ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 37.015 ББК Ю9662.145
ГСНТИ 15.81.21
Код ВАК 19.00.07
Доронцова Ольга Александровна,
аспирант кафедры общей и профессиональной психологии, Брянский государственный университет им академика И. Г. Петровского; 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, 14; e-mail: 0limpiada1502@yandex.ru.
МЕЖЛИЧНОСТНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ АВТОНОМИИ ПОДРОСТКОВ
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: межличностное взаимодействие, субъекты образовательного процесса, автономия, подростковый возраст.
АННОТАЦИЯ. В статье рассматривается межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса, посредством, которого осуществляется формирование автономии в подростковом возрасте. В настоящее время автономия - важнейшая характеристика личности, позволяющая ей жить в соответствии со своим внутренним психологическим здоровьем. Особым возрастом, имеющим большой потенциал для формирования автономии, является подростковой возраст. В предлагаемой работе показано, что межличностное взаимодействие таких субъектов образовательного процесса, как психологическая служба, педагоги, подростки и их родители способствует комплексному воздействию на личность подростка, благодаря чему осуществляется формирование его автономии. В статье обозначены направления работы психолога с педагогами, родителями и подростками по формированию автономии последних. Отмечено значение сотрудничества как формы межличностного взаимодействия в процессе формирования автономии. Проведенная работа позволит расширить представления об особенностях формирования автономии подростковом возрасте.
Dorontsova Ol'ga Aleksandrovna,
Post-graduate Student of Department of General and Professional Psychology, Bryansk State University named after I .G. Petrovsky, Bryansk, Russia.
INTERPERSONAL INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATION PROCESS IN THE CONTEXT OF FORMATION OF AUTONOMY OF TEENAGERS
KEYWORDS: interpersonal interaction, subjects of education process, autonomy, teenage years.
ABSTRACT. The article describes interpersonal interaction of subjects of education process, by means of which the formation of autonomy is carried out in the teenage years. Now autonomy is the most important characteristic of the person allowing them to live according to their internal psychological health. Teenage years have special potential for formation of autonomy. The article shows that interpersonal interaction of such subjects of educational process as the psychological service, teachers, teenagers and their parents exercise complex influence on the identity of the teenager due to which his autonomy is achieved. In article outlines the areas of work of the psychologist with teachers, parents and teenagers in the formation of autonomy of the latter. The article notes the value of cooperation as a form of interpersonal interaction in the process of formation of autonomy. The undertaken work would allow expanding the ideas about the peculiar features of formation of autonomy of teenagers.
И
■зучение и анализ философской, социально-психологической и педагогической литературы по теме диссертации показал, что проблема взаимодействия - это одна из центральных научных категорий, подвергающихся всестороннему и глубокому исследованию.
Первоначально понятие «взаимодействие» рассматривалось в рамках философских концепций. В философии это понятие используется для обозначения воздействия вещей друг на друга, для описания взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого бытия, человеческой деятельности и познания.
Б. Ф. Ломов характеризует понятие «взаимодействие» через понятие «отраже-
ния», подчеркивая, что результат взаимодействия - есть возникновение изменений в каждом из них. По его мнению, взаимодействие лежит в основании психических явлений, оно обусловливает развитие познавательных, эмоциональных, волевых процессов и формирование личности [12].
Словарь по психологии трактует взаимодействие как «процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь. [6]. Это определение отражает механизм взаимодействия. Причем особенность взаимодействия - его причинная обусловленность. Каждая из взаимодействующих сторон представляется как причина другой и как следствие
© Доронцова О. А., 2016
одновременного обратного влияния противоположной стороны, что обусловливает развитие объектов и их структур [6].
В качестве показателей эффективности развития взаимодействия В. С. Смирнов выделяет: взаимопонимание (понимание совместной цели, задач, мотивов, адекватное принятие оценки, самооценки, единство направления на общую деятельность); взаимопознание (объективные знания индивидуальных особенностей, увлечений, интересов, склонность узнавать и понимать, интерес к другим); взаимоотношение (выражение такта, внимания, эмоциональная подготовка к совместной деятельности, удовлетворение результатами; сочувствие; сопереживание, уважение, желание общаться); взаимовлияние (умение соглашаться по вопросам спора, учитывание мнения и замечания, модификация способов поведения, действия); взаимные действия (реализация контактов, активность в коллективной деятельности, проявление инициативы в установлении контактов, согласованность, координация действий, помощь, поддержка) [16]. Это необходимо учитывать при организации взаимодействий, связанных с формированием автономии подростков.
