Христинина Е. В. Понятие коррупции и основные подходы к ее исследованию // Электронный научно-методический журнал Омского ГАУ. - 2019. - Спецвыпуск № 6. - URL http://e-journal.omgau.ru/images/issues/2019/S06/00678.pdf. - ISSN 2413-4066
УДК 343
Христинина Елена Викторовна
Кандидат юридических наук ФГБОУВО Омский ГАУ, г. Омск [email protected]
Понятие коррупции в образовании и основные подходы к ее исследованию
Аннотация. В научной статье исследуется понятие коррупции, основные подходы к ее изучению. Коррупция рассматривается с экономической, юридической, социологической и психологической точек зрения. Обосновывается необходимость дачи определения коррупции в сфере образования.
Ключевые слова: коррупция в сфере образования, взяточничество, незаконное вознаграждение, взяткодатели, институциональная коррупция, коррупционные механизмы.
Этимология «коррупция» («corruptio») означает «подкуп», «порча», «упадок», «совращение».
Определение «коррупция» содержатся в толковом словаре, под которым понимается моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами [7].
Явление коррупции известно с древнейших времен. Термин коррупции появляется в различных странах. Например, исследуя специфику политики и государства, Аристотель писал, что коррупция - неправильная форма монархии, тирания. В Риме под коррупцией понималась деятельность нескольких лиц, нацеленная на нарушение нормального судопроизводства или управления обществом. В эпоху Средневековья термин «коррупция» имело церковное, каноническое значение и означало некое проявление греховности человека. Политический деятель Н. Макиавелли сравнивал коррупцию с болезнью, которую тяжело распознать, но легче вылечить тогда, когда она не запущена [2].
До середины 16 века на Руси была введена система кормлений, означающая, что князья давали жалования должностным лицам за счет местного населения в период их службы. Однако из-за многочисленных жалоб на случаи вымогательства со стороны должностных лиц, система кормления была отменена в 1555 году, и Иван Грозный ввел порядок содержания служащих за счет казны, а также первым ввел запрет на взятки - посулы [8]. В последующие исторические периоды главы государства активно боролись с этим преступлением.
Международные стандарты, а именно Конвенция ООН против коррупции также закрепляют эффективные меры по противодействию и ее предупреждению [4].
Коррупция как явление проявляется в различных сферах жизнедеятельности человека: медицине, образовании, культуре, государственных и муниципальных органах и т.д. Коррупция в системе образования - сложное социально-экономическое явление, подрывающее всю образовательную систему, являющуюся важнейшим сектором экономики. Прямое государственное, региональное или муниципальное финансирование процесса
обучения не всегда является эффективным. Поэтому главной задачей государства в области образования должна являться создание такой инфраструктуры образования, которая бы обеспечила равный доступ всех граждан к образовательным услугам. Однако, следует констатировать наличие теневых отношений в сфере образования. Основными причинами коррупционных преступлений в данной области, по нашему мнению, являются:
1) недостаточность бюджетных средств для обеспечения всем высокого уровня образования с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. А по ст. 43 Конституции РФ каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии [5].
2) коррупционный путь является более выгодным для получения образовательных услуг, так как обе стороны заинтересованы в достижении совместно поставленной криминальной цели.
3) цели образования и результаты его не всегда совпадают. Так, полученный за незаконное вознаграждение диплом может положительно повлиять на карьеру его владельца, не хуже, чем полученные знания в учебном заведении. В то время как диплом, полученный путем приобретения знаний, не всегда позволяет владельцу успешно продвинуться по карьерной лестнице.
В целом, коррупция в сфере образования характеризуется латентностью и масштабностью.
Сегодня вопрос о коррупции является полемическим, ввиду отсутствия единообразного подхода и единых критериев к оценке определения коррупции.
Коррупцию изучают в юридической, социологической, экономической, политологической науках.
Юридическое понимание коррупции, состоит из постулата, что коррупция - это комплекс взаимосвязанных действий преступников, связанных с нарушением норм уголовного законодательства.
Законодательное определение коррупции содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273 - ФЗ «О противодействии коррупции» - это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеперечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица [10].
Вышеизложенное определение коррупции содержит конкретные составы преступлений, совершаемые вопреки законным интересам общества и государства: злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, дача взятки, получение взятки, посредничество во взяточничестве, коммерческий подкуп. Указанные виды преступлений содержатся в главе 30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления», за которые устанавливается уголовная ответственность и уголовное наказание [9].
Ученые-юристы, такие как А. Ф. Ноздрачев, С. Г. Александров, Е. О. Марлухина и др. активно занимались изучением юридической стороны коррупции.
Так, А. Ф. Ноздрачев расширенное трактует понятие, делая акцент на коррупции как социальном явлении, порожденном социальными противоречиями общества, государства, его властных структур [3].
Однако данное понятие лишено конкретики, так как в нем не содержатся конкретные виды преступных действий.
