир, и проявляющееся в установлении и развитии контактов между людьми, в формировании межличностных отношений.
А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев отмечали, что межличностное взаимодействие - это система избирательных связей человека с другими людьми. Я.Л. Коломинский, А.В. Петровский рассматривали межличностные отношения как взаимоотражение.
Таким образом, в широком смысле межличностное взаимодействие - это случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок. В узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [2].
Список литературы
1. Иванова С.П. Учитель XXI века: ноопсихологический подход к анализу профессионально-личностной готовности к педагогической деятельности / С.П. Иванова. Псков, 2002.
2. Макарова Т.В. Гармонизация межличностных отношений между субъектами образовательного процесса // Научный форум: Педагогика и психология: сб. ст. по материалам XII междунар. науч.-практ. конф. № 10 (12). М. Изд. «МЦНО», 2017.
26