Семантика понятия «межличностное взаимодействие» предполагает взаимодействие между личностями.
Б. Д. Парыгин в качестве основных компонентов процесса взаимодействия между людьми выделяет: самих людей, их взаимную связь и вытекающее отсюда взаимное воздействие друг на друга, а также в качестве результата взаимовлияния друг на друга - взаимные изменения людей. Причем, в процессе взаимодействия проявляется характерологическая, личностная сущность индивидов [12, с. 251].
«Межличностное взаимодействие» определяется в узком и широком смыслах. В узком смысле межличностное взаимодействие представляет собой систему взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных. Данная трактовка используется для обозначения способа реализации совместной деятельности, цель которой подразумевает разделение и кооперацию функций, с учетом взаимного согласования и координации индивидуальных действий. В широком смысле межличностное взаимодействие рассматривается как случайный либо преднамеренный, частный либо публичный, длительный либо кратковременный, вербальный либо невербальный личный контакт двух и более человек, приводящий к взаимным измене-
ниям их поведения, деятельности, отношений и установок. Данная трактовка чаще всего используется для указания на естественную взаимосвязь как-либо взаимно воздействующих индивидов. [15]. Причем, производимые человеком изменения всегда ориентированы и на себя и на другого и предполагают порождение нового качества в обоих субъектах взаимодействия. Изменения происходят не только на разных уровнях взаимодействующих субъектов, но и с разной для каждого степенью глубины [1].
Сложившиеся в ходе межличностного взаимодействия взаимоотношения могут способствовать или затруднять процесс этого взаимодействия. Для создания положительных межличностных отношений (взаимоотношений) в процессе формирования автономии подростка важно основываться на личность ребенка. Ориентацию на личность в межличностных отношениях подчеркивает С. В. Духновский, он отмечает, что в полной мере межличностные отношения реализуются, когда субъекты отношений начинают воспринимать и видеть друг в друге собственно личность и индивидуальность [4]. Ориентация на личность подростка в процессе формирования автономии заключается в использовании внутренних резервов его личности: потребностей, эмоций, отношений, склонностей, способностей.
По утверждению И. А. Зимней, межличностное взаимодействие, включается в целостный образовательный процесс [7]. Образовательный процесс мы понимаем как «совокупность учебно-воспитательного и самообразовательного процессов, направленных на решение задач образования, воспитания и развития личности в соответствии с государственным образовательным стандартом» [8].
Основными субъектами образовательного процесса являются администрация, учителя, школьники, их родители и школьные психологи, и от того, насколько они эффективно взаимодействуют друг с другом во много зависит успешность учебно-воспитательного процесса в школе [2]. Более того, от этого зависит успешность учащихся и за пределами учебного заведения.
Современное общество акцентируется на ценностях самого человека, на его индивидуальности, способности к самостоятельной постановке и реализации жизненных целей, его способности принимать собственные решения, регулировать собственную деятельность, поведение, эмоции. Эти свойства личности позволяют ей быть успешным и легко адаптироваться к изменяющимся условиям современной реальности. Обозначенные свойства личности в современной науке характеризуют понятие «автономия» [3, 10, 13, 18]
Особым периодом становления автономии можно считать подростковый возраст, в силу происходящих изменений в личности подростка. В этот период новое определяющее выражение приобретают личностные характеристики подростка, посредством которых формируется его автономия, это: самосознание, самооценка, самостоятельность, самоутверждение, регуляция деятельности и поведения, волевые качества, развивающееся чувство взрослости, в результате которого возникает способность отстаивать собственные взгляды, принимать решения, ставить лично значимые цели.
По мнению Д. А. Леонтьева, сущность подросткового кризиса заключается в конфликте между стремлением к автономии и недостаточным развитием психологических механизмов автономной регуляции поведения [10]. О. Е. Дергачева и Д. А. Леонтьев отмечают, что, для того чтобы в человеке сформировалась личностная автономия, необходимы соответствующие способы воспитания и образования, применяемые с раннего детского возраста. Ребенок должен расти в условиях, содействующих его инициативности и самостоятельности, в противном случае возникают различные деструктивные проявления, которые приводят к дисгармоничному развитию личности. Однако данные изменения могут быть устранены посредством психотерапевтической работы [3].
В настоящее время психологической службе в образовательном процессе уделяется большое внимание. Деятельность по психологическому обеспечению образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях (ОУ) регламентируется и международными актами в области защиты прав детей и молодежи, Законом Российской Федерации «Об образовании», и другими нормативно-правовыми актами в сфере образования.