С. Г. Александров, напротив, чрезмерно узко определяет понятие коррупции, рассматривая ее как ситуацию, где должностное лицо принимает противоправное решение в пользу второй стороны, получая при этом незаконное вознаграждение [1].
Интересным является мнение Е. О. Марлухиной, которая рассматривает коррупцию как антисоциальное, общественно опасное явление, угрожающее национальной безопасности России, представляющее собой совокупность преступлений, совершенные публичными должностными лицами с использованием ими своего должностного и фактического положения, имеющихся у них должностных и служебных полномочий, вытекающих из них возможностей, вопреки законным интересам граждан, общества, государства, государственной службы, служб в органах местного самоуправления, коммерческих и иных организациях, для личного обогащения или в иных личных узкогрупповых и корпоративных целях либо выразившихся в предоставлении им возможностей и средств для достижения указанных целей, а также совокупность самих таких лиц [6].
Из анализа определений, можно сделать вывод, что феномен коррупции имеет следующие особенности: использование служебного положения (сфера публичного права); мотивация - личная или групповая заинтересованность; асоциальная, преступная направленность.
Юридическое исследование коррупции имеет серьезный недостаток, преступление рассматривается как изолированный акт, как деяние (действие или бездействие), предусмотренное существующим законодательством.
Экономический подход к изучению коррупции в сфере образования представлен разнообразными теориями, таким как теория теневой экономики, неоинституциональная экономическая теория издержек, институциональная теория, теория ренты.
Ученые-экономисты такие, как Ю. Латов, Л. Косалс, Р. Рывкина, Р. Радаев рассматривали коррупцию в образовании через призму теневых экономических отношений, то есть взяточничество при поступлении и в процессе учебы.
Представляется, что это такие формы взяточничества как: взяточничество при поступлении в учебное заведение, при сдаче экзаменов, зачетов, при защите дипломного проекта и т.д.
Рассматривая взятки в образовании с позиции теневых экономических отношений, необходимо отметить, что происходит нарушение социальных норм. Таким образом, обнаруживается позиция, сформированная в общественном сознании, согласно которой поступить в вуз возможно только при наличии незаконного вознаграждения.
Поэтому необходимо рассмотреть коррупцию через призму неоинституциональной экономической теории издержек, теоретические представления которой сводятся к признанию коррупции в системе образования как отклонения от некой нормы жизни.
Выдающиеся ученые экономисты и социологи У. Гамильтон, У. Митчелл, Т. Веблен, Д. Белл и Дж. К. Гелбрейт, Я. Тинберген изучали понятие института как некого «словесного символа для лучшего описания группы общественных обычаев», «способа мышления», ставшего «привычкой для группы людей или обычаем для народа». У. Гамильтон, исследуя институты, определял, что они устанавливают границы и формы человеческой деятельности. Ученые считали возможным говорить о естественном отборе институтов, как о содержании эволюции общественной структуры и основе общественного прогресса.
Коррупция, по нашему мнению, является неким экономико-правовым явлением, так как цель коррупционера - извлечение незаконного дохода, приводящего к социальной организованности. Поэтому исследовать коррупцию возможно с различных точек зрения, не только с правовой, но и с социальной, экономической. При исследовании коррупции как института, следует учитывать его способность воспроизводить самого себя и иные институты, быть социальным и политическим.
Институт коррупции - внутренне организованная система, позволяющая увидеть динамику коррупции и коррупционных процессов.
Э. Дюркгейм разрабатывая институциональный подход, считал, что институты - это идеальные образования в виде обычаев и верований, материализующиеся в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов.
В настоящее время, наблюдается большая масса преподавателей, использующих властные и распорядительные полномочия для личного обогащения.
Предполагаем, что сама институциональная коррупция в образовании возникла в связи с ослаблением механизмов государства, заменой идеологической парадигмы - оказания образовательных услуг господством частных интересов педагогов.
Если коррупционных механизмы нарушают образовательный процесс, искажает законные отношения преподавателя и обучающегося по оказанию (получению) образовательных услуг, тогда очевидно, что институциональная коррупция антагонистична государству, легитимной власти, закону и правам человека, способна им противостоять и использовать в своих интересах.
Институциональная коррупция представляет порой длительную деятельность педагогов, использующих легальную организацию в целях присвоения экономического результата и воспроизводства своей власти и своих полномочий. Институциональная коррупция не боится законов и законодательных инициатив, политических и иных программ борьбы с коррупцией. Например, введение единого государственного экзамена, повлекло значительное увеличение коррупционных сделок.