Задачами психолого-педагогического обеспечения являются: психологический анализ социальной ситуации развития в ОУ, выявление центральных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств их разрешения; помощь личностному и интеллектуальному развитию обучающихся, воспитанников на каждом возрастном этапе развития личности; формирование у обучающихся, воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию; содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально-психологической обстановки в ОУ; психологическое обеспечение образовательных программ с целью адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и личностным возможностям и особенностям обучающихся, воспитанников; профилактика и преодоление отклонений в
социальном и психологическом здоровье, а также развитии обучающихся, воспитанников; участие в целостной психолого-педагогической экспертизе профессиональной деятельности специалистов ОУ, образовательных программ и проектов, учебно-методических пособий, проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных ОУ; участие совместно с органами управления образованием и педагогическими коллективами ОУ в подготовке и создании психолого-педагогических условий преемственности в процессе непрерывного образования; содействие распространению и внедрению в практику ОУ достижений в области отечественной и зарубежной психологии; помощь в обеспечении деятельности педагогических работников ОУ научно-методическими материалами и разработками в области психологии [14].
Таким образом, психолог взаимодействует с другими субъектами образовательного процесса для согласования их позиций. Благодаря помощи психолога педагогический коллектив может направить учебно-воспитательный процесс на независимое индивидуальное развитие каждого учащегося в пределах его личностных возможностей, интересов и призвания, что будет способствовать формированию автономии в учебной деятельности.
В качестве одной из форм межличностного взаимодействия С. В. Духновский и Р. В. Овчарова отмечают педагогическое взаимодействие [5]. Е. В. Коротаева определяет его как «детерминированную образовательной ситуацией, опосредуемую социально-психологическими процессами связь субъектов (и объектов) образования, приводящую к количественным и/или качественным изменениям исходных качеств и состояний обозначенных выше субъектов и объектов»[9, с. 31]. Она выделила следующие виды педагогического взаимодействия: деструктивное (искажение формы и содержания образования), реструктивное (ограничивающее) (осуществление строгого контроля), реструктивное (поддерживающее) (обеспечивание решения задач), конструктивное (целостность связи) [9].
Стоит отметить, что ранее педагогическое взаимодействие описывалось схемой субъект-объектных отношений. В ней педагог являлся активным субъектом, который организует сам процесс, а ученик рассматривался как относительно пассивный объект. Учитывая же активность участников образовательного процесса в контексте современной образовательной парадигмы, схему педагогического взаимодействия в настоящее время имеет смысл рассматривать как двухстороннее субъект-субъектное
взаимодействие, где обе стороны представляют собой полноправные субъекты образовательного процесса. Такое положение учитывает устремления подростка, его мысли, взгляды, эмоциональное состояние, способствует проявлению самостоятельности, творческого потенциала, активности, познанию себя, что способствуют формированию его автономии.
При межличностном взаимодействии психолога с подростками создается личност-но-развивающее пространство, в котором осуществляется построение индивидуальной линии формирования автономии. В процессе развития подросток обретает новые психологические способности, навыки и умения, переходя на качественно новый этап понимания мира и самого себя, совершая действия, которые определяют его мировоззрение и определяются самим мировоззрением, что значимо влияет на формирование его автономии. Чтобы помочь подростку в этом, возникает необходимость в психолого-педагогической поддержке, которая способствует развитию способностей личности к самостоятельной постановке и реализации целей, принятия решений на основе свободного осознанного выбора, поведенческой и эмоциональной регуляции, к адекватному оцениванию своей деятельности.
Существенная роль в формировании автономии у подростков отводится родителям [13, 18]. Однако в настоящее время увеличивается занятость родителей, родители в большей мере ориентированы на массовую систему дошкольных учреждений, происходит перенос исконно родительских функций на образовательные учреждения, уменьшается продолжительность и обедняется содержания общения в семье, возникает дефицит теплоты и внимательного отношения друг к другу, исчезают совместные формы полезной деятельности ребенка со взрослыми. Обеднение и формализация контактов в сочетании с повышенной требовательностью к исполнительности ребенка способствует формированию у детей неуверенности в своих силах, стойкого эмоционального неблагополучия, эмоциональной и поведенческой нестабильности, негативных форм самоутверждения, что отрицательно сказывается на развитии автономии. Таким образом, возрастает потребность в психологической помощи по проблемам, связанным с родительско-детскими отношениями. Психолог способствует ориентации родителей на возрастные и индивидуальные особенности психического развития ребенка; выражает рекомендации по воспитанию подростков в семье; проводит коррекционную работу в специальных группах с родителями и детьми; осуществляет
психологическое просвещение родителей с помощью лекционной и других форм работы. Создание наиболее оптимальной позиции родителей для формирования автономии подростка будет эффективной при совместных усилиях педагога и психолога; которые выступают посредниками при наличии противоречия между интересами подростка и позицией родителей относительно самостоятельности и автономии детей.