Некоторые исследователи экономисты рассматривали коррупцию как незаконную сделку, ренту, которую стремится учредить и использовать должностное лицо, обладающее властными полномочиями для извлечения выгоды. Коррупцию можно рассматривать как деятельность, представляющая собой собственные стадии и процедурные особенности. На стадии учреждения ренты осуществляется освоение полномочий, затем разделение должностных полномочий, как для получения дохода, так и в соответствии с формальной компетенцией. На второй стадии происходит выстраивание регламента коррупционных сделок, создание системы сигналов, привлечение посредников и пр. На последних стадиях коррупционер стремится к воспроизводству деятельности с помощью различных средств, организованностей, например, выстраивание легального прикрытия и т.д. Такая позиция влечет выстраивание четких алгоритмов коррупции среди педагогов. Очевидно, что коррупционный доход обеспечивает издержки таких процессов воспроизводства. Понятие основы коррупции посредством ренты предполагает, что получение дохода происходит не только за непосредственное экономическое значение объекта, но и за титул лица, претендующего на получение ренты. Например, преподаватели, ученые получают незаконное вознаграждение, потому что имеют свой социальный статус.
Некоторые ученые называют коррупционную деятельность чиновничьим оппортунизмом. Таким образом, коррупционер противопоставляет свой интерес общественному. Между тем если рассматривать коррупцию как деятельность, можно увидеть, что она как отклонение существует только вне рамок институциональной коррупции, а в ее рамках - это норма. То есть, корыстный мотив чиновника сильнее оппортунизма, он и образует незаконную ренту и коррупционную сделку.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что коррупция в системе образования представляет собой институт, нарушающий образовательный процесс, искажающий законные отношения преподавателя и обучающегося по оказанию (получению) образовательных услуг.
Социологический подход к исследованию коррупции в сфере образования представлен теорией рационального выбора в работах И. О. Шевченко, А. А. Гаврилова.
Согласно теории, акторы (взяткодатели (родители, студенты) и взяткополучатели) действуют рационально и преднамеренно, оценивая возможные издержки. То есть, предоставляя незаконное вознаграждение, взяткодатели оценивают возможные выгоды от поступления в вуз, а также и возможные издержки: стоимость взятки, социальное осуждение со стороны других людей, возможность провала коррупционной сделки и т.д. Взяткодатели
ставят возможные выгоды выше, чем возможные издержки, это объясняется тем, что получение высшего образования - есть высшая ценность, которая может предоставлять выгоды и привилегии в будущем, при трудоустройстве на работу.
Психологический подход к изучению коррупции представлен в работах таких ученых, как И. А. Максимцев, Э. Х. Локшина, О. А. Бахрах.
Ученые-психологи, рассматривают коррупцию с психологической точки зрения, изучая психологический портрет личности преступника, определяющих систему представлений о себе, межличностные отношения и характер взаимодействия.
С учетом психологической теории коррупция представляет собой поведение, отклоняющееся от моральных и этических норм ради достижения частных материальных и статусных целей, она является теневой формой специфического взаимодействия общества и публично-правовых институтов.
В целом, понятие коррупции в образовании необходимо рассматривать комплексно с разных точек зрения, ведь коррупции имеет политологическое, правовое, экономическое, социологическое, психологическое и другие значения. Именно поэтому важно уделять особое внимание рассмотрению данного феномена как междисциплинарного объекта, анализируя различные актуальные отраслевые и дисциплинарные походы к изучению коррупции.
Поэтому, считаем целесообразным, представить следующее определение коррупции в сфере образования - это комплексное экономическое, политическое, социальное и юридическое понятие, характеризующееся получением незаконного вознаграждения преподавателями образовательных учреждений и корыстное использование ими в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий.
Ссылки на источники:
1. Александров С. Г. Юридическая дефиниция «коррупция»: понятие, особенности методологического познания // История государства и права. - 2007. - №11. - С. 2-5.
2. Волчанская А. Н. Юридическая природа возникновения коррупции и исторические аспекты формирования антикоррупционного законодательства в дореволюционной России // История государства и права. - 2018. - №3. - С. 23 - 28.
3. Едкова Т. А., Кичигин Н. В., Ноздрачев А. Ф. и др. Противодействие коррупции в федеральных органах исполнительной власти: научно-практическое пособие. - М.: Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, 2015. - 141 с.
4. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Собрание законодательства РФ. - 2006. - № 26. - Ст. 2780.
5. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) // Собрании законодательства РФ - 2014. - №31. - Ст. 4398.
6. Марлухина Е. О. Криминология: учебное пособие. - М., 2018. - 370 с.
7. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. - М., 2018. 736 с.
8. Семыкина О. И. Историческая обусловленность института предложения и обещания взятки // Журнал российского права. - 2016. - №4. - С. 93 - 100.
9. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 №63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) Собрание законодательства РФ. - 1996. - №25. - Ст. 2954.
10. Федеральный закон от 25.12.2008 №273-ФЗ (ред. от 30.10.2018) «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - №52 (ч. 1). - Ст. 6228.
Elena Christinina
FSBEI HE Omsk SA U, Omsk [email protected]
The Concept of Corruption in Education and the Main Approaches to Its Study
Annotation. The scientific article examines the concept of corruption, the main approaches to its study. Corruption is considered from economic, legal, sociological and psychological points of view. The necessity of defining corruption in the sphere of education is substantiated.
Keywords: corruption in education, bribery, illegal remuneration, bribe-givers, institutional corruption, corruption mechanisms