В процессе формирования автономии субъекты образовательного процесса изначально находятся в неравных условиях. Психолог имеет возможность управлять межличностной ситуацией, так как он «видит» обобщенный образ процесса своей деятельности, работает на перспективу, ведет к прогнозируемому результату, а подросток включается в процесс деятельности дискретно. Осознанность (и результативность) включения подростка в процесс межличностного взаимодействия для формирования его автономии зависит от индивидуальных особенностей подростка.
Межличностные взаимодействия субъектов образовательного процесса при формировании автономии подростков, имеющие самостоятельную значимость, в системе оказываются способными к целостной картине формирования автономии. В этой системе само межличностное взаимодействие является основным связующим звеном, поскольку оно подчеркивает взаимообусловленную связь между всеми ее компонентами.
Руководство процессом формирования автономии в системе межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса предполагает необходимость видеть, осознавать многостороннюю взаимообусловленную связь, отслеживать и корректировать функционирование ее сильных и слабых сторон, обеспечивать вписанность данной системы в общую картину развития личности подростка.
Эффективность системы межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса при формировании автономии подростков достигается не только фактом достижения поставленной цели (ориентация на результат - повысить уровень автономии подростка), но и позитивной оценкой внутреннего роста субъектов взаимодействия (ориентация на процесс). Неоправданный перевес той или другой стороны приводит к деформации сущности данного взаимодействия.
Говоря о характере контакта, межличностное взаимодействие субъектов образовательного процесса при формировании автономии подростка может рассматриваться как непосредственное, происходящее в «живом» общении, так и опосредо-
ванное, с использованием непрямых установок и воздействий: метод параллельного действия, метод «упреждения», метод снятия сопротивления и т.д. Содержание межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, посредством которого осуществляется формирования автономии в подростковом возрасте, заключается в создании таких окружающих условий, в которых подросток имел бы возможность выявить и реализовать или повысить свой уровень автономии, обозначить ее как привычную и осознаваемую потребность, необходимую для саморазвития, оптимальной адаптации в обществе, самоактуализации.
В процессе формирования автономии у подростков существенную роль играет такая форма межличностного взаимодействия, как сотрудничество. Оно предполагает направленность субъектов образовательного процесса на конструктивное обсуждение проблемы и рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения [5]. Использование таких типов сотрудничества, как: различные игры (ролевые и деловые), совместная деятельность, работа в группах (диадах и триадах), тренингах и прочее, предполагающих взаимодействие не только между взрослым и подростком, но и подростков между собой оказывает результативное влияние на формирование автономии. Значимой для нашего исследования является линия взаимодействия, добавленная Г. А. Цукерман - это сотрудничество обучающегося «с самим со-
бой», требующая обучения способам обнаружения изменений собственной точки зрения, навыков критического мышления [17]. Эта линия особенно важна при формировании автономии, благодаря умению сотрудничать с собой подросток определяет значимые для себя цели и направления, может управлять своим поведением, деятельностью, эмоциями.
Становится очевидным, что формирование автономии в образовательной среде невозможно без взаимодействия, и особенно межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Все исследователи отмечают положительное влияние межличностного взаимодействия для развития личности, ее способностей и качеств.
Таким образом, наиболее эффективным формирование автономии у подростков осуществляется в целостной системе межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса. Психолог как специалист по оказанию психологической помощи является одним из субъектов образовательного процесса, он организовывает взаимодействие между главными субъектами этого процесса - педагогами, учениками и их родителями с целью формирования автономии учеников-подростков. Благодаря системной организации межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса создается единство, которое охватывает значимые сферы развития подростка и посредством которого осуществляется формирование его автономии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абульханова-Славская К. А. Философско-психологическая концепция С. Л. Рубинштейна // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 26-45.
2. Взаимодействие субъектов образовательного процесса - основа социальной эффективности образования : учебно-методическое пособие / под общей ред. И. В. Васютенковой. СПб. : ЛОИРО, 2011.
3. Дергачева О. Е., Леонтьев Д. А. Личностная автономия как составляющая личностного потенциала / Личностный потенциал: структура и диагностика. М. : Смысл, 2011. С. 210-240.
4. Духновский С. В. Психология отношений личности : монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2014.
5. Духновский С. В., Овчарова Р. В. Гармония и дисгармония межличностных отношений субъектов образовательного процесса. Теоретические и эмпирические основы : монография. Курган : Изд-во Курганского гос. ун-та, 2012.
6. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. A. Психологический словарь-справочник. Минск : Харвест, 2007.
7. Зимняя И. А. Педагогическая психология. М. : Логос, 2004.
8. Коджаспирова Г. М. Педагогический словарь. М. : Гардарики, 2005.
9. Коротаева Е. В. Педагогические взаимодействия и технологии : монография. М. : Academia, 2007.
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М. : Смысл, 2007.
11. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы в психологии. М. : Наука 1984.
12. Парыгин Б. Д. Основы социально-психологической теории. М. : Мысль, 1971.
13. Поскребышева Н. Н. Социальная ситуация развития как условие становления личностной автономии подростка : автореф. дис. ... канд. псих. наук. М., 2010.
14. Приказ Министерства образования «Об утверждении Положения о службе практической психологии» N 636 от 22.10.99 [Электронный ресурс] / / URL: http:www.edu.ru.
15. Словарь практического психолога / Сост. С. Ю. Головин. Минск : Харвест, 2007.
16. Смирнов B. C. К вопросу о понимании сущности феномена конструктивное взаимодействие // Научно-технический сборник. Кострома, 2005.
17. Цукерман Г. А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. Рига : Эксперимент, 1997.
18. Шапиро Д. Автономия и регидная личность. М. : Класс, 2009.
LITERATURA
1. Abul'khanova-Slavskaya K. A. Filosofsko-psikhologicheskaya kontseptsiya S. L. Rubinshteyna // Psi-khologicheskiy zhurnal. 2009. T. 30. № 5. S. 26-45.
2. Vzaimodeystvie sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa - osnova sotsial'noy effektivnosti obrazovaniya : uchebno-metodicheskoe posobie / pod obshchey red. I. V. Vasyutenkovoy. SPb. : LOIRO, 2011.
3. Dergacheva O. E., Leont'ev D. A. Lichnostnaya avtonomiya kak sostavlyayushchaya lichnostnogo potentsiala / Lichnostnyy potentsial: struktura i diagnostika. M. : Smysl, 2011. S. 210-240.
4. Dukhnovskiy S. V. Psikhologiya otnosheniy lichnosti : monografiya. Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2014.
5. Dukhnovskiy S. V., Ovcharova R. V. Garmoniya i disgarmoniya mezhlichnostnykh otnosheniy sub"ektov obrazovatel'nogo protsessa. Teoreticheskie i empiricheskie osnovy : monografiya. Kurgan : Izd-vo Kurganskogo gos. un-ta, 2012.
6. D'yachenko M. I., Kandybovich L. A. Psikhologicheskiy slovar'-spravochnik. Minsk : Kharvest, 2007.
7. Zimnyaya I. A. Pedagogicheskaya psikhologiya. M. : Logos, 2004.
8. Kodzhaspirova G. M. Pedagogicheskiy slovar'. M. : Gardariki, 2005.
9. Korotaeva E. V. Pedagogicheskie vzaimodeystviya i tekhnologii : monografiya. M. : Academia, 2007.
10. Leont'ev D. A. Psikhologiya smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoy real'nosti. M. : Smysl, 2007.
11. Lomov B. F. Metodologicheskie i teoreticheskie problemy v psikhologii. M. : Nauka 1984.
12. Parygin B. D. Osnovy sotsial'no-psikhologicheskoy teorii. M. : Mysl', 1971.
13. Poskrebysheva N. N. Sotsial'naya situatsiya razvitiya kak uslovie stanovleniya lichnostnoy avto-nomii podrostka : avtoref. dis. ... kand. psikh. nauk. M., 2010.
14. Prikaz Ministerstva obrazovaniya «Ob utverzhdenii Polozheniya o sluzhbe prakticheskoy psikhologii» N 636 ot 22.10.99 [Elektronnyy resurs] / / URL: http:www.edu.ru.
15. Slovar' prakticheskogo psikhologa / Sost. S. Yu. Golovin. Minsk : Kharvest, 2007.
16. Smirnov B. C. K voprosu o ponimanii sushchnosti fenomena konstruktivnoe vzaimodeystvie // Nauchno-tekhnicheskiy sbornik. Kostroma, 2005.
17. Tsukerman G. A. Psikhologiya samorazvitiya: zadacha dlya podrostkov i ikh pedagogov. Riga : Eksperiment, 1997.
18. Shapiro D. Avtonomiya i regidnaya lichnost'. M. : Klass, 2009.